Как организовать политическую партию. Как создать партию

Политическая партия - это общественная организация, которая служит опорой кандидатам в президенты и депутаты федерального, регионального и муниципального уровней. Часто партия обладает большими, чем у других организаций, возможностями влиять на народное мнение.

В пошаговой инструкции Правовой центр «Аспект» расскажет о юридическом статусе политической партии в 2018-м году, о том как и в какие сроки зарегистрировать партию, какие документы и куда понадобится предоставить.

1. Какой правовой статус у политической партии?

Конституция 1993-го года в противоположность действовавшим 70 лет нормам объявила Российскую Федерацию многопартийным государством, в котором запрещены только те общественные объединения, чьи действия направлены на нарушение законодательства и опасны для жизни других людей. Политическая партия является представительной формой участия граждан в управлении страной.

1.1. Политической партии разрешено:

  • участвовать в руководстве страной, отдельными федеративными субъектами и муниципальными образованиями через избранных депутатов;
  • посещать один раз в год пленарные заседания законодательных органов при отсутствии в них избранных представителей партии;
  • предлагать членов партии или саму партию в качестве кандидатов на выборах всех уровней;
  • самостоятельно определять способы достижения народной лояльности и получения власти;
  • организовывать мероприятия по повышению политической грамотности людей;
  • использовать собственные средства массовой информации;
  • собирать и распространять мнения граждан по всем общественным вопросам;
  • защищать членов партии в суде, прокуратуре и других организациях;
  • заниматься коммерческой деятельностью, не противоречащей целям партии;
  • объединяться с российскими и зарубежными общественными организациями.

Отличием политической партии от коммерческой организации является отсутствие обязательственных связей: члены партии не выплачивают долги партии, а все переданные партии денежные средства и имущество становятся собственностью партии. Также политическая партия не может быть признана .

1.2. Политическая партия должна действовать на следующих условиях:

  • иметь отделения в 43-х и более регионах Российской Федерации с общим количеством членов партии не менее 500 человек, совершеннолетних и имеющих российское гражданство (ранее требовалось 50 тысяч членов);
  • публиковать в открытом доступе свои устав и программу;
  • обеспечивать разнородность списка кандидатов в депутаты по профессиональному, гендерному и национальному признаку;
  • разрешать присутствие представителей органов власти на открытых партийных мероприятиях.

Эти требования направлены на сохранение максимальной прозрачности политической деятельности общественного объединения и обеспечение свободного доступа всех желающих к вступлению в партию. К хозяйственным обществам подобных требований не предъявляется.

1.3. Политической партии запрещено:

  • размещать руководство и подразделения за пределами России;
  • проводить несогласованные публичные мероприятия, в том числе связанные с выборами;
  • заставлять людей вступать в партию;
  • принимать в партию граждан, уже состоящих в другой партии.

Есть и общий запрет на нарушение российских законов и чужих конституционных прав и свобод.

Правовой статус политической партии является подчеркнуто демократическим и позволяет участвовать в государственном управлении представителям максимально популярных мировоззрений. Лидирующим по результатам выборов партиям предоставляется государственная финансовая поддержка, а также создаются условия для освещения их деятельности в средствах массовой информации.

2. Какие понадобятся документы?

Для регистрации политической партии требуется расширенный по сравнению с регистрацией других юридических лиц перечень документов.

2.1. К стандартным документам относятся:

  • заявление по форме № Р11001 , в котором указываются паспортные и контактные данные заявителей, а также адрес, по которому осуществляется связь с партией;
  • устав политической партии, оформленный в соответствии с повышенными требованиями: один распечатанный экземпляр и два сшитых и пронумерованных экземпляра (обычно на место скрепления наклеивается бумага с указанием количества листов в документе, подписью заявителя и печатью партии);
  • решение учредительного съезда о создании партии, подтвержденное протоколом с указанием всех делегатов из 43-х регионов (не менее двух делегатов из каждого) и распределения голосов (достаточно 50%+1);
  • платежное поручение об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей (и по 3500 рублей за каждое региональное отделение).

Устав - ключевой документ для регистрации политической партии. Он должен быть принят большинством голосов при наличии кворума, т.е. в присутствии делегатов из 43-х и более регионов. Устав должен раскрывать следующие вопросы:

  • цель создания и предмет деятельности;
  • правовой статус членов партии, основания вступления в партию и исключения из нее, ведение статистики о членстве;
  • структуру управления партией и ее региональными отделениями, в том числе по финансовым вопросам;
  • способы участия в государственном управлении;
  • наименование и местонахождение партии. К названию партии предъявляются следующие требования: оно не должно иметь сходства с уже использованными кем-то названиями, включая имена собственные и не должно быть оскорбительным для кого-либо; в отличие от других юридических лиц партия может использовать в своем наименовании отсылку к Российской Федерации.

