Мультик с большим белым существом. Жуткие советские мультфильмы из самых страшных кошмаров. Падал прошлогодний снег

Мультфильмов нашего сурового советского прошлого, нам под руку попалось столько олдскульной жути, что, во-первых, к нам вернулись все наши подкроватные монстры, а во-вторых, мы решили, что пусть и ваши возвращаются.


Зажгите свет во всей квартире и внимайте: леденяще страшные мульты, объединявшие даже самых непримиримых братьев и сестер перед глазами чистого ужаса. В основном - 0+, кстати.

1. Халиф-аист

1981

Безобидная на первый взгляд сказка с арабскими мотивами. Полусумасшедший представитель золотой молодежи ищет приключений, забирающих покрепче, чем все, что он может купить за деньги.

Собственно, мечты материальны и все такое, так что скоро ему попадается колдун с волшебным порошком (цыц!), позволяющим превращаться в зверей. А дальше идут метаморфозы не хуже, чем у Овидия , с пугающими тварями, пикапом аистов и безысходностью в конце.

2. Муми-тролль и комета. Путь домой

1979

Мало кому приходило в голову, что скандинавская сказка про муми-троллей - ни разу не детское произведение. Просто перечитайте матчасть, и вы сами все поймете. Философия 60-го уровня, символ смерти и одиночества Морра , приходящая погреться на тепле от вашего костра, подбирающаяся поближе к любому происходящему веселью и ворующая из него позитивчик.

Ну или вот - на Землю летит комета , а подростки на этом фоне куда-то идут и пытаются делать вид, что все не безнадежно. Страх в чистом виде и "Меланхолия " Ларса фон Триера без неприятных актрис в главной роли заодно.

3. Страшная история

1979

Все, отпустили философию и просто играем на чистом детском подсознании . Классическая пионерлагерная тема: рассказываем страшные истории с лицом Чака Норриса и стараемся не терять внешнего самообладания до конца, даже когда понимаем, что за дверью точно кто-то есть. (Скорее всего не просто кто-то, а они все: от черной руки, до красных колготок, отъедающих ноги ).

4. Медведь липовая нога

1990

Оскар за визуальный ряд и озвучку, а также специальный приз гильдии детских психологов отправляется... Без комментариев. Просто вот вам песенка из оригинальной сказки .
    Скырлы, скырлы, скырлы,
    На липовой ноге,
    На березовой клюке.
    Все по селам спят,
    По деревням спят,
    Одна баба не спит -
    На моей коже сидит,
    Мою шерсть прядет,
    Мое мясо варит

5. Глаша и Кикимора

1992

На фоне всего остального может показаться безобидной передышкой, но Барсика после этого сложно не подозревать. Над нечистью и музыкой создатели тоже от души поработали, пятерку им.

6. Аленький цветочек

1952

Вообще Настенькам всегда прилетает, судя по русским сказкам, так что подумайте трижды над именем ребенка. В этот раз папа отдал дочу чудищу заморскому для утех за цветочек. Но из чистых побуждений - цветочек сама просила, могла бы как сестры обойтись красивыми шмотками (хотя нет, не могла бы, она же Настенька).

Тут у нас чуть больше, чем 50 оттенков серого (вернемся к имени главной героини), но с куда лучшей актерской игрой, логикой и проработкой образов. Диснеевская "Красавица и чудовище" идет в угол есть горох, а их слащавое чудище плачет у зеркала над бессилием своей холеной укладки перед банальной русской брутальностью.

7. Премудрый пескарь

1979

Казалось бы - Салтыков-Щедрин, толстая политическая сатира, проскочившая под прикрытием классики в школьную программу. Кто бы мог подумать, что это выльется в такой густой психодел , а щука будет являться детям в качестве бабайки по ночам.

8. Его жена курица

1989

Страшно уже на моменте названия, и потом ситуация не исправляется: обычная советская квартира, обычная личинка вместо то ли котика, то ли сына.

В детстве было просто страшно, сейчас на обычный ужас наматывается глубокая философская подоплека сине-неживых персонажей в декорациях повседневности и общей метафоричности происходящего. Не хочется думать об этом самим - вот вам рецензия с Кинопоиска .

