Проблема исторической памяти по тексту Васильева (ЕГЭ по русскому). А зори здесь тихие "В списках не значился"

Б. Васильев - повесть «А зори здесь тихие». В центре повествования - события 1942 года, действие происходит в Карелии, на зенитно-пехотной батарее, которой командует старшина Васков. В расположение этой батареи забрасыва­ют немецких диверсантов. Считая, что их всего двое, старши­на принимает решение уничтожить их силами своего подраз­деления. В его распоряжении пять девушек-зенитчиц - Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак. У каждой из них - своя жизненная история, своя судьба. Младший сержант Рита Осянина была надеж­ной помощницей старшины. Васков сразу выделил ее среди остальных девушек: «Строга, не смеется никогда». И стар­шина не ошибся - Рита была опытным, умелым бойцом. В первых же главах автор рассказывает историю этой герои­ни. Она очень рано вышла замуж за лейтенанта-погранични- ка, родила сына. Потом началась война, муж ее погиб на по­граничной заставе. Рита стала учиться в танковой зенитной школе, потом оказалась на зенитно-пехотной батарее Васко­ва. Перед смертью Рита рассказала старшине о своем сыне, который остался у ее родителей. «Рита знала, что рана ее смер­тельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпоч­ку и прикладывала к губам. Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел… Рита выстрелила в висок, и крови почти не было». Мужество, хладнокровие, вы­держка, чувство долга перед Родиной были отличительными чертами этой героини.

Женя Комелькова - яркий, запоминающийся образ, вы­сокая, рыжеволосая красавица. В войну она лишилась всей своей семьи: ее отца, красного командира, мать, сестру и бра­тишку расстреляли немцы. Саму же девочку «эстонка спря­тала в доме напротив», и Женя видела, как убивали ее семью. Она трижды помогает своей группе: обманывает немецких диверсантов у протоки, разыгрывая купание в ледяной воде, убивает напавшего на Васкова фашиста, ценой собственной жизни пытается спасти раненую Риту Осянину и старшину, уводя немцев в лес. С Женей в повести связаны и самые коми­ческие, и самые драматические сцены. Ее доброжелатель­ность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, ду­шевная стойкость вызывают глубокую симпатию читателей. Она умирает в возрасте девятнадцати лет.«… Немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрас­ное лицо…»

Лиза Бричкина была дочкой лесника, из-за длительной болезни матери она не могла посещать школу. Она мечтала устроиться в техникум, но началась война. Лиза погибла при выполнении задания. Спеша добраться к своим и доложить об изменившейся ситуации, она утонула в болоте: «Лиза дол­го видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Соня Гурвич - «переводчица», «городская» пигалица, ху­дющая, «как весенний грач». Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, к театру. Борис Васильев вспоминает: «Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаше всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич». Желая по­мочь старшине, Соня бросается за кисетом, забытом им на пеньке в лесу, и получает ножевое ранение в грудь. «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крик­нуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

Галина Четвертак - сирота, девочка из детского дома, меч­тательница, наделенная от природы богатой фантазией. Ху­дющая, маленькая «замухрышка» не подходила под армейс­кие стандарты ни ростом, ни возрастом. Она очень боялась немцев, и в финале сама вышла на них. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писа­тель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Чет­вертак об этом». «А-а-а! Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы за­ломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне».

Итак, погибли все девушки из группы Васкова. У каждой из них были свои мечты, стремления, надежды. Все самое луч­шее, прекрасное, что было в них (нежность, любовь, наивные девичьи мысли), скрылось за суровым словом «солдат». Фи­нал повести раскрывает смысл ее названия. Замыкает произ­ведение письмо, написанное молодым человеком, который стал случайным свидетелем возвращения старшины Васкова на место гибели девушек вместе с усыновленным им сыном Риты Альбертом. Таким образом, возвращение героя на место его подвига дано глазами молодого поколения. В этом заклю­чается жизнеутверждающая мысль повести, поэтому произ­ведение заканчивается образом отца и сына - символом веч­ности жизни, преемственности поколений.

Здесь искали:

  • а зори здесь тихие сочинение
  • а зори здесь тихие краткое сочинение
  • а зори здесь тихие аргументы для сочинения

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

Какую роль играет история в жизни человека? Этот вопрос ставит перед читателем Б. Васильев. Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет неотъемлемым компонентом жизни, который позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру.

