Психология общения. Виды общения: деловое, ролевое, интимно-личностное. Потребность в общении. Перцептивная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры в общении -Психология и педаг

Во-первых , вторгаясь в личное пространство кого-либо, мы совершаем банальную, но все же серьезную ошибку. Люди очень раздражительны, когда дело доходит до личного пространства. Уважая личное пространство человека, ты получаешь доверие и авторитет. Поняв, как люди делят свое пространство, у тебя может сложиться лучшее понимание того, где твое присутствие приветствуется, а где нет, и ты начнешь действовать в соответствии полученным знаниям.

Во-вторых , тщательно наблюдая за дистанцией, на котором находятся твои собеседники, ты можешь оценить, насколько они тебе доверяют и привязаны к тебе.

Пару слов о человеке, который разделил личное пространство на зоны – Эдвард Холл.

Он пришел к заключению, что есть прямая корреляция между социальными позициями и физическим расстоянием между людьми. Это означает, что, когда ты полагаешь, что кто-то находится у тебя во «френдзоне », ты предпочитаешь держать его на определенной дистанции, далеко от своей интимной пространственной зоны, но достаточно близко, чтобы быть другом.

Таким образом, он разделил дистанцию, на котором мы удерживаемся от другого человека, на 4 главные зоны. Эти зоны служат "пузырями реакции" – когда ты входишь в определенную зону, ты автоматически активизируешь определенные психологические и физические реакции в том человеке.

Публичная зона

Эта зона достаточно большая также для наблюдения за другими людьми, при этом, не взаимодействуя с ними. Так сказать, нейтральная зона. Предположим, например, что ты нашел кого-то привлекательным, и ты смотришь на него с этого далекого расстояния – для него это, вероятно, хорошо и даже лестно. Наблюдение с близкого расстояния и пристальный взгляд, тем не менее, могут отозваться холодом вниз по позвоночнику.

Социальная зона

Это - самая нейтральная и удобная зона, чтобы начать разговор между людьми, которые знают друг друга недостаточно хорошо.
Это расстояние, на котором ты удерживаешься от незнакомцев, с которыми у тебя могут возникнуть некоторые взаимодействия: владельцы магазинов, продавцы, сантехники.

Иногда тебе может казаться, что это расстояние короче, особенно в сидячем положении. Объяснение, которое я считаю самыми подходящими к этому поведению, состоит в том, что в тех случаях обычно есть некоторый искусственный барьер между тобой и незнакомцем, например стол. Этот барьер помогает расслабиться и поддерживает чувство комфорта и в это время позволяет тебе быть на более близкой дистанции, чтобы обсудить и исследовать детали.

Личная зона


Дистанция между друзьями.

Диапазон: от 60 см до 1.5 метров.
Это пространство зарезервировано для друзей и семьи – людей, которых ты знаешь и доверяешь. Зона, позволяющая легкое и расслабленное общение, рукопожатия, жестикуляции.
Также в личной пространственной зоне есть другие подразделения, они зависят от личных предпочтений и привязанности. Основной принцип здесь: ты будешь стоять ближе к тому, кто тебе больше нравится.

Если есть возможность, ты должен избегать излишней близости к кому-либо, дабы не вторгаться в его личное пространство. Для того, чтобы на допустимом уровне сблизиться с человеком, нужно показать, что этот человек тебе нравится. Таким образом, ты запустишь волшебный круг взаимопонимания – они видят, что они тебе нравятся, им это тоже понравится, и в свою очередь им понравишься ты.

Интимная зона

Диапазон: от прямого контакта до 60 см.

Очевидно, это пространство зарезервировано только для пользующихся наибольшим доверием и любимых людей: родители, близкие друзья, дети, возлюбленные. Это зона, допускающая прямые контакты, объятия, в ней подразумевается тесное общение, оно соответствует доверительным отношениям.

