Какой город является столицей израиля. Историческое значение перемещения посольства сша из тель-авива в иерусалим. Иерусалим является городом, который Бог выбрал, чтобы в нем пребывало Его Имя

Сегодня мы попробуем разобраться в том, какая столица Израиля: Тель-Авив или Иерусалим. Оказывается, правы и те, кто утверждает, что это современный город с романтичным названием Холм весны, и другие, которые отдают главенство древнему поселению в Земле Обетованной.

Немного о стране

Перед тем как решить вечный спор о том, какой город столица Израиля: Иерусалим или Тель-Авив, мы расскажем немного о самой стране. Государство расположено на Ближнем Востоке, в землях, которые упоминаются в Библии. Проживает здесь чуть больше восьми миллионов человек. Пройдя через века несчастий и странствий, люди сумели возвратиться на родину и возродить ее. Сегодня эта страна считается одной из самых высокоразвитых в мире по экономике, армии, уровню медицины, привлекательности для туристов. И хотя конфликты с соседями в Израиле возникают довольно часто, именно его выбирают для жизни сотни тысяч иммигрантов. А паломников, желающих посетить святые места сразу трех мировых религий, вообще ничто не страшит.

Две столицы одного государства

Так какая она, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Давайте разберемся. Согласно официальным данным, главным политическим центром страны является древний Иерусалим. Но стоит отметить, что в нем расположены только правительство и религиозные центры. Остальные же отрасли человеческой деятельности (культура, образование, бизнес, развлечения, торговля) концентрируются в Тель-Авиве. Это молодой город с особенным колоритом и непревзойдённым шармом. Далее мы более детально остановимся на каждой из этих столиц, так как они ни в чем не уступают друг другу.

Древний Иерусалим

Итак, какая столица в Израиле - Тель-Авив или Иерусалим, читатель уже знает. Город, которому уже не одна тысяча лет, сегодня привлекает людей со всего земного шара. Интересно, что здесь нет никаких полезных ископаемых, взращивать сельскохозяйственные культуры здесь довольно трудно. Так почему же человечество стремится сюда, в землю, обещанную Богом всем евреям? Трудно сказать.

Город Иерусалим упоминается уже в 18-19 веках до нашей эры. За годы существования он не раз переходил из рук в руки: персы, греки, римляне, арабы, турки, египтяне, британцы оставили свои следы в этих землях. В мае 1948 года Израиль становится независимым государством и начинает отсчет своей новой жизни.

Достопримечательности Иерусалима

Спор о том, какая столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим, ведется даже теперь. Но истину читатель уже знает, поэтому мы приглашаем его в виртуальное путешествие по достопримечательностям древнейшего святого города. А их здесь хоть пруд пруди, и, как говорят местные жители, каждый камушек здесь святой. Поэтому прекращаем рассуждать о том, какая столица в Израиле - Тель-Авив или Иерусалим, отправляемся в город Бога.

  • Мечеть Купол скалы с золотым куполом, имеющим 20 метров в диаметре, который виден с любого уголка Старого города. Это действующая святыня, возведенная на месте вознесения пророка Мухаммеда на небо.
  • Стена плача - это единственная уцелевшая стена Второго Иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. Правда, это не часть самого храма, а остатки опорных сооружений вокруг горы. Но все равно каждый житель или гость города считает своим долгом прийти сюда и помолиться Всевышнему.
  • Храм Гроба Господня - величайшая христианская святыня, возведенная на месте распятия и погребения, а также воскресения Иисуса. Первый храм был построен здесь Еленой, матерью императора Константина. По преданию, она нашла в подземелье пещеру, где покоилось некогда тело Христа, а также крест, на котором его распяли.
  • Мечеть Аль-Акса - третья по важности святыня ислама. Именно в ее сторону обращались мусульмане до тех пор, пока пророк не перенес киблу в Мекку.
  • Виа Долороса - это путь, который прошел Иисус, неся на Голгофу свой крест. Это дорога скорби, имеющая 14 остановок, где сейчас возвели часовни.
  • Собор Святого Иакова в Армянском квартале (12 век).
  • Пещера Цидкиягу, или Каменоломни царя Соломона.
  • Церковь и монастырь Святой Марии Магдалины (18 век), возведенная по приказу русского императора Александра III.
  • Цитадель Давида. Это не священное здание, однако оно много раз служило народу защитой и крепостью.