9. Будет ласковый дождь

1984

Анимация по произведению Рея Бредбери тех времен, когда он писал не обожаемый хипстерами ванильный реализм типа "Вина из одуванчиков", а суровую мужицкую философскую фантастику в стиле "Марсианских хроник" и "451 по Фаренгейту".

Классическая позитивная безысходность: людей нет, а пугающий до нервного тика робот продолжает готовить им завтраки.

10. Сказка сказок

1979

Бах, Моцарт, лес, серенький волчок, флешбеки, осень, тлен, война, новенькие припаркованные Жигули... сюжет не важен, важно то, что после просмотра вам потребуется ведерко мороженого, клетчатый плед и реабилитация в виде всех сезонов "Май литтл пони" .

11. Два клена

1977

Фильм про Бабу Ягу, которая реально страшная, а не вся эта чушь про баньку и обед для Иванушек. Озвучен мульт Лией Ахеджаковой и Верой Васильевой , Баба Яга оперирует прикладными приемами нормального человеческого маньяка, а сюжет построен на самых стандартных и непобедимых детских страхах. Чудо, как хорошо.

12. Потец

1991

Не ясно, кому пришло в голову счесть этот мультфильм детским, но показывали его в блоке с "Веселой каруселью" в самое детское время. Тут собрана вся депрессия, тлен и безысходность начала 90-х .

Зато сюжет прост и незамысловат. Трое сынишек донимают папу глупым вопросом, а тот льет на них мудрость стихами, чтобы отстали. Немного добавляет пикантности то, что дети лысые, усатые и на птичьих ногах, а отец явно доживает последние дни.

13. АМБА

1991-1992

Фантастика в воплощении советских мультипликаторов - это тема для отдельного поста. Ее много, и она неотразимая, как весь Лем и Стругацкие. АМБА - неоконченная сага "Звездный мир" про то, как на Марсе из биомассы вырастили Автоморфный Биоархитектурный Ансамбль.

Клоны, радиация и жуткие твари , которые будут являться вам во сне, тут в неограниченном количестве. Вторая часть отличается особой изысканностью образов, но первая тоже есть.

14. Наваждение

1989

Мультфильм по украинской сказке "Болтливая баба", в котором вас преследует темнота, таинственность, полулюди со звериными лицами, женский голос с интонациями "Дома 2" иострая боль за весь мужской род . Смотреть больше минуты невозможно, но если продержитесь, вас наверняка ждет полная очистка кармы.

Вот за что мы особенно любим мультипликаторов, так это за их безграничную фантазию! Кто еще мог придумать столько странных, но таких классных персонажей? :)

Спасибо Эдуарду Успенскому, из-под пера которого в 1966 году вышла чудесная детская книга «Крокодил Гена и его друзья». Больше всего нас, конечно, интересует только один друг Гены – Чебурашка. Известно, что образ «неведомой зверюшки» был списан со старой игрушки писателя, похожей то ли на медведя, то ли на зайца. Не знаем, как представляли себе это существо маленькие читатели книги до выхода мультфильма. Но благодаря художнику Леониду Шварцману Чебурашка получился такой, какой есть: невероятно милый!

Фото Архивы пресс-служб

В рисованом мультсериале «Время приключений» компании Cartoon Network всех персонажей можно смело заносить в список странных, но именно Пупырка пользуется особой любовью фанатов. Хотя немало и тех, кого она жутко раздражает:) Принцесса похожа на сиреневое облако, у нее звезда во лбу и очень скверный характер. Если эта « красотка» тебя укусит, то ты тоже превратишься в сиреневое облако – так уж у оборотней заведено.

Известно, что вдохновением для создания мультфильма послужила настольная игра Dungeons & Dragons, которую так любят герои в сериале «Теория большого взрыва». А благодарить за это фантастическое чудо под названием «Время приключений» нужно и продюсера Пендлтона Уорда, и работающего под псевдонимом Ghost Shrimp аниматора. Оба – люди с безграничной фантазией и отличным чувством юмора!

Фото Архивы пресс-служб

«Кто проживает на дне океана? SpongeBob SquarePants!» Губка Боб – хоть и морское существо, но выглядит как обычная кухонная губка. Создатель героя Стивен Хилленберг хотел, чтобы эта губка максимально раздражала других персонажей мультфильма. И у него получилось. Желтый спонж для мытья посуды с огромными добрыми глазами и нескончаемой энергией очень бесит всяких зануд (вроде Сквидварда), но только не детишек.