Это пространство походит на обволакивающий нас пузырь, почти как продолжение нашего тела. Когда кто-то сюда вторгается, наше тело и разум автоматически реагируют. Если это достаточно близкий нам человек, мы расслабляемся и наслаждаемся близостью, но если присутствие не будет приветствоваться, то мы закроемся и попытаемся, так или иначе, сохранить нашу зону комфорта.

Некоторые люди используют давление , чтобы вторгнуться в это пространство и использовать в своих интересах – это состояние полного замешательства и уязвимости. Например, один из популярных методов допроса: надо запугать подозреваемого, добравшись очень близко или вторгнувшись в его интимную зону. Затем, в то время когда он беспомощен, попытаться использовать его уязвимость и дискомфорт, чтобы извлечь информацию.

Другая дополнительная интерпретация для получения доступа в эту пространственную зону: сексуальный интерес (или фальшивый сексуальный интерес – чтобы обольстить и управлять) это признак, что другая сторона хочет больше, чем просто дружба.

Близкая толпа

Что насчет переполненных условий? Как обстоят дела в полном лифте или автобусе?


Очевидно, мы не приветствуем этих незнакомцев в нашей интимной зоне, но, с другой стороны, мы знаем, что у нас нет выбора, как и у остальных. Таким образом, наш мозг нашел изящное решение – в это время мы избегаем рассматривать их как других людей, что является дегуманизацией. Так как мы подсознательно принимаем решение "проигнорировать" их как людей, чтобы чувствовать себя более безопасно, мы автоматически избегаем с ними любого человеческого контакта:
  • Мы избегаем зрительного контакта - уставиться на потолок или пол.
  • Мы изображаем безразличие на лице
  • Мы делаем минимум движений и жест, чтобы избежать возможного контакта
Вот почему переполненные общественные места часто рассматриваются как холодные и отдаленные, есть большой контраст между наличием большого количества людей в одном месте и таким небольшим человеческим контактом. Но это понятно, так как у нас особо нет выбора – мы просто не чувствуем себя в безопасности в окружении незнакомцев, находящимися так близко.

Личное пространство — это интимная территория, на которой человек чувствует себя спокойно, защищенно и комфортно. Садоводы знают: чтобы вырастить здоровое и плодоносящее растение, ему нужно отвести достаточное количество земли — это может быть 10 сантиметров на грядке или персональный горшок на окне. Цветок должен пустить корни, расправить листья, получить питание со своего клочка земли, вторжение на который может привести к его гибели. Человеку тоже жизненно необходима интимная территория, где он принадлежит только самому себе, может спокойно отдохнуть от суеты и других людей, помечтать, поближе познакомиться с собственным «я». Из этой статьи вы узнаете, как уберечь себя от стресса, сохранить гармоничные отношения с мужчиной и ребенком, не посягая при этом на их личное пространство.

В мире животных

Что же такое личное пространство и с чем его едят? Это понятие пришло к нам из науки о поведении животных — этологии. Каждому живому существу нужен свой уголок, который будет ревностно охраняться от чужаков. Окружающую территорию звери считают своей собственной. А вот её размер зависит от многих факторов.

В природе львы могут иметь «личное пространство» диаметром в сто километров. Понятно, что в зоопарке это же самое животное будет вынуждено обходиться десятью метрами... Эти хищники не потерпят чужаков на своей территории. Собаки и коты, даже домашние, метят границы своих владений. Резкий запах останавливает сородичей от того, чтобы занять чужое место. Если же кто-то решит посягнуть на территорию, которая ему не принадлежит, нужно быть готовым к драке не на жизнь, а насмерть.

Невидимый мыльный пузырь

Люди недалеко ушли от животных. То есть мы воспринимаем личное пространство как некую область вокруг себя, считая её продолжением своего тела. У кого-то она больше, у кого-то меньше. Ощущали ли вы когда-нибудь неприязнь от того, что малознакомый человек слишком близко подходит к вам, активно жестикулирует перед лицом или по-свойски хлопает по плечу? Это чувство совершенно обоснованно, ведь собеседник ведёт себя крайне неэтично по отношению к вам.

