Эффективные способы и методы лечения дцп. Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич является не самостоятельным недугом, а комплексом нескольких синдромов, определенных несколькими первопричинами. Данные синдромы объединяются единой общей чертой – поражение головного мозга, что приводит к патологическому нарушению функции движения. Особенностью недуга считается возникновения первичной симптоматики уже в первые годы жизни ребенка. На данном этапе развития малыша функциональность, за которую отвечает мозг, только формируется, поэтому при повреждении не исключается развитие ДЦП. Если рассматривать на примере подростка, то при поражении головного мозга в этом возрасте, также могут возникнуть проблемы с опорно-двигательной функций. Однако в медицинской практике это не будет квалифицироваться, как ДЦП. Поэтому после постановки ребенку диагноза, родителей волнует один из главных вопросов, возможно ли вылечить патологию?

Детский церебральный паралич характеризуется отсутствием признаков прогрессирования недуга, то есть с течением времени после поражения мозга у ребенка не наблюдается усугубление заболевания. К тому же при тщательном уходе за ребенком и применении правильных лечебных методик, можно частично скорректировать патологию. Однако, если лечение отсутствует, то ребенка все-таки могут ожидать тяжкие осложнения, усугубляющие опорно-двигательную функцию.

Процесс формирования ДЦП

Чтобы однозначно ответить на вопрос, можно ли полностью откорректировать патологию, необходимо рассмотреть две основные причины, по которым возникают двигательные расстройства:

  1. В нервных клетках головного мозга возникли изменения.
  2. Присутствуют первичные патологии мозга.

Внимание! Дефекты могут диагностироваться самые разнообразные под влиянием повреждающих факторов. При интенсивном развитии определенной структуры мозга, отмечается ее повышенная уязвимость, поэтому в зависимости от нее будут наблюдаться больше проблемы с верхними либо же нижними конечностями. Также может в целом нарушаться координация движений.


Основную группу риска составляют дети, что были рождены преждевременно, то есть до тридцать третей недели. Возникновение патологии обусловливается еще до конца не развитыми структурами мозга, а также несовершенными артериями. Если кислородное голодание возникает у полностью доношенного малыша, то риски минимизированы, поскольку кровь распределяется правильно, и при этом мозг не страдает. Напротив, у маловесных малышей происходит отмирание некого участка мозга, следственно, формируется ДЦП.


Нарушения личностного развития детей с ДЦП

Основные причины развития патологии

Существует три группы факторов, способных повлиять на развитие церебрального паралича.

Дородовой фактор Фактор во время родов Постродовой фактор
Кислородное голодание, что спровоцировано плацентарной недостаточностью;
воздействие на нервную систему плода различной инфекции;
резус-конфликт;
последствия хромосомных мутаций;
наследственные патологии
Если плод подвергается временной асфиксии;
произошла травма ребенка во время родоразрешения (случается, если у матери узкий таз или расположение плода было неправильным)
Ребенок получил травму головы;
последствия инфекций, что могли проникнуть в организм плода во время внутриутробного развития или по факту родоразрешения;
воздействие на организм ребенка токсических веществ

О причинах родовых травм, что приводят к ДЦП, можно узнать здесь.

Видео — Почему возникают родовые травмы?

Можно ли вылечить патологию?

Благоприятность прогноза напрямую зависит от своевременного подтверждения диагноза, а также не менее быстро начатой терапии. Медицинская практика подтверждает, что при систематическом лечении и своевременной реакции на патологию уже к трем годам состояние ребенка значительно улучшается. Правильное применение терапии способно откорректировать дефекты таким образом, что ребенок сможет полноценно посещать детский сад и школу.

К сожалению, в первые дни жизни ребенка практически невозможно диагностировать патологию. Затем, когда симптоматика незначительно проявляется, родители не спешат обращаться к специалисту, делая огромную ошибку.


Стоит отправиться на диагностику, если:

  • ребенок начинает отставать в развитии моторики;
  • вялое состояние малыша, что наблюдается очень часто;
  • отсутствие желания играть, плаксивость;
  • подгибание ножек, когда ребенка поддерживают, чтоб он опорно стоял;
  • проблемы с рефлексами ползанья;
  • во время ползанья по полу малыш начинает волочить нижние конечности.

Внимание! Очень важно своевременно заметить вышеуказанную симптоматику, поскольку от этого будет зависеть дальнейший прогноз для ребенка. Однозначно нельзя подтвердить, что патология излечима полностью, однако частично она поддается коррекции с помощью терапии и ЛФК.