Теперь читатель навсегда запомнит то, какая столица государства Израиль - Иерусалим или Тель-Авив. А мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в другой главный город этой чудной страны.

Вторая столица

Мы продолжаем наши рассуждения о том, столица страны Израиль - Иерусалим или Тель-Авив. В городе, который по праву именуют второй столицей государства, проживает более миллиона человек. Датой основания его считается 1909 год, а через сорок лет он стал столицей Израиля. Холм весны, а именно так переводится название поселения, объединяет в себе несколько городов: Яффу, Holon, Petach-Tiqva, Ramat Gan, Bat Yam, Bene Baraq. Именно в Тель-Авиве, а не в Иерусалиме, расположились Министерство обороны и многие иностранные посольства. Именно этот город является центром коммерческой, финансовой, промышленной и культурной жизни страны.

Достопримечательности Тель-Авива

Столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Дискуссия продолжается, поэтому мы отправляемся на экскурсию по современному и оживленному мегаполису под названием Холм весны. Что интересного ожидает путешественника, решившего остановиться именно здесь?

  • Пляжи на берегу Средиземного моря. По сути, это вся западная часть Тель-Авива, разделенная на участки. Каждый пляж располагает не только собственным названием, но и службой спасения. Они оборудованы велодорожками и спортплощадками, манят тишиной и покоем.
  • Старый Яффо - порт, который хорошо сохранил свой прежний облик. Тут обратите внимание на Площадь часов с башней, Музей истории, Площадь древностей, Старый порт и Блошиный рынок.
  • Рынок Кармель - сердце местной торговли, шумный базар с неповторимым восточным колоритом, где можно услышать все языки мира.
  • Район Неве Цедек - некогда престижный квартал для самых богатых в городе. Сегодня здесь работают музеи, галереи, бутики.
  • Музей искусств, расположенный на площади в 18 тыс. квадратных метров.
  • Площадь Рабина. Это место, где убили Ицхака Рабина. Сегодня там открыт мемориал, и каждый год проходят митинги.
  • Базар ремесленников.
  • Бульвар Ротшильда - первый в городе.
  • Парк Яркон - крупнейший парк в стране, расположенный на одноименной реке.

Можно много рассуждать о том, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим. Каждый город важный и особенный по-своему. Не верите? Убедитесь в этом сами, посетив их и прогулявшись по их улочкам!

14 марта президент Соединенных Штатов, Дональд Трамп, подпишет соглашение о перемещении Столицы из Тель-Авива в Иерусалим. Итак, учитывая это, можем ли мы сказать, что Господь может прийти когда угодно?

Иерусалим был объявлен столицей государства Израиль еще 23 января 1950 года. Тогда Восточный Иерусалим принадлежал Иордании. На данный момент, Восточный Иерусалим является в основном палестинской территорией, которую Израиль завоевал у Иордании во время войны на Среднем Востоке в 1967 году. Международное сообщество до сих пор не приняло аннексию Восточного Иерусалима, также как и статус столицы Иерусалима. В 1980 году израильский Парламент принял закон, в результате которого Иерусалим был провозглашен «единой и вечной столицей» страны.

Даже если международное сообщество не приняло Иерусалим в качестве столицы молодого государства Израиль, всё-таки, этот город является столицей государства Израиль, и здесь находится центр современного израильского правительства, штаб-квартира израильской законодательной власти и Высшей судебной палаты.

6 декабря 2017 года, Дональд Трамп объявил о решении Белого Дома признать Иерусалим столицей государства Израиль. В то же время, Трамп потребовал от Государственного департамента США начать подготовку для того, чтобы перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, и объявил, что вице-президент Майк Пенс нанесет визит на Средний Восток в связи с этим.