Первое правило гармоничных межличностных отношений, которое вывели психологи: нельзя нарушать личное пространство человека. Перешагивать его границы - это дурной тон. Желание сохранить физическое расстояние между собой и собеседником или любым другим человеком вполне нормально. Оно заложено в нас самой природой и дарит ощущение безопасности. Если нарушить личное пространство человека, он может замкнуться, стать агрессивным или проявить другие негативные качества, считая, что таким образом к нему было проявлено неуважение, недоверие и даже враждебность.

Знай своё место

Каждый человек стремится иметь свой укромный уголок, где он будет хоть на какое-то время скрыт от чужих глаз: квартиру, комнату, своё место в офисе... Эту территорию он «метит» дорогими себе вещами, украшает в соответствии со своим вкусом и дизайнерским талантом. Например, кактус на рабочем офисном столе и личная фотография свидетельствуют о том, что у места уже есть хозяин, причём со своим характером. Интерьер дома тоже может многое рассказать о человеке, его увлечениях, желаниях и творческих споосбностях.

Создавая семью, людям часто сложно «притереться» друг к другу, в какой-то момент личные пространства пересекаются или вовсе пропадают. Чтобы сохранить хорошие отношения, просто необходимо отвоевать право на временный уход в свой мир или хотя бы на диван.

Раз шажочек, два шажочек

Как понять, не переступили ли вы нечаянно черту личной территории незнакомого человека? В первую очередь нужно определиться с вашими отношениями. Исходя из этого несложно будет выяснить, насколько близко вы можете общаться, чтобы не доставлять собеседнику дискомфорта. Есть такое понятие, как зона личного пространства. Психологи выделяют четыре её разновидности: интимная, личная, социальная, общественная.

  • Интимная зона — самая небольшая, но при этом самая важная. Она составляет примерно от 15 до 45 сантиметров. Вступать в неё можно только самым близким людям: родителям, детям, близким друзьям, домашним животным.
  • Личная зона тоже достаточно небольшая, выделенная специально для друзей и знакомых. Она включает в себя расстояние, на котором мы с комфортом для себя готовы находиться на вечеринках или встречах с друзьями. Это примерно от полуметра до 1,22 метра.
  • Социальная зона отведена для незнакомых или малознакомых людей, с которыми у нас не было ещё контактов. Составляет примерно от 1,22 до 3,6 метров.
  • Общественная зона идеальна для выступлений перед большой группой людей. Она является весьма популярной у лекторов или ведущих различных мероприятий и составляет более 3,6 метров.

То есть, если вы пришли на концерт, не стоит лезть с объятиями к кумиру. Зато на вечеринке вполне можно посидеть рядом с друзьями.

Внимание, близость!

Как бы это ни было парадоксально, но личное пространство чаще всего нарушают самые близкие люди: родственники, друзья, любимые. И мы им это прощаем и иногда даже поощряем, например, во время сексуального контакта.

Но вторжение в нашу интимную зону чужаков - помимо эмоционального неприятия - вызывает еще и физиологические изменения в теле. Сердце начинает биться быстрее, адреналин зашкаливает, а кровь мощным потоком направляется в мышцы и мозг. То есть помимо нашей воли тело готовится к потенциальной борьбе или бегству. Поэтому не стоит обнимать или прикасаться к малознакомым людям, даже если они вам безумно нравятся. Эти действия могут настроить их по отношению к вам негативно. Вывод напрашивается сам собой: при общении всегда следует держать дистанцию.

Как не задушить собой мужчину

Личное пространство мужчины — это отдельная тема. Здесь уже включается психология взаимоотношений полов. Для того чтобы отношения удались и переросли в хорошую крепкую семью, нужно научиться ценить и уважать личное пространство партнера. Да, чувства бывают настолько сильными, что хочется проводить с любимым сутки напролёт, ходить за ним по пятам и не выпускать из виду.