Если родители начали лечение малыша в три-четыре года, то шанс на благоприятный исход остается при условии кропотливой терапии (работа над речевым развитием, лечебные методики, стимуляция познавательной деятельности, укрепление двигательных рефлексов). При стараниях родителей результат будет заметен даже, если лечение начато с запозданием.

Тяжесть ДЦП

Проявление симптоматики будет напрямую зависеть от размера пораженного участка мозга. Крайне важно, чтобы родители своевременно начали заниматься коррекцией речи и использовать ЛФК – это гарантия того, что степень тяжести значительно снизится.


Степень Краткое описание
Легкая При легкой форме патологического поражения ребенка можно считаться вполне полноценным, то есть он с легкостью может выполнять любые домашние задания и посещать обычные школы и сады. В дальнейшем ему не сложно будет освоить какую-либо профессию
Средняя В данном случае социализация ребенка не исключается, но, несмотря на это, ему все же требуется помощь посторонних людей
Тяжелая Осложнение в виде тяжкой формы ДЦП заключается в отсутствии возможности самостоятельно обслуживать себя. Ребенок является полностью зависимым от родителей

Это важно! Нельзя допустить, чтобы у ребенка была тяжкая стадия недуга, именно поэтому при проявлении ранней симптоматики необходимо направить все усилия, чтобы блокировать проявление ДЦП и социализировать ребенка.


Как проходит диагностика

Эффективность лечения прямо пропорциональная от времени выявления диагноза. Следовательно, важно обследовать малыша еще во время пребывания в родильном отделении. Повышенное внимание к детям из групп риска:

  1. Рожденные недоношенными.
  2. Дети с маленькими весом.
  3. Дети с врожденными патологиями и пороками.
  4. Инфицированные от матери в период внутриутробного развития.
  5. Если во время родоразрешения применялся вакуум-экстрактор, щипцы.
  6. Дети, которые находятся на искусственной вентиляции органов дыхания.
  7. Дети с минимальными показателями по шкале Апгар.
  8. Дети, что перенесли желтуху.


Всех детей из группы риска врач должен детально обследовать и выявить тонус мышц и рефлекторную реакцию. Если возникают подозрения на поражения участка мозга, то ребенка отправляют на специальные обследования:

После подтверждения степени тяжести патологии, врач определяет необходимые предписания для ребенка, что помогут восстанавливать двигательные функции, а также избежать осложняющих последствий.

Видео — Обучение родителей восстанавливать движения мышц

Лечение ДЦП заключается в возможности дать ребенку максимально полное развитие навыков и умений, не исключая обучения коммуникации со сверстниками и помощи в социальной адаптации.

Методика коррекции двигательных расстройств спастического типа (типичное проявление ДЦП) основана на онтогенетически поэтапном установлении двигательных функций с помощью поочередной стимуляции установочных рефлексов (выпрямительных).

При этом миелэнцефальная постуральная активность блокируется с помощью рефлекс-запрещающих позиций.

Больные вынуждены бороться с патологией всю свою жизнь. Терапию при ДЦП можно охарактеризовать как многомерный процесс, результатом которого является поддержка и восстановление сенсорных и моторных функций. Даже сам термин «лечение» в данном случае не является уместным, поскольку болезнь нельзя излечить полностью, а прогноз зависит от типа нарушений и формы нейромоторных поражений. Смысл борьбы сводится к тому, чтобы дать возможность инвалидам с ДЦП вести нормальную социализированную жизнь.

Медикаментозная терапия показана в острых периодах, когда структурное поражение головного мозга особо заметно.

Это первые полгода жизни новорожденного.

Для предотвращения судорог применяются два типа препаратов. Различные антиконвульсанты призваны прекратить рецидивы судорожной активности.

Все эти средства принимаются длительным курсом и различаются между собой механизмом воздействия на организм. Бензодиазепины используют в экстренной ситуации с целью остановки частых судорожных припадков при эпилептическом статусе. Их область действия - внутриклеточные процессы, протекающие в мозге. Чаще всего назначается «Диазепам».

Противосудорожные препараты подбирают индивидуально, все зависит от типа судорог и результатов ЭЭГ. Нет единого лекарства, абсолютно результативного при всех случаях припадков. Однако детям с одинаковыми формами судорог часто помогают средства, относящиеся к разным медикаментозным группам. А в частных случаях требуется многокомпонентная лекарственная терапия.

Чтобы снизить спастику мышц после ортопедических операций в качестве релаксанта принимают «Диазепам», и «Лиорезал» («Баклофен»), способный блокировать сократительные сигналы от спинного мозга к мышцам, и «Дантролен», способствующий усилению контроля над мышечными сокращениями.