Я думаю, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается о прошлом, о событиях, предшествующих его рождению, об их важности и могуществе. Так, герой текста Б. Васильева прочувствовал целую эпоху от одного только прикосновения к остатку священной рощи кривичей, своеобразному памятнику истории: дубу. Подумать только, сколько судов проплыло здесь, сколько молитв было спето богам, сколько сил было вложено в основание города, который предстает перед нами теперь.

Все это в той или иной степени является частью нас. Человек, подобно дереву, имеет корни (прошлое), ствол (настоящее) и листья (будущее). Быть может, именно поэтому связь со старейшим дубом пробуждает «вечно живую теплоту Истории».

Автор подводит читателя к выводу о том, что историческая память имеет немалое значение в нашей жизни, играет важную роль в становлении человека, развития в нем личности. Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что человечество не должно забывать своих истоков.

Необходимо помнить прошлое, потому что, потеряв его, мы рискуем потерять и будущее.

Нередко в преддверии великого праздника Победы на улицах разных городов среди молодых людей проводят социальный опрос: знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, об участниках этого сражения и многом другом. К сожалению, ответы оставляют желать лучшего: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге…

Проблема забвения прошлого очень серьёзна, поэтому свое отражение она нашла и на страницах художественной литературы. В романе Айтматова «Буранный полустанок» рассказывается легенда о манкурте – человеке, насильственно лишенном памяти. Он не помнил, как его имя, где прошло его детство, кто его родители, это был герой, который не осознавал себя человеческим существом. Да по сути дела он им и не являлся. По принципу хозяина манкурт способен убить родную мать, стремящуюся вернуть ему частицу памяти, воскресить в нем человеческое начало.

Если человечество забудет историю, мы все превратимся в легко управляемых манкуртов, рабов, убийц. Допустить этого ни в коем случае нельзя!

В заключение хочу подчеркнуть, что история пропитана эмоциями, кровью и потом наших предков. Подумайте: сколько всего было сделано, чтобы каждый из нас сейчас стоял на родной земле и дышал полной грудью. Разве имеем мы право это забыть?

В последнее время, как бы то ни было печально, люди начинают забывать о подвиге наших дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Но по хронике того времени, благодаря авторам-фронтовикам мы можем до конца прочувствовать боль, горе, отвагу, желание простых людей спасти родных и защитить Родину.

Борис Васильев посвятил книгу «А зори здесь тихие…» каждому, кто не вернулся с жестокой и кровопролитной войны, своим друзьям и товарищам. Она стала для народа нашей страны настоящей «книгой памяти». История, описываемая в повести, близка каждому человеку, чтущему память Великой Отечественной Войны.

Мне было очень жаль простых девчонок, не успевших пожить по-настоящему. Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина – все они настоящие, живые, такие молодые и яркие. Каждая из них умирала за любовь, за свою Родину, за будущее. Война обломала им «крылья», перечеркнула все и вся, разделив жизнь на до и после, не оставив им другого выбора, как дать отпор, взяв в нежные женские руки оружие.

Федот Васков настолько остро чувствует вину за гибель девушек, что только человек, не имеющий сердца, не будет горевать вместе с ним. Храбрый и отважный солдат, повидавший за время войны многое, понимал, что женщина должна быть рядом с детьми, растить их и оберегать, а не воевать наравне с мужчинами. Ему хотелось отомстить всему миру и фашистам за смерть пятерых сильных духом молоденьких девушек, ведь их жизни не стоили ни десятка, ни сотни немецких солдат.

Автор писал о том, что видел своими глазами, о том, что чувствовал. Повесть в ярких красках описывает события Великой войны, дает возможность читателю на время переместиться в роковые сороковые годы. Увидеть ужас, происходящий в то время, ведь на войне убивали не просто людей, а уничтожали конкретного человека, чью-то любовь, чего-то мужа, сына, брата, сестру, мать. Война не щадила никого, она затронула каждую советскую семью. В бой шли крепкие мужчины, старики, дети и женщины.

В конце произведения писатель указывает нам на то, что добро все равно одержит верх над злом. Несмотря ни на что надежда остается в сердце уцелевшего старшины Васкова, именно он и сын погибшей Риты Осяниной поведают будущим потомкам о том, насколько сильной может быть любовь к Родине и ненависть к врагу. Пятеро смелых, отважных, не по годам сильных духом девушек навсегда займут почетное место в памяти и сердце русского народа, они навечно станут героями Великой Отечественной войны.