В своей речи, Дональд Трамп упомянул, что это заявление является не чем иным, как признанием реальности.

В речи, переданной из зала дипломатических приемов Белого Дома, Дональд Трамп заявил:

«Я решил, что пришло время официально признать Иерусалим в качестве столицы Израиля . Хотя предыдущие президенты сделали из этого главные обещания в предвыборных кампаниях, им не удалось сдержать обещание. Сегодня я его сдержу».

Решение перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим было принято в соответствии с законом 1995 года, который предусматривал это изменение. Его предшественники, Билл Клинтон, Джордж У. Буш и Барак Обама, откладывали это решение, чтобы избежать напряженной ситуации на Среднем Востоке.

Международное сообщество обеспокоено последствиями этого решения, принимая во внимание предупреждения палестинских властей, объявивших, что это решение помешает всякому шансу мирного договора между Израилем и палестинцами, которые считают Восточный Иерусалим столицей «своего будущего государства».

Американские власти решили, что 14 мая 2018, когда государство Израиль будет праздновать 70-летний юбилей с провозглашения независимости государства Израиль, провести церемонию открытия посольства США в Иерусалиме во временном помещении, в то время как постоянное помещение будет в процессе строительства.

Если говорить об исполнении пророчеств из Откровения, то это событие является ни чем иным, как укреплением государства Израиль, процесс которого начался ещё в 1948 году. Этим событием американское правительство официально признало, что эта территория (Израиль, Палестина или Ханаан) принадлежит Израильскому народу, а не палестинцам.

Всё-таки, мы не можем утверждать, что перемещение посольства США в Иерусалим является переломным моментом в истории Израильского народа, который бы указывал на пришествие Господа Иисуса. Есть и другие элементы, которые точно укажут на то, что пришествие Господа Иисуса близко.

Признание Иерусалима в качестве столицы Израиля: важность

Признать, что Иерусалим является столицей Израиля, значит признать, что страна принадлежит Израилю, а не Палестине, те, которые являясь арабами по национальности, говорят, что их предки жили на этой земле с древности, и что страна принадлежит им. Они аргументируют это тем фактом, что они являются потомками филистимлян, которые жили на юге Ханаанской земли. Но из истории и из Библии мы знаем, что арабский народ отличается от филистимлян, которые жили на юго-западе Ханаана до того, как Бог отдал эту страну во владение Израильскому народу.

За 1400 лет до нашей эры, Бог отдал эту страну Израильскому народу. В течении нескольких веков, Израильский народ уничтожил филистимлян как нацию. Это правда, что название «Палестина» происходит от названия этого народа (с латыни: palaestina). Император Адриан, после подавления восстания в римской провинции Иудея в 135 году, объединил эту провинцию с Сирией, другой римской провинцией, и назвал этот регион Палестинской Сирией, желая через это навсегда отделить иудеев от этой территории. Палестинская Сирия просуществовала до 390 года, после чего она была разделена на три: Палестина Прима (Иудея и Самария со столицей в Кесарии возле моря), Палестина Секунда (Галилея), и Палестина Терциа (Идумея со столицей в Петра). В 638 году эта территория была завоевана арабами, которые назвали ее Фаластын (арабская форма слова «Палестина»). Таким образом, на этой территории в большинстве стали жить арабы. В 1947 году, когда было решено, что Великобритания покинет территорию Палестины, на этой территории было создано два государства: государство Израиль и Палестинское государство. Соседние арабские страны посчитали, что не должно образовываться еще одно арабское государство в этой зоне, и запланировали, сразу после выхода британских войск из Палестины, занять эту территорию, что и случилось на второй день после того, как британские войска покинули страну. Этот инцидент привел к тому, что Израиль завоевал новые территории и постепенно занял большую часть арабских земель.

