Тест по биологии «Биосферный уровень. Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс) Вопросы по биосфере

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

2. изменяет среду их обитания

1. гидросферы 3) литосферы

1. более простые

1. биогеоценозом 3) биосферой

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

1. тип животного 3) царство

1. кислород 3) климат

А. растения Г. бактерии

Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

1. создание заповедников

1. биогеоценозах 3) биоритмах

1. биосферой 3) биосферой

3. сокращении биоразнообразия

3. космической энергии

4. энергии Солнца

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

4. усилению фотосинтеза

1. заказником 3) сообществом

1. газовая 3) запасающая

1. заповедниках 3) заказниках

2. биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

Г. процесс дыхания

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

1. экосистемой 3) биосферой

2. ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

1. абиотические факторы 3) живые организмы

2. антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

1. ослабляет конкуренцию между видами

2. изменяет среду их обитания

3. способствует удлинению цепей питания

4. влияет на сезонные изменения в природе

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

1. гидросферы 3) литосферы

2. атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :

1. применение удобрений 3) эрозия, засоление

2. создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

1. более простые

2. позволяют получить экологически чистую продукцию

3. не требует специальных условий

4. не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1. биогеоценозом 3) биосферой

2. агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

1. животные 3) грибы

2. бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1. непериодическим 3) абиотическим

2. антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1. синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

2. расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

1. тип животного 3) царство

2. отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1. создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

2. орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

1. газовая 3) концентрационная

2. окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

1. кислород 3) климат

2. живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

1. создание заповедников

2. расширение площади агроценозов

3. повышение продуктивности агроценозов

4. борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

1. саморегуляции 3) изменения экосистемы

2. колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

1. биогеоценозах 3) биоритмах

2. ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

1. защитить биосферу от загрязнения

2. повысить продуктивность агроценозов

3. ускорить круговорот веществ в биосфере

4. замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

1. биосферой 3) биосферой

2. биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

1. абиотические факторы 3) антропогенные факторы

2. ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

1. нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

2. стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

1. создании литосферы 3) создании Мирового океана

2. преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

1. изменении атмосферного давления

2. регулировании численности популяции промысловых животных

3. сокращении биоразнообразия

4. создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

1. круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

2. смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

1. в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

2. по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

1. К Линнеем 3) В.И. Вернадским

2. Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

1. космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

2. внутрипланетарной тепловой энергии

3. космической энергии

4. энергии Солнца

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

1. высотой полета птиц 3) озоновым слоем

2. высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

· или на выбор нескольких правильных ответов;

· задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

· задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

1. биологическим ритмом 3) саморегуляцией

2. круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

1. обмене веществ 3) круговороте веществ

2. саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

1. усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

2. возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

1. улучшению минерального питания растений

2. гибели лесов в ряде регионов земного шара

3. улучшению водного обмена у растений

4. усилению фотосинтеза

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

1. окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

2. газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

1. охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

2. отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

1. заказником 3) сообществом

2. агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

1. агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

2. устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

1. газовая 3) запасающая

2. концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

1. биотических и химических компонентов

2. биотических и мертвых компонентов

3. живых и химических компонентов

4. биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

1. животных, включая человека 3) растений и человека

2. растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

1. биохимическим 3) биогеохимическим

2. химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1. заповедниках 3) заказниках

2) биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

1. обмен веществ 3) круговорот веществ

2. смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

Номер вопроса

вариант
1,4 2,5 3,6
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
В1 БВДЕ БГД АБГ
|
  • Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  • Поиск на сайте:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


    ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

    «БИОСФЕРА»

    (теоретическая часть)

    тесты в форме ЕГЭ

    ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

    9 – 11 КЛАСС


    подготовила

    учитель биологии

    Андреева Эльвира Юрьевна

    Норильск – 2010

    Вариант теста № 1

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.


    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

    Вариант теста № 2

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.


    Вариант теста № 3

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
      заповедниках 3) заказниках биогеоценозах 4) природных парках

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

    Вариант теста № 4

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
    А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:
      экосистемой 3) биосферой ноосферой 4) видом
    А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:
      абиотические факторы 3) живые организмы антропогенные факторы 4) биологические ритмы
    А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:
      ослабляет конкуренцию между видами изменяет среду их обитания способствует удлинению цепей питания влияет на сезонные изменения в природе
    А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:
      гидросферы 3) литосферы атмосферы 4) жизни на Земле
    А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :
      применение удобрений 3) эрозия, засоление создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений
    А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:
      более простые позволяют получить экологически чистую продукцию не требует специальных условий не требует квалифицированного труда
    А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:
      биогеоценозом 3) биосферой агроценозом 4) опытной станцией
    А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:
      животные 3) грибы бактерии 4) растения
    А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:
      непериодическим 3) абиотическим антропогенным 4) биотическим
    А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:
      синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса
    А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является
      тип животного 3) царство отдел растения 4) биогеоценоз
    А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:
      создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов орошение земель 4) осушение болот
    А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?
      газовая 3) концентрационная окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая
    А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:
      кислород 3) климат живое вещество 4) тепло земных недр

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:А. растения Г. бактерииБ. биокосное вещество Д. биогенное веществоВ. живое вещество Е. косное вещество

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?
    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы основные функции живого вещества биосферы?

