Критерии педагогического мастерства. "Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства" Определение понятия профессиональное мастерство

Обращаем внимание, что для оформления документов и доставки наград требуется от 2-х недель до 2-х месяцев.

Новости

Сегодня День социолога!

14 ноября российские социологи отмечают свой профессиональный праздник - День социолога, который пока не утвержден официально.

Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!.

7 ноября в России отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года. Установлена федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года. "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России".

27 октября, в воскресенье - День автомобилиста!

День работников автомобильного транспорта - профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников,всех, чей труд связан с автомобилями.

В ближайшее воскресенье в России отметят свой профессиональный праздник работники пищевой промышленности!

День работников пищевой промышленности был установлен в эпоху существования СССР, в 1966 году, и с тех пор традиционно отмечается в третье воскресенье октября.

Поздравляем с профессиональным праздником работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности!

День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности - это праздник тружеников полей и ферм, руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, ученых-аграриев, сельской интеллигенции, работников пищевой и перерабатывающей индустрии.

Профессиональное мастерство

Международный проект «Профессиональное мастерство» разработан в 2008 году. Тогда же Межотраслевой объединенный комитет по наградам и Международный общественный совет по нематериальному поощрению приступили к его реализации. При поддержке Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, в тесном сотрудничестве с Санкт-петербургским Фондом профессионального образования им. А.Г. Неболсина и Международным фондом поддержки социальных инноваций проект «Профессиональное мастерство» активно развивается.

Учреждены и зарегистрированы Золотая медаль «За профессиональное мастерство» и Серебряная медаль «За профессиональное мастерство» , а также новые оригинальные формы поощрения труда лучших работников предприятия – Международная премия «За профессиональное мастерство» и Национальная премия «За трудовые достижения».

Профессионал – это специалист, способный в сфере своей деятельности решить любую задачу. Для таких специалистов есть уважительное слово «мастер». Профессионал годами накапливает ценнейший опыт, он всегда открыт для новых знаний. Поощрение таких мастеров, признание их опыта – важная задача руководителя. Изготовленные специалистами Санкт-Петербургского Монетного Двора, символы признания профессионального мастерства призваны выделить наиболее достойных представителей профессии, отдавших своему делу время, силы и вложивших в него душу.

Профессиональное мастерство представляет собой высший уровень овладения работником своей профессией (специальностью) и подразумевает целый ряд качеств: высокую квалификацию и компетентность, надёжность и ответственность, технологическую культуру и самодисциплину. Кроме того, профессиональное мастерство всегда связано с профессиональным творчеством.

Признание профессионального мастерства

На любом предприятии, в любой организации можно наблюдать одинаковую картину: одни сотрудники (и их, к сожалению, большинство) занимаются профессиональной деятельностью без огонька, не стремясь получить новые знания и достичь выдающихся результатов. Такие люди, как правило, довольствуются малым, и от них не приходится ждать особого усердия и каких-либо достижений. К счастью, есть и такие работники, которые стремятся достичь наивысшего профессионального мастерства , и с этой целью они стараются овладевать новыми знаниями и навыками, а в процессе деятельности не боятся экспериментировать и создавать что-либо принципиально новое.

Причин инертности работника может быть несколько:

  • неправильный выбор профессии;
  • недостаток профессиональных знаний;
  • отсутствие стимула для профессионального роста.

Поскольку успешность и эффективность любого бизнеса и предприятия напрямую зависят именно от профессионализма и настроения кадрового состава, то крайне важно уделить достаточное внимание разработке адекватной системы мотивации, которая должна стимулировать специалистов к профессиональному становлению.

Компетентность, квалификация и профессионализм мастеров и специалистов устанавливается на самом предприятии (в частности, соответствующими тарифно-квалификационными комиссиями, коллегиями) или на специализированных тематических конкурсах. При этом берутся во внимание достижения кандидата за последнее время и/или результаты конкурсных работ. Конкурсы профессионального мастерства, как правило, проводятся сразу по нескольким номинациям – для оценки работы специалистов различных подразделений.

Подтверждённое профессиональное мастерство , как правило, вознаграждается на предприятии повышением разряда или повышением по службе, материальными надбавками, ценными призами, грамотами, дипломами и специальными наградными знаками. В качестве поощрения сотрудник может рассчитывать на получение более интересной работы (заказов).

