Правомерно ли не принимать банковскую гарантию. Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать? Если заказчик отказал в принятии банковской гарантии

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3.1 ст. 45 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяется к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

Закон о госзакупках в некоторых случаях предусматривает необходимость предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Но нередко заказчики используют данный обеспечительный инструмент в своих целях, чтобы «отсеять» неугодных претендентов на заключение контракта. А для поставщиков непринятая заказчиком банковская гарантия грозит негативными последствиями в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, а также финансовыми потерями. Как получить «правильную» банковскую гарантию по 44-ФЗ? Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков, если гарантию все-таки не приняли?

В каких случаях требуется банковская гарантия?

ФЗ-44 предусматривает два случая предоставления банковской гарантии:

  • обеспечение заявки на участие в определении поставщика;
  • обеспечение исполнения контракта.

В целом требования к банковской гарантии и в том и в другом случае идентичны, за редким исключением. Об этом поговорим чуть ниже.

В какой форме должна выдаваться банковская гарантия в рамках 44-ФЗ?

Правительство РФ в своем постановлении № 1005 от 08.11.2013 года установило, что банковская гарантия в рамках 44-ФЗ может выдаваться в следующей форме:

  • на бумажном носителе (если гарантия оформляется на нескольких листах, то она обязательно должна быть пронумерована, прошита и скреплена печатью банка);
  • электронный документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью.

В какой банк обратиться для выдачи гарантии по закону о госзакупках?

Для госзакупок подойдет банковская гарантия не от любого банка. Статьей 45 закона о госзакупках установлено, что гарантию в данном случае можно получить только в кредитной организации, которая включена в перечень Минфина. На официальном сайте финансового ведомства вы сможете ознакомиться со списком банков (http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/#), которые могут оформить банковскую гарантию. Проверяйте сайт непосредственно перед оформлением гарантии, так как перечень кредитных организаций регулярно меняется.

Что должно быть отражено в банковской гарантии по 44-ФЗ?

Банковская гарантия должна носить безотзывный характер и включать в себя следующие условия:

  • сумма банковской гарантии, которая будет выплачена заказчику банком в случаях определенных законом;
  • обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), которые будут обеспечиваться кредитной организацией по банковской гарантии;
  • обязанность банка уплатить неустойку заказчику в размере 0,1% от суммы, которая должна быть перечислена кредитной организацией, за каждый день просрочки;
  • условие, по которому обязательство банка по выплате денежной суммы заказчику считается выполненным после того, как на счет заказчика поступят деньги;
  • перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком в банк для получения выплаты по банковской гарантии (перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1005 от 08.11.2013 года);
  • отлагательное условие, которое предусматривает необходимость подписания соглашения о предоставлении банковской гарантии по обязательствам поставщика (вносится в случае предоставления банковской гарантии при заключении контракта);
  • срок действия банковской гарантии. Если гарантия обеспечивает заявку, то такой срок составляет не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок; в случае, если гарантия связана с обязательствами по контракту, срок гарантии должен быть больше срока действия контракта не менее чем на 1 месяц;
  • условие о праве заказчика на бесспорное списание со счета банка денежной суммы, если кредитная организация не перечислила добровольно необходимую сумму в течение 5 рабочих дней по требованию заказчика (если такое условие оговорено в документации по закупке);
  • условие о праве заказчика передать право требование по банковской гарантии при перемене заказчика;
  • условие о том, что банк сам должен оплатить расходы по перечислению денег заказчику по банковской гарантии;
  • условие о праве заказчика предоставить письменное требование в банк о выплате денег в случае, если поставщик не исполнит своих обязательств.

Также нормативными актами установлен ряд условий, которые запрещается включать в банковскую гарантию:

  • право банка не платить по банковской гарантии, если заказчик не направит поставщику уведомление о нарушении им условий контракта или о расторжении контракта (исключение – если такое условие включено в документацию о закупке);
  • обязанность заказчика представлять банку отчет об исполнении контракта;
  • иные документы, которые не указаны в Постановлении Правительства РФ № 1005, предоставляемые вместе с требованием о выплате суммы по банковской гарантии;
  • условие об обязательстве заказчика предоставить в банк судебный акт о неисполнении поставщиком обязательств по контракту.