Они снижают мышечный тонус только на момент приема, а при необходимости длительного закрепления нужно прибегать к иным методам, например, физиотерапии.

Кроме того, у каждого препарата есть обширный список побочных эффектов, включая сонливость и аллергические сыпи. Нет и четкого понимания того, как их длительный прием сказывается на детской нервной системе.

Какие признаки явно могут указывать на наличие у ребенка ДЦП? Проявление заболевания у детей разных возрастов рассмотрим .

Массаж и лечебная физкультура

ЛФК применяется после достижения адекватного значения ВЧД и при отсутствии судорожного синдрома. Без физнагрузок терапия не будет результативной.

Формат и длительность упражнений подбирается индивидуально, совместными усилиями невролога и реабилитолога:

  • нагрузки должны предупредить мышечную атонию и предотвратить атрофию незадействованных мускульных групп;
  • с их помощью избегают образования контрактур, фиксирующих мышцы в анатомически неверном положении.

Тренировки следует проводить каждый день, увеличение нагрузок происходит поэтапно и контролируется реабилитологом. В комплекс упражнений входит: гимнастика, фиксация и удерживание конечностей в заданном положении, растягивание мышц, раскачивание конечностей в суставах (по нарастающей амплитуде), ходьба, тренировки расслабления и при участии мышц-антагонистов.

Так же используется методика подъема по наклонным поверхностям, помогающая ребенку развить чувство равновесия. В конце сеанс дополняется упражнениями на выносливость.

Спастическая диплегия требует включения нагрузок с непрерывным движением, атонико-астатическая форма ДЦП - кратковременных занятий, атоническая - на поддержание равновесия.

Применяют следующие виды массажных техник:

  • курс классического массажа длительностью до 30 сеансов;
  • склеромерная - блокирует патологический болевой импульс от надкостницы к головному мозгу;
  • точечная расслабляющая - воздействие на акупунктурные точки.

Как дополнение к ЛФК используется стимуляционный массаж, направленный на разработку мышц-антагонистов. Каждая отдельная мышца должна получать не только дополнительную нагрузку, но и быть растянута по мере возможности.

Коррекция неправильных поз

Коррекция осуществляется с целью устранения спонтанно-патологических тонических рефлексов.

Эти упражнения призваны помочь мышцам расслабиться и подавить ненужную рефлекторную активность. Наиболее известна поза эмбриона, помогающая максимально подавить тонус мышц-разгибателей.

На первых занятиях укладки-упражнения проходят пассивно, позже ребенка учат выполнять их произвольно. Это дает возможность управлять активными движениями тела.

Отрабатывается и удержание головы при попытке ее повернуть. Затем переходят к удержанию всего тела при ходьбе. На этапе закрепления подключают упражнения на разгибание конечностей. Если ребенок научится держать голову и активно ею двигать, то сможет контролировать и туловище.

Голову учат держать постепенно, для начала условия занятий максимально облегчают, но сложность нарастает по мере овладения нужным навыком. Используют специальные валики, подкладываемые на сторону большего наклона. Также чередуют положения больного в кровати, относительно источника освещения. Если возникает потребность перенести ребенка на руках, тело прижимают к себе боком, противоположном повороту головы.

При тяжелой форме ДЦП могут применять специальные гипсовые фиксаторы головы и туловища. При этом во время сна голова фиксируется с учетом обратного поворота. Чтобы стимулировать мышцы шеи, больного приучают к лежанию на животе. Так легче поднимать и удерживать голову.

В момент формирования рефлексов, необходимых для установки нормального положения тела и головы, нужно закрепить ориентировочные рефлексы на звуковые и световые раздражения.

От ребенка требуют совершать осознанный поворот глаз и головы в сторону раздражителей.

Ему дают катить коляску, на которой закреплен подгрудник, предупреждающий опущение грудины и стимулирующий разгибательные мышцы в плечевом поясе. Отталкиваться больной должен с помощью кистей и пальцев рук. Эта деятельность позволяет развить необходимые выпрямительные навыки в верхних конечностях и кистях.

Хирургическая коррекция

Оперативная ортопедия подразумевает сухожильно-мышечную пластику, артродез, коррекционную остеотомию, устранение контрактур хирургическим путем (к примеру, поэтапная фибротомия по Ульзибату), использование дистракционных аппаратов.

Нейрохирурги используют функциональные методики: селективные ризотомию и невротомию, имплантацию баклофеновой помпы, эпидуральную нейростимуляцию спинного мозга, операции на подкорке головного мозга.

