Как называют татар русские. Как называют себя современные татары. Употребление этнонима в Российской империи

Меня заинтересовал вопрос, кого на Руси называют/называли татарами и почему? Википедия говорит, татарами называли следущих народов

Тюрко-татары, закавказские татары, азербайджанские/адербейджанские татары (азербайджанцы)
горские татары (карачаевцы и балкарцы)
ногайские татары (ногайцы)
абаканские татары (хакасы)
кузнецкие татары (шорцы)
кундровские татары (карагаши)
казанские татары (мишари, волжские болгары, тептяри)
крымские татары (крымцы)
черневые татары (тубалары)
чулымские татары (чулымцы)
алтайские татары (алтайцы)
сибирские татары

Самый интересный момент: кроме казанских и крымских татар ни один из этих народов себя татарами не называют. И еще один интересный момент: вопреки установившемуся мнению у нас в Азербайджане, что русские называли по незнанию всех им знакомых тюркских народов татарами надо сказать, что русские прекрасно различали и различают тюркские народы. Османов называли и называют турками (хотя мы азербайджанцы и турки практически две ветви одного того же народа), казахов и кыргызов называли "киргиз-кайсаками", узбеков узбеками, туркмен туркменами... а вот нас татарами.

Особенно интересен момент почему такое различие между нами и турками. Я понимаю, что сейчас начнется "да мы разные" и приведут 1000 аргументов. Но это различие 300 лет тому назад были минимальными в отличии от сегодняшнего дня. Итак почему?

Посмотрим на политическую карту того времени. Золотая Орда была преемственницей империи Чингисхана вплоть до конца орды. Потом эстафету взяла Крымское ханство (прямые потомки Чингисхана и преемники его империи) и Московия подчинялась или платила дань Крымскому хану. Даже в истории есть период, когда крымские ханы считались по статусу выше османских султан. И крымское ханство вплоть до конца этой государственности и вхождения в состав России считалась преемником империи Чингисхана. А вот ни казахи, ни узбеки, ни туркмены ими не считались, так как на месте орды эти народы построили новые гос-образования. ВНИМАНИЕ: прежде чем обижаться, что с каких пор мы казахи или узбеки не имеем отношение к наследии Чингисхана, читайте внимательно. Речь не о наследии народов, а о преемственности гособразований. В Центральной Азии Тимур положил конец империи Чингисхана создав на его месте свою империю. Т.е. новое гособразование, хотя сперва правил от имени хана-чингисида. Но после его смерти он сам себя обьявил "гурханом" и его наследники правили. От них откололись моголы, потом исторические-узбеки образовав свое ханство, от узбеков казахи, итд, итп. Т.е. новые гособразования со своими традициями.

Но вот чем обяснить, что нас - азербайджанцев называли татарами, ведь и у нас были другие гособразования. Давайте посмотрим. Та часть чингисской империи, которая была у нас назывался Илханат. И Илхан Газан (чингисид) правил огромной империей. Кстати, для тех, кто поспешит их обявить монголами, скажу просто "илхан" это титул древних тюркютов, а не монголов.

И эти ильханы существовали вплоть до прихода Тимура, правда, к концу... они были номинальными правителями, когда реальная власть была у джелаиридов и у чобанидов. Но номинально правителем был ильхан из рода Газан хана.

Тимур завоевал все. Поставил точку... и ушел. После него была распря и джелаириды хотели и частично им удалось восстановить свое правление, были и новые ханства как Кара-коюнлу, и Ак-коюнлу... они даже существовали иногда паралельно и по статусу были равны османам, но никому не удавалась целостность власти над империей Газан хана. Вплоть до шаха Исмаила. Когда его называют великим и говорят "обьединил империю", то имеют в виду не империю Дария или чего-то еще, а именно Илханат Газан хана. И все последущие династии держались той традиции и того же подхода. Поэтому для русских даже Каджары были "татарами".

И главное все те, кого называли русские татарами были до конца частями империи Чингисхана и преемниками. Горские татары были частъю Крымского ханства. А хакасы, шорцы, чулымцы не входили в империю Тимура, остались островками империи Чингиса. А узбеки и туркмены под началом нового хана Шейбани образовали свое новое гособраование. Или казахи под началом Абылай хана. Т.е. несмотря на родство с "монголами" Чингисхана они качественно новые гособразования. Узбеки вообще больше Тимура считают основателем государства, хотя Тимур сам себя не узбеком называл, а тюрком.

К чему я это... к тому, что сефевиды вообще-то не создали новое, а восстановили старое. Вот почему мы для русских "татары".

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Рекомендуем почитать

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» — так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.

Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.

После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.

Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» — орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.

Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).

До конца 16-ого века местный тюркоезичный народ носил общий этноним булгары. Параллельно с этнонимом булгар, имели место и другие названия этого народа: буртас, суас, мишар, касан/казан, биляр, бигер и др. Как же получилось, что булгары, первыми сумевшие дать настоящий отпор и отразить волны татаро-монгольского нашествия, в дальнейшем приняли название своих врагов? В результате победы чингизидов образовалось четыре автономных улусов монголо -татар:1) Джагатайский улус - в западной части Китая, южной части Узбекистана, Казахстана и Киргизии; 2) Улус Хубилая в Китае; 3) Улус Хулагуидов - в Иране, Ираке и Закавказье; 4) Улус Джучи, получивший поздже название Золотая орда. На самом деле этот улус оказался Кыпчакский,(половецкий,куманский) и присуствия монголов в нем было символическое.В составе Золотой Орды находились предки современных казахов,киргизов,туркменов,азербайджанцев,кумыков, карачаево-балкарцев, крымских и румынских татар.А также руские княжества и южные территории Булгарии. Северные земли и города Булгарии сохранили свою независимость и в некоторое время с разрешения Сарая брали дань от соседних русских княжеств.До 15-ого века Булгария находилась под сильным давлением Джучидских ханов.В эпоху Третего эмирата когда Булгария мирным путем добилась полной независимости ее столица уже был Новый Болгар - г.Казань. Поэтому некоторые фантасты и недоучки говорят о неким "Казанским ханством" и даже о его "образование"..?! Ханство это выборная монархия а Булгария всегда была наследственной монархии и там всегда правили представители династии Балтаваров(клон рода Дуло). Коренное население всех улусов ненавидело власть татар и старались от нее избавитьтся. Со стороны европейцев всех их называли тартарами (т.е на древнегреческом: выходцами из ада).Все эти народы - тюрки,китайцы,персы,арабы, мидийцы, кавказцы,славяне,фино-угры, впоследствие избавились от этого названия, но булгары..., нет?! Почему? Все разноезичное население Золотой орды, а заодно с ней и Булгарии(как союзница тоже брала дань учасвовала в походы на Русь..), русские традиционно стали называть"татарами", как образ врага. После присоидинения булгарского государства руские начали активно продвигаться на восток, при этом все восточные народы они также называли татарами. Так, дойдя до Тихого океана, руские исследователи назвали татарами даже палеоазиатских орочей, живших у пролива между материком о островом Сахалин, отсюда и пролив получил название Татарский. По мере изучения восточных народов русские поняли, что все это население называемое со стороны русских татарами, состоит не из одного народа, а различных народов, а именно из булгар, казанцев,мордвы, чувашей,башкир,черемисов(марийцев), вогулов, хантыцев, югорцев, ненцев,селькупов,самодеев,бурятов,калмыков,эскимосов,юкагиров,чеченцев,лезгинцев, и тд. Этноним татары у русских долго оставался как общее название тюркоезычных народов.Поздже руские уяснили себе, что эти тюркоязычные татары также состоят из различных народов, поэтому этноним татары руские начали применять с определениями,состоящеми из самоназваний этих народов или из названия мест их обитания; азербайджанские татары, башкирские татары, булгарские татары, буджакские татары, киргизкие татары(казахи и киргизы), крымские татары, кумыкские татары, тюркменские татары, узбекские татары, хакаские татары, черкеские татары и т.д. Поскольку "булгарские татары" после потери своей государственности в отличие от других "татар", находились в самой тесной связи с русским народом и из поколения в поколение слышали в свой адрес "татарин", то постепенно эта кличка начала переходить у некоторых в самоназвание. Крымские кыпчаки и добруджанские читаки также приняли этноним татары. В итоге, название татары было окончательно и насильственно закреплено на государственном уровне, в 1920 г. за булгарами в Указе о создании "Татарской республики" этот этноним был закреплен юридически. Потомки других народов сумели избавится в этот период от прозвища татары и востоновили свои прежние самоназвания: это такие народы как азербайджанцы, башкиры, казахи,киргизы,кумыки, туркмены, узбеки, балкарцы и т.д. Это название осталось пока только за волжско-уральскими булгарами. По примеру этих народов некоторая часть татарского(т.е. булгарского) народа поднимает проблему восстоновления прежнего своего этнонима булгары. На этой основе образовался "Булгарский национальный конгрес" с программой отказа от этнонима татары, восстоновления этнонинма булгары. Но поскольку название "татары" стало как бы самоназванием нашего народа, нас так называют близкие и не очень близкие народы. По этой причине(или и по какой небудь другой?) официальные национальные учреждения булгарского(или так называемого татарского) народа пока не решаются отказаться от этнонима "татары", думая о том, примут ли все современные татары этот этноним "булгары"? Таким образом, академик Закиев Мирфатих Закиевич, тоже в свою очередь, научно обосновал концепцию о том, что современные так называемые "Казанские татары" они и есть Волжские булгары, а не пришедчие с целью грабежа монголо-татары.(Я только сделал некоторые добавки в этот текст). Этноним "татары" должен быть заменен на наше подлинное имя - "булгары", не называя нас "тюрко-татарами" или "булгаро - татарами", по той причине, что таких народов никогда не было. Книжку "Правдивая история Булгарского народа" академика Закиева, мне прислал из Уляновска активист Уляновсской просветительской организации "БУЛГАРСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" Источник: vkontakte.ru/bulgarlar