Обратите внимание! У кого бы вы не получали банковскую гарантию обязательно самостоятельно проверьте её наличие в специальном реестре. Данный реестр банковских гарантий можно найти на сайте госзакупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/extendedsearch/search.html).

По каким причинам заказчик может не принять банковскую гарантию?

Закон предусматривает всего три основания, когда заказчик может отклонить предоставленную банковскую гарантию:

  • в реестре банковских гарантий отсутствуют сведения о представленной гарантии;
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, отраженным в законе о госзакупках (ч. 2 и 3 ст. 45);
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, указанным в документации по закупке.

Казначейство России в письме от 19.05.2015 года № 07-04-05/09-319 указало, что указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому заказчик не может отклонить банковскую гарантию только по причине того, что она не соответствует форме (образцу), отраженному в документации о закупке.

Судебная практика по банковской гарантии в рамках 44-ФЗ

Последствия непринятия заказчиком банковской гарантии могут не только стать основанием для отказа в заключении контракта, но и негативно сказаться на репутации поставщика. Ведь в законе четко оговорено, что участник, который не предоставил в срок банковскую гарантию, считается уклонившимся от заключения контракта. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков. Но бывают ситуации, когда участникам закупок даже из таких казалось бы безвыходных ситуаций удается найти выход в суде. Расскажем о них подробнее.

Пример 1. Заказчик не принял банковскую гарантию – участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

9 ААС встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник – Постановление 9 ААС от 05.07.2016 года по делу №09АП-26750/2016.

Пример 2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника – совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник – Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

При оформлении банковской гарантии непосредственно в банке или через посредника помните, что в любом случае ответственность за правильность оформления и соответствие её требованиям закона лежит, прежде всего, на участнике закупки.

Пример 3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.

Каковы должны быть дальнейшие действия Исполнителя?
Ольга

Ольга, добрый день! В принципе обжаловать в УФАС конечно в порядке ст. 105-107 44-ФЗ но тут надо понимать в связи с чем именно был отказ, возможно что он был правомерным. То что заказчик ничего не сообщил до принятия решения об отказе - он этого делать не должен, более того у исполнителя есть выбор по способу обеспечения исполнения контракта - БГ или денежные средства на депозит, для примера свежее решение ФАС по жалобе участника

