Урок для начальных классов «Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж. Предложный падеж единственного числа со значением места Склонение существительных по падежам

ОГКОУ «Вичугская школа-интернат V вида»

Конспект урока русского языка

в 3 классе по теме:

«Предложный падеж имён существительных»

Подготовила учитель начальных классов

Виноградова Елена Вячеславовна

Цель урока: формирование первичных представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа(вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи урока:

способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

воспитание коммуникативных качеств;

создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка задач урока.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Чему вы, ребята, хотели бы научиться сегодня на уроке русского языка?

    Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

Ребятадавайте построим маршрут наших действий к достижению цели

1.Чистописание.

Букву, которую мы будем писать,вы отгадаете сами, а помогут её узнать ваши умные вопросы: (вопросы детей)

Буква Пп

Соединение буквы П с гласными буквами

6. Словарная работа.

показывается предметная картинка, учащиеся объясняют лексическое значение и записывают слова в столбик, ставят знак ударения и обозначают безударную гласную (Пассажир, аллея, дорога, енот, жираф).

Ребята, выделите первую букву в словах!

Какое слово получилось?(падеж)

Что такое падеж? Падеж – это изменение вопроса

Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении

Падеж – это изменение формы слова)

    Мы вами уже изучили несколько падежей имени существительного. Назовите вопросы падежей, вспомогательные слова, предлоги.

    (на доске расположены падежи имени существительного по порядку, но вопросы и вспомогательные слова перепутаны).

    Что вы заметили? (Да, действительно, нужно навести порядок, расставить вспомогательные слова и вопросы по местам)

    И.п . нет кто? что?

    Р.п . дать кому? чему ?

    Д.п. существует кого? что?

    В.п . вижу кого? чего?

    Т.п. доволен кем? чем?

    Кто догадался, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке? (Предложный падеж)

    Докажите свою точку зрения (Это оставшийся падеж, который мы ещё не изучали.Идёт после Творительного падежа)

    А что мы знаем о падежах?

Определите падеж данных словосочетаний:

любимая школ…

пошла к Наташ…

сказка про лис…

любовался природ…

варенье из вишн....

Определение темы урока(предложный падеж)

Что мы хотим узнать о нём?

    Название падежа

    Какие у него вопросы?

    Какие у него предлоги?

    Какое у него слово-помощник?

(по ходу выставляются карточки с названием, вопросами, предлогами и словом-помощником)

Физминутка: Именительный - подпрыгнул,

А родительный - летал.

Дательный полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны!

Падежи нам всем важны!

Реализация построенного проекта.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

Закрепление полученных знаний:

    Работа по учебнику (стр.55, упр.99).

Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?

    Работа в парах по карточкам.

Выписать словосочетание, существительные, в которых стоят в предложном падеже.

1. вариант:

Блестела на траве, поехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

2.вариант:

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

3.вариант:

Подарок для мамы, рисовал самолёт, бежал к речке, катался на коньках.

Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Самостоятельная работа по группам:

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл0.

Буду с ним летать на (воля),

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

Итог урока. Рефлексия.

Подходит к концу сегодняшний урок. Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.

Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. Проверьте, всё ли мы выполнили верно?

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение, обстоятельство)

Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.)

Работа по учебнику, стр. 54. Проверяем знания о П.п., полученные в результате исследования

С какими предлогами употреблены?

А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.87 Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, рассказал о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку .

Выпишите словосочетания, с именами существительными в П.п Выполните аналогичное задание учебник стр. 54 ---Вполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

Какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

Давайте проверим

Арина, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?

- Выполните упр 87.

Проверьте маршрутный лист, какая графа не заполнена???(5)

Её нам предстоит заполнить, выполнив следующее задание.

Запишите предложение. (комментированное письмо, разбор предложения)

Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался.

Печт. Тетрадь –слайд, упр. 87

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе её везёт,

По соломинке ползёт . (Укажи падежи имён существительных и определи член предложения)

Вспомните, на что сначала указывал П.п.(на место),

Следовательно, каким членом предложения он может быть?(второстепенным: обстоятельство, призывал заботиться о ком либо- дополнение)

Работа с маршрутными листами(записываем: дополнение, обстоятельство)

Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вы его узнаете, исследовав торцевую сторону вашей парты.

Кто это? (листопадничек)

Кого Пашка позвал на помощь?

Гости(дети меняются тетрадями)

Встаньте, те ребята, кто считает, что его сосед сегодня особенно старался.