Комментарии:


Константин: :

Татары, башкиры, узбеки, ногаи, чуваши - это все искусственные названия. Жили тюрки давали звездюлей окружающим (типа московским, нижегородским и т.д.) сами не хтло огребали. А потом эти московские придумали централизованное государство, армию, выписали из Европ раззных чуваков (немцы называются)с пушками и понеслось. Всем кому дали п. и обложили данью, ясак называетсЯ. Приехал какой нибудь Ермак, вломл, обложил данью (потом напишут твой П-стан присоединили к России), или сам умный, п. огребать желания нет, и сосед твой нагло лыбится, с Москвой договорился, ему вместе вломили и теперь ясак платишь и за свое и за его (ты то, не в обиде тебе всяко больше достается, чем без Москвы)(тут напишут твой П-стан добровольно вошел в состав России). Платишь - молодец, ты вассал называешся, брат меньшой царю. Не платишь - приедут, вломят, отберут. Кто ты, кого сам гнешь, по барабану, не в этнографии дело, русским (в смысле Царю) в общем было все равно, кто ты, главное плати. Нагнуть можно, тюрк, к востоку от Москвы живешь и мусульманин к тому же - значит татарин, астраханский, ногайский, казахский, кавказкий, казанский, сибирский, хакаский, крымский или еще какой. Так же как и, православный, человеческий (тот на котором Царь-батюшка говорит) язык понимаешь - точно русский; на севере европы живешь, в Лутора веришь - немец; на юге и католик - фрязин, с акцентом, но понятно, говоришь, католик - поляк. Вот такая этнография. Потом большевики пришли, сказали паспорт выписать с графой национальность, национальное самопределение однако. Казанские мусульмане-тюрки стали репу чесать кто они. Мусульмане -да, но это религия, казанские - но это город, тюрки - но это языковая семья. И создали новую идентичность -татары. А южнее, те кто служили в башкирах, при Царе это типа казаки, только мусульмане, стали бакирским народом. Мокшу и эрзя записали мордвой, мало их на отдельную автономию. Тептяри, кряшены, кержаки не подсуетились и им недосталось автономий. В результате появилась сталинская иерархия наций нации 1 сорта союзные (ураинцы типа), 2 сорта автономные республики - татары, башкиры, 3 сорт - ао - чукчи, 4 сорт - просто так погулять вышли - нгасаны, юкагиры. А русские - это такой народ не национальный, понятно. Сразу понятно, если ты кряшен либо мишарь, то выбирай быть тебе человеком 2 сорта, обучение на родном, газета, юмористический журнал, национальный театр и т.п. или человек 4 сорта - можешь гордиться, что СССР живут и такие. Понятно, лучше быть второсортным. Но нац. элита всегда боялась, боялась того, что разжалуют в сорт пониже. Пример - карелы. Особо боялись в БАССР, что их присоединят к татарам и сделают из них АО.


ubasi: :

"Татары и чуваши - один народ?" Упрощенно говоря, принявшие ислам чуваши, стали татарами. Соответственно, в татарских селах в Комсомольском и Батыревском районе живут чуваши-мусльмане, которые для своего религиозного выделения стали именоваться татарами. Вплоть до 19 века большая часть чувашей приняло ислам, чем и было обусловлено явление патриарха новочувашской письменности Ивана Яковлева - царское правительство решило остановить этот процесс и усилить через Яковлева внедрение христианства в Чувашию. Вот статистические данные по бывшей Казанской губернии: В 1826 г. в Казанской губернии было: Чуваш всего…………..371758 ч. Татар…………………..136470 ч. Чуваш более на 235288 В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии: Чуваш………………….513044 ч. Татар…………………...744267 ч. То есть пропорция решительно поменялась. Татар стало более на 231223 ч. ЗДЕСЬ НЕТ СПОРА ТАТАРИНА С ЧУВАШЕМ. ФАКТИЧЕСКИ ЧУВАШ СПОРИТ С ЧУВАШЕМ, НО ОТАТАРИВШИМСЯ (то есть имеющим несколько капель кипчакской крови). За все время 70% чуваш приняла ислам. Фактически спор о булгарском наследии татарина и чуваша - это спор чуваша с чувашем, но отатарившимся, т.е. принявшем ислам. А кипчакская знать (истинно татарская "голубая кровь"), находясь у власти, будучи религиозной элитой, навязывала чувашам-булгарам и чувашам потомкам булгар (после падения Булгарии исламизация чувашей усилилась) свой язык и культуру. Нынче чистых кипчаков не осталось, они, разумеется, перемешались с чуваше-татарами (то есть отатарившимися чувашами). Если отказаться от этих реалий, то татарстанцы получат следующую аксиому: татары и булгары - абсолютные противоположности... С уважением, Станислав Убасси Подробности в заметке


тимур: :

да так и непонятно!!!


Вячеслав: :

Раньше Русь называлась Великой Тартарией и никакого монголо-татарского нашествия не было. История сфабрикована на усмотрение продажных жидов. Европа до 15-го века была провинцией Руси. Московская область называлась московской Тартарией, Казанская - Казанской Тартарией. Потом Романовы начали уничтожать великую культуру славян. И дрались Руские (Романовы) с Рускими (великой веры, дети Сварога)это и было татаро-монгольское нашествие. А переводится монгол - как великий, а Тартар - дети Тары и Тарха. Я думаю от туда и стали называть Булгар - Татарами.