Решение ФАС России от 11.01.2017 по делу N К-17/17

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссией при проведении Операторам электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей неправомерное решение об отказе в принятии банковской гарантии Заявителя, представленной для обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 950 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО «Г» с минимальным предложением о цене контракта 1 823 250 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и подписанные усиленной электронный подписью указанного лица.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной систем, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является в том числе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной систем.
Согласно части 7 статьи 45 Закона о контактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2016 N 0156200009916000660-3 участник закупки ООО «Г» признан победителем Аукциона.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 29.12.2016 N 0156200009916000660-4 победитель Аукциона ООО «Г» (Заявитель) не представил надлежащие обеспечение исполнение контракта, а именно представил банковскую гарантию не несоответствующую по следующим основаниям:
«Гарантией не обеспечиваются все обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, а именно в пункте 1 Гарантии не в полном объеме указаны обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, подлежащие обеспечению Гарантом, так как отсутствует указание на обязательство Гаранта уплатить предъявленные Заказчиком требования неустойки (пени, штрафы). Также в нарушение условий Контракта убытки, согласно положениям Гарантии, возмещаются только в части непокрытой неустойкой, что противоречит пункту 10.13 Контракта о возмещении всех убытков, возникших у Заказчика вследствие ненадлежащего исполнения/неисполнения Подрядчиком своих обязательств, в полной сумме сверх неустойки;
Согласно части 3 статьи 96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Исходя из этого срок действия Гарантии из расчета минимальных сроков, установленных Законом для заключения контракта, должен быть установлен не менее чем по 12 июня 2018 года включительно (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 70 Закона исходя из того что крайний срок для заключения контракта Заказчиком - 29 декабря 2016 года, а срок действия Гарантии должен превышать срок действия контракта, который составляет 500 календарных дней, на один месяц, то 530 календарных дней истекают 12 июня 2018 года);
Пунктом 5 Гарантии предусмотрено, что „Изменения и дополнения, вносимые в Государственный контракт, не освобождают Гаранта от обязательств по настоящей банковской гарантии в случае своевременного уведомления Бенефициаром Гаранта об изменениях и дополнениях Государственного контракта. Бенефициар уведомляет Гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в Государственный контракт, в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений Государственного контракта“. Предусмотренные пунктом 5 Гарантии дополнительные обязательные требования к Заказчику (Бенефициара) при исполнении Контракта противоречит требованиям документации и нормам Закона».
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 26.12.2016 Заявитель представил подписанный проект контракта и банковскую гарантию от 26.12.2016 N 9310-2/1-2016 выданная ООО КБ «Е». 29.12.2016 Аукционная комиссия в срок не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления приняла решение об отказе в принятие данной банковской гарантии, в том числе по основанию, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней. Вместе с тем, с учетом требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия должен составлять 530 календарных дней, поскольку согласно пункту 13.2 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта составляет 500 календарных дней с даты заключения контракта. Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе в принятие банковской гарантии Заявителя.
На заседание Комиссии, представители Заявителя также пояснили, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней, при этом для расчета срока действия банковской гарантии использовалась информация о сроке выполнения работ, содержащиеся в информационной карте документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Признать жалобу ООО «Т» необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Возможен ли перевыпуск банковской гарантии с учетом замечаний Заказчика?

Если - да, то каким образом это сделать технически в плане публикации на сайте гос.закупок?

Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя.

Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?

    • получен
      гонорар 40%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,9 рейтинг
      • эксперт

      Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя. Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?
      Ольга

      Да в общем то нет, процедура закупок по 44-ФЗ прописана чуть не по минутам, тут только обжаловать сам отказ если там есть основания

      Исполнитель, признанный уклонившемся от заключения государственного контракта автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков?
      Ольга

      нет, вопрос о включении в РНП рассматривается с извещением заказчика и исполнителя и в принципе если УФАС подойдет формально и все таки включит есть шансы в суде отменить данное решение, напр.

      Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 N Ф04-28194/2015 по делу N А45-10215/2015

      Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество своевременно разместило на электронной площадке подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта. Однако представленная ООО «Сибирский строительный альянс» банковская гарантия не соответствовала вышеуказанным требованиям, поскольку в ней отсутствовало отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
      При этом арбитражные суды исходили из того, что общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, поскольку после получения от заказчика уведомления об отказе в принятии банковской гарантии общество незамедлительно представило заказчику разъяснения банка, направило заказчику данные разъяснения, договор предоставления банковской гарантии, новую банковскую гарантию.
      Из этого следует, что антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению поступившей от заказчика информации, приняв во внимание лишь факт не предоставления ООО «Сибирский строительный альянс» до момента подписания контракта надлежащего обеспечения , и не учел принятие им мер, направленных на заключение контракта.
      С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном применение к обществу такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
      Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, основания для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.

      но тут как видите организация сразу отреагировала, однако согласно ч. 5 ст. 96 44-ФЗ

      В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день!

      Заказчик обязан был вас уведомить о причинах отказа в приеме банковской гарантии. Было ли такое уведомление с указанием причин? Истек ли срок для предоставления подписанного контракта? Т.е. по закону в течение 10 дней (промежуток от 10 до 20 дней) вы могли получить от Заказчика замечания по банковской гарантии с указанием причин. Как минимум 2 раза можно было их получить с учетом срока в 3 рабочих дня на рассмотрение. Соответственно устранить все замечания и представить заказчику. Речь можно вести о недобросовестных действиях Заказчика.

      Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
      5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
      7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию
      , с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
      2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Заказчик рассматривал гарантию в течение 3-х рабочих дней. В конце третьего дня был опубликован отказ в принятии банковской гарантии и направлено соответствующее уведомление. Банк готов перевыпустить банковскую гарантию, устранив все замечания и заново опубликовать ее. Срок для подписания контракта еще не истек. Однако, Заказчик опубликовал Протокол об уклонении от заключения Контракта и возможно подаст заявление в ФАС на признание Исполнителя недобросовестным поставщиком. Если мы опубликуем новую гарантию это может что-то изменить?

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • Участник при подписании контракта в качестве обеспечения контракта прикрепил не копию, а проект банковской гарантии (на прикрепленном файле нет подписи, печати выдавшего данную банковскую гарантию (далее - БГ) банка). У заказчика подошел срок подписания контракта, БГ нет в реестре БГ в ЕИС, но исполнитель утверждает, что на момент подписания заказчиком контракта БГ уже есть не в проекте, а именно, заверенная банком БГ, с подписями, печатями, скоро она будет внесена в реестр БГ в ЕИС.
        Срок подписания проекта контракта победителем аукциона окончился 15 декабря. Он подписал проект, приложив к нему проект банковской гарантии без подписи и печати банка. 19 декабря выяснилось, что сведения о банковской гарантии включены в реестр банковских гарантий (в этот же день). При этом дата выдачи банковской гарантии - 18 декабря. Срок подписания контракта заказчиком оканчивается 20 декабря.
        Что необходимо делать заказчику? Можно ли считать прикрепленный проект БГ надлежаще оформленным обеспечением, если БГ до истечения срока подписания контракта заказчиком появится в реестре?

        В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 этого федерального закона.
        Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным федеральным законом.
        Согласно Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
        Последовательность действий сторон в связи с заключением контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована Закона N 44-ФЗ.
        Так, Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
        Согласно Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
        Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления ( Закона N 44-ФЗ).
        Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 той же статьи, по общему правилу должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
        В реестр банковских гарантий включается в том числе копия банковской гарантии ( Закона N 44-ФЗ).
        В соответствии с Закона N 44-ФЗ Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно этим требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и Закона N 44-ФЗ.
        Таким образом, в случае, если исполнение контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона (далее также - аукцион), обеспечивается банковской гарантией, такая гарантия, отвечающая установленным требованиям, должна быть как включена в реестр банковских гарантий (в виде копии) с размещением в ЕИС соответствующих сведений об этой гарантии, так и предоставлена заказчику победителем аукциона путем размещения в ЕИС вместе с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.
        Этот вывод следует и из правоприменительной практики. Так, в АС Московского округа от 22.12.2015 N Ф05-17887/15 отмечается, что в сроки, установленные Закона N 44-ФЗ, должен быть предоставлен как проект контракта, подписанный установленным законом образом, так и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, соответствующий N 44-ФЗ, иными словами, отвечающий установленным законом требованиям. А в АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 N Ф04-1696/17 указано, что проекты банковских гарантий не свидетельствуют об исполнении предусмотренной N 44-ФЗ и документацией о закупке обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения.
        Обратим внимание на выводы, содержащиеся в АС Северо-Западного округа от 12.10.2017 N Ф07-11315/17. В конкретной спорной ситуации суд признал, что направление победителем аукциона действительной банковской гарантии за пределами пятидневного срока, предусмотренного для подписания проекта контракта, не свидетельствует о соблюдении таким победителем положений Закона N 44-ФЗ, в которой строго регламентированы последовательность действий заказчика и победителя аукциона при заключении контракта и сроки их совершения.
        Антимонопольные органы также приходят к выводу о том, что представление документа, подтверждающего обеспечение исполнение контракта, а именно банковской гарантии, без подписи и печати банка не отвечает требованиям положения Закона N 44-ФЗ. Такая банковская гарантия не является по своей сути документом (решение Ульяновского УФАС России от 16.03.2016, смотрите также Краснодарского УФАС России от 11.07.2014 N К-54/2014).
        Таким образом, проект банковской гарантии, не подписанный банком, не свидетельствует о выполнении победителем аукциона требования закона о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если в течение срока, установленного для заключения контракта, победитель аукциона не предоставил надлежащим образом оформленную банковской гарантии, у заказчика имеются основания не принять представленный документ в качестве банковской гарантии и признать такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта, несмотря на то, что сведения о банковской гарантии включены в реестр гарантий, содержащийся в ЕИС (смотрите также ФАС России от 18.08.2017 N К-1064/17, решение Хабаровского УФАС России от 02.10.2017 N 363, решение Красноярского УФАС России от 18.09.2017 N 1539).
        В заключение отметим, что при описанных обстоятельствах признание победителя уклонившимся от заключения контракта может рассматриваться как основанное на формальном подходе к положениям N 44-ФЗ (поскольку на день подписания контракта победителем получена надлежащая банковская гарантия, которая включена в соответствующий реестр). Правоприменительной практики, свидетельствующей о том, что при таких обстоятельствах решение заказчика о признании победителя уклонившимся от заключения контракта может быть признано неправомерным, мы не обнаружили, однако полностью исключить вероятность подобного подхода мы не можем.

