Фискальная политика государства сложный план. План налоги обществознание. Понятие фискальной политики

План 1. Государственный бюджет и его структура 2. Налоги и их виды 3. Оптимальный уровень налоговой ставки 4. Переложение налогового бремени 5. Бюджетный дефицит

1. Государственный бюджет и его структура Налогово-бюджетная политика, как и кредитно-денежная политика, является важным инструментом макроэкономического регулирования. Что это за политика?

Налогово-бюджетная политика Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности путем ИЗМЕНЕНИЯ государственных расходов и налогообложения. Такая политика влияет на: А) уровень НД, Б) уровень объема производства,

Влияние В) уровень занятости, Г) уровень цен. Значение такой политики: до 1965 г. она использовалась в первую очередь (из всех других инструментов государственного регулирования). Только после 1965 г. на первый план вышла кредитно-денежная политика.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Что же представляет собой ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ? ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – это финансовый счет, в котором находится СУММА доходов и расходов государства за определенный период (обычно за 1 год).

ИСПОЛНЕНИЕ бюджета Особенно важно ИСПОЛНЕНИЕ государственного бюджета и анализ его исполнения. При этом может проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ фонды Кроме федерального бюджета существуют также ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ фонды для социальной сферы. Например, в России это: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты Также в странах с федеративным устройством различается федеральный бюджет и бюджеты областей (республик, земель, штатов), муниципальные бюджеты и т. д. Разделение налогово-бюджетных полномочий между уровнями власти называется — НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ.

КОМПРОМИСС Бюджет – всегда КОМПРОМИСС между различными социальными группами. Эти группы в парламентах представлены избранными политиками. Ведь утверждение чисел бюджета – это не математические уравнения.

Бюджетополучатели За статьями бюджета стоят реальные «бюджетополучатели» — работники образования, здравоохранения, военнослужащие, области и регионы. Увеличение расходов по одной статье неизбежно урезает все другие статьи расходов. Тем более, что бюджет формируется под сильным давлением ЛОББИСТОВ.

2. Налоги и их виды Налоги дают значительную часть поступлений в доходную часть бюджета. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Основные категории Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия: ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ и НАЛОГОВАЯ СТАВКА.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – имущество, на стоимость которого начисляется налог. НАЛОГОВАЯ СТАВКА – размер налога на единицу обложения.

Разделение налогов Налоги разделяются на ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Из прямых налогов наиболее известен ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ в Англии был введен с 1799 г. , в США с 1913 г. В России – с 1917 г. К прямым налогам также относятся: налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги Косвенные налоги платят только конечные потребители облагаемого налогом товара. А продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога денег государству. К косвенным налогам относятся: НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Характер начисления налогов По характеру начисления налогов – они делятся на: ПРОГРЕССИВНЫЕ, РЕГРЕССИВНЫЕ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ.

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ При ПРОГРЕССИВНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. То есть владелец БОЛЬШЕГО дохода платит не только БОЛЬШУЮ сумму в абсолютном выражении, но и в относительном выражении – в сравнении с владельцем МЕНЬШЕГО дохода.

Шкала взимания налога Например, с 1998 г. до 2002 г. в России действовала следующая шкала по взиманию подоходного налога:

Ставки налога Размер дохода за 1 год Сумма налога 1. До 20000 руб. 12% 2. От 20001 до 40000 руб. 2400 руб. + 15% с суммы выше 20000 руб. 3. От 40001 до 60000 руб. 5400 руб. + 20% с суммы выше 40000 руб. 4. От 60001 до 80000 руб. 9400 руб. + 25% с суммы выше 60000 руб. 5. От 80001 до 100000 руб. 14400 руб. + 30% с суммы выше 80000 руб. 6. От 100001 руб. и выше 20400 руб. + 35% с суммы выше 100000 руб.

Новая ставка Но с 2001 г. введена единая ставка в 13% для всех уровней дохода. Это – пропорциональный налог.

Пропорциональный налог Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимостной величины объекта обложения.

Регрессивный налог Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении РАВЕН для всех плательщиков. То есть изымает больше из низких доходов, и меньше изымает из высоких доходов. К ним относятся КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, которые взимаются при покупке товаров, облагаемых акцизом (алкоголь, черная икра).

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА Все налоги в стране объединяются в систему. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА – это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом.

Три уровня Налоговая система в РФ состоит из ТРЕХ уровней: Федеральный уровень, Региональный уровень, Местный уровень.

Федеральные налоги Уровень Наименование налога Федеральный Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина. Региональный Налог на имущество организаций, транспортный налог Местный Земельный налог, налог на имущество физических лиц

ЛЬГОТЫ По каждому налогу существуют ЛЬГОТЫ для определенных категорий граждан и юридических лиц. Например, есть льгота при уплате подоходного налога для граждан, если у них есть ребенок. Есть льгота для инвалидов при уплате налога на имущество, и т. д.