Мультсериал стал настоящим культурным явлением 90-х, а его главный персонаж Губка Боб и сейчас – любимец публики разных возрастов. Даешь больше футболок и брелоков с изображением Губки Боба!

Фото Архивы пресс-служб

Пикачу и другие покемоны

Покемоны – безумно странные, но милые создания (у японцев так часто бывает). Сначала они, кстати, были героями в компьютерной игре, а уже потом появился мультфильм. Гейм-дизайнер Сатоси Тадзири, который приложил руку к созданию игры, списал образы монстриков с насекомых. Ауч! Ты тоже не любишь тараканов и прочих ползающих тварей? А вот Сатоси в детстве коллекционировал насекомых и даже обменивался ими с друзьями. Да, вот такие увлечения были у японских школьников.

Но вернемся к нашим покемонам. Сначала вышла игра для Game Boy, после – мультсериал, а затем и несколько полнометражных фильмов. У фанатов аниме наверняка немало фаворитов среди покемонов, но по решению работающей над мультфильмом команды именно желтый Пикачу стал одним из ключевых персонажей. А публика и не против. Спорим, ты тоже с нетерпением ждешь, когда наконец можно будет пойти в кино на «Детектив Пикачу»? :)

Фото Архивы пресс-служб

Смурфов придумал бельгийский художник Пьер Кюллифором аж в 50-х годах прошлого века. Сначала, в 1958 году, это был один персонаж в комиксе, который со временем обзавелся целой семьей – сейчас их целая деревушка . У каждого из ста гномиков – говорящее имя, которое отражает его самую яркую черту характера или внешности. У синих человечков есть своя Смурфорелигия и особый язык, в котором они постоянно используют корень «смурф».

Любопытный факт: Смурфетта, девушка-смурф, появилась в мультсериале «Смурфики» только в 80-х. И феминистки почти сразу обвинили создателей в сексизме: по их мнению, Смурфетту сделали типичным воплощением всех дурацких стереотипов о женщинах, подкрепляющим народную мудрость «все беды от баб».

Фото Архивы пресс-служб

Желтые существа, похожие на яйцо из киндер-сюрприза, впервые появились в мультфильме «Гадкий я» студии Universal. И сделали весь мульт – как та белка из «Ледникового периода»:) По сюжету миньоны – творение рук злого гения Грю, которому и прислуживают. Как именно он их вывел на свет, в мультике не показывают, но явно не обошлось без генетических экспериментов. У этих чудиков есть свой особый язык, они очень трудолюбивы и безумно забавны.

А создали миньонов два чудесных (это мы цитируем продюсера Джанет Хили) режиссера Пьер Соффин и Крис Рено. Крис придумал этих забавных слуг Грю, а Пьер доработал идею: добавил стиль анимации и забавные голоса. Также создатели картины решили, что все миньоны должны быть похожими, но в каких-то мелочах иметь характерные отличия. Получилось именно то, что надо. Миньоны завоевали наши сердца.

Фото Архивы пресс-служб

Тоторо – персонаж из аниме Хаяо Миядзаки. Автор мультфильма от и до придумал образ этого огромного пушистого существа, которое напоминает смесь кошки, тануки и совы. Тоторо – добрый персонаж, дух-хранитель леса, который помогает другим героям мультфильма. Особенно девочкам Сацуко и Мэй, которые однажды встретили его в лесу. Но если этого огромного добряка сильно разозлить, жди беды. Он все-таки божество.

Фото Архивы пресс-служб

Котопёс

Историей о двух абсолютно противоположных персонажах, которые волею судьбы вынуждены сосуществовать, никого уже не удивишь. Но эта парочка особенная, потому что они делят одно тело на двоих. С одной стороны – высокоинтеллектуальный и циничный кот, с другой – веселый и наивный пес. И никакого хвоста! Невероятно забавно смотреть, как эти ребята уживаются вместе.

Интересно, что идея создания странного гибрида двух животных пришла в голову режиссеру Питеру Хэннену благодаря любимой книге детства A Few Superheroes You"ve Probably Never Heard Of. В книге был персонаж Super CatDog Man с двумя головами: кошачьей и собачьей. А сюжет мультфильма автор Котопса почерпнул из фильма The Defiant Ones о двух сбежавших из тюрьмы заключенных, скрепленных наручниками.