Признание успехов сотрудников, доказавших своё профессиональное мастерство , и их награждение рекомендуется проводить в виде торжественных публичных церемоний. Это позволяет не только мотивировать перспективных специалистов и стимулировать весь коллектив, но и поднимает престиж организации в глазах её сотрудников.

Моральное поощрение, в том числе и за профессиональное мастерство, должно быть своевременным (следовать за достижением), а критерии вознаграждения – максимально понятными и прозрачными. Только в этом случае можно рассчитывать на ожидаемый эффект.

На основании анализа современной педагогической науки и практики, многолетнего опыта работы, можно выделить уровни педагогического мастерства педагогов ПО:

1 уровень (самый низкий) - преподаватель не способен к предвидению, к педагогическому предвосхищению хода и результатов занятия, четко не осознает конечные результаты усвоения студентами содержания программного материала;

2 уровень - преподаватель способен устанавливать оптимальный объем содержания программного материала, доступный для усвоения на конкретном занятии. Четко представляет конечные результаты обучения на занятии, но не может их соотнести с целями изучения темы, раздела, дисциплины в целом;

3 уровень - преподаватель способен соотнести цели и задачи конкретного занятия с целями и задачами темы, раздела, дисциплины в целом. Преподаватель способен обеспечить развитие целей от занятия к занятию, от темы к теме;

4 уровень - преподаватель способен соотнести цели данного занятия, дисциплин с целями других изучаемых инженерных дисциплин. Преподаватель владеет объектной сферой дидактического процесса;

5 уровень - преподаватель определяет цели занятия с учетом общих целей формирования личности специалиста. Преподаватель владеет методологией процесса профессионального обучения.

Самый высокий профессиональный уровень - педагогическое мастерство, высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.

Модель педагога ПО профессионально-технического учебного заведения:

1. Образовательный ценз - высшее профессиональное образование.

2. Профессиональная характеристика.

Область знаний Должен
Знать Уметь
1. Специальные дисциплины 1. В объеме образовательного ценза. 1. Применять на практике полученные знания.
2. Педагогика 2. Формы организации учебного процесса. Цели обучения и воспитания студентов (модель выпускника). Методы обучения. Все типы (виды) средств обучения. Виды и типы контроля знаний. Тестовый контроль. Формы и методы воспитательной работы. Условия формирования личности студента. Условия формирования коллектива студентов. Направление и содержание методической работы Требования к разработке учебно-программной документации (типовой и рабочей). 2. Проводить учебные занятия всех видов. Диагностично ставить цели обучения и воспитания. Владеть основными методами обучения: информационным, объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным, частично-поисковым (эвристическим), исследовательским. Дидактически обоснованно применять современные средства обучения в учебном процессе. Профессионально проводить контроль знаний студентов (традиционный, тестовый контроль). Обучать студентов процедуре самоконтроля. Реализовывать воспитательные функции в ходе аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Создавать условия для полноценного развития способностей студента, осуществлять индивидуальный подход. Владеть методикой создания коллектива. Создавать методические и дидактические материалы для учебного процесса. Разрабатывать рабочую учебно-программную документацию в соответствии с требованиями стандарта профессионального образования.
3. Психология 3. Психологические процессы и состояния. Психологическую характеристику личности. Психологические особенности студентов. Методы педагогической и возрастной психологии. Психологические основы организации усвоения учебной информации. Методы стимулирования познавательной активности. Психологию делового общения. 3. Индивидуализировать учебный процесс с учетом личностных качеств обучающихся и их возрастных их особенностей. На основе методов педагогической и возрастной психологии обеспечить усвоение учебной информации за счет правильной организации познавательного процесса. Правильно строить свои отношения с коллегами и студентами.
4. Экономика 4. Экономические знания в объеме образовательного стандарта: маркетинг как метод управления образовательным учреждением; - основные формы учета и отчета в образовательном учреждении; - современную систему налогообложения. 4. Применять экономические знания на практике. Изучать рынок труда и образовательных услуг для планирования контингента образовательного учреждения. Составлять коммерческие и некоммерческие маркетинговые планы для учебного заведения.
5. Право 5. Правовые знания в объеме образовательного стандарта, а также: - законодательство в сфере образования; - законодательство в сфере коммерческой деятельности; - законодательство в сфере авторского права. 5. На практике применять правовые знания.