Марданова Людмила Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 3
Населённый пункт: р.п.Октябрьский
Наименование материала: Технологическая карта урока "Предложный падеж имён существительных, 3 класс"
Тема: Предложный падеж имён существительных, 3 класс
Дата публикации: 31.08.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока «Предложный падеж имён существительных, 3 класс»

Тема урока: Предложный падеж имени существительного.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: Создать условия для формирование представлений о предложном падеже через выявление особенностей данного падежа

(вопросы, предлоги, роль в предложении)

Задачи урока:

Организация работы класса

Организация принятия образовательной цели:

Актуализация имеющегося опыта (конкретно)

Актуализация имеющегося дефицита опыта (желательна визуализация для предъявления ее на рефлексивном

этапе урока)

Формулирование цели, предлагаемой ученикам для ее принятия

Предъявление плана достижения данной цели:

3.Первичное самостоятельное осмысление темы.

4.Самостоятельная работа с использованием мониторинга.

5.Коррекционная работа

6.Организация рефлексии (задание, позволяющее ребенку сделать вывод о том, что цель урока достигнута

Средства обучения: учебники, тетради, тетради на печатной основе, маршрутный лист, раздаточные карточки, оценочные листы

Методический прием

Используемые

Деятельность учителя

Действия ученика

работы/выполн

ения действий

Здравствуйте,ребята!

Свет солнца в ладони возьмем

И к сердцу положим

И станет все вокруг.

Добрее и светлее.

Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы

Приветствуют учителя

Индивидуальн

Личностные УУД

вы не забывали, что нужно всегда с

уважением и добротой относится к

окружающим вас людям.

У вас на партах карточки

Ознакомьтесь с ними

Какое будет задание?

По каким признакам будем определять

Ветка осины (Р.п)

Слушаю музыку (В.п)

Цветет лепесток (И.п)

Цветы для мамы (Р.п)

Пирог с черникой (Т.п)

Ехал по дороге (Д.п)

Смотрел на море (В.п)

Идет с братом (Т.п)

Кружили над болотом (Т.п)

А теперь давайте проверим вашу работу.

А сейчас вашему вниманию предлагаю

одно интересное четверочтишие.

Смотрят карточки

Объясняют выполнение заданий

По вопросам, предлогам

Выполняют работу

Проверяют, оценивают

Слушают стихотворение

Фронтальная

Коммуникативны

Регулятивные

Познавательные

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

Давайте наведём порядок. Вы

заметили, что какого-то падежа нет.

Какого? Как вы считаете?

Смотрят на доску, вспоминают

падежи русского языка, падежные

вопросы, правильно расставляют их по

Предложного падежа

Фронтальная

Какова тема нашего урока?

Что мы уже знаем о Предложном

Каковы наши цели на сегодняшний

Предложный падеж имен

существительного

Предложный падеж отвечает на

вопросы О ком? О чем?

Узнать о предложном падеже, с

какими предлогами употребляется, чем

является в предложении, научиться

распознавать предложный падеж

Фронтальная

Регулятивные

Коммуникативны

Посмотрите, перед вами маршрут

движения к новым знаниям

Давайте заполним пункты №1 и №3

Маршрут:

Название падежа

Вспомогательное слово.

Вопросы падежа.

Предлоги падежа.

Член предложения.

Смотрят, изучают маршрут движения

к новым знаниям

Заполняют пункты №1 и №3

Индивидуальн

фронтальная

Познавательные

Регулятивные

Итак, ребята, начинается самое трудное

на нашем уроке – исследование

предложного падежа

– Сейчас мы с вами работаем по пункту

№ 2 (вспомогательные слова.)

маршрутного листа

Я не случайно взяла эпиграфом к

уроку слова М. В. Ломоносова. Именно

М. В. Ломоносов дал название шестому

падежу русского языка.

Михаил Васильевич Ломоносов был

первым русским ученым-

естествоиспытателем, литератором,

историком, художником.

В древнеславянском языке этот падеж

называли воспитательным, потому что

он призывал заботиться, думать о ком-то,

предлагать помощь. Затем его назвали

местным, так как предложный падеж

указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж

предложным?

Какое вспомогательное слово помогает

отличить этот падеж от других?

Итак, мы выяснили, что

вспомогательным словом является слово

«думать», записываем его во второй

пункт нашего маршрутного листа

Смотрят пункт №2

Слушают учителя

Он призывал заботиться, думать о

ком-то, предлагать помощь

Записывают второй пункт плана

Личностные УУД

Коммуникативны

А сейчас откройте учебник на странице

Прочитайте характеристику

существительных, стоящих в

предложном падеже.

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5

маршрутного листа

Чем характеристика существительных,

стоящих в форме предложного падежа

отличается от характеристики

существительных, стоящих в форме

творительного падежа?

Какой падеж имён существительных

всегда употребляется без предлогов?

А какой только с предлогами?