виктор: :

я русский (еврека мама,поляк отец) брат татар сродный(по отцу)называю его татарин,а он кричит балгарин!)))а еще он очень вредный! правда татары вредные?)) если серьезно,то у меня два друга татарина и они на татар не похоже,очень хорошие люди,лучше многих русских.да и почему татар называют татарами,это племя пришлое,и есть татары крымкие.сибирские,казанские.я с новосибирска


Иван: :

"Если у вас плохо с головой, если вы не разбираетесь в географии и географической экономике" - 1.есть экономическая география и др., например, политическая;2. Изучать историю "булгар"отдельно от остальных народов и приписывать ее только казанским татарам - бред, подобное можно прочитать на сайтах украинских националов про древних укров и т.д., которые открещиваются от общего с русскими и белорусами корня, и ищут его в родстве с фараонами Египта;3. Не забывайте про Аспаруха и современных болгар; История булгар,славян, мордвы, печенегов и др. народов, населявших земли России в те времена - есть история общая, которую, в угоду тем, либо другим правителям, в разных местах и случаях "слегка" подправляли и интерпритировали. Поэтому проблематика данная должна изучаться в комплексе, очень хорошо и доходчиво изложено в последней книге Л.Н. Гумилева. К современному термину "татары", считаю, нужно относиться, как к термину "скифы"- "Скифы - экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях. Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III-IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан."; "А Петру хочу сказать, что Русы - это шведское племя, которое угнетало славян. Поэтому - славяне - на всех европейских (арийских) языках означает рабы (slave). Поэтому ваша версия верна, если смотреть с точки зрения такой- славяне- арии- это рабы ариев (то есть скифов или немцев) скифы были ираном и тюрко язычны- об этом спорить глупо. Даже на русском языке- славяне- словлены (словены, словены, или просто рабы - славы, словы). Никогда славяне не жили на таких территориях- оригинальное место ограничивается мазовией (центральная Польша). Смешной вы Петр- ищете славу даже у чужих народов:)" burzum, это даже не смешно, где русы, а где шведы, не заблудились, Уважаемый? определенно не слышал про отдельно существующие "европейские" языки. например, финский и французкий - европейские? если "да", то что у них общего? На сегодняшний день "западная" версия происхождения Русских не выдерживает никакой критики. Историю нужно изучать, и подходить объективно, а не пытаться найти те либо иные "преимущества" одних перед другими.


?: :

Все мы африканцы:)


Дина: :

Полный кисель.Так и не пойму кто такие татары,которые были с монголами?


Алексей-волгарин: :

Можно мне, не ищите кто такие булгары по нации, они как и все в Европе - хорошая добрая смесь всех местных и не очень племён. Просто, по моемому, при Петре1 новгородские В и S, заменили на русинские Б и С, так что не правильно говорить волжские болгары - масло масленное, волгары так должно звучать название народа, живущего на Волге, а уж дальше кто как прочтёт первую букву. А татарами, извиняюсь, на Руси и Литве называли московское войско (без всякой нац. окраски), уж дюже оно лютовало. Это в кратце, а как название татары к волгарам пристало, ну тут московитам нет равных в навешивании ярлыков и переворачивания истории с ног на голову.


Болгар егете: :

Монголы испведовали религию "БОН" и христианство Несторианского толка. Желтый крестовый поход монгол описан Л.Н.Гумилевым. Тенгрианство исповедовали тюрки, а не монголы. По тенгрианскому обряду сегодня хоронят тюрков в Китае.


Абдулла: :

Все мы знаем, то татарами прежде русские обзывалипросто разбойников, а потом целые кочевые племена. Но меня давно один вопрос, как могли народы с одинаковым языком, теперь называемые татарами оказаться в Северном Китае и Алтае. Я подозреваю, что протобулгары происхождением на Урале, делали переселения в домонгольские времена как минимум дважды: на Алтай и потом до Китая. Потом предки их присоединились к войску Чингис-хана.


Михаил: :

Тимучин, давай с любимой тобой географии и многие тысячелетия назад. Во времена, когда не одомашнена еще лошадь, не известно землепашество. Значит тогда людям было удобно охотиться в лесах и собирать плоды с корешками. Для монголоидов это была теплая Юго-восточная Азия. Для европеидов Великая русская равнина. Что заставило часть монголоидной расы двинуться в суровые северные края? И как давно поселились на южных отрогах Алтая? Для этого в первую очередь нужны были лошади и верблюды. Когда их одомашнили? Европейская раса двигалась на восток лесами. Кто думаешь раньше достиг Байкала, отрогов Саян, Алтая, Тянь-шаня? Посмотри на карту и увидишь, что с Европы гораздо легче. На берегах Байкала древние люди жили уже 25000 лет назад. Для того, чтобы монголоидам попасть в степи Ср.Азии нужно было отркрыть "Джунгарские ворота". Когда их открыли предки татар?


Михаил: :

Тимучину совет прочитать "Древние тюрки" Л.Гумилева, а также историка Иловайского. Кроме того хоть немного изучить антропологию. В "инете" прочитать про городище "Сунгирь", про ДНК исследования. Тогда немного станет понятней откуда появилось название татары, кто такие булгары. А вкратце так. Тюрки чистейшие монголоиды. Признаки: плоское лицо, черные прямые волосы, почти безбородость, непропорционально большая голова,высокие скулы,низкая переносица и главное эпикантус. Так как монголоидные доминантные то, чтобы проявились европейские черты лица необходимо многократное перемешивание рас. Эстонцы относятся к финно-уграм по причине наличия эпикантуса. А ведь их предки никогда впрямую не смешивались с монголоидами, а только с соседними финно-уграми /Коми, карелы, вепсы/. Те в свою очередь с мерянами, весями, удмуртами. А те в свою очередь перемешались с хантами и манси. Произошло это смешение рас еще 7000 лет назад. Тюрки же в степях Ср.Азии Европы появились только в 6 веке н.э. Перечислять количество племен тюрков нет смысла. Для всех, кто столкнулся с ними было свое название. На Руси это сперва были Печенеги,половцы /кипчаки/ а затем татары.Именно от булгар Русь узнала " идет племя неведомое рекоемое татарове". Да, к тюркам болгары/порусски/происхождением не имеют отношение. Тюркский язык позднее приобретение. Персы, которые прекрасно знали тюрок/татар/ в 5-7 веках писали, что язык булгар не похож ни на тюрский ни на хазарский. Что булгары подразделябтся на 2 народа едва понимающих друг друга. Кто из современных народов России больше всего подходит под это описание? Правильно, мордва. В русских летописях по волжскими болгарами понимали именно мордву. Давайте рассудим. Мордву хоть и причисляют к финно-уграм, но физиономии у них европеидные. Язык не похож ни на один язык народов России. Подразделяются на Мокшу и Эрзя, язык которых отличается так, что едва понимают друг друга. Посмотрите на карту расселения мордвы. Они живут именно там, где могли пройти болгары от берегов Азова до Квмы. Насколько они были воинственны почитайте в "инете" "историю мордвы". Когда говорят, что татар после битвы на Калке разбили булгары, то это были предки мордвы. Казанскими татары стали после захвата Казани татарами Улу-Мухамеда, где они более 100 лет были правящим классом. Бесерменами же называли отатарившихся удмуртов. Если в татарских семьях рождаются белобрысые дети, то значит родоначальники и были бесермены/удмурты/. Кстати удмурты всегда легко ассимилировались. Земли между Волгой и Вяткой были заселены раньше ими. Топонимика это подтверждает. Татарское название удмуртов "ары". Арск столица. Город же Казань основана новгородцами по названию реки Казан. Уменьшительное "ка" появилось позднее. Под таким названием есть река, приток Вятки. Селение Казань есть в Кировской области. После падения Казани истиннве татары подались на московскую службу, а отуреченное коренное земледельческое население осталось. Посиотрите на карту Татарии. Чересполосное расположение деревень. Попробуй определи кто с кем перемешался. А ведь в те времена понятия "нация" не было. От татар осталась татарская речь и употребление конины.


burzum: :

тимучин рамсы попутал^^ цитата: "К тому же монголы были и остаются буддистами." в то время монголы тенгриистами были, учи историю умник ЛОЛ


bukinict: :

тимучину:ты прямо родился в те века.только тебе интернет добавили.а ума нет!


bukinict: :

татары это потомки кипчаков.народность очень многочисленная.но в свое время раздробленая на кланы.поэтому оттесненая с сибири на урал и волгу.