    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют. И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения - это классика. Они - будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]
    • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Задавали ли вы когда-нибудь себе вопрос: «А как я, конкретный человек, могу помочь природе?» Говорить общие фразы о важности взаимодействия человека и природы, о том, что мы – это неотъемлемая частичка природной среды, о потребительском отношении к ней и даже о серьезных экологических проблемах – довольно легко. А вот что-то делать, пусть не во вселенских масштабах, но постоянно – довольно сложно. Начнем с самого простого. Побыл на лоне природы – убери весь мусор за собой. Трудно? Нет. Но почему же тогда в […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья - одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни. Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
    • Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
    • Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но "разумеет про себя". Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Однажды, студёным декабрьским вечером девочку Настеньку родители оставили дома совершенно одну, а сами ушли в гости. Сначала Настенька смотрела мультики про Лунтика, но они закончились. Кино про какой-то офис было для взрослых, поэтому девочка ничегошеньки не понимала и ей это быстро надоело. Она пошла на кухню, но, кроме маминого винегрета и пряников так ничего и не нашла. Куклы надоели, рисовать не хотелось. Чем заняться? И тут Настенька заметила большой настенный бабушкин календарь за прошлый год. До […]
    • А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовным вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы. А. Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих стихах. А что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, […]

  • Проблема исторической памяти (по повести Бориса Васильева «В списках не значился»)

    Почему многие писатели в наше время продолжают рассказывать о Великой Отечественной войне? Да и зачем, как думают сейчас некоторые, вспоминать те трагические события в мирное время, посещая музеи и возлагая цветы к памятникам погибшим воинам?

    Отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» заставляет задуматься об этом. Описание музея Брестской крепости трогает до глубины души. Чувствуется атмосфера благоговения, царящая в этом музее. Писатель преклоняется перед подвигом защитников крепости: «Крепость не пала. Крепость истекла кровью». Он призывает посетителей: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь».

    Автор наблюдает за старой женщиной, которая долго стоит у мраморной плиты, где нет фамилии солдата. Она кладёт букетик цветов на могилу. Наверное, это мать, потерявшая на войне сына. Для писателя не важно, кто лежит в этой могиле. Важно только то, за что они погибли. Главное – за что! Так считает Борис Васильев.

    Помнить и уважать память о них, даже если имена их неизвестны, потому что они погибли, защищая наши судьбы, наши жизни. Ведь, как сказал Роберт Рождественский, «это нужно не мёртвым, это надо живым!»

    Борис Васильев часто писал о войне. Особенно мне запомнилась его повесть «А зори здесь тихие». Невозможно забыть главных героинь повести: Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич, Галю Четвертак. У каждой своя жизненная история, свой неповторимый характер. И у каждой свои счёты с войной. Все стали зенитчицами. При последнем разговоре со смертельно раненной Ритой Осяниной старшина Васков корит себя за то, что не уберёг от гибели всех пятерых, когда они пытались не пропустить фашистов к Беломорскому каналу. Но Рита стойко отвечает ему: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а потом уж канал». Восхищает внутренняя сила, убеждённость, мужество девушек, героинь повести. Они знали, за что воевали!

    Об исторической памяти часто размышляют не только писатели-фронтовики, но и люди невоевавшие, однако принимающие близко к сердцу события тех лет. Вспомним песню Владимира Высоцкого «Братские могилы». Автор песни уверен, что у защитников Родины была одна судьба, одна цель. А после войны одна, общая память.

    На братских могилах не ставят крестов,

    И вдовы на них не рыдают.

    К ним кто-то приносит букеты цветов,

    И Вечный огонь зажигают.

    Поэт убеждён, что люди, стоящие у Вечного огня, не могут не вспомнить «горящее сердце солдата», погибшего за родной город или деревню.

    Вечная память о погибших во время Великой Отечественной войны – долг послевоенных поколений. И главное, конечно, не во внешнем проявлении уважения, не в парадных мероприятиях. Главное, что память о событиях военных лет будит нашу совесть, не даёт нам покоя. Память заставляет задуматься о том, как поступили бы мы, оказавшись на войне, готовы ли мы на подвиг. Ведь, у каждого всегда есть выбор: «я или Родина?»

    Хочется верить, что проникновенный рассказ Бориса Васильева о Брестской крепости затронет сердца читателей, и мы всегда будем помнить о подвиге тех, кто отдал жизнь за Родину, и чтить их память.

    Обновлено: 2017-03-21

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.