2.2. К специфическим документам, представляемым на регистрацию политической партии, относятся:

  • программа политической партии, в которой указываются ее цели и задачи, принципы и методы функционирования;
  • газета, распространяемая на всей территории России, с объявлением о проведении учредительного съезда (обычно в этих целях используется «Российская газета», потому что в ней публикации бесплатные, но есть и минус - подавать туда объявления необходимо минимум за полтора месяца до съезда, включая 2 недели на публикацию и обязательное предупреждение за месяц);
  • протоколы собраний 43-х и более региональных отделений с указанием количества членов партии.

2.3. Регистрация партии может быть приостановлена на срок до 3 месяцев по причине несоответствия представленных документов законодательным требованиям. При устранении причин в более быстрый срок регистрационный процесс возобновляется.

Причины отказа в регистрации стандартные:

  • потенциальное нарушение конституционного, гражданского (в том числе права на интеллектуальную собственность), административного или уголовного законодательства (отдельно выделен экстремизм);
  • предоставление документов не в полном объеме, с опозданием и/или с нарушением порядка оформления (последнее не касается содержания политической программы).

Даты всех документов должны соответствовать датам, указанным в других подаваемых документах.

3. Когда и куда обращаться для регистрации партии?

В отличие от других юридических лиц регистрация политической партии носит не разрешительный, а уведомительный характер, т.е. партия начинает свое существование с того момента, когда было принято решение о ее создании. К моменту принятия такого решения должно быть набрано необходимое количество сторонников (от двух и более кандидатов в члены партии в 43-х и более регионах, общим количеством не менее 500 человек). Одновременно или сразу после принятия решения о создании партии должны быть решены вопросы:

  • о содержании устава и политической программы;
  • об образовании регулирующих, исполнительных и контролирующих органов партии.

Решение об учреждении партии принимается на съезде, организуемом специальным комитетом из 10 человек. Поскольку проведение собраний без оповещения органов власти карается административными штрафами от 10 тысяч рублей по ст. 20.2 КоАП РФ, необходимо известить о будущем учредительном съезде министерство юстиции. Извещение направляется с расчетом доставки не позднее чем за 10 календарных дней до съезда, но не ранее чем за 15 календарных дней. Адрес министерства юстиции в Москве: улица Житная, дом 14, для почтовых отправлений указывается индекс 119991, городская служебная почта № 1. К извещению прилагаются:

  • паспортные и контактные данные 10 членов, организующих учредительный съезд;
  • протокол собрания комитета с определением границ ответственности его членов и порядка решения финансовых вопросов.

В течение месяца после получения министерством юстиции извещения комитет обязан опубликовать соответствующее объявление в «Российской газете», а по желанию и в дополнительных средствах массовой информации (предпочтение отдается печатным изданиям).

В инспекцию федеральной налоговой службы документы для регистрации политической партии подаются через министерство юстиции в течение полугода с момента принятия решения об учреждении. Министерство юстиции принимает решение о государственной регистрации политической партии и передает документы в налоговую. Сроки совершения ИФНС регистрационных действий стандартные: 5 рабочих дней для постановки на учет и 1 рабочий день для извещения министерства юстиции. Министерство, в свою очередь, извещает организационный комитет партии в трехдневный срок.

В течение двух недель после получения в Министерстве юстиции выписки о государственной регистрации политическая партия должна направить в «Российскую газету» информацию о своих целях и принципах деятельности. Эта информация публикуется бесплатно также в течение двух недель.

4. Как работают региональные отделения?

Регистрация региональных отделений политической партии является обязательной, при недостаточности количества отделений спустя полгода после регистрации партия подлежит исключению из единого государственного реестра и расформированию. В одном субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение, название которого будет отражать его территориальную принадлежность, но количество местных и первичных отделений не ограничено.

Для регистрации отделения необходимо обратиться в региональное управление министерства юстиции со следующими документами:

  • соответствующее заявление с указанием паспортных и контактных данных подписавших его граждан;
  • копия решения о создании территориального отделения;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении партии;
  • копии устава и политической программы;
  • копия протокола партийного собрания с указанием количества членов партии в регионе с приложением списка и адресом органов управления;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 3500 рублей.

Все копии должны быть заверены руководящими лицами партии: либо словами «Копия верна» с датой и подписью на каждой странице, либо в сшитом виде с единой надписью поверх шва.

Основания для отказа в регистрации отделений повторяют основания для отказа в регистрации самой партии.

Руководящие органы региональных отделений, как и всей партии, избираются тайным голосованием. Порядок взаимодействия органов управления и решения финансовых вопросов определяется уставом.