Педагогическое мастерство , прежде всего, выражается в умении организовать у чебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Важный показатель мастерства - умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность - также элемент педагогического мастерства. Педагогу-мастеру необходим высокий уровень педагогической техники (комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества).



Аттестация учителей - комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Цель аттестации - стимулирование роста квалификации и профессионализма, качества педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда.

Принципы аттестации - добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.

Приоритет при аттестации имеют педагоги, изменяющие педагогический процесс путем нововведений (инноваций), путем оптимизации учебного труда.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни: низкий (относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок), средний (изменение форм, не затрагивающее сущностей), высокий (изменяющий систему или ее главные компоненты по существу).

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) - процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества.

Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало, которое реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое и проявляется ко всем участникам воспитательного процесса.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, кото­рый способен в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

Педагог, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. К основным функциям учителя относятся: целеполагание, диагностическая, прогностическая, проективная, планирования, информационная, организационная, контрольная, коррекционная, аналитическая.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.

Первое требование к учителю - наличие педагогических способностей (качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними).

Выделены главные группы способностей педагога :

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические.Подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Рецептивные.Выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные.Проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные.Заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

6. Исследовательские.Воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные. Сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.

К ведущим педагогическим способностям, по результатам многочисленных опросов учителей, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть причислены к разряду сопутствующих, вспомогательных.

Важными профессиональными качествами педагога является: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории, знание детской психологии, владение методикой, владение передовыми технологиями, требовательность, справедливость, чувство юмора.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, обязательность, щедрость, уважение к людям, нравственность, оптимизм, уравновешенность, интерес к воспитаннику, доброжелательность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, душевная чуткость.

Профессиональное воспитание, как непрерывный процесс, включает три содержательно-временных периода: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная адаптация. Обучение в вузе связано с периодом профессионального самоопределения, важнейшим направлением профессионального воспитание в этом периоде является формирование мастерства, интересов, эрудиции и культуры труда будущего специалиста.

В большинстве работ по профессионализации личности говорится о связи профессионального самоопределения и профессионального сознания , самосознания. Согласно А.К.Марковой, профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. В структуру профессионального самосознания, по Е.А.Климову, входит: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем. А.К.Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, систему отношений и установок к себе как профессионалу».

Самоопределение личности - это осознание своей позиции внутри в зависимости от системы значимых отношений. Н.Р.Битянова выделяет существенные составляющие данного понятия:

Содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевыек омпоненты, целеполагание. Они определяют динамику и направленность саморазвития, уровень зрелости личностных компонентов, дают возможность преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию;

Основной принцип саморазвития - трансформация и развитие смысловых образований личности вследствие динамических отношений надситуативной активности и установки;

Профессиональное саморазвитие является частью саморазвития личности, выступает фактором личностного саморазвития, так как под его влиянием наступают изменения в мотивационно-личностно-смысловой сфере личности.

Рассматривая структуру профессионального саморазвития, А.К.Маркова выделяет его компоненты: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала, самоопределение, саморазвитие профессиональных способностей, интернальность, самопроектирование, построение стратегии профессионального роста. Из обобщения этих характеристик, выделяют мотивационно-волевые компоненты, самоотношения, ценностные ориентации и самооценки личности.

Процесс профессионализации включает этапы : выбор профессии с учетом своих возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала; развитие своей личности средствами профессии и др.

С современных позиций профессиональное становление происходит под влиянием социальной ситуации, в которой находится субъект становления, его собственной активности и ведущей деятельности, причем на начальной стадии становления решающее значение имеют внешние (социальные, педагогические) воздействия, на последующих - возрастает роль внутренних, субъективных факторов (направленности, компетентности, профессионально важных качеств).

Под становлением личности понимается процесс формирования различных сторон и уровней психики, выработки у нее социально необходимых черт и качеств. Процесс становления охватывает интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, область самопознания, навыков, практических действий; включает в себя формирование различных значимых сторон личности: духовно-нравственной, эстетической, профессиональной и др.

Контрольные вопросы

Гностические и рефлексивные.