Принципы налогообложения Принципы налогообложения в РФ: 1. законность. 2. принцип ясности и недвусмысленности правовой нормы, 3. принцип обязательности уплаты налогов и сборов, 4. принцип недискриминационного характера налогов и сборов,

Принципы налогообложения 5. принцип экономической обоснованности, 6. принцип установления всех элементов налогообложения, 7. обеспечение единого экономического пространства РФ, 8. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Роль налогов Налоги играют определяющую роль в формировании доходов государства. Так проявляется ФИСКАЛЬНАЯ функция налогов, т. е. пополнение доходов казны. Кроме того, налоги существенно влияют на структуру экономики и на экономическое поведение людей. Это – РЕГУЛИРУЮЩАЯ функция налого.

Влияние налогов Регулирующая функция налогов проявляется в НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ государства. Государство может выражать свои приоритеты в льготных ставках налогов или в налоговых освобождениях, например для малого бизнеса.

Влияние налогов Также налоги во многом влияют на формирование стимулов и ожиданий населения. Высокий уровень налогов может вызвать снижение экономической активности и сокрытие доходов.

Таблица умножения Еще в 1728 г. английский писатель Джонатан Свифт открыл «налоговую таблицу умножения» . Согласно ей, при повышении налогов действие «дважды два» не означает результата «четыре» , и может быть равно «единице» .

3. Оптимальный уровень налоговой ставки Какую же налоговую ставку следует установить? Есть ли оптимальный уровень для налоговой ставки вообще? А если такой уровень есть, то одинаков ли этот уровень в разных странах?

КРИВАЯ ЛАФФЕРА Связь между ставками налоговыми доходами госбюджета описал американский экономист Артур ЛАФФЕР. Эту связь он изобразил в виде КРИВОЙ, названной КРИВОЙ ЛАФФЕРА. Кривая показывает, что стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговую тяжесть, приводит к противоположным результатам.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА На уровне M размер налоговых ставок оптимален, он обеспечивает наибольшее поступление денег в бюджет. Если же увеличивать налоговую ставку выше этого уровня, то поступление денег снизится до 0.

Угроза Ставка налога, изымающая весь доход, является КОНФИСКАЦИЕЙ. В ответ на эту угрозу легальный бизнес будет сворачиваться или уходить в «тень» .

Уровень доходов Лаффер считал, что если экономика находится на точке выше M, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки M. А это будет МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень доходов государственного бюджета.

СТИМУЛЫ Почему так происходит? Потому что более низкие налоговые ставки повысят СТИМУЛЫ к труду, сбережениям и инвестициям, а это приведет к расширению налоговой базы. К тому же снижение налоговых ставок УМЕНЬШИТ социальные расходы бюджета, например, на пособия по безработице.

Критика Критики Лаффера на это возражали. 1. По их исследованиям, нет прямой зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. 2. Снижение налоговых ставок вызовет позитивные эффекты только через длительный период времени, а пока это вызовет сокращение доходов казны.

Критика 3. Неизвестно, в какой точке кривой находится экономика именно сейчас – выше или ниже точки M. Если реально ниже этой точки, то это не стимулирует экономику, а просто вызовет снижение доходов казны. Следовательно, кривая Лаффера полезна, но трудно найти ту точку, в которой реально находится экономика страны.

4. Переложение налогового бремени Суть проблемы – формальное и реальное бремя налогов совпадают НЕ ВСЕГДА. То есть налоги не всегда поступают в госбюджет из тех источников, которые облагаются налогами по закону. БРЕМЯ НАЛОГА МОЖЕТ СМЕЩАТЬСЯ ОТ ОДНИХ СУБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ К ДРУГИМ.

Переложение Но как происходит это переложение? Рассмотрим некоторые налоги с этой точки зрения. ЛИЧНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ. Этот налог обычно платят именно те, кто обязан платить его по закону. Но есть и исключения.

Переложение Частные врачи и адвокаты, которые платят налог, могут поднять ставки за свои услуги. Таким способом, налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами. Избежать этого трудно, ведь при зубной боли нужны услуги зубного врача.

Налог на прибыль Этот налог можно частично переложить на потребителей путем более высоких цен. Фирмы- монополисты будут злоупотреблять своей властью на рынке.

Налог с продаж и акцизы Основная масса налогов с продаж и акцизов перекладывается на потребителей через повышение цен. Особенно легко переложить на потребителей акцизы на бензин, табачные изделия и алкоголь.

Налог на имущество Обычно его платят именно те, кто владеет имуществом. Но если сдавать дом или квартиру в аренду, то часть налогового бремени перекладывается на арендатора путем повышения ставки арендной платы.

5. Бюджетный дефицит Доходы и расходы госбюджета не всегда совпадают. Если расходы БОЛЬШЕ доходов, тогда правительство получает БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. Если доходы превышают расходы, то это БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ.

Бюджетный дефицит Различаются первичный и общий дефицит госбюджета. ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ – это общий дефицит госбюджета минус сумма процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит Различают также фактический, структурный и циклический дефицит госбюджета. ФАКТИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ – это разница между действительными доходами и действительными расходами правительства.

СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ – это разность между доходами и расходами, которая СУЩЕСТВОВАЛА БЫ в экономике при ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ. ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ – это разница между фактическим и структурным дефицитом госбюджета. Такой дефицит – следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Финансирование дефицита Как же финансируется бюджетный дефицит? Есть ДВА основных способа финансирования бюджетного дефицита: 1. выпуск новых денег, т. е. ЭМИССИОННЫЙ способ финансирования, 2. выпуск займов (внутренних и внешних), т. е. неэмиссионный способ финансирования.

Эмиссионный способ Министерство финансов берет в долг некую сумму у Центрального банка путем продажи ему государственных ценных бумаг. Министерство тратит эти средства, и они поступают на счета коммерческих банков. Резервы этих банков увеличиваются и банки увеличивают выдачу кредитов.

Эмиссионный способ Так растет денежная масса, а точнее денежный агрегат М 1. Это – ЭФФЕКТ МОНЕТИЗАЦИИ государственной задолженности. В условиях почти полной занятости это увеличивает опасность инфляционного роста цен. Поэтому этот способ часто называют ИНФЛЯЦИОННЫМ.

Неинфляционный способ При этом способе государство занимает деньги не у Центробанка, а у коммерческих банков и населения. Но при этом вырастут процентные ставки. Из-за роста процента – уменьшатся частные инвестиции. Также сократятся потребительские расходы на товары длительного пользования.

ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ В этом суть эффекта вытеснения: Налогово-бюджетная экспансия государства приводит к росту процентной ставки и вытеснению частных инвестиционных расходов.

6. Два типа политики Налогово-бюджетная политика делится на 2 типа: ДИСКРЕЦИОННАЯ (гибкая) политика, НЕДИСКРЕЦИОННАЯ (автоматическая) политика.

ДИСКРЕЦИОННАЯ ДИСКРЕЦИОННАЯ налогово-бюджетная политика – это осознанное манипулирование государством налогообложением и бюджетными расходами для воздействия на уровень экономической активности.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Таким путем государство влияет на объем производства, уровень цен, занятость, ускорение экономического роста. При этом законодательные органы целенаправленно принимают соответствующие законы по объемам государственных расходов, налоговых ставок, принятия новых налогов и т. д.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Дискреционная политика прямо воздействует на совокупные расходы. При этом увеличение правительственных расходов может финансироваться не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является бюджетный дефицит.

ДИСКРЕЦИОННАЯ То есть правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги. А что сильнее воздействует на экономику? БОЛЬШИЙ стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Таким способом происходит ПРЯМОЕ воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает КОСВЕННОЕ воздействие на уровень национального дохода.

ДИСКРЕЦИОННАЯ Таким образом, СТИМУЛИРУЮЩАЯ дискреционная налогово-бюджетная политика предполагает РОСТ государственных расходов и/или СНИЖЕНИЕ налоговых ставок. Наоборот, СДЕРЖИВАЮЩАЯ дискреционная политика предполагает СНИЖЕНИЕ государственных расходов и/или рост налоговых ставок.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ политика проводится с целью борьбы со спадами и циклической безработицей. Главная проблема при этом – на какой фазе цикла находится экономика, и действительно ли в экономике спад?

ВЫБОР ВРЕМЕНИ Это и есть главная проблема в проведении политики – проблема ВЫБОРА ВРЕМЕНИ. Это осложняет дискреционную политику. Но есть и другой тип политики – недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от решений правительства. Такая политика – результат действия АВТОМАТИЧЕСКИХ, встроенных СТАБИЛИЗАТОРОВ.

Главные стабилизаторы Главные стабилизаторы – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Например, во время спада доходы уменьшаются и одновременно уменьшается налоговое бремя. Увеличение бюджетного дефицита означает автоматическое увеличение общей суммы пособий по безработице и прочие социальные выплаты.

Главные стабилизаторы Во время подъема налоговые поступления АВТОМАТИЧЕСКИ возрастают – из-за прогрессивного налогообложение. Налоговый пресс усиливается и сдерживает подъем. Так же автоматически уменьшаются пособия по безработице.

Воздействие Таким образом, бюджетные дефициты оказывают СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, а бюджетные профициты оказывают сдерживающее воздействие на экономику.

Оценка Такие стабилизаторы не могут ПОЛНОСТЬЮ предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса. Но зато стабилизаторы могут УМЕНЬШИТЬ РАЗМАХ колебаний почти на 33%. На практике правительства развитых стран проводят КОМБИНИРОВАННУЮ политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

План:

  • Дискреционная фискальная политика

  • а) изменение правительственных закупок

  • б) изменение налогов

  • в) мультипликатор сбалансированного бюджета

  • г) стимулирующая политика

  • д) сдерживающая политика


  • 2 Недискреционная фискальная политика

  • 3 Бюджет ежегодно балансируемый и бюджет балансируемый на

  • циклической основе

  • 4 Критика фискальной политики


  • Решения домашнего хозяйства и бизнеса основаны на частном интересе потому итогом таких решений могут быть спад или инфляция Правительство является инструментом общества в целом поэтому правительственные решения о расходах и налогах могут приниматься таким образом чтобы повлиять на экономику для увеличения общественного благосостояния


  • Фискальная политика может быть дискреционной (преднамеренной) и недискреционной (основанной на действии автоматических встроенных стабилизаторов)


Дискреционная фискальная политика

  • это сознательное манипулирование налогами и гос расходами в целях изменения реального объема производства и занятости контроля над инфляцией и ускорения экономического роста


1а. Изменение государственных расходов.