Основные нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Правовой центр «Аспект» поможет зарегистрировать политическую партию в Москве и подготовит документы для регистрации региональных отделений политической партии. Возможен выезд специалиста по местонахождению клиента в границах Москвы.

Способы создания политических партий

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Федеральный закон «О политических партиях» (статья 11) предусматривает два способа создания политической партии: 1) на учредительном съезде политической партии, 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в Единый государственный реестр юридических лиц.

В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения: 1)

о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию; 2)

о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Федерации в региональные отделения политической партии; 3)

о принятии устава политической партии и принятии ее программы; 4)

о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для чего образуется организационный комитет?

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет (статья 12 Федерального закона «О политических партиях»). В состав этого комитета должно входить не меньше 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Росрегистрацию о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: 1)

сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны); 2)

протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

Росрегистрация или ее территориальный орган в день получения уведомления и названных выше документов выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему такого документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет: 1)

осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии; 2)

открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.

После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет

об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

Если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, то по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество также возвращается жертвователям.

Преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения

Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация (движение) публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

По экономическим причинам публиковать указанную выше информацию целесообразно именно в «Российской газете», поскольку она обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию. Причем закон устанавливает и четкий срок, в который «Российская газета» обязана произвести такую публикацию, - в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более половины субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами. Решения учредительного съезда политической партии принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Федерации. Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений. Создавать организационный комитет в случае преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию не требуется.

После проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее 200 газетных строк.

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

В отличие от иных общественных объединений, для которых государственная регистрация является добровольной, политическая партия и ее региональные отделения подлежат обязательной государственной регистрации (статья 15 Федерального закона «О политических партиях»), которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Свидетельством государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно Росрегистрацией и ее территориальными органами. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в Росрегистрацию не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Росрегисрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, то государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии?

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов. Заявление о государственной регистрации политической партии представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах. Устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 17). Копии решений учредительного съезда политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию политических партий установлены в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии. Росрегистрация в день получения указанных документов и материалов обязана выдать уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Росрегистрация или ее территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее региональному отделению свидетельство об их государственной регистрации, подтверждающее факт внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, в случае если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанное свидетельство должно быть выдано не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Следует заметить, что предпринимались попытки в судебном порядке оспорить регистрацию и перерегистрацию всех политических партий в Российской Федерации, однако они не увенчались успехом, во многом по формальным основаниям. Так, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело по заявлению Б. о признании недействительной регистрации и перерегистрации в 2002 г. Минюстом России всех политических партий в соответствии с принятым Федеральным законом «О политических партиях».

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. в принятии искового заявления Б. отказано в связи с его неподсудностью Верховному Суду110. В частной жалобе заявитель просил об от- мене определения, ссылаясь на его незаконность. Кассационная коллегия оставила определение судьи Верховного Суда от 23 декабря 2002 г. подлежащим оставлению без изменения.

Согласно гражданско-процессуальному законодательству Российской Федерации Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании постановлений о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий.

Как следует из содержания заявления, поданного на первую инстанцию, Б. просит признать недействительной регистрацию и перерегистрацию политических партий. Данные требования не отнесены законом к подсудности Верховного Суда. Изменение подсудности возможно лишь с согласия обеих сторон, так как, в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду заявлений с требованиями, аналогичными указанными выше, а Конституция в соответствии с ее статьей 15 имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то в принятии заявления судьей Верховного Суда было отказано обоснованно.

Вместе с тем из заявления Б. видно, что его требования сводятся к ликвидации ряда политических партий и общественных объединений. Как правильно указано в определении судьи, согласно статьям 39, 41 Федерального закона «О политических партиях», статье 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление о ликвидации политической партии может быть подано в Верховный Суд федеральным уполномоченным органом, генеральным прокурором и федеральным органом исполнительной власти. Заявитель к ним, как и к лицам, указанным в статьях 42, 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» и правомочным ставить вопрос о прекращении деятельности общественного объединения, не относится, поскольку ему не предоставлено право на обращение в суд с такими требованиями, и в принятии заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Какие документы необходимы для государственной регистрации партии, созданной путем преобразования из общероссийской общественной организации (движения)?

Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (движения), в Росрегистрацию представляются следующие документы: 1.

Заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за

их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Заявление о государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения представляется в двух экземплярах. Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц. 2.

Устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст устава в машиночитаемом виде. Все экземпляры устава представляются в оригиналах; устав должен содержать положения, изложенные в статье 21 Федерального закона «О политических партиях». 3.

Программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде. 4.

Заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации (движения) или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о ее преобразовании в политическую партию, принятии устава политической партии и принятии ее программы, преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования (см. приложение 18). Копии решений съезда общероссийской общественной организации (движения) о преобразовании ее в политическую партию представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации (движения), созываемого для ее преобразования в политическую партию («Российская газета» либо иное издание). 8.

Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации (движения) в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (см. приложение 20). 9.

Передаточный акт общероссийской общественной организации (движения), составленный в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Росрегистрация в день получения документов и материалов, указанных выше, выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Росрегистрация не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации политической партии.

Какие документы необходимы для государственной регистрации регионального отделения политической партии?

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган Росрегистрации представляются следующие документы: 1.

Копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации (движения) о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии. От регионального отделения политической партии могут потребовать также заявление о государственной регистрации регионального отделения политической партии (представляется в двух экземплярах). Подписи уполномоченных лиц на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для го- сударственной регистрации юридических лиц. 2.

Заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии. 3.

Заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии. 4.

Заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии о его создании с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии (см. приложение 19). Копии протоколов конференций или общего собрания регионального отделения политической партии представляются в двух экземплярах. 5.

Документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии установлен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию каждого регионального отделения политической партии в размере 1000 руб. Платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию регионального отделения политической партии представляется в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). 6.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии. Эти сведения об адресе (месте нахождения) могут быть подтверждены гарантийными письмами и другими документами. 7.

Список членов регионального отделения политической партии. Территориальный орган Росрегистрации в день получения перечисленных

выше документов выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Следует особо отметить, что территориальный орган Росрегистрации не вправе требовать от политической партии представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Причины отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в следующих случаях: 1.

Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. 2.

Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют следующим требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»:

а) в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, используются наименования иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности; наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имя и (или) фамилия гражданина;

б) наименование политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав; используется наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства;

в) символика политической партии совпадает с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

г) в качестве эмблемы и иных символов политической партии используются эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

д) символика политической партии не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав (запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства). 3.

Не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации политической партии. 4.

Росрегистрацией установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях». 5.

Нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации только в двух следующих случаях: 1) не представлены рассмотренные выше документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии; 2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям закона.

Необходимо помнить, что программа политической партии представляется исключительно для сведения Росрегистрации. Любые ошибки, неточности в программе не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Единственным исключением является создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Росрегистрации запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом. Отказ в государственной регистрации оформляется в форме заключения и утверждается Росрегистрацией или ее территориальным органом, и заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов, причем с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Политической партии и ее региональному отделению может быть отказано в государственной регистрации по основаниям, изложенным в статье 20 Федерального закона «О политических партиях».

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляется в рассмотренном выше порядке для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Практика государственной регистрации общественных объединений показывает, что нередко в такой регистрации отказывают по причине несоответствия представленных общественным объединением документов требованиям регионального законодательства. При этом необходимо помнить, что руководствоваться здесь нужно требованиями именно Федерального закона «Об общественных объединениях». Поэтому положения законов субъектов Российской Федерации, противоречащие этому федеральному закону, следует обжаловать в суд.

Например, гражданин Ч. оспаривал конституционность статьи 4 Закона Костромской области от 4 декабря 1998 г. «О статусе общественных объединений на территории Костромской области». Согласно этой статье областным (региональным) общественным объединением является объединение, созданное в порядке, установленном федеральным законом, и имеющее свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. Заявитель оспаривал данную статью в части, предусматривающей наличие у областного (регионального) общественного объединения своих структурных подразделений на территориях более половины муниципальных образований Костромской области. По мнению заявителя, оспариваемое положение нарушает его право на объединение, не соответствует конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, нарушает конституционно установленное разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и тем самым противоречит статьям 3 (часть 4), 4, 30 (часть 1), 55 (часть 3) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации. Заявителю по данным основаниям было отказано в регистрации общественного объединения на территории Костромской области.

Вынесенным по жалобе гражданина Ч. решением Костромского областного суда от 27 апреля 2002 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2002 г., статья 4 Закона Костромской области «О статусе общественных объединений на территории Костромской области» в части слов «и имеющие свои структурные подразделения на территориях более половины муниципальных образований Костромской области» была признана противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Во исполнение судебного решения это положение было исключено соответствующим Законом Костромской области.

1. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента их государственной регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, является свидетельство о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

2. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений осуществляется соответственно федеральным регистрирующим органом и его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

3. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в регистрирующий орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

4. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

5. При установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона регистрирующий орган не позднее чем через месяц со дня получения документов выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения свидетельство о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

6. В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, не представит в регистрирующий орган копии свидетельств о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

7. Сроки, предусмотренные пунктами 4 и настоящей статьи, продлеваются в случае, если решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков судебное решение не вступило в силу.