        Ответ подготовил:
        Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Ерин Павел

        Контроль качества ответа:
        Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Александров Алексей

        Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

        Одним из способов внесения обеспечения заявки и исполнения контракта служит банковская гарантия. В этом документе говорится, что банк обязуется выплатить заказчику определенную сумму, если участник не выполнит свои обязательства. Если гарантия составлена с нарушениями, ее могут не принять. Когда возможен отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ, была ли отмена реестра банковских гарантий, расскажем далее.

        Отмена реестра банковских гарантий

        С 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий стал закрытым. Это не значит, что он прекратил свое существование. Несмотря на слухи об отмене реестра банковских гарантий , он находится в закрытой части ЕИС и доступен только заказчикам и банкам.

        Чтобы посмотреть все сведения о документе, в личном кабинете в ЕИС зайдите в раздел «Реестры» и в главном меню выберите «Реестр банковских гарантий». Все сведения из списка можно выгрузить на личный компьютер.

        В своем кабинете заказчик может просмотреть статусы гарантий, сформировать запись об отказе в принятии гарантии от участника и разместить сведения о прекращении обязательств поставщика, которые обеспечивал выданный банком документ.

        Отказ от банковской гарантии заказчиком

        Заказчик может отказать участнику, если гарантия не соответствует требованиям, установленным в постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. В первую очередь гарантия должна быть выдана банком из перечня Минфина. По состоянию на 1 сентября 2018 года в нем 193 кредитных учреждения.

        Во-вторых, в документе должна содержаться вся необходимая информация, включая сумму гарантии, срок действия, обязательства поставщика, список документов, которые необходимо предоставить заказчику для получения денег. Главное условие гарантии - это ее безотзывность.

        Отказ от банковской гарантии по 44-ФЗ возможен в трех случаях:

        • информации нет в реестре банковских гарантий;
        • указан не соответствующий закону срок действия;
        • содержание не соответствует информации, указанной в извещении о закупке.

        Условия банковской гарантии, в которые нужно вчитаться заранее

        Банковская гарантия - это ваша страховка. Если поставщик сорвет контракт - банк все возместит, иначе какой смысл в механизме гарантии. Практика работы с гарантиями уже сложилась, тексты гарантий похожие, условия стандартные, никто уже особо в них не вчитывается. И напрасно, потому что стандартная на первый взгляд бумага может содержать условия, из-за которых становится бесполезной. Вы не только не сможете получить деньги, но и окажетесь втянутыми в длинный и безрезультатный судебный процесс. А это дополнительные расходы и просрочка закупки.

        Срок действия гарантии для обеспечения заявки должен на два месяца превышать период подачи заявок, а для обеспечения исполнения контракта он должен быть больше срока окончания его действия как минимум на 1 месяц.

        Заказчик обязан сообщить участнику о своем отказе. При этом в уведомлении необходимо перечислить все основания. Это следует сделать в течение 3 дней. За этот же временной промежуток заказчик обязан внести изменения в реестр гарантий в ЕИС.

        Отказ от банковской гарантии в реестре

        Обязанность заказчика внести изменения в реестр гарантий содержится в п. 12 постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. № 1005. Если госучреждение приняло решение об отказе, в течение 3 дней оно включает в реестр сведения об этом. Как сделать это через личный кабинет, читайте далее.

        Отказ от банковской гарантии в ЕИС

        В реестре банковских гарантий нажмите на гиперссылку «Создать сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии» на карточке банковской гарантии на вкладке «Документы». Далее выберите одну из причин отказа. Если гарантия выдана в качестве обеспечения исполнения договора о проведении капремонта, выберите основание из справочника «Причины отказа БГ по ПП РФ 615».

        Необходимо прикрепить документ об отказе. Для этого в блоке «Документ, содержащий информацию об отказе в принятии банковской гарантии» нажмите на кнопку «Обзор», выберите файл и прикрепите его. Для сохранения проекта нажмите на кнопку «Сохранить и закрыть», а затем на кнопку «Разместить».

        Чтобы отредактировать информацию, на странице «Реестр банковских гарантий» выберите нужную запись и нажмите на кнопку «Изменить». Не забудьте сохранить внесенные правки. Если сведения об отказе были размещены по ошибке, выберите на странице «Реестр банковских гарантий» нужную запись и нажмите на кнопку «Удалить».

        Перед тем как разместить данные об отказе в ЕИС, подпишите их электронной подписью прямо в личном кабинете. Установите отметку в поле подтверждения и нажмите на кнопку «Подписать и разместить». Реестровой записи присваивается статус «Отказано в принятии».

        Подробнее о том, как отказаться от банковской гарантии,

        Отказ от банковской гарантии: образец

        Форма этого документа не установлена на федеральном уровне. Заказчик составляет его на фирменном бланке организации. Важно указать данные о закупке, о членах закупочной комиссии, написать о том, что в принятии гарантии отказано, а также перечислить причины, по которым такое решение было принято. Обязательно проставьте дату и подпись, заверьте документ печатью.

        Административная практика

        Рассмотрим пример из административной практики. Это решение ФАС России от 11.01.2017 по делу № К-17/17. В антимонопольный орган пожаловался участник аукциона. Он остался недоволен действиями аукционной комиссии, которая приняла решение об отказе в принятии гарантии. Заказчик обосновал его тем, что:

        • в документе нет пункта о том, что банк обязуется уплатить пени за просрочку при выдаче средств;
        • банк обязуется выплатить лишь те убытки, которые не покрыты неустойкой;
        • срок действия документа меньше необходимого (при сроке действия контракта в 500 дней гарантия действует лишь 450 дней, хотя по требованиям закона этот срок должен быть не меньше 530 дней).

        В итоге ФАС признала жалобу победителя аукциона необоснованной.

        Отмена банковских гарантий 44-ФЗ

        Отмена банковских гарантий в системе госзакупок со стороны банков не предусмотрена. Отозвать документ кредитное учреждение не может. Гарантия прекращает свое действие в трех случаях:

        • заказчику была уплачена вся сумма по гарантии;
        • истек установленный срок;
        • заказчик отказался от своих прав по гарантии и вернул ее банку (например, если контракт так и не был подписан).

        Вложенные файлы

        • Уведомление об отказе принять банковскую гарантию.docx