    Гос закупки (G) – это часть совокупного спроса наряду с потреблением домашних хозяйств и инвестициями бизнеса Поэтому рост правительственных закупок будет приводить к увеличению АD и если экономика не находится ещё в состоянии полной занятости, то этот рост G будет приводить к расширению объема выпуска к увеличению доходов снижению безработицы


  • При этом надо учитывать что правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора так же как и другие элементы АD

  • Например при MPS = ¼ увеличение государственных расходов на 20млрд$ вызовет рост равновесного ВНП на 80млрд$


    При этом рост G должен быть обеспечен не за счет роста налогов тк рост налогов ведет к снижению равновесного ВНП То чтобы иметь стимулирующее воздействие на экономику рост государственных расходов должен сопровождаться бюджетным дефицитом Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада, или депрессии


  • Вывод: увеличивая объем государственных закупок правительство осуществляет инъекции в национальную экономику С другой стороны, сокращение государственных расходов приведет к кратному сокращению равновесного ВНП

  • Совокупный эффект от изменения правительственных расходов:

  •  GNP   G*M


1б. Изменение налогов

    Второй стороной фискальной политики является сбор налогов Упрощенно представим что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный (паушальный) налог те налог постоянной величины который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине ВНП Например налог в 20млрд$ приведет к снижению располагаемого дохода на эту сумму


  • При MPS= ¼ потребление снизится на величину 20 * ¾ = 15млрд$ сбережения снизятся на 20 * ¼ = 5млрд $ В этом примере равновесный ВНП снизится как результат снижения потребления С на 15 * 4 = 60млрд$ (4 – это мультипликатор в нашем примере он равен М = 1/1/4 = 4)



То

    То налоги в отличие от государственных расходов сокращают потребление (и сбережения) те являются утечками дохода Направленность воздействия G (гос расходов) и Т (налогов) на величину национального производства и дохода противоположна При этом мультипликационный эффект правительственных расходов " сильнее" больше мультипликационного эффекта налогов Дело в том что G непосредственно входят в АD а налоги Т изменяя величину располагаемого дохода влияют и на потребление С и на сбережения S.


  • Налоговый мультипликатор Мт= МРС/ MPS Совокупный эффект изменения налогов равен величине этого изменения умноженной на величину налогового мультипликатора:

  • GNP   T * Мт


или

  • Рассмотрим на примере как влияют гос расходы и налоги на равновесный ВНП Пусть в целях увеличения объема национального производства рассматривается увеличение G на 20млрд $ или снижение налогов Т на эту же сумму MPS = 1/4



1в.Мультипликатор сбалансированного бюджета.

    Для дальнейшего анализа фискальной политики объединим мультипликационные эффекты правительственных расходов и налогов Предположим правительство придерживается концепции ежегодно сбалансированного бюджета Тогда рассматривая увеличение G, правительство должно одновременно планировать увеличение Т на эту же сумму Под влиянием роста G совокупный спрос возрастет а под влиянием увеличения налогов АD сократится


  • При этом поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора окончательный результат будет состоять в приросте выпуска продукции равном первоначальному увеличению G и Т



Общий результат GNP 50.

  • Общий результат GNP 50.

  • Другими словами мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1

  • При этом мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины MPS и MPC


  • Все вышесказанное доказывает возможность использования фискальной политики для стабилизации экономики 

  • Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:


  • - изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки Изменяя налоговую ставку правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот уменьшить располагаемый доход в период бума;


  • осуществление программ занятости ставящих своей целью обеспечение безработных работой за счет средств госбюджета;

  • реализация социальных программ  которые включают в себя выплату пособий по старости инвалидности пособий малоимущим расходы на образование и тп Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие когда сокращаются доходы и обостряется нужда


  • В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть либо стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной)


1г. Стимулирующая дискреционная фискальная политика

    осуществляется в период спада и высокой безработицы Ее цель – увеличение АD через увеличение G и (или) снижение ТВ результате роста АD будет расти национальное производство расти занятость Отрицательным последствием стимулирующей фискальной политики является дефицит госбюджета Финансировать дефицит можно за счет займов или за счет эмиссии денег


  • Первый метод может привести к тн эффекту выталкивания частных инвестиций (как результат займов правительства на внутреннем денежном рынке повышается процентная ставка и сокращаются частные инвестиции бизнеса что может свести стимулирующий эффект до нуля) Второй метод чреват ростом цен


1д. Сдерживающая фискальная политика

  • направлена на борьбу с вызванной избыточным спросом инфляцией которая возникает в состоянии полной занятости Она заключается в снижениие G и (или) увеличении налогов Т Результатом становится бюджетный излишек Два способа использования этого излишка: погашение долга или изъятие денег из обращения



Но

    Но выкупая свои долговые обязательства у населения правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок вызывая падение процентной ставки и стимулируя таким образом инвестиции и потребление что вновь приведет к росту цен Изъятие избытка означает что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает её.