8. В случае если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии. В этом случае на структурное подразделение политической партии распространяются требования, установленные настоящим Федеральным законом для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

9. За государственную регистрацию политической партии и ее региональных отделений взимается регистрационный сбор в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Размер регистрационного сбора за государственную регистрацию политической партии составляет пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году государственной регистрации политической партии. Размер регистрационного сбора за государственную регистрацию регионального отделения политической партии составляет три минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Как создать политическую партию

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОЗДАЮТСЯ свободно: их создание не требует санкционирования либо разрешения со стороны государственных органов. Будучи общественным объединением, партия создается только гражданами, имеющими право состоять в политических партиях. Однако процесс создания партии, ее «рождения» регламентирован федеральным законом и осуществляется по строго определенной формальной процедуре.

Законом предусмотрено два способа создания партий. В зависимости от выбора одного их них установлены различные требования к порядку и процедуре создания и регистрации таких организаций: образование ее на учредительном съезде и создание путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. В первом случае партия создается непосредственно гражданами. Во втором случае ею становится ранее созданное общероссийское общественное объединение, зарегистрированное в качестве организации (объединения, основанного на членстве) или движения (объединения, не имеющего членства).

Схема создания политической партии

В зависимости от того, какой способ создания политической партий избран, варьируется последовательность действий и объем процедурных требований. Различается и момент, когда партия официально признается созданной.

Так, партия, образованная на учредительном съезде, считается созданной с момента принятия им (съездом) решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Что такое оргкомитет партии Каков его статус

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ создается гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, для подготовки, созыва и проведения ее учредительного съезда.

В составе оргкомитета должно быть не менее 10 человек, имеющих право быть членами политической партии. Создание оргкомитета оформляется на их совместном собрании .

О своем намерении создать партию оргкомитет обязан уведомить уполномоченный орган Росрегистрации (Федеральной регистрационной службы). Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

– сведения о не менее чем 10 членах организационного комитета с указанием их данных (Ф. И. О., гражданство, контактные телефоны);

– протокол собрания оргкомитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (не более года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, подробные (с указанием паспортных данных) сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть счет для формирования средств оргкомитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности.

Росрегистрации вменено в обязанность непосредственно в день получения ею уведомления о создании оргкомитета обеспечить выдачу документа о получении такого уведомления. Единственным основанием отказа может стать отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего оргкомитет в течение месяца обязан опубликовать в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он должен выполнить главную задачу – провести учредительный съезд партии. В этих целях комитет осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создававмой партии, в том числе проводит собрания ее сторонников для избрания делегатов на учредительный съезд. Кроме того, организационный комитет через определенное им уполномоченное лицо открывает расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации.

По своему правовому статусу оргкомитет не является юридическим лицом. Вместе с тем он де-факто обладает отдельными признаками юридического лица, определенными в статье 48 ГК РФ. Это, прежде всего, наличие у него самостоятельного баланса и сметы расходов, что вытекает из наличия у него расчетного счета в одном из кредитных учреждений. Кроме того, по смыслу пункта 3 статьи 1 3 ФЗ «О политических партиях» оргкомитет имеет в распоряжении не только денежные средства, но и иное обособленное имущество. Однако вещные права оргкомитета по владению, пользованию и распоряжению имуществом носят ограниченный характер. В частности, оргкомитет обязан в случае создания партии передать ей денежные средства, иное имущество и финансовый отчет об их использовании с указанием источников их поступления.

Источник средств организационного комитета – пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц. Сбор средств осуществляется оргкомитетом с учетом требований и ограничений, установленных для пожертвований политическим партиям.

Предельный срок деятельности оргкомитета не может превышать одного года. Если организационным комитетом в течение установленного срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд партии, он прекращает свою деятельность. Оставшиеся денежные средства оргкомитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается им же, а в случае невозможности возврата деньги и имущество обращаются в доход Российской Федерации.

Поскольку с января 2006 г. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ существенно ужесточены требования к численности политических партий (минимальная численность увеличена с 10 тыс. до 50 тыс. членов), срок деятельности организационных комитетов, образованных для подготовки, созыва и проведения учредительных съездов политических партий до вступления закона в силу, был продлен на шесть месяцев.

Какие установлены требования к проведению учредительного съезда партии

ПОСКОЛЬКУ СОЗДАНИЕ политических партий происходит публично, то дата и место проведения учредительного съезда должны быть обнародованы заблаговременно. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда оргкомитет партии публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда.

«Российская газета» обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Решения учредительного съезда партии по указанным вопросам принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда.

Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда.

Каков порядок преобразования общественного объединения в политическую партию

В СЛУЧАЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании соответствующих организации или движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, соответствующая организация или движение публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях.

Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений.

Существует ли возможность преобразования в партию регионального общественного объединения

НЕТ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию предусмотрена только для общероссийских общественных объединений, созданных в организационно-правовой форме общественной организации (объединения, основанного на членстве) либо общественного движения (объединения, не имеющего членства). Межрегиональные, региональные, местные общественные объединения подобным правом не обладают.

Соответственно для того, чтобы непартийное общественное объединение (организация или движение) получило возможность преобразоваться в политическую партию, оно сначала должно получить статус общероссийского, что в свою очередь требует наличия региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Преобразование регионального либо межрегионального общественного объединения в общероссийское требует проведения соответствующей перерегистрации в Росрегистрации. После того как факт преобразования будет официально подтвержден и документирован, общественное объединение может принимать решение о преобразовании в политическую партию в порядке, определенном статьей 14 Федерального закона «О политических партиях».

С какого момента партия считается созданной

ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ СОЗДАННОЙ со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием ее региональных отделений и получением ею документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Каково предназначение устава и программы партии

ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ политической партии являются ее программа и устав. Последний является основным организационно-правовым документом, определяющим деятельность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

– цели и задачи политической партии;

– наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);

– условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;

– порядок учета членов политической партии;

– порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

– порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;

– права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

– порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. За государственную регистрацию изменений, вносимых в устав политической партии, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

По Федеральному закону о политических партиях обязательным условием государственной регистрации является наличие программы партии, принятой съездом, – делегирование полномочий по принятию программы иным руководящим органам при любых обстоятельствах недопустимо. Представление программы партии при ее регистрации вызвано необходимостью подтвердить заявленный политический характер ее деятельности.

В целях обеспечения доступности тексты уставов и программ политических партий размешаются уполномоченным органом (Росрегистрацией) на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какова процедура регистрации политических партий и их региональных отделений

КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ легитимации политических партий, в ходе которой их правовой статус получает официальное подтверждение, а партии приобретают права юридического лица, является их государственная регистрация. В зависимости от национального законодательства регистрация политических партий осуществляется в различных органах: министерствах внутренних дел (Австрия, Испания, Италия, Франция), министерствах юстиции (Бельгия, Нидерланды), органе, ответственном за обеспечение проведения выборов (Бразилия, Перу), в министерстве по делам территорий (Конго), в судах общей юрисдикции (Ангола, Болгария, Португалия, Польша) либо в специально созданных для регистрации партий органах (Эфиопия).

Режим регистрации политических партий может быть определен как специальный, имеющий отличительные особенности от общего порядка регистрации юридических лиц. Специфика регистрации проявляется в том, что Росрегистрация осуществляет не только формальный (с точки зрения полноты и правильности оформления представленных документов), но и содержательный контроль за соответствием учредительных документов партий требованиям действующего законодательства. Соответственно и возможность для отказа в регистрации не исчерпывается непредставлением необходимых документов либо представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а предусматривает и иные основания.

Регистрация осуществляется после проведения учредительного съезда партии. Определенный законом предельный срок представления документов, необходимых для государственной регистрации партии, составляет шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо общероссийского общественного объединения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию. Несоблюдение этого срока является основанием для отказа в приеме документов, что может привести к необходимости проводить процедуру создания партии «по новой».

В 2001-2003 гг. в отведенный законом 6-месячный срок не сумели уложиться партии «Гражданский союз», Православная партия России, Партия зеленых Российской Федерации и Союзная партия возрождения России, Партия экономической свободы, Партия справедливости и развития России, Партия акционеров и вкладчиков.

Федеральный уполномоченный орган (Росрегистрация) ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размешает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какие документы представляются при регистрации партии и ее регионального отделения

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации политическая партия представляет в Росрегистрацию – орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий:

1. Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии с указанием их Ф. И. О., адресов и контактных телефонов. В случае если партия создается путем реорганизации общероссийского общественного объединения (организации, движения), заявление должно быть подписано уполномоченными лицами, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием Ф. И. О., адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Формы заявлений утверждены приказом Минюста России от 12 июля 2002 г. № 199.

2. Два экземпляра устава политической партии в сброшюрованном виде с пронумерованными страницами, заверенные уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде.

3. Программу политической партии, заверенную уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде.

4. Заверенные уполномоченными лицами партии копии решений ее учредительного съезда о создании политической партии, о принятии ее устава и программы, о создании ее региональных отделений, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов (с указанием данных о представительстве делегатов на учредительном съезде и результатах голосования). Если партии создаются путем реорганизации общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, то представляются копии решений съезда об их преобразовании в политическую партию, о принятии ее устава и программы, о преобразовании региональных отделений соответствующей организации или движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

6. Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда партии.

7. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией.

8. Копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений партии. В протоколах конференций и собраний региональных отделений партии должны содержаться указания о численности состоящих в них членов партии. Данные сведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к численности региональных отделений (не менее 500 членов, в большинстве субъектов Российской Федерации). Необходимые для регистрации решения съезда партии и протоколы конференций ее региональных отделений должны быть заверены их уполномоченными.

Формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения (в т. ч. партии), утверждены приказом Минюста России от 5 декабря 2003 г. № 310, в котором содержится ряд дополнительных требований к форме заявления (в частности, предусмотрено, что оно подается в нотариально заверенной, а не в простой письменной форме посредством заполнения форменного бланка) .

В случае преобразования общественной организации либо общественного движения в политическую партию перечень документов, представляемых для государственной регистрации, несколько отличается. Во-первых, поскольку в данном случае партия официально будет считаться созданной с момента ее регистрации, все необходимые документы принимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями. Во-вторых, к перечню документов необходимо дополнительно приобщить передаточный акт общественной организации или общественного движения.

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляются следующие документы:

– копия решения учредительного съезда политической партии, либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, либо уполномоченного органа партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

– заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами регионального отделения партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности регионального отделения, а также места нахождения его руководящих органов;

– документ об уплате государственной пошлины;

– сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением;

– список членов регионального отделения политической партии.

Определенный в статьях 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» перечень требуемых для регистрации документов имеет исчерпывающий характер – орган юстиции не вправе требовать представления иных документов для регистрации.

Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения федеральным уполномоченным органом (Росрегистрацией), размешены на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

На каком основании можно отказать партии в регистрации Можно ли обжаловать отказ в регистрации

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 20 Федерального закона «О политических партиях» политической партии может быть отказано в государственной регистрации по ряду оснований:

1. Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам (противоречия устава законам субъектов Российской Федерации и подзаконным актам основанием для отказа не являются). Как показывает практика, такие противоречия чаше всего выражаются в наличии в уставе положений, несовместных со статусом партии, в нарушении принципов создания и деятельности политических партий, в наличии правовых пробелов по вопросам, которые в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» должны быть урегулированы уставом партии, а также в неразрешимых внутренних противоречиях устава.

2. Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях». Несоответствие может выражаться в нарушении запрета на использование в наименовании политической партии названий органов государственной власти и местного самоуправления, указаний на признаки национальной или религиозной принадлежности, а также имени и фамилии гражданина. Наименование партии может свидетельствовать о наличии в ее деятельности признаков экстремизма.

3. Не представлены документы, необходимые по закону для государственной регистрации политической партии. Непредставление требуемых законом документов, на наш взгляд, следует толковать лишь как непредставление полного перечня документов. Однако следует отличать представленные документы, имеющие технические погрешности в оформлении, от документов, принятых с нарушением законодательно установленного порядка (в данном случае такой документ не может быть признан действительным).

4. Федеральным уполномоченным органом установлено, что информация, содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах, не соответствует положениям Федерального закона «О политических партиях».

5. Имеет место нарушение установленных Федеральным законом «О политических партиях» сроков представления документов, необходимых для ее государственной регистрации.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

1. Не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

2. Территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суде. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторно представленных документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Может ли местное отделение политической партии обладать правами юридического лица

ДА, МОЖЕТ. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» предусмотрена возможность предоставления прав юридического лица не только региональному отделению, но и иному структурному подразделению политической партии, в том числе ее местному отделению. Возможность предоставления такого права местному отделению должна быть предусмотрена уставом политической партии. Государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях»). В этом случае на местное отделение распространяются требования, установленные для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» (в части требований к численности местных отделений и невозможности создания нескольких отделений на территории одного субъекта Российской Федерации).

Важно помнить, что наделение структурного подразделения партии статусом юридического лица (правом заключать гражданско-правовые договоры, иметь расчетный счет, быть истцом и ответчиком в суде) не влечет за собой права его самостоятельного участия в выборах, вопрос о предоставлении которого в уставе партии должен быть прописан отдельно. Возможны как ситуации, при которых местное отделение партии, являющееся юридическим лицом, не обладает правом самостоятельного участия в выборах, так и обратная ситуация: структурное подразделение имеет право участия в выборах, но не имеет статуса юридического лица. В последнем случае информация о таких структурных подразделениях должна ежегодно представляться в территориальные органы Росрегистрации в порядке, установленном пп. «б» п. 1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях».

Что делать, если после принятия съездом устава и программы были обнаружены ошибки

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИТЬ на этот вопрос, необходимо точно уяснить характер ошибки и момент ее обнаружения. Так, технические ошибки, содержащиеся в уставе партии (нарушения правил орфографии и пунктуации, повторы слов, несогласованность падежей, сбои в нумерации статей и пунктов устава), могут быть исправлены после принятия устава, но до момента представления документов на регистрацию.