Но это путь в никуда. Мужчина попросту задохнётся в нежных объятиях и сбежит при первой возможности. Каждому человеку нужно давать время на одиночество, когда он может обдумать сокровенные мысли или заняться любимым делом, отдохнуть от присутствия другого. После таких передышек чувства вспыхивают с новой силой.

Личное пространство ребёнка

Дети нуждаются в личном пространстве не менее взрослых. Пока ребенок маленький, он неотделим от мамы и не ощущает необходимости в отдельном уголке, зато по мере взросления собственная территория требуется ему всё больше и больше.

Детские психологи советуют родителям обязательно выделить ребёнку комнату или хотя бы часть её, где он будет полноправным хозяином. При этом вторжение в личное пространство недопустимо. Нельзя без приглашения заходить на его территорию, а уж тем более наводить порядок или трогать вещи. Ведь некоторые сокровища малышей взрослые могут посчитать обычным хламом, который нужно выкинуть. Если вы несогласны с чем-то, что так нравится сынуле или дочурке (музыкой, стилем одежды и т. п.), не стоит делать резких замечаний. Это может ранить ваше чадо. В результате малыш замкнётся и перестанет делиться с вами хоть сколько-нибудь важными вещами, не говоря уже о самом сокровенном. Нужно уважать с самого рождения личное пространство ребёнка, его интересы и выбранных им друзей. Тогда он вырастет уверенной в себе личностью, которая имеет стальной внутренний стержень.

Как не уничтожить комфорт и уют в доме

Часто нарушение личного пространства происходит по нашей вине. Необходимо просто правильно организовать досуг, договориться со всеми членами семьи о том, какая комната или угол будет за вами, обговорить вещи, которые нельзя трогать (косметичка, шампунь, ножи, телефон и так далее). Если сделать это заранее, то не будет возникать лишних ссор ни с мужем, ни с детьми. Взаимное принятие личного пространства делает отношения более крепкими и здоровыми.

Для ребенка - любимая качель, для взрослого - определенная лавочка в парке или, к примеру, столик в кафе… У каждого из нас есть любимое, давно облюбованное место. И становится не по себе, когда его вдруг занимает кто-то другой. Вокруг человека существует некая оболочка, которая имеет несколько уровней. Она и называется его личным пространством.

Эта тема весьма любопытна и часто затрагивается психологами. Ведь обладая подобными знаниями Вам будет легко расположить человека к себе, научиться создавать комфортное общение, не нарушая границ личного пространства.

Существуют 4 зоны пространства:

Интимная зона (от 15 до 46 сантиметров) Это основная зона пространства, ее человек охраняет, как лев свою территорию. И на попытки проникнуть за ее границы реагирует бурно и негативно. Только самым близким людям (родные, супруг/а, дети, друзья), с которыми человек находится в близком эмоциональном контакте, разрешается их пересекать. Также тут есть небольшая подзона (15 см), в которую можно проникнуть лишь при помощи физического контакта. Она называется сверхинтимная зона.

Личная зона (46 сантиметров до 1,2 метра) Расстояние, которое можно наблюдать на вечеринках, приемах, дружеских вечерах. Также это пространство стараются сохранять, общаясь с сотрудниками по работе и знакомыми.

Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра) Это расстояние человек держит с малознакомыми людьми, которых видит не впервые, но не имеет с ними никаких отношений, помимо работы или других совместных дел. Для примера - новый сотрудник на работе.

Общественная зона (более 3,6 метра) Комфортная дистанция в группе людей, на собраниях по работе, учебе. При нарушении ее незнакомыми людьми создается впечатление нехватки места. Рассуждая на тему личного пространства, неправильно забывать о том, что человеку свойственно "метить" свою территорию. На примере животных мы видели, как братья наши меньшие отстаивают свою землю, самку, семью. А ведь это - их личное пространство, которое они подсознательно присвоили и не позволят другим у себя отобрать. Абсолютно так же и у людей.