  • Можно сделать заключение о том что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой.



    В зависимости от того насколько велик государственный сектор выбирается наиболее предпочтительная политика в период кризисов Те экономисты которые считают что государственный сектор должен быть расширен для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных закупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов


  • И наоборот консервативные экономисты считающие что государственный сектор излишне раздут и неэффективен выступают за рост совокупных расходов за счет сокращения налогов а в период роста инфляции предлагают сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов


Недискреционная фискальная политика –

  • это политика встроенных (автоматических) стабилизаторов которые действуют без специальных правительственных решений на основе саморегуляции


  • Автоматизм фискальной политики обусловлен тем что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с изменением дохода Главными встроенными стабилизаторами являются подоходный налог и пособия по безработице индексация доходов и др



    Если в экономике наблюдается спад те личные доходы и доходы фирм снижаются то автоматически уменьшаются и налоговые изъятия что при прочих равных условиях смягчает последствия сокращения совокупного спроса помогает стабилизировать выпуск продукции При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора помогая экономике выйти из состояния спада


  • Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит Таким образом бюджетный дефицит становится необходимым спутником падения производства


    Во время бума и инфляции доходы повышаются налоговые ставки возрастают значение мультипликатора уменьшается что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска Таким образом способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматическим фактором стабилизирующим экономику



    Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице Когда занятость высока фонд занятости возрастает и оказывает сдерживающее давление на совокупные расходы а в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются поддерживая потребление и смягчая падение производства Таким образом стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения и в сторону понижения


  • Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы Они смягчают колебания цикла но не могут устранить их причину поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада и бюджетному излишку во время инфляции


Бюджет, ежегодно балансируемый и бюджет балансируемый на циклической основе

  • Ежегодно балансируемый бюджет – общепризнано считается желанной целью государственных финансов но он углубляет колебания экономического цикла


  • Допустим что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов при таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся Стремясь сбалансировать бюджет правительство должно либо увеличить ставки налога либо сократить государственные расходы либо использовать сочетание этих двух мер


  • Проблема в том что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает а вовсе не увеличивает совокупный спрос

  • В другой ситуации когда экономика достигла полной занятости, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы автоматически возрастают налоговые поступления и правительство имеет возможность их тратить.


  • То ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным

  • С точки зрения консервативных экономистов бюджетные дефициты являются яркой демонстрацией политической безответственности


  • Дефициты позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши связанные с ростом правительственных программ расходов избегая при этом сопутствующих этим программам издержек в виде уплаты более высоких налогов

  • Фискальные консерваторы считают что правительственные программы имеют тенденцию расти быстрее чем следовало бы и отстаивают ежегодное балансирование государственного бюджета


  • В настоящее время бюджетный дефицит – это типичное состояние экономики большинства стран Его размеры постоянно растут Но бюджетный дефицит не может служить показателем состоянием экономики И сам по себе бездефицитный бюджет не означает экономического благополучия


  • Идея бюджета балансирующего на циклической основе предполагает что правительство реализует антициклическую политику те проводит дискреционную фискальную политику по Кейнсу В этом случае бюджет не должен балансироваться ежегодно Достаточно чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла



    Во время спада допустим дефицит госбюджета который будет компенсирован в следующей фазе подъема экономики Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности следовательно задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе цикла.


  • Например, длительный и глубокий спад, за которым следует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или нулевого положительного сальдо в период процветания, и следовательно, циклического дефицита бюджета.


4. Критика фискальной политики.

  • После второй мировой войны дискреционная политика стала основным средством регулирования экономики развитых стран.

  • Но её действенность ограничивается рядом проблем.


Проблемы времени:

  • А) сложность своевременного определения намечающихся кризисов

  • Б)административные задержки – за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через институты власти экономическая ситуация в стране может измениться


Политические проблемы

  • А) необходимость решения других задач, кроме стабилизации экономики.

  • Б) пристрастие к стимулирующим мерам, популярным среди избирателей


Эффект вытеснения:

  • Эффект вытеснения: стимулирующий эффект фискальной политики может быть ослаблен, если она вытесняет часть частных инвестиций.

  • Инфляция: когда экономика близка к состоянию полной занятости часть воздействия стимулирующей фискальной политики проявится в усилении инфляции, а не в росте производства и занятости.



    Сторонники экономической теории, ориентированной на предложение, отмечают, что кейнсианская фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменений налогов на совокупное предложение Они утверждают что более низкие ставки налогов не обязательно должны приводить к сокращению налоговых поступлений В действительности можно ожидать что снижение ставок налогов обеспечит рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска и дохода


  • Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов даже при более низких ставках

  • Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения Во-первых они чувствуют что ожидаемое позитивное воздействие сокращение налогов на стимулы к труду


  • сбережению и инвестициям а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны как надеются сторонники экономики предложения Во-вторых любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее


Лекция 16. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

2. Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь.

1. Сущность и функции налогов. Налоги обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей образует налоговую систему . Ее основными элементами являются:субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога;объект налогообложения – доход, имущество или цена товара, облагаемые налогом;носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;налоговая ставка – величина налога на единицу обложения;налоговая льгота – полное (частичное) освобождение от уплаты налога.