Уровни педагогического мастерства

Уровни педагогического мастерства являются продолжением уровней работы учителя.

2. Адаптивный (низкий).

3. Локально-моделирующий (средний, достаточный). Этот уровень характеризуется высоким качеством в отдельных направлениях учебно-воспитательной работа с обучающимися.

4. Системно-моделирующие (высший). Это проявление творческого отношения ко всем видам деятельности, осуществление научного поиска путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Компоненты педагогического мастерства отражают взгляд на профессиональную деятельность с точки зрения умений, необходимых для исполнения профессиональных функций.

Исследователи под умением понимают возможность эффективно выполнять систему действий в соответствии с целями и условиями ее осуществления.

Выделяются следующие группы умений, которые образуют компоненты педагогического мастерства :

1. Проектировочные;

2. Конструктивный;

3. Организаторские;

4. Коммуникативные;

Можно выделить несколько уровней владения мастерством. Задача педагогического вуза — помочь студенту овладеть основами мастерства как начальным уровнем его профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знание, развить способности, вооружить техникой.

Критериями мастерства педагога могут выступать:

  • целесообразность (по направленности);
  • продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности учащихся);
  • оптимальность (в выборе средств);
  • творчество (по содержанию деятельности).

Структура педагогического мастерства — способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в целом ряде исследований.

Нам важно отобрать ведущие способности, без которых учитель как мастер своего дела не состоится. Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, то она, с нашей точки зрения, наиболее точно определена Н.В. Кузьминой: это чувствительность к объекту — растущему человеку, формируемой личности. Опираясь на исследования названных авторов и других, можно вычленить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

  • коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;
  • перцептивные способности — профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
  • динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  • эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;
  • перевод технических текстов;
  • оптимистическое прогнозирование;
  • креативность — способность к творчеству.

Способности к педагогической деятельности, как и к другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности. По-видимому, проверку своих способностей следует начать с коммуникативности, т.е. способности общаться. Вообще такой способностью обладает каждый человек, Но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности разрушает среду профессиональной деятельности, создает барьеры, препятствующие взаимодействию с учащимися. Итак, следует проанализировать, испытываете ли вы желание находиться в обществе, среди других людей (желание социального родства, т.е. есть ли расположенность к людям).


Общительность включает в себя не только желание и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации. Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы с учащимися, с людьми вообще сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию.

Общительности помогают развитые перцептивные способности , среди них — профессиональная зоркость, наблюдательность. Как может учитель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляций внимания, понимать мотивы поступков. Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации. Как развивается наблюдательность? Мы видим то, что хотим увидеть, — отсюда начало в искренней заинтересованности. Наблюдение — это и анализ, — отсюда постоянные вопросы к себе для осмысления воспринимаемых явлений.

Быть мастером — значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, как бы овладеть педагогическим чутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, хотя формирование ее очень сложно. Для педагога очень важно анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию — способность педагога идентифицировать (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения.

Способность к пониманию человека у педагога-мастера взаимосвязана со способностью к активному воздействию на него — то, что можно было бы назвать динамизмом личности. Динамизм — это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий. Яркими иллюстрациями владения этими способностями является деятельность педагогов-новаторов. Их уроки энергичны, их позиция инициативна, их слово способно проникать в глубины сознания и подсознания. Рассмотрение содержания этой способности уже является подсказкой для поиска путей развития данных свойств личности.

Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сфера влияния, поле притяжения хорошего педагога, как правило, распространяется прежде всего на себя. Самообладание, способность к саморегуляции создают эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.

Выделяя оптимистическое прогнозирование как ведущую профессионально-педагогическую способность, мы тем самым подчеркиваем связь комплекса способностей с направленностью личности учителя, опирающегося на положительное в становлении личности каждого человека.

Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Что такое педагогическое мастерство ? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях , внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик , анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт , по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

Мастерство для педагога - определённая педагогическая вершина , к которой он стремится. «Мастер » (начальник, учитель) человек, достигший в своём деле высокого уровня творчества и совершенства.

Мастерство - высший уровень профессионализма , индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности .

Общие компоненты педагогического мастерства :

1. Личностные качества педагога : ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость , любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность .

2. Профессиональные знания : знания методики педагогики , психологии, умение решать педагогические задачи , углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

4. Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение) .