Другое дело, когда устав содержит внутренние противоречия либо правовые пробелы по вопросам, которые по закону должны быть урегулированы. Такие ошибки обычно являются следствием недостаточной проработки документов либо неудачных компромиссов: предлагаемые на съезде партии поправки принимаются «с голоса», без предварительной проработки. Впоследствии, когда выявляется юридическая несостоятельность отдельных формулировок, возможность их исправления уже утрачена. В этих случаях исправление ошибок требует созыва нового съезда партии: в противном случае угроза отказа в регистрации более чем реальна.

Программа политической партии представляется исключительно для сведения: содержащиеся в ней ошибки, неточности не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Федеральному уполномоченному органу также запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу. Единственное исключение – наличие в ней положений, определяющих в качестве целей или действий партии насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В каких случаях регистрация политических партий аннулируется

АННУЛИРОВАНИЕ ЗАПИСИ о регистрации политической партии производится в случае, если после регистрации политической партии своевременно не будут созданы региональные отделения. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях» государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения указанного шестимесячного срока не представит в федеральный уполномоченный орган (в Росрегистрацию) копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц. Указанные сроки продлеваются в случае, если решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков решение суда не вступило в законную силу (п. 7 ст. 15 ФЗ «О политических партиях»).

В Российском государстве уклад общества характеризуется, как демократический, поэтому все, без исключения, члены общества имеют право на создание своей политической партии или общественной организации. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд, потому что перед тем, как создать партию, ее основатель должен изучить ряд нормативных и законодательных актов, регламентирующих создание и деятельность партий и общественных движений. Если в процессе создания партии будет нарушено законодательство, то деятельность партии либо будет прекращена, либо она даже не сможет быть зарегестрирована, и соответственно, существовать на легальных основаниях.

Как создать политическую партию

Федеральный закон № 95, вступивший в силу 11 июня 2001 года, полное название которого звучит, как «О политических партиях», регламентирует не только создание, но и регистрацию политических партий на территории РФ. Кстати, ознакомиться с данным ФЗ перед тем, как создать политическую партию, рекомендуем, пройдя по этой ссылке . Прежде чем регистрировать политическую партию, нужно позаботиться о том, чтобы ее численность была не менее 100 тысяч человек. Это значит, что необходимо провести масштабную работу по привлечению членов в ряды вновь создававшейся политической партии. Но это вовсе не означает, что ваша политическая партия не может осуществлять свою деятельность без регистрации. Уже имея N-ое количество участников, вы можете руководить партией, которая будет осуществлять свою деятельность.

Не следует забывать, что при создании партии необходимо продумать, как назвать партию. Название партии, как правило, отображает общую концепцию ее деятельности, цели и направление, в котором она будет работать. В названии партии желательно обозначить, каких взглядов придерживаются сторонники партии – либеральных, социалистических, демократических или коммунистических. Конечно же, вы можете создать и партию, которая будет принимать непосредственную участь в борьбе за сохранение животного мира или экологии в своем регионе, а впоследствии и на территории РФ. Если вы будете создавать именно такую партию, то в ее названии должно быть слово «экология» или «животное» или слова из синонимического ряда данных слов.

Как зарегистрировать партию

Как уже было сказано выше, для того чтобы зарегистрировать партию, необходимо собрать под ее знаменами не менее 100 тысяч человек. Четкая структура и обширная поддержка общественной деятельности – фундамент для успешного функционирования любой политической партии. Обратите внимание, что в данном вопросе совершенно неважно, сколько лет существует партия, главное, чтобы ее деятельность нравилась обществу. Есть партии, которые работают на протяжении десятилетий и их численность намного меньше, чем партий, созданных два года назад. Все это зависит от степени заинтересованности общественности в деятельности партии, а также от того, насколько грамотно продумали организаторы, как сделать партию.

Программа и устав – первые и важные атрибуты любой партии, которые утверждаются на учредительном съезде партии. Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда, которые становятся первыми членами созданной партии. Их фамилии в партийном списке стоят под первыми номерами. От способа создания партии зависит и последовательность ее регистрации.

Если в политическую партию преобразовывается общественная организация или движение, то моментом ее создания будет считаться день, в который была осуществлена запись в едином государственном реестре юридических лиц. Поэтому, как зарегистрировать партию в вашем случае, необходимо рассматривать исходя из способа ее организации. В структуре партии должен быть не только центральный комитет, но и региональные отделения, которые будут распространять влияние партии на территории регионов, привлекая новых лиц. Они не обязательно должны быть участниками партии.