Основные функции налогов :

фискальная – пополнение доходов государственного бюджета;

регулирующая – стимулирование экономической деятельности;

распределительная – перераспределение полученных субъектами хозяйствования доходов.

Важнейшие принципы налогообложения : всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность – устойчивость видов и ставок налогов во времени; обязательность – принудительность уплаты налогов; социальная справедливость – равные условия налоговой нагрузки для разных субъектов хозяйствования и слоев населения.

Графическая зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок – кривая Лаффера (рис. 21.1).

Рис. 21.1. Кривая Лаффера

При высоких налоговых ставках отсутствуют стимулы к увеличению дохода, следовательно, поступление налогов в бюджет снижается.

2. Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь. Налоги классифицируются по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц); по уровням управления (республиканские и местные); по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные).

Прямые налоги – взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – взимаются посредством включения в цену товара или услуги и уплачиваются покупателем.

В Республике Беларусь существуют следующие основные виды налогов:

– налог на прибыль и доходы предприятий – прямой налог, ставка 24%;

– налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, ставка 18%, для отдельных товаров и услуг – 10%;

– налог на экспорт и импорт (таможенные пошлины) – косвенный налог;

– подоходный налог с граждан – прямой налог, ставка 12%;


– акцизный налог – косвенный налог, взимается по разным ставкам для различных товаров, облагающихся этим налогом.

Перечисленные выше налоги дают более 80% поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь. Кроме них взимаются также: экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги, взносы во внебюджетные фонды социальной защиты и занятости, государственная пошлина и т.д. В перспективе предполагается усовершенствовать налоговую систему, проведя следующие мероприятия: уменьшение суммарной налоговой нагрузки; сокращение налоговых льгот; упрощение процедуры уплаты налогов.

3. Фискальная политика, ее виды и инструменты. Фискальная политика – воздействие государства на состояние экономики с помощью изменения величины государственных расходов и налогов.

Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Выделяют два вида фискальной политики : дискреционная и недискреционная (автоматическая). Дискреционная финансовая политика – сознательные решения правительства по изменению величины налогов и государственных расходов. Она может быть стимулирующей (увеличение государственных расходов, снижение налогов с целью стимулирования роста производства) или рестринционной (увеличение налогов и снижение государственных расходов, чтобы сдерживать темпы инфляции).

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – не требует специальных решений правительства, т.к. основана на действии встроенных стабилизаторов, приводящих к автоматическому изменению налоговых поступлений и государственных расходов. Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве стабилизаторов выступают: пособия по безработице, по бедности, прогрессивные подоходные налоги. В период спада стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений и росту расходов бюджета, в период подъема происходит обратный процесс.

Фискальная политика может сопровождаться мультипликационным эффектом в виде роста ВВП, значительно превышающего прирост государственных расходов, вызвавших его. Выделяют: мультипликатор государственных расходов – отношение изменения реального ВВП к изменению расходов государственного бюджета; налоговый мультипликатор – отношение изменения реального ВВП к вызвавшему его изменению налогов; мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

− Учитель Думбадзе В. А.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и налоговая система РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

1) Понятие «налоги».

2) Функции налогов:

в) социально-воспитательная и др.

3) Принципы налогообложения:

а) принцип справедливости;

б) принцип определённости и точности налогов и др.

5) Системы налогообложения:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

6) Уровни налогообложения в РФ:

7) Специальные налоговые режимы в РФ

Наличие любых двух из 4, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.

Тема 13. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1. Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогообложения, которая стр­оится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государст­ва она определяется целями общества. Эти цели форму­лируют требования к налоговой базе, тяжести налогооб­ложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие ус­ловия для эффективного экономического роста, нужда­ется в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ре­сурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от госу­дарственных предприятий. И государство для формиро­вания своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.

2. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязан­ностей граждан. Налогообложению подлежат:

  • прибыль;
  • доходы;
  • стоимость определен­ных товаров;
  • стоимость, добавленная обработкой;
  • имущество;
  • передача собственности (дарение, продажа, на­следование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности.

3. Налогопла­тельщики :

  • физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие матери­альные и нематери­альные блага и полу­чающие определен­ный доход;
  • юридические лица – хозяйствующие субъекты.

4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные .

  • Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
  • Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

5. Можно выделить три системы налогообложения .

  • пропорциональ­ный налог – сумма налога пропорциональ­на доходам работ­ников;
  • регрессивный налог – налог тем вы­ше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог – налог тем вы­ше, чем выше доход

6. Принципы налогообложения - это правила, ко­торыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:

  • Принцип спра­ведливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
  • Принцип опреде­ленности и точ­ности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно опре­делены и понятны налогоплательщикам.
  • Принцип удобст­ва взимания на­логов для нало­гоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то вре­мя и тем способом, при котором платель­щику легче выполнить требования налого­обложения.
  • Принцип эконо­мичности (эф­фективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:

o разрыв между расходами по сбору и ор­ганизации налогообложения и самими на­логовыми поступлениями должен быть наибольшим;

o тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения про­изводства и лишать государство в после­дующем налоговых поступлений.