5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Делаем вывод :

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога , а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники .

Публикации по теме:

Деловая игра «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности» СЛАЙД 1. Тема: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности». Цели: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.

Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.

Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.

Педагогическое эссе «Миссия педагога» ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА - 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Миссия педагога» Машарова Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113».

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить? Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.


Введение

Заключение


Введение


Целью производственного обучения является формирование основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий. Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются. Таким образом, чтобы теория опережала практику, необходимо выполнять домашние задания, для усвоения материала.

Домашнее задание - типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного обучения. Однако в последнее время некоторые считают, что домашние задания не являются обязательным для усвоения материала.

В работе я ставлю перед собой цель - изучить литературу и ответить на вопросы:

) каковы задачи, структура и содержание профессионального обучения;

) система домашних заданий и их роль в обучении.


1. Задачи, структура, содержание профессионального обучения


Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профессионально-технического образования.

В соответствии с концепцией профессионально-технического образования основные цели его определяются следующим образом:

создание условий для получения каждым человеком профессии и включения его в общественно-полезный производительный труд в соответствии с его интересами и способностями;

удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики и квалифицированных, конкурентоспособных рабочих, обладающих широким политическим кругозором, профессиональной мобильностью, общей культурой;

обеспечение переподготовки рабочих кадров, повышения их квалификации применительно к современным требованиям научно-технического прогресса, быстро меняющихся потребностей производства;

воспитание на передовых традициях рабочего класса, приоритетах общечеловеческих ценностей социально активных, творческих членов общества.

Цели профессионально-технического образования рассматриваются в единстве и реализуются через содержание, организационные структуры, формы, методы, средства профессионального обучения и воспитания с учетом возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, отраслевых и территориальных потребностей, с опорой на исторические и национальные традиции соответствующих регионов.

Исходя из такого понимания задач производственного обучения, выделим основные критерии-показатели, определяющие сущность понятия профессиональное мастерство:

качество выполнения учебно-производственных работ: выполнение технических и технологических требований к работе, соответствие ее установленным показателям и параметрам, получение устойчивых. положительных результатов;

производительность труда: выполнение установленных норм времени и выработки, способность ценить фактор времени, стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов организации труда;

умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда передовиков и новаторов производства;

техническая культура: умение работать с применением современной техники и технологии, высокая технологическая дисциплина, умение применять в работе технические знания, техническая эстетика;

производственная самостоятельность: умение выбрать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда, наметить рациональный процесс выполнения учебно-производственных работ, самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; осуществление рационального самоконтроля хода и результатов работы;

творческое отношение к труду: способность вносить в процесс выполнения учебно-производственных работ новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда, трудовые приемы, инструменты, приспособления; стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации;

культура труда: способность к привычке планировать свой труд; умение рационально использовать рабочее время, рационально организовать и содержать рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда; соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ правил безопасности труда, санитарии и гигиены.

К решению этих задач, к формированию у учащихся этих качеств в конечном итоге сводится весь процесс производственного обучения. Их реализация составляет сущность обучающей деятельности мастера и учебной деятельности учащихся. В них сконцентрированы и образовательные, и воспитательные, и развивающие функции процесса производственного обучения.

Это система знаний, умений и навыков представляет собой обобщенное отражение научно-технических основ производства, накопленного практического опыта осуществления производственных процессов по конкретным видам труда, а также положительного опыта практики профтехучилищ по подготовке квалифицированных рабочих.

Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего соответствующей профессии (специальности).

Трудовая деятельность - эго совокупность трудовых действий рабочего (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда (оборудования, оснастки, приспособлений и т.п.)

Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трёх точек зрения:

)функциональной;

) структурной;

)педагогической.

Трудовая деятельность по большинству профессий включает следующие типичные функции: планирование, подготовка, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего. Рабочий всё меньше воздействует на предмет труда.

Важное значение в трудовой деятельность имеет расчленение содержания на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приёмы.

Наиболее крупной единицей трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенного вида законченных работ, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, законченной работой будет обработка детали, для слесаря - изготовленное изделие, отремонтированный станок, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ носит сложный (комплексный) характер. Поэтому трудовые процессы принято расчленять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется применением однотипных инструментов, приспособлений, одних и тех же или родственных способов труда.