Вот, каким был процесс перехода Палестины во владение государства Израиль, образованного в 1948 году:

Короткая история: как Иерусалим стал столицей Израиля

Во-первых, я хочу упомянуть, что Израиль — это единственный народ, который имеет документ о стране непосредственно от Бога, и этим документом является Библия. Бог заключил с Авраамом завет, на основе которого дал большую территорию (которая включает и Палестину) во владение потомкам Авраама, Исаака и Иакова:

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата : Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев. (Бытие 15:18-21)

Иерусалим — это город, завоеванный Давидом у иевусеев

И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым. (1-я Паралипоменон 11:4-7)

Иерусалим является городом, который Бог выбрал, чтобы в нем пребывало Его Имя

… а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. (3 Царств 11:36)

Это соответствует Закону:

… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите , и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. (Второзаконие 12:5-7)

Итак, Иерусалим является городом, выбранным Богом, чтобы Его Имя пребывало в нем, и этот город, начиная с царя Давида, до его разрушения в 70 году н. э., был столицей Израиля. В этом городе находился престол царя Давида, Соломона и всех царей Иуды (Южного царства).

С 70 года до 14 мая 1948 года, Израиля не существовало как государства. Тот факт, что, в течении почти 2000 лет, народ, рассеянный по всему миру, смог сохранить свою национальную идентичность и культуру, и после почти 2000 лет восстановить свою страну, доказывает верность Библии и силу Бога. Он пообещал в Библии, что во время конца Он соберет Израильский народ из всех народов и вернет их в страну, и они будут одним народом, и у них будет один царь (больше не будет разделенного царства):

То скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки. (Иезекиль 37:21-28)

Начиная с 14 мая 1948 года, это пророчество начало исполняться: Бог начал собирать евреев со всех стран и приводить их в Израиль, в страну, данную Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Это означает, что время приблизилось.

Бог делает это, чтобы освятить Свое Имя среди народов:

Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. (Иезекиль 36:22-24)

Перевод: Елена Столерь.

Одним из самых неповторимых и удивительных мест на Земле является Израиль. Благодаря своим особенностям он и привлекает миллионы туристов на протяжении всего года. Он расположился среди трех морей, чьи воды ласкают его побережье.

Территориально страна находится на Ближнем Востоке. На израильской территории много прозрачных озер, фруктовых садов, бескрайних равнин и стройных гор. Но вместе с природными красотами эта страна обладает множеством исторических памятников. Практически в каждом населенном пункте имеется множество уникальных достопримечательностей. Столицей этой страны-загадки является Иерусалим.

В начале декабря 2017года Дональд Трамп заявил о признании США столицей Израиля именно город Иерусалим и о будущем переносе посольства из Тель Авива. Трамп озвучил то, что прежние президенты Америки обещали объявить еще с 1995 года, однако, не желая обострения конфликта между палестинцами и израильтянами, откладывали. Волна протестов прокатилась по всему арабскому миру.

Всего 5 месяцев до этого события в старом городе Иерусалима происходили столкновения из-за установки Израилем металлодетекторов на Храмовой горе. Дело в том, что в Иерусалиме на Храмовой горе находятся арабские святыни - Кууббат ас-Сахра и мечеть Эль Акса. Это место вознесения пророка Мухаммада. Совсем рядом, с западной стороны горы находится Стена Плача, часть разрушенного Храма - главная иудейская святыня. Малейшие попытки одной из сторон усилить свой контроль над городом неизбежно приводят к кровопролитиям.

Иерусалим или Тель-Авив – какой город является столицей

Иерусалим поистине очень интересный город для любого туриста. И многие считают именно его столицей Израиля. Однако есть мнение что современный Тель-Авив является столицей древней страны. Однозначного ответа на вопрос, какой же город столица, нет. Тель-Авив или Иерусалим: оба города прекрасны и заслуживают этого звания. Но чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо детально изучить историю региона.

Израиль – древняя страна, а Тель-Авив основан не так уже и давно. В 1909 году он был основан новой еврейской общиной. Город стремительно развивался и вскоре стал центром. Именно ее правители и провозгласили Тель-Авив столицей новой страны. Только после военных действий столицей Израиля стал Иерусалим.