Понаблюдайте за своими родными. Вы заметите, что, например, отец любит сидеть в одном и том же кресле по вечерам, ребенок играет в определенном месте комнаты, а Вам неприятно, если за столом кто-то пьет именно из Вашей чашки, хотя на ней нет ни подписи, ни имени. Эти мелочи и показывают, что у человека есть свое пространство, за которое он готов бороться.

Похожая ситуация и с физической близостью. Для мужчины и женщины, если они близки между собой, это нормально. Но между малознакомыми и незнакомыми людьми при близком контакте (например, в метро или лифте во время давки) ощущается смущение. Женщины на касание незнакомых мужчин подчас реагируют возмущенно. Поэтому важно знать, в каких Вы с человеком отношениях и насколько близко можете к нему находиться. Понимая принцип личного пространства, можно выстроить отношения в коллективе, избежать недоразумений или наоборот, подпустив человека ближе, показать, что он Вам не безразличен.

Берегите себя и свое пространство, и помните, что Вы всегда имеете на него право!

Человек - социальное существо. Это известно ещё со времён Древней Греции, где наиболее суровым наказанием было изгнание из общины. Человек не может жить вне окружающей среды. Таким образом, социальная связь внутри общества является незаменимым механизмом, посредством которого люди взаимодействуют между собой. Эта теория была выдвинута греческими и и философами. Однако учёные люди того времени не понимали, как соотнести личное с общественным. Ведь человеческие связи основаны не только на публичных отношениях. Тот, кто поймёт взаимосвязь личной стороны и общественной, сможет постичь таинство общения, которое открывает множество возможностей. Искусство коммуникации - вот истинная цель социальной психологии. В процессе изучения этого вопроса появлялись закономерности, типы, формы, методы изучения и т. п. Впоследствии все эти элементы породили особую отрасль социальной психологии - проксемику.

Проксемика. Общая характеристика отрасли

В 50-х годах жил достаточно известный антрополог по имени Эдвард Холл. Он изучал взаимодействие личностного пространства человека с окружающей социальной средой. Учёный выдвинул теорию о том, что каждый человек организует своё личностное пространство, так же, как он организует микросубъектное пространство, структуру своего жилища, городскую среду. Другими словами, наше личное прямо влияет на общественное. Изучение этого вопроса позволило выйти на новый уровень понимания взаимоотношений между людьми. Таким образом, проксемика - это отрасль социальной психологии, изучающая временную и знаковую систему общения между людьми. Наука выводит принципы и закономерности удалённого невербального общения.

Проксемика и этика общения

Безусловно, этическая сторона взаимоотношений между людьми напрямую связана с психологией. Однако некоторые учёные прямо отождествляют проксемику и этику общения, чего ни в коем случае не стоит делать. Эти две науки имеют что-то общее, но в целом являются принципиально разными. Этика общения позволяет понять культурную сторону коммуникации, которая обеспечивает глубокое взаимопонимание между собеседниками. Задача проксемики несколько иная. Она занимается глубоким изучением самого процесса невербального общения, беря за основу отдалённость собеседников друг от друга. Благодаря полученным знаниям в процессе разработки этических и проксемических теорий, люди изобрели настоящее искусство общения.

Роль личного и межсубъектного пространства в общении

Фундаментом всей социальной психологии является расстояние между субъектами общения. С учётом этической стороны, о которой шла речь выше, все люди подчиняются единой системе межличностного контакта. Эта фундаментальная теория также была выдвинута Учёный предположил, что, вне зависимости от культурных особенностей человека той или иной нации, любой имеет свою личную территорию, которую он определяет для себя сам. Отсюда следует, что расстояние между собеседниками - это важнейший фактор, влияющий на процесс общения. По мнению самого учёного, удалённость субъектов наиболее важна во время перцептивной стадии, когда собеседники только начинают друг друга понимать. Как мы видим, проксемика изучает расстояние в процессе

Основные межсубъектные зоны

На сегодняшний день в социальной психологии выделяются личностные зоны, которые изучает проксемика.