Незарегистрированный пользователь: :

А Петру хочу сказать, что Русы- это шведское племя, которое угнетало славян. Поэтому- славяне - на всех европейских (арийских) языках означает рабы (slave). Поэтому ваша версия верна, если смотреть с точки зрения такой- славяне- арии- это рабы ариев (то есть скифов или немцев) скифы были ираном и тюрко язычны- об этом спорить глупо. Даже на русском языке- славяне- словлены (словены, словены, или просто рабы - славы, словы). Никогда славяне не жили на таких территориях- оригинальное место ограничивается мазовией (центральная Польша). Смешной вы Петр- ищете славу даже у чужих народов:)


Дильмар: :

Я полностью согласен, что казанские татары больше болгары нежели татары. Но вы совершаете одну непростительную ошибку. Башкиры не имеют никакого от шея к болгарам. Чуваши- может быть, а башкиры ближе к казахам, по племенному составу, образу жизни, истории и культуре, а также расовому типу. Да и сами они никогда не захотят с вами объединиться. Сконцентрируйтемь лучше на изменении самосознания и названия самих татар, чем пытаясь объять необъятное дискредитировать саму идею возврата булгарского наследия


Дылов: :

Тимучин с тобой во многом согласен, но Тимур не Чингисид, а Барлас, религия у Тимура - Ислам, у Чингисхана - язычество, вечное синее небо, насчет зверств монголов уверен что сильно преувеличено, а если бы Тимур не остановил Баязета под Ангорой(Анкорой) то возможно и всей Европы бы не было. А насчет Булгар, они мужественно сражались примерно 15 лет с победоносными монголами и не покорились. Война закончилась миром и они вместе ходили в походы


Пётр: :

Для того, что бы в этом разобраться, надо копать куда глубже.И не веками. а тысячалетиями.Ведь, до того как Булгары пришли в эти земли, вся эта территория контролировалась Славянами.От Карпат до Волги Славяно - руссами, а от Волги до Океана Слаяно - Арийцами. Потому земли за Волгой и назывались Татарией т.е.(ТАТА - АРИЯ). Тата - отец(старославянский) Тятя - отец(старорусский) Ну, а кто такие Арии большенству известно.


Булгар Малае: :

Как сказал один историк, русские - самый обманутый народ...


Тимучин: :

Извините, описка: Тартарских, от слова Тартар, преисподня, то есть ад. Но вы поняли: иго придумали папские прохвосты, а поддержали их немцы при Петре первом - нужно было на кого-то списать зверства попов при христианизации Руси. Вот сказка Карпини и подошла лучше некуда. Так что не одни булгары пострадали от вранья - русские больше - у них вообще 3 тысячелетия ведической истории выбросили и начали с не менее мифического Рюрика.


Тимучин: :

Господа! Я - великий Тимучин, более известный как Тимур, или Тамерлан, ответственно заявляю, что моё имя украли шарлатаны от науки и присвоили его некоему, кого ещё называют Чингисханом. Если у вас плохо с головой, если вы не разбираетесь в географии и географической экономике, то можете и дальше слушать сказки про диких и кровожадных монголов и про татар, которые прошлись чумой по Евразии. Но я должен напомнить вам, что монгольские степи не могли прокормить столько народа с их лошадьми и быками,обеспечить столько дерева и железа, чтобы из вооружить. К тому же монголы были и остаются буддистами. Все претензии - к придурку Карпини, сочинившему ужастик про "адских" - Татрарских жителей, чтобы европейцы объединились под Римским папой перед лицом смертельной опасности (американцы взяли этот прием для постоянного применения - сначала пугали СССР, потом терроризмом, потом химоружием в Ираке, теперь ядерным оружием у Ирана). Сменилась ситуация в Европе, папа "послал" Рубрука сочинять иную сказку - мол, в Монголии живут христиане, которых надо спасать, а сами монголы - примитивные скоты и неопасные для завоевания людишки. Читайте первоисточники!