Лишь в 1950 году официально было объявлено, что Иерусалим – столица страны. Современная Википедия также считает его столицей Израиля.

Тель-Авив совсем непохож на Иерусалим. Этот современный город практически не имеет исторических достопримечательностей, а древнее государство должно иметь соответствующую столицу. Именно поэтому официально Иерусалим – столица Израиля. Страна имеет ту столицу, которая подчеркивает важность и уникальность всего региона.

Какой город является столицей государства Израиль, остается для многих местных жителей открытым вопросом. Кто-то соглашается, что это Иерусалим, кто-то не соглашается. Для делового мира и других стран – Иерусалим официальная столица, а для некоторых представителей местного населения – это Тель-Авив.

Иерусалим – город древности

История древнего города смогла сохраниться в его архитектурных сооружениях. Благодаря им Иерусалим выглядит загадочным и непознанным. Стена Плача. Самый большой и главный храм Иерусалима. Создан он более 3 тысяч лет назад, когда Ноев Ковчег причалил к благословенной земле. На этом месте был возведен храм. Но со временем его внешний вид менялся, дополнялся какими-то элементами. Тем не менее он сохранил свою первозданность и уникальность. Храм очень популярен у туристов и паломников;

Храм Гроба Господня. Это место распятия и захоронения Христа. На этом святом месте и был возведен не менее важный храм. Это место олицетворяет все страдания и мучения человечества. Двери этого священного места всегда открыты. Поэтому любой турист, который приезжает в Иерусалим, обязательно посещает Храм Гроба Господня;

Долина Царей. Это место также очень популярно среди туристов Иерусалима, всех интересует Город Давида, который расположен в Долине. Историки утверждают, что именно с этого места и началось правительство царя Давида. Долина Царей имеет огромное количество уникальных сооружений и памятников.

Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо - сам город не восстанавливался - отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.

Библейский Иерихон

Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет - по крайней мере до 7 в. - существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.

Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские - Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея - Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу - летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.

Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде - opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре - opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле - здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.

Иерихон сегодня

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана -руины иродовских строении, театра и ипподрома - Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета - арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 - 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.

Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй - довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами - сидения - лежанки с каменными подголовниками. Далее - огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее - там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.

Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом - туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками - арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон - часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.

Фото: panoramio.com, wikipedia.org, juan.livejournal.com kezling.ru

Если спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос поставит в тупик. Кто-то скажет "Иерусалим", а кто-то назовет Тель-Авив.

Тель-Авив

Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город - в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно?

В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением в виде Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима.

Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит, Тель-Авив?

Иерусалим

Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.

30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: "Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля". Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.

Откуда взялась эта двойственность?

Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э.

Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.

В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э., с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы, большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины.

Массово евреи начали возвращаться "к Сиону" в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План ООН от 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.

В мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, и началась война. Когда боевые действия завершились и дым над полями сражений развеялся, выяснилось, что западная половина Иерусалима находится под контролем израильтян, а восточная, включая Старый город, - в руках арабов-трансиорданцев. Последние поспешили взорвать синагоги, находившиеся в Еврейском квартале Старого города, а его население - изгнать.

В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны - Великобритания, Пакистан и СССР.

Тель-Авив

Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим.

Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства ("Сохнут") в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра "Кесем" и близлежащей гостиницы "Сан-Ремо", на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс "Мигдаль ха-Опера".

Иерусалим

5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели - 26 декабря 1949 года - Кнессет торжественно "сменил прописку" на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав.

По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем часть все же приняла его. Остальные довольствуются статусом постоянного жителя, что дает им все права, что и израильским гражданам, кроме права голоса на выборах.

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что "город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет".

Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над "i" в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и любого действия, способного оскорбить чувства верующих.

Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.

В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим - это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.

Сегодня

Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны.

Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него - Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе - Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых - израильтяне-евреи.

Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений лучше обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.

Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства.

Право определять, какой город является столицей - неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека.