Профессиональные стандарты педагога психолога в образовании. Профстандарт педагога-психолога, утвержденный правительством рф. Если вам нужны шаблоны локальных актов для ДОУ

Требования к педагогическим работникам, в том числе и к воспитателям дошкольных организаций, теперь будут урегулированы новым нормативным документом. С 01 января 2017 года вступил в силу Профстандарт Педагога, утвержденный Минтрудом РФ. Какие последствия для работодателя наступили в связи со вступлением в силу названного выше документа? Какие действия необходимо предпринять руководителю для применения профстандарта? Рассмотрим эти вопросы в настоящей статье.

В какие сроки начнет действовать профстандарт Педагога?

Как мы уже отметили выше, данный документ начал действовать еще с 01.01.2017 года. К счастью, это не означает, что прямо с начала нынешнего года работодатель должен строго руководствоваться этим профстандартом, а работники должны соответствовать требованиям, указанным в нем. Есть нормативные акты, которые позволят работодателю немного подготовиться к работе по профстандарту Педагога, утвержденному Минтрудом.

1. Проект Приказа Минтруда РФ, который приостанавливает действие профстандарта Педагога. В указанном правовом акте предлагается перенести срок начала действия профстандарта для педагогических сотрудников на 01 сентября 2019 года. Причинами переноса сроков являются следующие обстоятельства:

  • многочисленные обращения педагогических сотрудников и представителей профсоюзов о том, что работодатели и работники пока не готовы к применению профстандарта;
  • не сформирована единая система оценки уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • федеральные государственные стандарты высшего и профессионального образования должны быть приведены в соответствие с профстандартом.

Пока данный документ находится только на стадии общественного обсуждения и еще не прошел процедуру регистрации в Минюсте. Мы следим за ходом принятия этого нормативного акта, и будем держать вас в курсе этого вопроса.

2. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Данное правительственное постановление устанавливает особенности применения профстандартов в государственных и муниципальных учреждениях. Чиновники дали время указанным организациям, чтобы перейти на применение профстандарта вплоть до 01.01.2020 года.

Какие действия необходимо предпринять для перехода на профстандарт Педагога?

В указанном выше постановлении Правительства РФ отмечено, что до начала 2020 года государственные и муниципальные учреждения должны полностью перейти на применение профстандарта. Для этого потребуется утвердить план по организации применения профстандарта. Данный план должен включать в себя следующие сведения:

  • список профстандартов, которые подлежат применению в вашей организации;
  • о необходимости получения работниками дополнительного образования, профессионального обучения после проведения оценки соответствия их компетенции квалификационным требованиям, указанным в профстандарте, а также сведения о проведении данных мероприятий;
  • этапы применения профстандарта;
  • перечень внутренних документов организации, в которые необходимо будет внести изменения в связи с применением профстандарта (положение об аттестации, положение о премировании, должностные инструкции и т.д.).

Ознакомиться и скачать Профстандарт Педагога, утвержденный Минтрудом РФ, вы сможете по ссылке, размещенной в конце статьи.

Если вам нужны шаблоны локальных актов для ДОУ

Вы можете получить доступ к модулю "Нормативные документы ДОУ" информационной системы "Директория9. Он содержит инструкции, шаблоны и опыт экспертов. Подробности здесь.

Профстандарты 2017 года для педагогов утвержденные Правительством РФ

Уже с 1 января текущего года любой преподаватель должен полагаться на новый профстандарт педагога 2017 утвержденный Правительством РФ. Данный основополагающий документ заменит всем педагогам множество «ненужных» и малоэффективных пособий, инструкций и справочников. Именно приказ Минтруда от 18.10.2013 официально ввел в работу преподавателей такое понятие «профессиональный стандарт», которому должен соответствовать каждый, кто осуществляет образовательную деятельность. Что же такое профстандарт? С какой целью он был введен, и как координирует действия педагогов?

Что представляет собой профстандарт

Профессиональный стандарт на 2017 год - это документ,утверждающий перечень всех профкачеств и личностных компетенций, которыми обязан обладать любой учитель, воспитатель, библиотекарь и другой работник сферы образования. Согласно данному нормативному акту весь педагогический коллектив должен проходить профессиональную аттестацию, а по результатам присваивается соответствующий уровень квалификации (категория). Уровень компетенции педагогического работника влияет на рассмотрении анкеты при приеме на работу, создание должностной инструкций, а также при формировании оклада преподавателя.

Российский профстандарт содержит полный список знаний и профкачеств, которые должны быть присущи каждому педагогу, а также регулирует профессиональную деятельность работника сферы образования. Все трудовые действия разделены по блокам, соответствующим каждому из предметов. Профессиональный стандарт Правительство решило вводить постепенно, чтобы не шокировать преподавателей, и дать им возможность подробнее ознакомиться с документом. Его опробация началась несколько лет назад в 45 регионах России, в каждом образовательном учреждений были организованы специальные стажировочные площадки. Минобразования и науки постаралось привлечь как можно больше практикующих работников профессионального образования.

Также министр Минобрнауки ознакомил с целями, которые преследовало Правительство при ведении новых профстандартов.

Начиная с 2016 года, власти начали создавать реестр профстандартов для различных сфер деятельности, в указанных нормативных актах детально описывается уровень квалификации, которому должен соответствовать каждый из работников. К лету прошлого года было создано более трех десятков документов, регулирующих соответствующие направления, конечно же, особое внимание было уделено сфере образования. Ведь от учителя зачастую зависит будущее каждого гражданина страны, т.к. именно преподаватель закладывает в человека основы личности.

Главной причиной, по которой были введены профессиональные стандарты является отсутствие четкой структуры определения профессиональных компетенций работников при присвоения уровня квалификации. Ведь предыдущие нормы носили лишь рекомендательных характер и не были обязательными при принятии решения о присвоении соответствующей категории педагогу. А некоторые инструкции в последний раз обновлялись так давно, что просто перестали соответствовать современными реалиям.

Конечно, образовательный профстандарт занял особое место в реестре.

Профстандарты для педагогов в 2017 году позволяют разрешить основные задачи, стоящие при присвоении соответствующей категории работнику образования:

  • как обеспечить должную профподготовку начинающим педагогам;
  • как точно определить уровень квалификации;
  • как уведомить педагогов со всеми требованиями, которые будут к ним применяться;
  • как вместе с преподавателями повысить общий уровень образования в стране.

Именно профстандарты преподавателей 2017 года будут влиять на:

  • получение разрешения осуществлять педагогических деятельность;
  • определение уровня оплаты труда;
  • исчисление преподавательского стажа;
  • начисление пенсии;
  • карьерный рост педагога.

Новые задачи современного образования

Нормативный документ 2017 года должен утвердить для работников образования 5 типов квалификации. В акте перечислены несколько десятков компетенций, которыми обязан обладать педагог. Например, для выполнения воспитательной деятельности учитель должен основываться минимум на 18 умений. Начиная с текущего года каждый преподаватель будет выполнять не только образовательную функцию, но и быть своеобразным «социальным терапевтов», которые призван выявлять психологические проблемы в коллективе. Как правило, сейчас классный руководитель в процессе своей работы должен выявлять одаренных и социально неблагополучных учеников, а директор в обязательной форме уведомлен о наличии «проблемных» детей в ученическом коллективе.

Благодаря новым профессиональным стандартам будут утверждаться основные критерии, по которым оцениваются педагогические работники: готовность работать с детьми, умение общаться на основе взаимного уважения, безупречное владение своим предметом (например, учитель истории и обществознания должен не только описывать то, указано в учебнике, но и знакомить с редкими фактами), умение объяснить обучающимся пользу от саморазвития и образования, а также самостоятельно являться примером для подрастающего поколения.

А как же новое постановление повлияет на формирование оплаты труда? Начиная с 2013 года, Минобрнауки утверждает, что педагогические работники, которые смогут подтвердить соответствие профстандарту будут получать на порядок больше.

Проблемы введения профессиональных стандартов

По мнению некоторых опытных преподавателей, введение новых профстандартов повлечет за собой ряд проблем, по-первых, в российских образовательных учреждениях пока не созданы соответствующие условия для применения указанных нормативных актов. Во-вторых, во большинстве школ, особенно, в малонаселенных районах, просто отсутствуют специалисты узких направлений такие, как дефектологи, психологи и т.д. Пока Российская Федерация полностью не изменит структуру современных школ, введение подобный стандартов будет проблематично. А «приживется» ли профстандарт педагога 2017 года утвержденный Правительством РФ, будет известно совсем скоро.

Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – это работник педагогической сферы, областью деятельности которого является психологическое обеспечение процесса образования, работа над успешной социализацией учащихся, сохранением и укреплением их здоровья, защитой прав, осуществлением деятельности, направленной на предупреждение отклонений в поведении и развитии детей. Деятельность такого сотрудника регулируется специальными документами, в том числе профессиональным стандартом (ПС).

Зачем нужен этот профстандарт

ПС педагога-психолога вступил в силу с 01.01.2018 . Создание аналогичных актов в отношении других специальностей началось ещё в 2016 году. Это было вызвано острой необходимостью повышения квалификации работников, занятых в различных сферах деятельности.