Как называют себя современные татары В 14-м томе «Советской исторической энциклопедии» читаем: «Для некоторых из них (тюркских народов - А. К.) имя татар стало самоназванием». Из этого утверждения вытекает, что народ, известный сегодня под этим названием, дал себе это имя сам или же принял это название как самоназвание, по своему усмотрению и желанию, как этноним, отвечающий и отражающий его этническое происхождение. Получается так, что «татары» являются истинным этнонимом этого народа. Насколько такое утверждение соответствует истине, действительному положению вещей, можно выяснить, обратившись к фактам истории, к первоисточникам, а также к памяти самого народа. Страна булгар называлась Волжской Булгарией. Под этим именем страна и его народ были известны не только на Руси, но и на далеком Востоке, в южных странах, в Европе. Несмотря на то, что их сейчас называют татарами, многие народы и поныне знают их не как татар, а под другими именами, например, удмурты, их соседи, и сейчас называют их «бигерями» - т. е. булгарами, а казахи «нугаями» или же северными кипчаками. Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший в 922 году Волжскую Булгарию, пишет, что здесь жили поэты, ученые, которые к своим именам прибавляли, как фамилию, название своей страны - Булгари. По свидетельству Ибн Фадлана и других восточных путешественников, здесь работали еще в те времена историки Якуб ибн Ногман аль-Булгари, Ахмед аль-Булгари, философ Хамид ибн Харис аль-Булгари и др. До нас дошел памятник литературы периода Волжской Булгарии «Нахдж аль-фарадис» (написан в 1357г.) Махмуда ибн Гали Булгари. Автором исторического сочинения «Таварихи Булгария» (История Волжской Булгарии), написанной в XVIII веке, был также Хисаметдин Муслими аль-Булгари. Поэт той же эпохи Мавля Кули имел псевдоним Булгари. В XIX веке, когда в Казани получило широкое развитие печатание татарских книг, один за другим появляются сочинения татарских авторов, многие из которых называют себя Булгари. Такое явление продолжается и в начале XX века. В этот период начинают издаваться учебники, словари, азбуки родного языка, которые уже называются сочинениями по «тюркскому» языку, хотя, наряду с этим встречаем и употребление названия «татарского языка». Дело в том, что авторы свои работы, адресованные к русскому читателю, так называемые самоучители, словари родного языка, вынуждены именовать «татарскими» потому, что русские к тому времени уже забыли названия «булгары», знали их уже как «татар». Видный татарский просветитель второй половины XIX века Каюм Насыри свои учебники по родному языку также называет «татарскими» именно исходя из такого положения, а в своих исторических, этнографических, археологических трудах говорит, что «татары» являются прямыми потомками булгар, и свое происхождение по родословию своих предков выводит из булгар. Вынужденные считаться с распространенным среди русских названием «татары», многие авторы помимо своей воли применяли это название в своих работах, отмечая при этом, что это название не соответствует их самоназванию, их происхождению. У булгар существовал неписаный закон - знать изустно своих предков, родословную до девятого поколения. Многие семьи вели и письменно такую родословную, передаваемую из поколения в поколение. Эти родословные, составлявшиеся систематически, показывают непосредственную связь современных татар с булгарами. «Названием «булгар», «булгари», «булгарлык» пользовались с XII по XIX век (мы бы сказали: с VIII-IX веков. - А. К.) - сотни старотатарских авторов, что можно было бы доказать на основе десятка апробированных документов» - родословий, которые яснее ясного говорят об осознанном понимании народом своего происхождения и самоназвания (М. А. Усманов. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань, 1972, с. 139-140). О том, что народ ясно отличал себя от монголов, которых булгары, как и другие народы, знали как «татар», и не смешивал себя с ними, сохранились яркие свидетельству и в памяти народа, и в его поэтическом устном творчестве. В фольклоре современных татар доныне сохранились и живут пословицы и поговорки, в которых предельно ясно выражено их отношение к монголам, т. е. «татарам». Вот некоторые из них: «Татар атасын сатар» - «Татарин и родного отца продаст»; «Татар турэ булса, чабатасьш тургэ элэ» - «Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу (на видном месте) «; «Татар атка менсэ, атасын танымас» - «У татарина на коне, нет отца родного (Сев на коня, татарин отца не замечает) «; «Татар акылы тештэн сон» - «Ум татарина пробуждается задним числом»; «Татар ашар да качар» - «Татарин нажрется и уйдет, да и спасибо не скажет»; «Татар белан каберен, янэшэ булмасын» - «Избавь от соседства с татарином и на том свете» и др. Вряд ли история знает примеры того, чтобы народ мог высмеивать самого себя так зло, остро и выдумывать о самом себе такие «лестные» пословицы и поговорки. Это было бы противоестественным. Эта оценка, данная в устном народном творчестве «татарам», больше и яснее, чем любые научные трактаты, характеризует отношение народа к «татарам». После этого утверждать, что имя «татары» является самоназванием, истинным этнонимом современных татар, по меньшей мере, было бы невежественным. В татарских народных сказках, мифах и легендах, песнях мы часто встречаем образ горы «Каф» (Кавказские горы), в которых эти горы представлены как место враждебных сил и нечисти, место сражений. По нашему мнению, это также является следом в памяти народа о его далеком прошлом, пережитого им еще в районах Северного Кавказа до их переселения в Среднее Поволжье. Русские ученые, которые непосредственно занимались изучением прошлого «татар», ясно видели, что отождествление их с монголами является ошибкой. Историк XVIII века П. Рычков, автор «Опыта Казанской история древних и средних веков» (СПб, 1767) писал, что казанцы не являются татарами, что это название в отношении их является историческим недоразумением. Эта работа, написанная по русским летописям, была первой попыткой установить истину о происхождении народа, попыткой покончить, с начавшим получать гражданство в русской историография отождествлением татар с монголами. В работе он приводит много примеров для доказательства своего положения, среди них и такой факт: «Известный башкирский возмутитель Батырша, возмущая башкирцев к бунту, в письме своем всех здешних магометан болгарским народом называл» (П. Рычков. Указ, раб., с. 18-19). Известный русский востоковед, крупный тюрколог В. В Григорьев, давший высокую оценку этнографическим исследованиям Каюма Насыри, еще в 1836 году также подчеркивал, что «нынешние татары казанские и сибирские, разнося халаты по улицам русских городов, величают себя «булгарлык», «булгарством» (В. Григорьев. Волжские татары «Библиотека для чтения», 1836, т. XIX, отд. III, с. 24), т. е. гордятся своим происхождением и знают свою этническую принадлежность. В 1909 году на страницах «Русской мысли» Г. Алисов, давая ответ растущим измышлениям о происхождении татар, отметил, что если спросить татарина «про его национальность, не назовет себя татарином и этнографически будет отчасти прав, так как это название является историческим недоразумением» (Г. Алисов. Мусульманский вопрос в России. - Русская мысль, 1909, № 7, с. 39). Русские ученые, занимавшиеся и интересовавшиеся происхождением современных татар по первоисточникам, никогда не смешивали их с завоевателями. Мы могли бы привести высказывания и наблюдения многих этих ученых, но ограничимся только одним наблюдением и выводом. Великий русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский, хорошо знавший историю, культуру, жизнь, обычаи татар, владевший татарским языком н письмом, изучавший их историю по татарским источникам, подчеркивал, что «из нынешних крымских, казанских и оренбургских татар едва ли есть один человек, происходивший от воинов Батыя, что нынешние татары - потомки тех племен, живших в этих местах и покоренных Батыем, как были покорены русские. (Н. Г. Чернышевский. Антропологический принцип в философии. -В кн.: Избранные философские сочинения. Т. 3, М., 1951, с. 245-246), Да и западноевропейские ученые, знавшие татар не только по литературе, а непосредственно, подчеркивают, что бытующие в их странах взгляды на происхождение татар не имеют ничего общего с действительным положенением вещей, что они являются булгарами, народом тюркского корня. Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший в 30-е годы XVII века Поволжье, называет их «булгарскими татарами» (А. Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб, 1905, с. 408). Сигизмунд Герберштейн, польский дипломат, знавший татар лично еще до присоединения Казанского ханства к Московскому государству, писал: «Если кто желает описать татар, тому необходимо описывать много племен. Ибо это имя они носят по вере: и это различные племена, далекие друг от друга» (С. Герберштейн. Записки о Московских делах. СПб. 1908, с. 138). Великий Александр Гумбольдт, посетивший Россию в начале XIX века, также интересовался происхождением татар. Он вел беседы об этом с самими татарами. Подружился с татарским ученым я географом С. Сейфуллиным, труды и наблюдения которого использовал в описании восточных окраин России. В своей работе Гумбольдт подчеркивает, что, употребляя название «татар», он следует лишь традиции западной литературы, а «под татарами» разумеет, «как и русские, не монголов, а народ великого турецкого (тюркского - А. К.) племени» (А. Гумбольдт. Путешествие барона Александра Гумбольдта, СПб, 1837, с. 18-19). В отличие от таких ученых, побывавших среди татар, знавших их воочию, другие западноевропейские авторы, зная о татарах лишь по литературе, отождествляют их с монголами, считают осколками монгол. К сожалению, утверждения такого рода господствуют и в русской дореволюционной «казенно-патриотической» литературе. В отличие от западнофилских авторов, выдающиеся русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и другие не смешивают «татар» с монголами, считают их потомками булгар. То же самое мы видим в работах русских тюркологов-языковедов и историков, изучавших язык, культуру, этнографию «татар» непосредственно. Так, в «Русском энциклопедическом словаре» (Том на буквы «С - П - Т»), где обобщены итоги исследования русских тюркологов, ясно подчеркнуто, что «монгольского элемента в нынешних остатках турецких (тюркских - А. К.) племен нет и следа». В другой энциклопедии также сказано: «татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует». (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т. 64, с. 671). «Тюрко-татары» или турецко-татарские народы, термин синонимичный сл. «тюрки»... Под словом «татары» или «тартары» еще до настоящего времени, особенно на Западе, понимают совокупность совершенно различных по языку и расовым признакам народов». Далее читаем: «В науке до настоящего времени название татары совершенно опровергнуто в применении к монголам и тунгузам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие от других тюркских народностей, носящих самостоятельно-историческое название (киргизы, туркмены, сарты, узбеки и т. д.) « (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1902, т. 67, с. 347). Начало осознанного отождествления татар с монголами в русской исторической литературе получает гражданство особенно с XVIII века и усиливается во второй половине XIX - начале XX веков. Все это начало давать свои отрицательные плоды. В этих условиях татарские ученые пытались объяснять ложность такого утверждения, апеллируя к фактам истории своего народа. Но многое из написанного не увидело света из-за преследования царской цензуры. Царская цензура пропустила в XIX веке, можно сказать, единственную работу поэтому вопросу, а именно сочинение татарского ученого-энциклопедиста Шигабутдина Марджани, да и то потому, что она была написана, можно сказать, на арабском языке, который не был доступен цензору. Ш. Марджани - автор шеститомного фолианта историко-библиографического словаря почти всех выдающихся деятелей мусульманского Востока со времен возникновения ислама до середины XIX века. Это капитальный труд, составляющий энциклопедию Востока, написан на основе изучения огромного количества восточных рукописей, хранившихся в Средней Азии, арабских странах, Турции, в Казани. Он же автор многих монографических исследований по истории уйгуров, сельджуков, хорезмцев, других тюркских народов. Глубокое знание истории восточных народов, скрупулезная тщательность и научная добросовестность этого ученого делают его труды ценным источником по истории многих народов Поволжья, Средней Азии, Анатолии, арабских стран. Академик В. В. Радлов, лично знавший автора, знакомый с его трудами, на IV археологическом съезде в Казани в 1877 году лично изложил итоги одной из работ Ш. Марджани и назвал это исследование новым шагом в правдивом освещении истории «татар». Ш. Марджани дал обстоятельный анализ истории булгар, показал на огромном фактическом материале прямую, непосредственную преемственность современных татар с древними булгарами. В одной из своих работ, посвященной истории Волжской Булгарии и Казанского ханства, - «Моетафадель ахбэр фи эхвали Казан вэ Булгар» (В 2-х томах. Том I, Казань, 1885) на основе изучения древних восточных источников и в свете новых этнографических и других документов Марджани показал непосредственную преемственность культуры, языка, этноса современных татар с булгарами. (К сожалению, многие труды ученого до настоящего времени остаются лишь в рукописи. Да и изданная часть его работ практически недоступна историкам, не владеющим арабским языком и языком высокого стиля татарского языка прошлого.) Выдающийся историк наших дней, которому подвластны как отечественные, так и восточные и западные источники, Л. Н. Гумилев, говоря о корнях родства народов России, коснулся вопроса взаимоотношений древней Руси и тюрков-булгар и происхождения названия «татары», которые полностью согласуются с излагаемыми нами здесь положениями. Он пишет, что «тысячу лет назад два крупнейших государства Восточной Европы - Киевская Русь и Волжская Булгария заключили мирный договор, который, несмотря на то, что славяне приняли христианскую веру, а тюрки по-прежнему чтили мусульманство, благотворно сказывался на отношениях между народами почти 250 лет, вплоть до Батыева разгрома. Кстати, потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык - татарским» (подчеркнуто нами - А. К.). Хотя это не больше чем камуфляж!» (Л. Гумилев. Корни нашего родства. - Известия, 1988, 13 апр.). В начале XX века, особенно после первой русской революции, начали появляться новые работы по истории «татар», каковые до этого практически невозможно было опубликовать, ибо царская цензура любую работу по истории тюркских народов считала вредной, ведущей к пробуждению национального самосознания угнетенных народов. Среди работ этого периода укажем на «Историю булгарского народа» (Болгар тарихы. Казан, 1910) историка-демократа Гайнутдина Ахмерова, где специально рассматривается история происхождения современных татар. На основе сопоставительного анализа быта, языка, верований, обрядов, орнамента, искусства, новых археологических а палеографических памятников автор еще раз доказывает полную преемственность этноса булгар с «татарами». Усиление в русской официозной литературе отождествлений «татар» с монгольскими завоевателями вызвало в татарской периодической печати оживленную дискуссию ученых о происхождении народа, особенно на страницах журнала «Шура», частично «Анг» и в других. Подавляющее большинство участников дискуссии, основываясь на материалах, фактах и источниках, свидетельствах специалистов, еще раз доказали достоверность взглядов Ш. Марджани о происхождении современных татар и подняли вопрос о необходимости отказа от навязанного им названия татары» и принятии самоназвания «булгар». Другая часть историков, полностью поддерживая происхождение «татар» от булгар, но исходя из того, что название «булгар» напоминает этноним дунайских болгар, предложила принять за самоназвание этноним «тюрки» (не путать с этнонимом «турки», как иногда случается у отдельных авторов). Принятие названия «тюрки», по их мнению, является обоснованным, ибо этим названием подчеркивается близость, родство «татар» с тюркскими народами и термин «тюрки» больше понятен другим народам, чем название «булгары». Среди участников дискуссии нашлись и отдельные лица, которые стремились найти монгольские истоки в формировании современного татарского народа и при этом в качестве доказательства своих «теорий» ссылались на русскую официозную историческую литературу, где татар отождествляют и считают потомками монгол. Сторонниками таких взглядов были буржуазные националисты, которые, отстаивая название «татары», стремились «возвеличить» себя деяниями монгольских завоевателей. Эти предложения, отдающие душком явного национализма, построенные на песке, не нашли сколько-нибудь значительной поддержки. Да и у самих мелкобуржуазных историков не было единогласия в вопросе о происхождении татар. Один из них, Хади Атласи, в своей книге по истории Казани (X. Атласи. Казан тарихы. Казан, 1910) писал, что «татары - это те захватчики, которые разрушили Волжскую Булгарию», что «татары (казанские - А. К.) себя всегда называли булгарами, в крайнем случае, тюркским народом» или же «по религиозному признаку - мусульманами» (с, 15), чтобы их не отождествляли с «татарами», выступив, таким образом, против принятия названия «татары».