  • Принцип обяза­тельности – неизбежность осуществления платежа.

7. Функции налогов :

  • фискальная – обеспечение финансирования государст­венных расходов на содержание государст­венного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределитель­ная – перераспределение доходов между разны­ми социальными слоями с целью сглажи­вания неравенства в обществе;
  • стимулирую­щая (антиин­фляционная) – стимулирование развития научно-техни­ческого прогресса, увеличения числа рабо­чих мест, капитальных вложений в расши­рение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-вос­питательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учет­ная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

8. По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.

План по обществознанию «Налоги и их влияние на экономику страны»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Налоги и их влияние на экономику страны

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

а) прямые (устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные)

* реальные (поземельный, подушный, промысловый)

* личные (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль)

б) косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины)

в) в зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающиеся полученными средствами (федеральные, республиканские (субъектов федерации) и местные)

3. Системы налогообложения

а) пропорциональная (налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения)

б) прогрессивная (налог, ставка которого возрастает по мере увеличения налогообложения

в) регрессивная (налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения)

4. Принципы налогообложения

а) принцип справедливости

б) принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику)

в) принцип удобства (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика)

г) принцип экономии (подразумевает сокращение издержек взимания налогов)

5. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций

б) частичное перераспределение доходов

в) стимулирующая и др.

6. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны

7. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, — презентация

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту,». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

1 35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. Выполнение данного задания предполагает 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме 2) полноту отражения основного содержания в плане; 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. При выполнении задания выпускника м предстоит а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

2 35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании 3

3 «Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

4 При выполнении задания 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. Задание С8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему понимает смысл поставленной проблемы умеет устанавливать структурно- функциональные, причинно- следственные, иерархические и иные связи умеет выделить главное корректно формулировать структурировать

5 Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5. Привлечение внутри курсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8. Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

6 Классификация тем 1 группа тем 1. широкие «однотомные» 2. широкие «одно объектные» 3. широкие «односоставные» 2 группа тем 1. узкие «одно объектные», 2. узкие «однотомные» 3. узкие «односоставные» 3 группа тем 1.«многотомные», 2.«двусоставные», 3.«разнообъектны» 4.«многосоставных »

7 Первая группа: а) широкие «однотомные», б) широкие «одно объектные», в) широкие «односоставные» Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить доклад по проблеме: «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..«Гражданское общество». 5……«Деятельность, как способ существования людей».

8 Вариант плана Гражданское общество. 1. Понятие гражданское общество; 2. История развития гражданского общества; 3. Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4. Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5. Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6. Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3. Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4. Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5. Роль деятельности в жизни общества и человека

9 Алгоритм 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой одно объектной» теме 1. понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

10 Вторая группа: а) узкие «одно объектные» б) узкие «однотомные», в) узкие «односоставные» Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: «Наука в жизни современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: «Межличностные конфликты и способ их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

11 Вариант плана: Государство – социальный институт. 1. Понятие социального института. 2. Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3. Государство – важнейший социальный институт. 4. Государство – как совокупность социальных институтов. 5. Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института; в) внутренние и внешние функции института государства. 6. Взаимосвязи социальных институтов. 7. Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных проблем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4. Причины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5. Проявления и последствия экологического кризиса 6. Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».

12 Алгоритм 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой одно объектной» теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления..)

13 Третья группа: а)«многотомные» б) «двусоставные» в) «разно объектные» г) « многосоставныхе» Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

14 Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общество б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.

15 Алгоритм 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме.. 1. понятие (определение) объекта 1; 2. понятие (определение) объекта 2…3…4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство 1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина 1 б) причина 2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.

16 Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

17 Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6. Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, 29, г. 7. Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976 г. 8. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (11. Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, Форум «Абитуриент…ПРО»

18 Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми- предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство

19 Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАМЯТКА по составлению плана 1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксир овать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

План налоги обществознание

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:

а) руководители высшего звена;

б) специалисты с высшим образованием;

в) персонал средней квалификации;

г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:

б) развитие экономической демократии.

а) сущность безработицы;

б) структура и виды безработицы;

в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:

а) стимулирование роста занятости;

б) программы профессионального образования;

в) программы социального страхования.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Экономические функции государства:

а) законодательное регулирование экономики;

б) предоставление общественных благ;

в) проведение социальной политики;

г) обеспечение экономического роста;

д) стабилизация экономики.

2. Финансирование экономической деятельности государства:

а) источники доходов госбюджета;

б) основные расходы госбюджета;

в) источники финансирования дефицита госбюджета.

3. Бюджетно-налоговая политика государства:

а) цели бюджетно-налоговой политики;

б) инструменты бюджетно-налоговой политики;

в) стимулирующая фискальная политика;

г) сдерживающая фискальная политика.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Источники доходов семей:

а) заработная плата;

2. Типы семей в зависимости от дохода:

4. Структура расходов семей:

в) транспортные расходы;

5. Различия в богатстве семей и их сглаживание государством.

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Полнота отражения основного содержания в плане;

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Экономическая наука о понятии «издержки в экономической деятельности».