В свою очередь операции делятся на трудовые приемы, каждый из которых имеет частную роль. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции и приемы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.

Возникает вопрос, а как сочетать учебные и производственные задачи обучения? Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинаково зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс, как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. Поэтому иногда приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры и приспосабливать к обучению уже не сам процесс, а его модель.

Основными факторами, которые определяют взаимоотношения учебной и производственной сторон внутри производственного обучения являются следующие:

возможность вычленения в производственном процессе в целях обучения отдельных структурных элементов: операций, приемов, трудовых движений;

возможность группировать разновидности операций, приемы;

повторяемость основных операций и приемов в трудовом процессе.

Учебные характеристики трудовых процессов можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в самостоятельную часть процесса обучения.


2. Система домашних заданий, их роль в обучении


Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентрированный характер. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Домашние задания различают по задачам, которые они выполняют и по видам:

.Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

.Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

.Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

.Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

.Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.

.Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Виды домашних заданий:

) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:

·заучивание материала учебника и его пересказ;

·группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению

·осознание последовательности отдельных фактов и положений;

·ответы на специально поставленные вопросы учителя;

·подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

·выделение в тексте основного и второстепенного материала,

·постановка опытов (домашних экспериментов по физике, химии, биологии, математике);

·практические работы, решение качественных задач;

·решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

·работа над устранением ошибок,

·письменные ответы на вопросы;

) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

·Сочинение

При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу - изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого материала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.

·Самостоятельное составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.

Составлять задачи можно:

) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместны после проведения экскурсии на производство);

) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и т.д.

В практике указанный вид домашнего задания не находит широкого применения. Многие учителя недооценивают работу по самостоятельному составлению задач учащимися. Между тем, самостоятельно составляя задачи, ученики глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.

При составлении задач у учащихся вырабатывается навык творческой работы. Давая возможность учащимся внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но и развиваете у них желательный склад ума.

·Домашние контрольные работы.

Определенную роль в воспитании самостоятельности, настойчивости, умения работать с книгой играют домашние контрольные работы, которые даются наряду с текущими домашними заданиями. В них необходимо предусматривать задания не только на простое воспроизведение изученного, сколько на применение усваиваемых правил, приемов, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, его видоизменение, придумывание самостоятельных примеров.

Эти работы преследуют следующие цели:

1.приведение в систему материал какого-либо раздела, проследить линию вопроса по программе разных классов, обеспечивая необходимое повторение материала.

2.развитие мышления учащихся;

.предупреждение отставания учащихся;

.расширение и углубление знаний;

.воспитание интереса к предмету и др.

·решения нетипичных и нестандартных задач;

·изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:

·для закрепления пройденного материала;

·для подготовки в усвоении нового материала.

Нужно отметить, что здесь приведены далеко не все виды домашних заданий, которые существуют, так как в основном вид домашней работы зависит от конкретного учебного предмета.

Умение правильно использовать и применять домашние задания в школьной практике дают возможность ученику развивать ответственность и самостоятельность, а учителю - видеть индивидуальные способности учеников.

Огромный вклад в обучения внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824- 1871). Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения "без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно". К. Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

·домашнее задание должно быть посильным;

·домашнее задание не должно быть большим по объему;

·домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не начнут работать самостоятельно.

Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывают навыки самообразования.

Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Регулярное выполнение этих заданий втягивает учащихся в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает на поиски рационального использования времени, т.е. вырабатывает определенный стиль учебной деятельности.

Таким образом, домашняя учебная работа является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

производственный обучение домашний задание


Заключение


Весь процесс производственного обучения сводится к решению основных задач: повышение качества учебно-производственного труда, высокая производительность труда, владение приемами и способами труда передовиков и новаторов производства, техническая культура, творческое отношение к труду, культура труда; формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса.

А что касается роли системы домашних заданий, то главное назначение домашнего задания:

·воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

·овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

·формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

·формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).


Список информационных источников


1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Домашние_задание (использование источника 10.03.2013)

2.http://festival.1september.ru/articles/511854/ Система домашних заданий для учащихся (использование источника 10.03.2013)

А.Г. Пашков, Труд в школе: кризис или обновление. М. 1992.

Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М. Высшая школа 1987. [с.8-20]


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.