Однако, несмотря на наличие такой потребности, недавно принятый профстандарт имеет не ультимативный, а лишь рекомендательный характер. Его использование позволяет разрешить целый ряд значимых вопросов:

  1. Обеспечение необходимой профподготовки будущих педагогов-психологов.
  2. Точное определение перечня требований к специалисту.
  3. Вовлечение психолога в процесс повышения образовательного уровня граждан, проживающих на территории страны.

В целом проф. стандарт определяет возможность получения специалистом должности или её сохранения. Также данный документ регламентирует величину зарплаты и то, какой стаж будет начислен сотруднику за время работы. Опираясь в работе на положения ПС, специалист обеспечивает себе возможность карьерного роста .

Профессиональный стандарт – это не только перечень основных требований к педагогу-психологу, он также обозначает общее направление деятельности специалиста . Зачастую начальная форма этого документа используется как шаблон, в который могут быть внесены положения, самостоятельно разработанные сотрудниками местного образовательного учреждения.

Структура стандарта

Проф. стандарт для педагогов-психологов, как и для представителей других профессий, формировался на основе специального макета, который был утверждён почти пятью годами ранее (12.04.2013). Поэтому документ имеет чёткое деление на несколько основных блоков:

  • Характеристика специальности (общая). Раздел посвящён описанию специальности. Прежде всего, указывается её наименование: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.

После отмечается точная сфера деятельности работника и её классификация в соответствии с ОКВЭД (отнесением к видам экономической деятельности) и ОКЗ (группой занятий).

Также отмечается, что для осуществления трудовой деятельности в образовательных учреждениях гражданин должен обладать высшим образованием по профильному направлению . Кроме того, к работе с детьми не могут быть допущены специалисты, осуждённые за преступления определённые по виду и составу законодательством РФ.

  • Характеристика, возложенных на работника обязанностей. Все приведённые во втором блоке трудовые функции получают дополнительную расшифровку. Помимо этого приводится список всех знаний и умений, которыми должен обладать педагог-психолог, а также перечень конкретных действий, которые ему придётся выполнять.
  • Сведения об организациях, которые участвовали в разработке документа. Последний пункт, содержит наименование одной ответственной организации, а также названия нескольких организаций, участвовавших в разработке документа.

Ключевые моменты

Профстандарт обязательно должен быть зафиксирован в местной документации, используемой в работе учреждения по следующим направлениям:

С момента утверждения профессионального стандарта педагога-психолога (то есть с 01.01.2018) руководство всех школ и других образовательных учреждений обязано учитывать положения данного документа при поиске и утверждении на должность специалистов соответствующего профиля.

Помимо этого профстандарт используется для правильной организации аттестационных проверок, составления местных должностных инструкций и определения размера зарплаты.

Основные обязанности согласно документу

Для реализации вышеперечисленных функций психолог, трудоустроенный в образовательном учреждении должен осуществлять следующие трудовые действия:

Помимо этого специалист обязан знать основы психологии, её принципы, понимать структуру этой науки и уметь использовать на практике методы .

Компетенции педагога-психолога

Педагог-психолог является одним их членов социально-педагогической и психологической службы (СППС) образовательного учреждения. Профессиональная компетенция (компетентность) педагога это сложная система, включающая в себя знания, опыт, умения, навыки и профессионально значимые характеристики работника, в том числе:

  • устойчивость и адекватность самооценки;
  • самоуважение;
  • уверенность себе;
  • положительное отношение к миру;
  • ответственность;
  • наличие устойчивой мотивации;
  • наличие способности к рефлексии и анализу различных ситуаций.

Основа компетенции – это специализация, полученная человеком в ВУЗе и обеспечивающая его основными знаниями, являющимися обязательными для педагога-психолога. Профессиональная компетентность реализуется в деятельности специалиста и представляет собой структуру, в которую включается:

  • специальная подготовка;
  • функциональная грамотность;
  • личностная компетентность;
  • навык практического применения технологий психолого-педагогической деятельности и осуществления последующей рефлексии;
  • способность вносить преобразования в осуществляемую деятельность, основываясь на рефлексивном анализе полученных результатов.

Компетенции представляются собой одновременно круг обязанностей, отражённых в должностной инструкции, сферу ответственности и диапазон полномочий, в пределах которого специалист должен демонстрировать свои способности, умения, знания и значимые личностные характеристики. Всё это отображено в профессиональном стандарте , положения которого специалист должен последовательно реализовывать в ходе своей трудовой деятельности.

Вашему вниманию видео с дополнительной подробной информацией о педагогическом профстандарте.

18 октября 2017 года. В Московском государственном психолого-педагогическом университете 18 октября с 11 00 ч до 13.00 ч (мск) состоится семинар в дистанционной форме (вебинар) «Обсуждение регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Организаторы вебинара: Министерство образования и науки Российской Федерации; Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский государственный психолого-педагогический университет.

Дата и время проведения вебинара: 18 октября 2017 года с 11 00 ч до 13.00 ч (по московскому времени).

Участники вебинара:
члены Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, координаторы и члены пилотных площадок субъектов Российской Федерации по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», педагоги-психологи образовательных организаций, представители организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов-психологов, эксперты в области разработки и применения профессиональных стандартов.

Участникам вебинара необходимо заполнить заявку в электронной форме ().

Вебинар состоится в дистанционной форме.

Участие в вебинаре бесплатное.

Информационные партнеры вебинара:

  • Интернет-сайт Московского государственного психолого-педагогического университета — мгппу.рф

Цель проведения вебинара: обсуждение результатов мониторинга регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Основные задачи вебинара :

  1. Анализ практики применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», выявление и анализ проблем при его внедрении;
  2. Обсуждение вопросов актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Материалы вебинара

Информационное письмо о проведении семинара-вебинара (скачать)
Программа семинара-вебинара (скачать)
Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации (скачать)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (скачать)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ПОДКЛЮЧЕНИЮ К РАБОТЕ СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА (ВИДЕОТРАНСЛЯЦИИ) (для слушателей вебинара)

1. Дата проведения видеотрансляции 18 октября 2017 года
2. Время проведения видеотрансляции с 11 ч 00 мин до 13 ч 00 мин по московскому времени
3. Технические требования к оборудованию для просмотра видеотрансляции
  1. Персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
  2. Колонки, наушники или встроенный динамик.
4. Подключение к видеотрансляции В 11 ч 00 мин 18 октября 2017 года начнется видеотрансляция работы вебинара.

Ссылка для подключения к видеотрансляции вебинара: https://www.youtube.com/user/fdomgppuru/live

5. Примечание Если на экране компьютера вместо прямой видеотрансляции по данной ссылке откроется страница «Трансляция начнется через…», это означает, что видеотрансляция еще не началась (до 11 ч 00 мин 18.10. 17). В подобном случае следует обновить страницу видеотрансляции (кнопка F5) (после 11 ч 00 мин 18.10.2017) или заново перейти по ссылке, указанной в пункте 4.
6. Рекомендации для дистанционных участников семинара-вебинара: А) Презентации докладчиков, а также другие материалы вебинара (в том числе видеозапись работы вебинара) будут размещены на сайте .Б) Дистанционные участники семинара-вебинара могут размещать свои вопросы и комментарии на странице видеотрансляции . Для размещения вопросов и комментариев необходимо наличие и авторизация электронной почты на Google (Gmail). Также вопросы можно направлять в наш электронный адрес [email protected] .

В) При возникновении трудностей во время прямой видеотрансляции просим обращаться к специалисту по технической поддержке видеотрансляции — Шуленина Юлия по электронной почте (e-mail: [email protected]).

Слайд №1 (заглавие)

В последнее время педагогические коллективы детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт предстоит педагогам. Сейчас требования к профессиональным качествам воспитателей также возросли.

Слайд №2

Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

Слайд №3

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. До 2018 года Минобрнауки РФ будет проводить работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

  • Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году.
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
  • Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,

олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года

  • Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.

Слайд №4

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше педагог был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются квоспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с детьми мигрантами;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

В 2015 году Министерство образования и науки Российской Федерации организовало второй этап внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога на базе 21 стажировочной площадки. Внедрение будет осуществляться не менее чем 6 месяцев.

Слайд №5

В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:

  • персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
  • должностные обязанности педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
  • новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;
  • модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. В настоящее время предлагается ввести сертификацию квалификаций и для педагогических работников. С этой целью планируется создавать сертификационные центры в регионах. Эта инициатива сейчас активно обсуждается профессиональным сообществом, в том числе и в Минобрнауки России. Если будет принято решение, что этот закон распространяется и на работников образования, то после его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога.

Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры.

Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.

Слайд №6

  • В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций, в нем определяются основные требования к квалификации педагога, отражена структура профессиональной деятельности педагога, требования к личностным качествам педагога

Но стоит учесть, что профстандарт

  • Может дополнятся региональными требованиями
  • Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
  • Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы

Слайд №7

Требования стандарта к образованию педагогов

  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
  • Требования к опыту практической работы не предъявляются

Слайд №8

Не допускаются к работе лица

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Признанные недееспособными
  • Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые действия, умения и знания.