Записываем в маршрутный лист

оставшиеся пункты

Физкультминутка. (подвижная под

музыку «Четыре шага»)

Открывают учебник

Читают характеристику

существительных стоящих в

предложном падеже

Находят ответы на пункты 3,4,5

маршрутного листа

Отвечают на вопросы учителя

Заполняют маршрутный лист

Выполняют физкультминутку

Индивидуальн

Регулятивные

Познавательные

Продолжаем работать по учебнику,

страница 54 , упражнение №97

Работаем «цепочкой». Указать падеж

всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят все выделенные

имена существительные?

С какими предлогами употреблены?

Какого предлога не хватает?

Молодцы, ребята»

А сейчас у нас с вами работа в парах по

карточкам.

Задание:

Найти имена существительные,

стоящие в предложном падеже. Указать

падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице,

выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью,

идём по дороге, видел белку.

Проверьте работу своего товарища.

Если согласны, поставьте рядом со

словосочетанием «+», если не согласны

Перед вами девочка. Как вы думаете, о

чём она мечтает?

Восстановим предложения и узнаем, о

чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Работают с учебником

В предложном падеже

При, в,на

Выполняют задание на карточках по

вариантам, затем обмениваются и

выполняют самопроверку по эталону.

(вывешивается на доску после

выполнения задания)

Отвечают на вопросы учителя

Слушают стихотворение, изменяют

Индивидуальн

ая, парная

Личностные УУД

Коммуникативны

Регулятивные

Ребята, какие учебные задачи стояли на

Можете ответить на поставленные

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

Домашнее задание:

Карточки с дидактическим материалом.

Поставь существительные в форму

предложного падежа с использованием

предлогов (о (об), в, на, при), при

необходимости воспользуйся

маршрутным листом, выдели окончания.

Близнец, горец, умелец, любимец,

трубач, циркач, гостиница, горчица,

Саша, Даша, смерч, владелец, беглец,

гордец, больница, певица, задача, удача.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают себя

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Коммуникативны

Технологическая карта урока

Предмет : русский язык

Класс : 3А Учитель : Урасимова Любовь Николаевна

Тема урока : «Падеж имен существительных. Косвенные падежи»

Тип урока : открытие знаний и способов действий

УМК : «Начальная школа XXI века»; учебник : С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

Образовательная цель: способствовать ознакомлению с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Планируемые результаты (предметные): применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения.

Личностные результаты: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

Я приглашаю вас на урок русского языка.

Сегодня мы работаем под девизом «Мудрым никто не родился, а научился».

Мы продолжаем знакомиться с тайнами русского языка.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

2.Чистописание

Достань слова из колодца.

Запиши слова по памяти. Найди лишнее слово: определение, дополнение, падеж, сказуемое, подлежащее. Какая орфограмма в этом слове? Подбери проверочное. На какие группы можно разделить остальные слова?

Выполняют работу

Называют лишнее слово падеж.

2 группы: главные и второстепенные члены предложения.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи и составление плана урока

Какую часть речи мы изучаем?

Работа с волшебной палочкой «Точная мысль»

Сформулируйте тему урока от лишнего слова в чистописании.

Чему мы будем учиться? Выводим цели урока.

Познакомиться с….

Учиться …

Развивать…

Составление плана действий (картинный план на магнитной доске)

  1. Падежи в русском языке
  2. Составление таблицы падежей
  3. Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
  4. Применение знаний на практике

Задают вопросы об имени существительном и передают волшебную палочку.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

Принимают участие в составлении плана.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Усвоение новых знаний

Физминутка

  1. Падежи в русском языке.

Прочитайте еще раз тему урока.

1.Работа по учебнику с. 10 №1

Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?

Все ли слова из справок вы использовали?

Почему на месте пропусков необходимы определенные формы слова «река»?

Проверка по слайду.

Вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определенной форме, нужном падеже.

2.Сказка о падежах по слайдам

  1. Составление таблицы падежей.

Каждая группа получила стихотворение об одном падеже. Задание на слайде: прочитать стихотворение,

узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы,

найти слова- подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Проверка у доски по слайдам.

1 группа.

На какие вопросы отвечает существительное в им. падеже? Почему этих вопросов 2? Каким членом предложения бывает в им. п.? Какое вспомогательное слово? Употребляется ли с предлогами? И т.д.

(на слайде постепенно появляется таблица падежей)

  • В каком падеже имя сущ. может являться подлежащим?

Все остальные падежи называются косвенными и сущ. в косвенных падежах являются второстепенными членами предложения.

Значение слова Косвенный по словарю Ушакова:
КОСВЕННЫЙ
косвенная, косвенное (книжн.).