Прочие методы

Обобщая, можно сказать, что врачи стараются реабилитировать ребенка всеми доступными способами, применяя:
  • разнообразные массажные тактики;
  • лечебную гимнастику;
  • рефлексотерапию и ИРТ;
  • лечение по методу Войта;
  • кинезиотерапию;
  • пневмокостюмы, нагрузочные костюмы;
  • логопедические методики;
  • лечение токами;
  • вспомогательные технические приспособления.

При необходимости лечение дополняется препаратами, снижающими мышечный тонус: «Мидокалм», «Бактофен» и средствами, в составе которых есть производные ботулотоксина, например, ботокс или диспорт.

Большое внимание уделяется лечению сопутствующих заболеваний и синдромов, например, эпилепсии и расстройствам личности.

На ранних стадиях лечат не только ДЦП, но и основную болезнь, на фоне которой развились двигательные спастические нарушения. Детям показан регулярный отдых на курортах и в санаториях, возможны занятия с элементами антималотерапии.

Обучение больных принципам игры, особенно в комплексе с музыкальными и ритмическими упражнениями, будет способствовать развитию моторики, навыку осознанных движений руками, познанию окружающего мира и мышлению.

Также увеличит запас представлений и информации о предметах, улучшит речь и повысит социальную активность, поможет в освоении логико-грамматических конструкций, скорректирует нарушения высших корковых функций.

Лечение и физиотерапия наиболее эффективны в возрасте до 8 лет, когда родителям нужно приложить максимум усилий для реабилитации ребенка. Именно в этот период головной мозг активно развивается, вынуждая здоровые отделы брать на себя ответственность за выполнение утраченных или нарушенных функций. Чем скорее начнется лечение, тем больше у ребенка шансов социализироваться.

Видео на тему

Который волнует, как самого обладателя этого диагноза, так и его близких.

К сожалению, даже современная медицина не дает однозначного ответа. С одной стороны, болезни, при которых очагом поражения является головной мозг, не могут излечиваться окончательно в принципе, по определению, с другой – современной науке известны случаи настоящих чудес, когда абсолютно парализованные таких результатов, на которые медики не могли рассчитывать даже при самых оптимистичных прогнозах.

Единственное, что можно утверждать однозначно – это то, что лечебные меры необходимо предпринимать сразу же, как только диагноз точно установлен. Чем раньше начнется квалифицированное комплексное лечение, включающее помощь на самых разных уровнях – от физиотерапии до ортопедии, тем больше шансов минимизировать тяжелые последствия заболевания.

В данном аспекте немаловажное значение имеет не только лечение, как таковое, но и забота об инвалиде, оказание именно той помощи, в которой он нуждается, а именно, создание условий для того, чтобы ребенок мог в полной мере реализовать свои потенциальные возможности по мере роста и развития организма. Нужно не только лечиться, но и учиться:

  • совершенствовать и слуха с помощью специальных занятий;
  • улучшать методики, направленные на ребенка;
  • развивать .

Вылечить – не то слово, которое применимо к ДЦП. Главное здесь – адаптировать к жизни. Тем более, если речь идет о самой тяжелой степени заболевания. Но даже в таких случаях нельзя говорить о невозможности чего-либо. Ведь те специалисты, которые обещают полностью вылечить ребенка, как правило, используют людей, чтобы наживиться на чужой трудной жизненной ситуации.

Те же, кто, напротив, беспринципно сообщают, что никакой надежды на улучшения нет, просто опускают руки из-за отсутствия доказательной базы.

А истина, она, как всегда, где-то посередине: церебральный паралич может и не лечится, зато успешно компенсируется с помощью грамотной программы реабилитации. Ведь нельзя излечить – это не синоним «нельзя помочь». Безусловно, если смириться с судьбой и просто сидеть, сложа руки, надеясь на вдруг свершившееся чудо, вряд ли случится что-то хорошее.

Если действовать – рано или поздно результат придет. И каждый такой результат, даже самый крохотный, накопится с годами, словно снежный ком, в свою индивидуальную, но такую значимую жизненную победу.

Терапевты и учителя, медсестры и социальные работники, физиотерапевты и массажисты должны представлять собой целостную систему помощи не только больным людям, но и их семьям. Неважно, какой метод лечения будет выбран – или комплексное медикаментозное лечение, ортопедические аппараты или какое-либо – важна поддержка, реализуемая на разных общественных уровнях.

Когда люди с ДЦП смогут жить полноценно: и университетах, жениться и выходить замуж, работать и вить собственное семейное гнездышко, принимать самостоятельные решения и активное участие в общественной жизни – тогда можно будет действительно утверждать, что ДЦП излечим полностью. Даже если диагноз все-таки навсегда останется в толстой, исписанной многочисленными врачами, медицинской карте.