Слайд №9

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет.

Слайд №10

На первом этапе подготовки задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Технологии здесь известны:

  • Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.
  • Рассмотрение содержания профстандарта на педагогических советах, семинарах, педчасах.
  • Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и др. площадках.
  • Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты.

Во-вторых , введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены до 01.01.2017 года.

В третьих . Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. В образовательных организациях нам предлагают поступить следующим образом – разработать ИОМ педагогов ДОУ.

Слайд №11

«Дорожная карта» индивидуального образовательного маршрута педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.

Слайд №12

Основные направления проектирования ИОМ

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях функционирования региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций и др., а также работу в региональных и федеральных профессиональных сообществах.

Участие в методической работе может осуществляться как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т. п.), так
и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов и т. п.). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок и т. п.).


Подписи к слайдам:

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО Подготовила Чернова А.Б. для городского методического объединения заместителей заведующих по ВМР

Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г. вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. но с 2016 г.– режим апробации.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Область применения Профессионального стандарта

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА в нем определяются основные требования к квалификации педагога может дополнятся региональными требованиями может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения отражает структуру профессиональной деятельности педагога выдвигает требования к личностным качествам педагога

Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Требования к опыту практической работы не предъявляются!

Особые условия допуска к работе

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ Педагог должен: Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детей Уметь организовывать ведущие виды деятельности Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей Владеть ИКТ- компетенциями

Рекомендации по внедрению профессионального стандарта в ДОУ Организация ознакомления педагогических работников учреждения с содержанием профессионального стандарта «Педагог»: организация обсуждения на педагогических, методических советах, методических объединениях, стажерских практиках ресурсных центров и др.; размещение информации на стендах в учреждении, сайте учреждения разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов детского сада в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с воспитателями, нормирования, оценки качества труда воспитателей; организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта педагога в учреждении; составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов детского сада на основе самоанализа (самооценки) уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог».

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.

Основные направления проектирования ИОМ

Алгоритм разработки ИОМ

Методы повышения мотивации и профессиональной мобильности педагогов Методы экономического стимулирования: доплата за активное участие, высокие показатели разовые премии Административные методы: рациональная расстановка кадров Психолого-педагогические методы воздействия: совет, просьба, пожелания стимуляция творческой активности, инициативности сотрудников

Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать! качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, чего ждет педагогов-психологов в ближайшем будущем.

— С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий Михайлович, что изменится в работе этих людей?

— Им придется осознать, что они умеют делать, как они это делают, насколько квалифицированы, куда им надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию. Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое - педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации. В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.

— Прописать можно все, что угодно, но готовы ли сами педагоги-психологи работать в условиях нового профстандарта?

Если мы говорим о реальном положении дел, то, как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться. Никто не собирается выгонять их из школ, даже если они не соответствуют требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов. Достаточно вспомнить трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.

Большинство педагогов-психологов работает самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям.

Вместе с тем, надо признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за недостаточной квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ обязывает их выстраивать индивидуальную траекторию обучения, систематически повышать квалификацию, обучаться по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации.

Раньше в этом деле царил произвол. Вопрос о повышении квалификации решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Сегодня профессиональное сообщество формирует целую систему программ профессионального обучения. Эта система будет работать согласно объективным требованиям, а не субъективным пожеланиям.

— Один из разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург предлагает ввести должности «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Предусматривает ли профстандарт педагога-психолога новую модель карьерного роста?

Сложный вопрос. Если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

Лично я всячески поддерживаю систему карьерного роста педагогов-психологов в виде «ступенчатых» должностей. Полагаю, что в сфере образования очень важно изменять структуру должностей и уточнять должностные обязанности.

Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание в соответствии с требованиями к должности, объемом работ и квалификацией работника.

Кстати, во многих странах мира самые квалифицированные и опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок выше, чем у только что пришедших в школу остепененных учителей.

— В новом стандарте четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. Выходит, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. Однако подавляющее большинство действующих педагогов-психологов – выпускники бакалавриата.

Да, здесь есть проблема. Представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих с 2017 года «изымать из обращения» педагогов-психологов-бакалавров, заменяя их педагогами-психологами-магистрами? У нас тогда вся система образования остановится!

Именно для этого даются еще целых три года (до 2020 года, когда профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до требуемого уровня.

Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно - за два года пройти магистратуру. Время есть.