Это перечень расстояний, согласно которым люди налаживают межличностный контакт:

1) Интимная - присуща только родственникам или очень близким людям, не желающим посвящать других в свой разговор (0 - 0,5м).

2) Личностная - это расстояние поддерживают все люди в повседневной жизни (0,5 - 1,2м).

3) Социальная - зона общения для формальных и светских встреч (1,2 - 3,66м).

4) Общественная - эту дистанцию выбирают во время публичных мероприятий.

Интимная дистанция

Удалённость между людьми с учётом интимного расстояния составляет не более 45 сантиметров. Это позволяет обмениваться личными мыслями и суждениями, не боясь, что их услышат другие люди. Когда люди общаются в интимной зоне, слова не особо имеют значение. Важнейшую роль отыгрывают невербальные факторы: взгляд, движения, прикосновения.

Нагляднее всего действие интимной зоны просматривается между супругами.

Люди, недовольные своим браком, всегда будут находиться на расстоянии, которое существенно превышает 0,5 метра. Абсолютно противоположную картину можно увидеть между счастливыми парами.

Нужно отметить, что границы интимной зоны могут отличаться у каждого человека. Например, люди, склонные к применению грубой силы, создают для себя интимную зону большего радиуса, чем у других людей. Подобная ситуация возникает вследствие постоянной готовности грубых и жестоких людей к появлению опасности.

Личностная зона

На таком расстоянии совершается большее количество коммуникаций в обыденной жизни. Это зона нормальных взаимоотношений между людьми. Близкая женщина, например, жена вполне может нарушать границы этой зоны. Те же действия со стороны постороннего человека будут выглядеть, мягко говоря, непривычно. Соблюдение общения свидетельствует о наличии такта у человека. Чем дольше собеседники находятся в личностной зоне, тем сильнее они привязываются друг к другу.

Подобная дистанция является ключевым этапом на пути достижения наилучшего интимного контакта. Чёткие и продуманные действия в личностной зоне обеспечат длительное и взаимовыгодное сотрудничество между участниками общения.

Социальная и общественная дистанции

Невзирая на важность личностной и интимной зоны, их изучение не является той основой, которую изучает проксемика. Это обусловлено относительной односторонностью представленных выше дистанций. Их легко понять, а ещё легче выделить закономерности. Более интересными являются социальная и общественная зоны. Они используются в процессе делового и публичного общения. На протяжении многих лет люди изучали две эти дистанции для нахождения эффективного способа управления массами. Люди, отлично владеющие контролем на публичной и социальной дистанции, всегда являются хорошими ораторами.

Современная проксемика

На сегодняшний день проксемика - это одна из самых популярных отраслей социальной психологии. Учёные повсеместно проводят изучение и разработку новых теорий в этой области знаний. Проксемика в общении является совершенно новым уровнем в процессе изучения межличностных связей. Умение применять знания этой позволят намного качественнее и быстрее налаживать контакт с людьми. Чем больше у человека знаний в сфере проксемики, тем быстрее он познает искусство общения.

Содержание.

Введение

1.Понятие общения в психологии, функции общения, его виды.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

1.3 Функции и уровни общения.

1.4 Виды общения.

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

3.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.

3.1 Особенности делового общения социального работника.

3.2 Общение в процессе консультирования.

3.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.

4. Теоретические основы общения в социальной работе.

4.1 Компоненты вербального общения.

4.2 Компоненты невербального общения.

4.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.

4.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.

5. Консультирование в социальной работе.

5.1 Цели, задачи и условия проведения консультирования.

5.2 Основные этапы консультирования

5.3 Правила и принципы проведения консультирования в социальной работе.

6. Заключение

Приложение

Список литературы.

Введение.

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума”.

Л. А. Петровская выделяет следующие слагаемые “коммуникационного взрыва”, под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных контактов:

1. Постоянно действующая историческая закономерность непрерывного углубления специализации и усиления кооперации во всех областях человеческой деятельности;

2. Влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства коммуникации, реализации межличностных контактов (почта, телефон, факс, Internet и т. д.)

3. Расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением. К их числу принадлежат различных уровней руководители, преподаватели, врачи, психологи, и более чем кто-либо – социальные работники.

4. Рост динамичности современной жизни с постоянной ломкой различного рода стереотипов, включая стереотипы, непосредственно затрагивающие область общения.

Все эти факторы делают проблему общения особо актуальной для современного общества и для социальной работы.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Кому как не социальному работнику приходится постоянно общаться с людьми в процессе своей профессиональной деятельности, выслушивать их проблемы и переживания и помогать хотя бы на словах, решить их. К тому же социальный работник зачастую служит посредником между человеком и государственными учреждениями, властями. Поэтому социальному работнику в процессе обучения обязательно должны даваться навыки правильного, “профессионального”, компетентного общения, которое будет необходимо и для психологического или юридического консультирования и для решения каких-либо проблем клиента, связанных с общением с официальными лицами, чиновниками и т. п.

Поэтому задачами данной работы является изучение роли общения в профессиональной деятельности социального работника, его компонентов, видов, различных аспектов и его специфики, а также рассмотрение практических рекомендаций по применению этих знаний.

1.Понятие общения в психологии, его виды и функции.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию и другие состояния общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н. Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуда).

Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности. Относительно ее они отыскивают все компоненты, свойственные деятельности вообще.

Третьи полагают, что общение может существовать в различный формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева и др.).

Ломов, Ананьев считают общение как специфической человеческой активностью наряду с деятельностью и познанием.

Все эти подходы отражают многоплановость, сложность такого феномена как общение. В социальной работе общение является одной из профессиональных характеристик специалиста и представлено оно и как отдельная деятельность, и как коммуникативный процесс.

Можно дать наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Это определение в полной мере подходит и для определения общения в рамках социальной работы. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Социальному работнику приходиться в процессе консультирования постоянно выполнять то первую роль, то вторую, и зачастую роль реципиента является более важной в профессиональной деятельности.

В отечественном психологическом подходе к пониманию общения выделяют ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Еще более важен, чем в повседневном общении, этот компонент для социальной работы, так как в задачу социального работника входит не только внимательно и активно слушать, но и уметь направить разговор с клиентом в нужное русло, т. е. корректировать содержание общения.

Цель общения – это то , отвечает на вопрос “ради чего существо вступает в акт общения?”. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В социальной работе обычно целью общения является решение проблем (психологических, правовых, материальных и др.) проблем клиента.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной .

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная .

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

а) Коммуникативная сторона общения .

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл . А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. “все должны говорить на одном языке”.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Об этих видах коммуникации будет рассказано позже (в главах 3.1 и 3.2)

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

б) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

в) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, (см. пункт 4.5)

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. Социальный работник обязан знать структуру общения для того, чтобы более эффективно работать с клиентами.

1.3 Функции и уровни общения

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

· Организация совместной деятельности

· Управление поведением и деятельностью

· Контроль

2.Психологические функции общения

· Функция обеспечения психологического комфорта личности

· Удовлетворение потребности в общении

· Функция самоутверждения

Функции общения выполняются на различных уровнях общения:

Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

1.4 Виды общения .

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3.По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и “групп риска” (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических

действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности “специалист по социальной работе” выделяются следующие его функции:

· аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

· диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

· системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

· активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

· действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

· организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

· эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно выделить функцию коммуникативную , с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. “Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека”.

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т. д.”

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и

неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.