    Вариант теста № 5

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
    А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:
      создание заповедников расширение площади агроценозов повышение продуктивности агроценозов борьба с вредителями сельскохозяйственных растений
    А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:
      саморегуляции 3) изменения экосистемы колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы
    А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:
      биогеоценозах 3) биоритмах ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме
    А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:
      защитить биосферу от загрязнения повысить продуктивность агроценозов ускорить круговорот веществ в биосфере замедлить круговорот веществ в биосфере
    А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:
      биосферой 3) биосферой биогеоценозом 4) заказником
    А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)
      абиотические факторы 3) антропогенные факторы ограничивающие факторы 4) живое вещество
    А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:
      нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции
    А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…
      создании литосферы 3) создании Мирового океана преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков
    А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:
      изменении атмосферного давления регулировании численности популяции промысловых животных сокращении биоразнообразия создании новых сортов растений и пород животных
    А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:
      круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов смены экосистем 4) возникновения новых видов
    А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:
      в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом по цепям питания 4) со сточными водами
    А12. Впервые название «Биосфера» было дано:
      К Линнеем 3) В.И. Вернадским Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым
    А13. Биосфера существует в основном за счет:
      космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии внутрипланетарной тепловой энергии космической энергии энергии Солнца
    А14. Верхняя граница биосферы ограничена:
      высотой полета птиц 3) озоновым слоем высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:А. накопительная Г. концентрационнаяБ. окислительно-восстановительная Д. газоваяВ. проводниковая Е. окислительная

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.
    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Учение о биосфере.

    Вариант теста № 6

    (тема «Биосфера»)

    Тест состоит из 3-х частей.

    Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

    Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

      или на выбор нескольких правильных ответов;

      задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

      задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

    Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
    А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:
      биологическим ритмом 3) саморегуляцией круговоротом веществ 4) миграцией атомов
    А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:
      обмене веществ 3) круговороте веществ саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов
    А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:
      усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания возникновению цепей питания 4) смены экосистемы
    А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:
      улучшению минерального питания растений гибели лесов в ряде регионов земного шара улучшению водного обмена у растений усилению фотосинтеза
    А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:
      окислительно-восстановительной 3) биогеохимической газовой 4) концентрационной
    А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:
      охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы
    А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:
      заказником 3) сообществом агроэкосистемой 4) лесопарком
    А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:
      агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы
    А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:
      газовая 3) запасающая концентрационная 4) окислительно-восстановительная
    А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:
      биотических и химических компонентов биотических и мертвых компонентов живых и химических компонентов биотических и абиотических компонентов
    А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:
      животных, включая человека 3) растений и человека растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек
    А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:
      биохимическим 3) биогеохимическим химическим 4) биологическим
    А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:
      заповедниках 3) заказниках
    2) биогеоценозах 4) природных парках
    А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:
      обмен веществ 3) круговорот веществ смена биогеоценозов 4) саморегуляция

    В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

    С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Назовите компоненты и границы биосферы.
    С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?

    Ключ ответов к тестам по биосфере.

    номер вопроса

    БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

    Вариант 1

    1. Укажите почвы, характерные для зоны степей.

    А. Сероземы

    Б. Красноземы

    В. Черноземы

    Г. Желтоземы

    2. Круговорот веществ на Земле происходит в:

    А. Литосфере, биосфере, атмосфере.

    Б. Литосфере, биосфере, гидросфере.

    В. Литосфере, биосфере, гидросфере, атмосфере.

    Г. Биосфере, гидросфере, атмосфере.

    Тайга. Антарктическая пустыня. Саванна.

    А. Подземные воды

    В. Мантию

    Б. Экваториальный лес

    В. Широколиственный лес

    Г. Тундра

    А. Для растительности пустынь характерно преобладание верблюжьей колючки.

    Б. Для степей характерно отсутствие древесной растительности.

    В. Во влажных тропических лесах произрастают лиственницы.

    Г. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность.

    7. Разнообразие органического мира в океане зависит от:

    А. Температуры водных масс

    Б. Глубины

    В. Сезона года

    Г. Всех перечисленных причин

    А. Бентос - это организмы, обитающие на дне.

    Б. Почвы формируются при взаимодействии живых организмов, ветра, воды и горных

    В. Самой ценной частью почвы являются минеральные соли.