2) Экономические издержки:

3) Издержки производства:

4) Как снизить издержки производства? Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Сущность инфляции.

2. Виды инфляции:

а) инфляция ползучая;

б) инфляция умеренная;

в) инфляция высокая;

3. Причины инфляции.

4. Социально-экономические последствия инфляции:

а)замедление экономического роста;

б)обесценение фондов предприятий;

в)диспропорции в сфере производства;

г)перераспределение национального дохода.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам пред­сто­ит подготовить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Цикличность эко­но­ми­че­ско­го развития». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трех пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунктов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Полнота от­ра­же­ния основного со­дер­жа­ния в плане;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) Понятие эко­но­ми­че­ско­го цикла.

2) Фазы эко­но­ми­че­ско­го цикла:

а) экономический подъем;

б) спад экономики;

в) фаза депрессии;

г) оживление экономики.

3) Тенденция со­кра­ще­ния длительности эко­но­ми­че­ско­го цикла.

4) При­чи­ны циклического раз­ви­тия экономики в усло­ви­ях рынка:

а) неблагоприятные социально-политические фак­то­ры (войны, революции);

б) резкий рост цен на энер­го­но­си­те­ли («нефтяной шок»);

в) необдуманная эко­но­ми­че­ская политика;

г) банковские спекуляции.

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Цели деятельности фирмы.

2) Организационно-правовые формы предприятий: а) хозяйственные товарищества; б) хозяйственные общества и др.

3) Внутренние и внешние ресурсы фирмы.

4) Фирма в условиях рыночной конкуренции.

5) Затраты фирмы: а) постоянные, переменные; б) внутренние, внешние.

6) Виды прибыли фирмы: а) бухгалтерская; б) экономическая.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Рынок и его функции:

а) регулирование производства и потребления;

г) посредническая и др.

2) Сильные и слабые стороны рынка.

3) Экономические функции любого государства:

а) производство общественных благ;

в) установление правовых рамок экономической деятельности.

4) Функции государства в условиях рынка. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

на мой взгляд, тема раскрыта недостаточно точно.

1. Основные функции государства в любом типе экономики

а) производство общественных благ

б) создание правовой базы

в) ослабление внешних эффектов

2. Поддержание рыночной экономики

а) борьба с монополиями

б) стабилизация экономики в случае кризиса

3. Методы стабилизации экономики

а) кредитно-денежная политика

б) бюджетно-налоговая политика

4. Рыночная экономика в РФ и ее становление

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Этика и социальная ответственность бизнеса» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1. Понятие об этике и социальной ответственности бизнеса. Этика предпринимательства как основа успешной деятельности фирмы на рынке.

2. Признаки социально ответственного предпринимательства:

а) соблюдение корпоративной этики;

б) партнерские отношения с обществом, участие в финансировании социальных программ;

в) соблюдение законов, в том числе, природоохранного законодательства.

а) охрана окружающей среды;

б) создание социальной среды на предприятии и в быту, комфортной для человека;

в) формирование позитивного отношения в обществе к бизнесу;

г) развитие программ в области образования, фундаментальной науки, здравоохранения.

4. Этика бизнеса как основа менеджмента в современной компании.

5. Особенности формирование этического комплекса и социальной ответственности бизнеса в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Сущность безработицы.

2. Структура безработицы:

а) лица, уволенные по разным основаниям;

б) лица, добровольно оставившие работу;

в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;

г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.

3. Виды безработицы:

а) фрикционная, циклическая, структурная;

б) открытая, скрытая;

в) полная, частичная.

4. Масштабы безработицы.

5. Методы борьбы с безработицей.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семейный бюджет». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Семейный бюджет — структура доходов и расходов отдельного домохозяйства, семьи.

2. Источники семейного дохода

а) заработная плата;

г) банковский процент по вкладу;

е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др.

3. Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом;

б) семьи с переменными доходами.

3. Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды

6. Влияние инфляции на доходы семей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Налоги». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие налогов. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государства.

2. Структура налога:

а) субъект налогообложения

б) объект налогообложения

в) ставка налогообложения

3. Налогоплательщики в государстве:

а) физические лица

б) юридические лица

4. Принципы налогообложения.

а) принцип справедливости

б) принцип определенности и точности

в) принцип эффективности

г) принцип обязательности

5. Функции налогов:

6. Системы налогообложения

7. Налоги, уплачиваемые предприятиями:

а) налог на добавленную стоимость

б) налог на прибыль

в) налог на имущество

9. Налогообложения в РФ

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

2. Системы налогообложения:

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:

б) частичное перераспределение доходов;

в) регулирование экономических отношений;

д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов.

2. Функции макроэкономических показателей:

а) измерение объема производства в конкретный момент времени

б) определние факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики

в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития

г) разработка государственной экономической политики.

3. Основные макроэкономические показатели

а) ВВП валовый внутренний продукт (это стоимость конечной продукции, произведенный на территории данной страны за определенный период

б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени

в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));

г) объем ВВП н душу населения или на одного занятого в экономике

д) объем инвестиций в национальную экономику

е) объем национального экспорта и импорта и др.

4 Система национальных счетов — информация о состоянии экономики.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!