Случилось так, что вы отправились в республику Татарстан на отдых или по работе? Тогда вам повезло, Татарстан, это чудесное место, где даже во время деловой поездки вы сможете отдохнуть. Невероятные пейзажи, которыми наполнена эта республика не могут не запасть в душу и не радовать глаз. Приехав по работе или на отдых к примеру в Казань, вы сможете посетить один из 7 театров, один или несколько музеев, всего их насчитывается 388 по всей республике, или полюбоваться чудесными реками Волгой и Камой.

Бесспорно, в больших городах местное население хорошо знает русский язык, но что делать, если вам нужно общаться с жителями глубинки? В таком случае вам поможет наш русско-татарский разговорник, который состоит из нескольких полезных тем.

Обращения

Здравствуйте! Исэнмесез!
Добро пожаловать, дорогие гости! Рэхим итегез (хуш килдегез), кадерле кунаклар!
К нам приехали гости Безгэ кунаклар килде
Доброе утро! Хэерле иртэ!
Добрый день! Хэерле кон!
Добрый вечер! Хэерле кич!
Познакомьтесь Таныш булыгыз (танышыгыз)
Моя фамилия Хайруллин Фамилиям Хэйруллин
Разрешите представить вам моего товарища (спутника) Сезне иптэшем (юлдашым) белэн таныштырырга рохсэт итегез
Рады с вами познакомиться! Сезнен белэн танышуыбызга шатбыз!
Познакомьтесь, это моя семья: Таныш булыгыз, бу минем гаилэм:
Моя жена, мой муж Хатыным, ирем
Наши дети Балаларыбыз
Наша бабушка, наш дедушка Эбиебез, бабабыз
Наша свекровь, наш свекор Каенанабыз, каенатабыз
Как ваши дела? Эшлэрегез ничек?
Спасибо, хорошо Рэхмэт, эйбэт
Где здесь можно устроиться? Монда кайда урнашырга була?
Где вы остановились? Сез кайда тукталдыгыз?
Мы остановились в гостинице «Казань» Без „Казан» гостиницасында тукталдык
Надолго ли вы приехали? Сез озакка килдегезме?
Зачем приехали? Ни очен килдегез?
Я приехал в командировку Командировкага килдем
Как ваше здоровье? Сэламэтлегегез ничек?
Как поживает ваша семья? Гаилэгез ни хэлдэ?
Вы не очень устали с дороги? Юлда бик арымадыгызмы?

Языковой барьер

Я не говорю по-татарски. Мин татарча сойлэшмим.
Вы говорите по-татарски? Сез татарча сойлэшэсезме?
Говорите, пожалуйста, помедленнее. Зинхар, экренрэк эйтегез.
Что он (она) сказала? Ул нэрсэ эйтте?
Переводчик. Тэржемэче.
Нам нужен переводчик. Безгэ тэржемэче кирэк.
Понимать. Анларга.
Вы меня понимаете? Сез мине анлыйсызмы?
Я вас понял. Мин сезне анладым.
Повторите, пожалуйста, еще раз. Кабатлагыз, зинхар, тагын Бер тапкыр.
Я изучаю татарский язык Мин татар телен ойрэнэм
Я хочу научиться говорить (читать, писать) по-татарски Минем татарча сойлэшергэ (укырга, язарга) ойрэнэсем килэ
Вы понимаете по-татарски? Сез татарча анлыйсызмы?
Я немного понимаю по-татарски Мин татарча бераз анлыйм
Я немного понимаю, но говорить не могу Мин бераз анлыйм, лэкин сойлэшэ алмыйм
Вы говорите слишком быстро Сез артык тиз сойлисез
Вы очень торопитесь Сез бик ашыгасыз
Тагын бер тапкыр кабатлагыз эле
Пожалуйста, говорите помедленнее! Зинһар, акрынрак сойлэгез!
Что вы сказали? Сез ни дидегез?
О чем он(а) говорит? Ул нэрсэ турында сойли?
Что он(а) сказал(а)? Ул ни диде?
Скажите, пожалуйста Эйтегезче (эйтегез эле)
Как это называется по-татарски? Татарча бу ничек дип атала?
Хорошо (правильно) ли я говорю? Мин эйбэт (дорес) сойлимме?
Вы говорите хорошо (правильно) Сез эйбэт (дорес) сойлисез
Я не знаю такого слова Мин андый сузне белмим
Вы меня поняли? Сез мине анладыгызмы?
Вы меня хорошо слышите? Сез мине яхшы ишетэсезме?
Повторите, пожалуйста, еще раз Тагын бер тапкыр кабатлагызчы (кабатлагыз эле)
Как произносить это слово? Бу сузне ничек эйтергэ?
Вы произносите это слово правильно Сез бу сузне дорес эйтэсез
Напишите, пожалуйста, это слово по-татарски Бу сузне татарча языгыз эле
Напишите вот на этом листе Менэ бу биткэ языгыз
Как это будет по-татарски? Татарча бу ничек була?
Говорите, пожалуйста, со мной по-татарски Минем белэн татарча сойлэшегез эле
У вас есть русско-татарский словарь? Русча-татарча сузлегегез бармы?
Я хочу найти книжку для изучения татарского языка Татар телен ойрэну очен бер китап табасы иде
Какие учебники нужны для изучения татарского языка? Татар телен ойрэну очен нинди дэреслеклэр кирэк?
У вас есть легкие книги для чтения на татарском языке? Сездэ жинелрэк укыла торган татарча китаплар бармы?
Есть, я вам завтра принесу Бар, иртэгэ алып килермен

Числительные

0 Ноль 22 Егерме ике
1 Бер 23 Егерме оч
2 Ике 30 Утыз
3 оч 40 Кырык
4 Дурт 50 Илле
5 Биш 60 Алтмыш
6 Алты 70 житмеш
7 жиде 80 Сиксэн
8 Сигез 90 Туксан
9 Тугыз 100 Йоз
10 Ун 101 Йоз дэ бер
11 Ун + бер 200 Ике йоз
12 Унике 500 Биш йоз
13 Уноч 900 Тугыз йоз
14 Ундурт 1000 Мен
20 Егерме 1000000 Бер миллион
21 Егерме бер 1000000000 Бер миллиард

Свойства

Большой Зур
Высокий Биек
Горячий Кайнар
Грязный Пычрак
Густой Куе
Дешевый Арзан
Длинный Озын
Жесткий Каты
Живой Исэн
Жидкий Сыек
Жирный Майлы
Кислый эче
Короткий Кыска
Красивый Матур
Круглый Тугэрэк
Легкий жинел
Маленький Кечкенэ
Мокрый Юеш
Молодой Яшь
Мягкий Йомшак
Низкий Тубэн
Новый Яна
Острый Очлы
Плохой Начар
Полный Тулы
Пустой Буш
Слабый Кочсез
Сладкий Татлы
Старый Карт
Сухой Коры
Темный Карангы
Теплый жылы
Тяжелый Авыр
Холодный Салкын
Хороший Яхшы
Чистый Саф, чиста

Цвета

Черты характера

Время

Час Сэгать
Минута Минут
Секунда Секунд
Который час? Сэгать ничэ?
Девять часов утра. Иртэнге сэгать тугыз
Три часа дня. Кондезге сэгать оч.
Шесть часов вечера. Кичке сэгать алты.
Четверть четвертого. Дуртенче унбиш минут.
Половина пятого. Бишенче ярты.
Без пятнадцати двенадцать. Унике туларга унбиш минут.
Без двадцати восемь. Сигез туларга егерме минут.
Пять минут девятого. Тугызынчы биш минут.
День. Кон, кондез.
Ночь. Тон.
В котором часу? Сэгать ничэдэ?
Когда вы придете? Сез кайчан килэсез?
Через час (полчаса). Бер (ярты) сэгатьтэн сон.
Поздно. Сон.
Рано. Иртэ.
Вечер. Кич.
Мы вернемся вечером. Без кич белэн кайтабыз.
Приходите к нам вечером. Безгэ кич белэн килегез.
Год. Ел.
В каком году? Ничэнче елда?
В 2012-м году? 2012 нче елда?
В прошлом (нынешнем, будущем) году. уткэн (хэзерге, килэчэк) елда.
Через год. Елдан сон.
Время года. Ел фасылы.
Весна. Яз.
Лето. жэй.
Осень. Коз.
Зима. Кыш.
Сегодня какой день? Буген нинди (кайсы) кон?
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье Душэмбе, сишэмбе, чэршэмбе, пэнжешэмбе, жомга, шимбэ, якшэмбе
Я буду свободен весь день. Мин коне буе буш булам.
Вчера. Кичэ.
Сегодня. Буген.
Завтра. Иртэгэ.
Месяцы. Айлар.
Январь (февраль, март…). Гыйнвар (февраль, март…).
Неделя Атна.
На прошлой неделе. уткэн атнада.
Мы вернемся поздно ночью. Без тонлэ белэн сон кайтабыз.
Наш поезд приходит ночью. Безнен поезд тонлэ белэн килэ.
Утро. Иртэ.
Утром. Иртэ белэн.
Мы придем к вам завтра утром. Без сезгэ иртэгэ иртэ белэн килэбез.
Число. Сан.
Какое сегодня число? Буген ничэсе?
Сегодня восемнадцатое июля. Буген унсигезенче июль.
Какого числа? Кайсы конне?

Произношение

Знакомство

Обращение

Поздравление

Приглашение

Прощание

Благодарность, просьба

Извинение, согласие, отказ

В гостинице

Хочу помыться. Юанысым килэ.
В какой гостинице вы остановились? Сез кайсы кунакханэдэ тукталдыгыз.
Как проехать в гостиницу? Кунакханэгэ ничек барырга?
Можете ли вы нам порекомендовать гостиницу? Сез безгэ кунакханэ тэкъдим итэ аласызмы?
Где ближайший фотосалон? Ин якын фотосалон кайда?
Когда будут готовы фотографии? Фоторэсемнэр кайчан эзер була?
Фотографии пришлите по адресу… Фоторэсемнэрне …адреска жибэрегез.
Я оставил (забыл) свой чемодан. Мин чемоданымны калдырганмын (онытканмын).
Я хотел отдать костюм в чистку. Кэстуменне чистартырга бирергэ телим.
На каком этаже ваш номер? Номерыгыз ничэнче ката?
Гостиница далеко от вокзала? Кунакханэ вокзалдан еракмы?
Мы ожидаем гостей. Без кунаклар котэбез.
Позвоните мне в восемь часов вечера. Мина кичке сигездэ шалтарыгызчы.
Вы можете разбудить меня в восемь утра. Сез мине иртэнге сигездэ уятмассыз микэн?
Закройте, пожалуйста, дверь. Зинһар, ишекне ябыгыз.
Лестница. Баскыч.
Я спущусь по лестнице. Мин баскычтан тошэрмен.
Где лифт? Лифт кайда?
Мне нужен номер на двоих. Минэ ике кешелек номер кирэк.
Этот номер мне подходит. Бу номер мина ярый.
Закройте, пожалуйста, окно. Зинһар, тэрэзэне ябыгыз.
Мы уезжаем сегодня. Без буген китэбез.
Снесите, пожалуйста, наши вещи вниз. Безнен эйберлэрне аска тошерегезче.

В парикмахерской

Сон

В городе

Я (мы) первый раз в этом городе. Мин (без) бу шэһэрдэ беренче тапкыр.
Как вам понравился город? Сезгэ шэһэр ошадымы?
Какой герб вашего города? Шэһэрегезнен гербы нинди?
Что означает этот герб? Герб нэрсэне анлата?
Где находится дом № 5. 5 нче йорт кайда урнашкан?
Что это за здание? Бу нинди бина?
Что помещается в этом здании? Бу бинада нэрсэ урнашкан?
Когда построено это здание? Бу бина кайчан салынган?
Когда был построен этот мост? Бу купер кайчан салынган?
Кому поставлен этот памятник? Бу һэйкэл кемгэ куелган?
Отсюда прекрасный вид? Моннан матур куренеш?
Как пройти в ближайший парк? Ин якын парка ничек барып була?
Пойдемте по этой аллее. Бу аллея буйлап барыйк.
Как называется центральная площадь города? Шэһэрнен узэк мэйданы ничек атала?
Проводите нас до площади, пожалуйста. Сез безне мэйданга кадэр озата алмассызмы?
Я иностранеци не знаю города. Мин чит ил кешесе һэм шэһэрне белмим.
Где находится турецкое посольство? Торек посольствосы кайда урнашкан?
Как проехать на мясной (рыбный, цветочный, фруктовый, овощной, воскресный) рынок? Ит (балык, чэчэк, жилэк-жимеш, яшелчэ, ял коне) базары ничек барып була?
Как называется эта улица? Мы урамнын исеме ничек?
Где главная улица? Баш урам кайда?
Как найти улицу Декабристов? Декабристлар урамын ничек табып була?
Когда построена эта мечеть (церковь)? Бу мэчет (чиркэу) кайчан салынган?
Куда ведет это шоссе? Бу шоссе кайда алып бара?

Путешествие

Мы хотели заказать через ваше агентство номер в отеле. Сезнен агентлыгыгыз аша без отельдэ (кунакханэдэ) номер сорарга телибез.
Где получить въездную (выездную) визу? Кайда килер очен (китэр очен) виза алып була?
Можно ли продлить визу? Визаны озайтып буламы?
Как называется это гора? Бу тау ничек атала?
Какова высота горы? Таунын биеклеге купме?
Ведете ли вы дневник путешествия? Сез сэяхэт кондэлеген алып барасызмы?
По какой дороге мы поедем? Без кайсы юлдан барачакбыз?
Мы были в дороге три (четыре) дня. Без юлда оч (дурт) кон булдык.
Вы любите плавать? Сез йозэргэ яратасызмы?
Вам нравится купаться по утрам? Сезгэ иртэнге коену ошыймы?
Какова численность населения этого города? Бу шэһэрдэ купме халык яши?
Как называется этот остров? Бу утрау ничек атала?
Кому нужно предъявить паспорт? Паспортны кемгэ курсэтергэ?
Вот мой паспорт. Менэ минем паспортым.
Как погода? Һава торышы ничек?
Какая сейчас температура? Хэзер температура купме?
Какая погода будет завтра? Иртэгэ һава торышы нинди булыр?
Где можно посмотреть расписание движения поездов (самолетов, пароходов)? Поездлар (самолетлар, пароходлар) йору тэртибен каян белешеп була?
По этой реке пароход ходят? Бу елгада пароходлар йорилэрме?
Есть ли на этой реке электростанция? Бу елгада гидроэлектростанциялэр бармы?
Когда вы возвращаетесь домой? Сез оегезгэ кайчан кайтасыз?
Откуда вы родом? Сез кайдан?
Здесь собрались туристы из разных стран? Монда торле иллэрдэн килгэн туристлар жыелган.
Где автобус для туристов? Турисларга автобус кайда?
Какова программа экскурсии? Экскурсия программасы нинди?
Нам нужен гид. Безгэ гид кирэк.

В транспорте

Где я могу сесть на автобус (троллейбус, трамвай)? Кайда мин автобуска (троллейбуска, трамвайга) утыра алам?
Сколько стоит проезд? Юл хакы купме?
Это место свободно? Бу урын бушмы?
Давайте сойдем на этой остановке! эйдэ бу тукталыштиа тошик!
Когда мы должны быть в аэропорту? Без кайчан аэропорта булырга тиешбез?
Где камера хранения? Саклау камералары кайда?
Возьмите мой багаж, пожалуйста! Багажымны алыгызчы.
Сколько стоит билет до …? Билет …кадэр купме тора?
Сколько стоит детский билет? Балалар билеты купме тора?
Есть ли свободное место в спальном вагоне? Йокы вагонында буш урын бармы?
Где первого класса? Беренче класс вагоны кайда?
Где ваше (наше) купе? Сезнен (безнен) купе кайда?
Как пройти в вагон-ресторан? Вагон-ресторанга ничек узарга?
Можно ли курить в этом купе? В этом купе тэмэке тартырга ярыймы?
Как проехать на вокзал? Вокзалга ничек барырга?
Как пройти к билетной кассе? Билетлар кассасына ничек утэргэ?
Где вход в метро? Метрога керу кайда?
Когда приходит (отправляется) поезд? Поезд кайчан килэ (китэ)?
Сколько времени идет скорый поезд? Экспресс-поезд ничэ сэгать бара?
Где наш самолет? Безнен самолет кайда?
Скажите, сегодня летная погода? эйтегезче, буген очулар булачакмы?
Где стоянка такси? Такси тукталышы кайда?
Вызовите такси! Такси чакыртыгыз!
Остановитесь, пожалуйста, здесь. Монда туктатыгызчы.

В ресторане, кафе

Зайдемте в бар. Барга керик.
Дайте, пожалуйста, два коктейля. Ике коктейль бирегезче.
Я бы выпил кружку темного (светлого) пива. Мин бер кружка кара (якты) сыра эчэр идем.
Я хочу пить (есть). Минем эчэсем (ашыйсым) килэ.
Дайте, пожалуйста, холодной воды. Мина салкын су бирегезче.
Что вы хотите на сладкое? Сез татлы ризыклардан ни телисез?
Вы не хотите позавтракать с нами? Сез безнен белэн иртэнге аш ашарга телэмисезме?
Я не пью крепких напитков. Мин каты эчемлеклэр эчмим.
Когда будет обед? Кондезге аш кайчан була?
Благодарю, я уже пообедал. Рэхмэт, мин ашадым инде.
Что сегодня на обед? Кондезге ашка буген нэрсэ?
Приятного аппетита! Ашларыгыз тэмле булсын!
Я хочу взять овощной салат (с колбасой, холодным мясом). Минем (казылык, салкын ит белэн) яшелчэ салаты аласым килэ.
Передайте, пожалуйста, мне перец (горчицу, соль, уксус, хрен). Бирегезче мина борыч (горчица, тоз, серкэ, корэн).

Почта, телефон

Правильно ли я записал ваш адрес? Адресыгызны дорес яздыммы?
Дайте ваш адрес. Адресыгызны бирегезче (эйтегезче).
Где принимают бандероль? Бандерольне монда кабул итэлэрме?
Будьте добры, дайте конверт с маркой. Маркалы конверт бирегезче.
Покажите мне открытки с видами города. Шэһэр куренешлэре белэн открыткалар бирмэссезме?
Мне нужно отправить письмо. Минем хат жибэрэсем бар.
Мы будем вам писать. Без сезгэ язачакбыз.
Жду (ждем) ваших писем. Сезнен хаталарыгызны котэм (котэбез).
Где ближайший телефон-автомат? Ин якын телефн-автомат кайда?
Алло, кто говорит? Алло, кем сойли?
Позовите к телефону (фамилия). Телефонга (фамилия+не) чакырыгыз.
Я вас плохо слышу. Мин сезне начар ишетэм.
Одну минуту! Подождите у телефона! Бер минут, телефон янында котеп торыгыз.

Встреча, приветствие, знакомство – тут вы найдете подходящие слова для того что бы познакомиться с человеком, поздороваться или договориться о встрече, и все это на татарском языке.

Язык – слова, которые помогут вам лучше разобрать, что говорит собеседник.

Счет – перевод и правильное звучание счета на татарском языке, от 1 до миллиарда.

Свойства – слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать человека по его внешним и психологическим особенностям.

Цвета – произношение и перевод цветов и оттенков.

Черты характера – с помощью слов, которые здесь представлены вы сможете описать черты характера любого человека или свои.

Время – перевод слов, которые напрямую связанны со временем.

Произношение – фразы и слова, которые помогут вам узнать у местных жителей, правильное ли у вас произношение татарского, так же вы сможете попросить написать то или иное слово на бумажке или объяснить, как правильно произносить интересующие вас слова.

Знакомство – перечень фраз, благодаря которым вы сможете начать знакомство.

Обращение – слова, которые помогут начать беседу или позвать кого-то.

Поздравление – все, что нужно для поздравления на татарском языке.

Приглашение — слова, которые помогут вам пригласить человека в гости.

Прощание – список прощальных слов и фраз.

Благодарность, просьба – если вам нужно отблагодарить человека или о чем-то попросить, в этом разделе вы найдете подходящие слова.

Извинение, согласие, отказ – слова, которые помогут вам в разной форме согласиться в чем-то с собеседником, отказать ему или попросить за что-то извинение.

Гостиница – если вы прибыли в Татарстан надолго, вам наверняка придется снять номер в гостинице, с этой задачей и на протяжении всего проживания, вам поможет справиться этот раздел.

Парикмахерская – слова, с помощью которых вы сможете объяснить, какую вы предпочитаете стрижку.

Сон – словосочетания, которые иногда приходиться употреблять перед сном.

Город – список фраз, которые помогут вам найти в городе все что нужно, узнав у прохожих куда идти или, где находиться то или иное здание.

Путешествие – Если вы путешествуете по Татарстану, этот список слов точно вам не раз пригодиться. С помощью них вы узнаете куда лучше сходить, какая история у того или иного здание или памятника, и так далее.

Транспорт – слова связанные с арендой транспорта, поездками на автобусах, поездах и другом виде транспорта.

Ресторан – проголодавшись, вы, захотите плотно покушать, но, не зная татарского языка, вы не сможете даже позвать официанта и заказать блюдо. Для таких случаев создана эта тема.

Почта, телефон – вам нужно пополнить карточку телефона, отправить посылку, или просто узнать, что-то в почтовом отделении? Тогда открывайте этот раздел, и вы точно найдете подходящие слова.