    Г. Растительная масса равномерно распределена по Земле.

    I. Тропическая пустыня. II. Тундра.

    Пингвины Песец Баобаб Мох Ландыш Саксаул Верблюд Белка Лемминг

    (стрижи, лягушки, подзолистые почвы, торфяные почвы, березы, осоки).

    Для природного комплекса «болото» характерны ____________________________ почвы. На болотах произрастают и водятся ___________________________________________________.

    11. Если водные источники вашей местности бедны йодом, необходимым для нормальной жизнедеятельности организма человека, его можно восполнить потреблением:

    А. Листвы плодовых деревьев.

    Б. Сигарет.

    Г. Морских продуктов.

    БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

    Вариант 2

    1. Укажите почвы, характерные для лесной зоны.

    А. Сероземы

    Б. Красноземы

    В. Черноземы

    Г. Подзолистые

    2. Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода происходит под действием:

    А. Атмосферных осадков

    Г. Крупных животных

    3. При помощи стрелок установите соответствие между животными, изображенными на рисунке, и природными зонами.

    Тропическая пустыня. Арктическая пустыня. Тропический лес.

    4. В состав биосферы включают:

    А. Облака

    В. Земную кору

    Б. Всю атмосферу

    Г. Всю гидросферу

    5. Укажите цифрами последовательность смены природных зон от экватора к Северному полюсу.

    А. Саванны

    В. Тропические пустыни

    Г. Арктические пустыни

    6. Укажите два верных утверждения.

    А. Для растительности степей характерно преобладание верблюжьей колючки

    Б. Для влажных тропических лесов характерны лианы

    В. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность

    Г. Для широколиственного леса характерны дубы и липы

    7. Распространение природных комплексов на Земле зависит от:

    А. Наличия водных объектов

    Б. Особенностей горных пород

    В. Количества осадков

    Г. Всех перечисленных причин

    8. Укажите верные утверждения.

    А. Максимальное количество растительности приходится на влажные тропические леса

    Б. Основным фактором формирования почвы является деятельность живых организмов

    В. Нектон - это растительность осушенных участков реки

    Г. Плодородие почвы - это ее способность обеспечивать питание растений

    9. При помощи стрелок установите соответствие.

    I. Антарктическая пустыня II.Тропический лес

    Пингвины Морошка Айсберг Шимпанзе Попугай Лишайник Верблюд Лиана

    10. Заполните пропуски, используя нужные слова

    (травянистая, древесная, ковыль, береза, полынь, дуб, осина, саксаул).

    Природный комплекс «лес» богат__________________________________________________ растительностью. Здесь можно встретить ___________________________________________, _______________________________________и ______________________________________.

    11. Основным источником вредного угарного газа являются:

    А. Камины

    Б. Растения

    Г. Выхлопные газы автомобилей.

    А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

    1) биосферном 3) популяционно-видовом

    2) биогеоценотическом 4) организменном

    А2. К антропогенным факторам относятся

    1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

    2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

    3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

    4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

    А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является

    1) межвидовая борьба

    2) разрушение мест обитания животных

    3) чрезмерное размножение хищников

    4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий

    А4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере

    1) эволюция органического мира

    2) замкнутый круговорот веществ и энергии

    3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека

    4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека

    А5. В биосфере

    1) биомасса растений равна биомассе животных

    2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

    3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

    4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

    А6. Биосфера является открытой системой, так как она

    А7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

    1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

    А8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

    1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

    2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

    А9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

    1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

    А10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит

    1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку

    А11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

    1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

    2) в нижних слоях гидросферы

    3) в верхних слоях атмосферы

    4) в литосфере на глубине 200 м

    А12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

    1) сохранение биоразнообразия

    2) вселение новых видов в экосистемы

    3) создание агроэкосистем

    4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

    А13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие

    1) устойчивости биосферы

    2) эволюции органического мира по пути ароморфоза

    3) смены биогеоценозов

    4) саморегуляции численности в популяциях

    А14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере

    1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота

    А15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

    1) разнообразием ее видового состава

    2) конкуренцией между организмами

    3) популяционными волнами

    4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов

    А16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает

    1) уменьшение озонового слоя 3) выпадение кислотных дождей

    2) засоление мирового океана 4) увеличение концентрации углекислого газа

    А17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –

    1) создание искусственных агроценозов

    2) сокращение численности хищных животных

    3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

    4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

    А18. В преобразовании биосферы главную роль играют

    1) живые организмы 3) круговорот минеральных веществ

    2) биоритмы 4) процессы саморегуляции

    С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

    С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

    Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

    Вариант 2

    А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы

    1) биотические 3) антропогенные

    2) абиотические 4) космические

    А2. Биосферу считают динамической системой, так как она

    1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем

    2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ

    А3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

    1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ

    2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ

    А4. Основателем учения о биосфере является

    1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин

    А5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом

    1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

    А6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются

    1) типы животных 3) популяции

    2) биогеоценозы 4) отделы растений

    А7. В биосфере биомасса животных

    1) во много раз превышает биомассу растений

    2) равна биомассе растений

    3) во много раз меньше биомассы растений

    4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

    А8. Устойчивость биосферы обеспечивается

    1) геомагнитными явлениями 3) атмосферными явлениями

    2) хозяйственной деятельностью человека 4) круговоротом веществ

    А9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине

    1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

    А10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

    1) микроорганизмами и грибами

    2) растениями и почвой

    3) животными, растениями и микроорганизмами

    4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

    А11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят

    1) эрозию и засоление, опустынивание

    2) осушение болот

    3) создание искусственных водохранилищ

    4) известкование полей

    А12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует

    1) разрушению озонового слоя

    2) разрушению структуры пахотного слоя

    3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

    4) вымыванию из почвы питательных веществ

    А13. Расширение озоновых дыр приводит к

    1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

    2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

    3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

    4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

    А14. Сохранению равновесия в биосфере способствует

    1) создание новых сортов растений и пород животных

    2) вселение новых видов в экосистему

    4) внедрение в производство малоотходных технологий

    А15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести

    1) парниковый эффект 3) вырубка лесов

    2) таяние ледников 4) расширение озоновых дыр

    А16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

    1) урбанизации ландшафтов

    2) циклических процессов на Солнце

    3) таяния ледников

    4) парникового эффекта

    А17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

    1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды

    А18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

    1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

    2) увеличить продуктивность биомассы экосистем

    3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

    4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

    С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

    С2.

    Ответы к тесту

    «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

    Вариант 1

    С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

      При использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство.

      Травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

    С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

      Таяние льдов, подъем уровня мирового океана.

      Затопление больших площадей побережий, плотно заселенных людьми.

      Изменение климата и непредсказуемость погодных явлений.

    Вариант 2

    С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

      В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов.

      В биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов.

      Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию неорганических веществ.

    С2. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

      Непосредственно повреждают органы и ткани растений.

      Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

      Понижают продуктивность растений.

    » 11 профиль

    Вариант №1

    1.Определите, верно ли данное утверждение.

    1.Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

    2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

    3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических

    4. Растительноядные животные являются консументами 2-ого порядка.

    5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

    6. К продуцентам относятся только зелёные растения.

    7. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических

    8. Биосфера включает в себя всю литосферу.

    9. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.

    10. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

    2. Выбрать правильный ответ:

    1.Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

    2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором являются: а) свет; б) температура; в) влажность ; г) давление.

    3. Международный список редких и исчезающих видов называется: а)чёрным списком; б) красной книгой; в) белыми страницами; г) памятником природы.

    4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более: а)90% биомассы ; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

    5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-ого порядка; г) консументы высших порядков.


    6.Участок территории суши или акватории , где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

    7.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

    8. Основную массу живого вещества биосферы составляют: а) животные; б) бактерии; в) растения; г) планктон.

    9.При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более: а) 1% энергии; б) 10% энергии; в) 90% энергии; г) 100% энергии.

    10. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

    3.Чем отличаются: а) биом и биогеоценоз; б) сообщество и экосистема.

    4. Приведите примеры антропогенного фактора. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия.

    Тест по теме: «Основы экологии. Учение о биосфере» 11 прф

    Вариант №2

    1. Определите, верно ли данное утверждение:

    1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

    2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергией на каждом пищевом уровне.

    3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

    4. Растительноядные животные являются консументами 1-ого порядка.

    5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10% энергии.

    6. Любой живой организм- это закрытая система.

    7. Консументы используют энергию, накопленную продуцентами.

    8. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

    9. Отношения муравья и тли - это пример межвидовой конкуренции.

    10. Взаимоотношения берёзы и подберёзовика - пример симбиоза.

    2. Выбрать правильный ответ:

    1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется: а) оптимальным; б) ограничивающим; в) неблагоприятным; г) летальным.

    2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

    3. Участок суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

    4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее: а) 90% биомассы; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

    5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) конусменты; г) консументы высших порядков.

    6. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там: а) мало кислорода; б) мало света; в) низкая температура воздуха; г) располагается озоновый слой.

    7. Экология – это наука, изучающая: а) влияние загрязнения на окружающую среду; б) влияние загрязнения на здоровье человека; влияние деятельности человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей средой.

    8. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) хищники; б) бактерии и грибы; в) растения; г) растительноядные животные.

    9.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

    10 Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

    3.Перечислите основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биогеоценозе.

    4. Как происходит смена сообществ? Назовите типы сукцессий.