Да, все русские мультфильмы 30-летней выдержки пронизаны глубоким философским смыслом . Но жестокая реальность и глубокий внутренний мир мультипликаторов 70-80-90-х заставляли нести этот смысл таким извращенным способом, что сознание многих из нас просто не подлежит восстановлению.И это прекрасно!

Мы как-то уже писали о том, что иностранцам никогда не понять извилистую русскую душу. Так вот: эти мульты им лучше вообще не показывать. Никогда. Это будет нашим секретным психологическим оружием.

1. Крылья, ноги и хвосты

3 минуты 54 секунды тотального психодела. Хотя казалось бы, ничто не предвещает: просто птицы находят некоторое количество вкусного и принимают взвешенное решение до него добраться.

Работаем, страус, работаем!

2. Фру-89

Каждый советский ребенок просто обязан знать, что такое фрустрация . Потому что другим словом происходящее на экране просто не объяснить.

3. Контракт

Космическая сага про противостояние человека и его контракта под абсолютно неотразимые джазовые композиции . Тут есть рекламный упоротый робот, карающие сферы, мистер брутальность и неподкупность летающий Кубик Рубика. Смотрится все это настолько стильно, что современным хипстерам лучше не смотреть во избежании эстетического шока.

Спойлер: в итоге окажется, что все происходило в гигантском цветке.

4. Падал прошлогодний снег

Да, это банально, но без этого правда никуда. Начнем с того, что повествование ведется от лица человека с запущенной стадией синдрома рассеянного внимания - рассказчик постоянно скачет с одной сюжетной линии на другую и забывает, на чем остановился. Что не портит общей картины - скорее даже помогает полностью погрузиться в атмосферу сюрреализма, царящего в сознании создателей .

Маловато будет!


5. Медвежуть

С фрустрацией было проще - там сразу дали понять, что к пониманию происходящего стремиться не стоит. Здесь же вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но это ненадолго.

Успокаивать себя можно тем, что это всего лишь сны, которые видит медведь в своей теплой уютной кроватке.

6. Ух ты, говорящая рыба

Каждое творение киностудии "Арменфильм " - культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста. Красочные психоделичные мутации, кстати, в полной мере способны составить конкуренцию .

7. Контакт

"Солярис" для детей в кратком изложении: инопланетный разум пытается взаимодействовать с земными организмами, принимая форму понятных им предметов. Рисовка в стиле The Beatles в полной мере дополняет картину.

8. Голубой щенок

Не знаем, есть ли здесь тот подтекст, который мульт обрел спустя 40 лет после своего создания. Но теперь он затрагивает глубокие проблемы дискриминации, угнетения и вот этого всего.

Голубой, голубой, не хотим играть с тобой!

9. Свирепый Бамбр

Картина про управление гневом и сложности социальной адаптации агрессивного интроверта в мире обычных людей.

10. Кубик-Рубик

Сборник абсолютно безумных короткометражек, столь же прекрасных по содержанию, сколь и по рисовке. Заяц с хвостиком пупочкой , который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления. Спорим, вы их помните, даже если видели всего раз, и было вам тогда совсем немного лет. Когда я готовила материал для этой публикации, я поняла несколько вещей.

Во-первых, в детстве все эти мультфильмы не кажутся такими уж странными, не вызывают вопросов, не удивляют до трясучки также, как сейчас. То есть удивляют, конечно, но воспринимаются как часть огромного и удивительного мира, полного необъяснимых и странных штук. Я немного завидую детям. У них столько сокровищ – подвижная фантазия, способность верить в чудеса, не зашоренное сознание, которое с легкостью воспринимает все повороты режиссерского воображения. Не верится, что я когда-то тоже была маленькой девочкой, которая удивлялась и смеялась, когда смотрела эти мультфильмы.

Во-вторых, режиссеры детских мультфильмов это очень серьезные люди с отличным чувством юмора, которые во время работы над мультиками отрывались как могли – экспериментировали с изображением и музыкой, брали неоднозначные сюжеты, выдумывали странных героев и пробовали всё время что-то новое. И даже проводили параллели с тем, что творилось в мировой культуре в то время.

А какие необычные, странные, абсурдные и за грань выходящие мультфильмы советского времени помните вы?

11 самых странных мультфильмов нашего детства:

Большой Ух (Юрий Бутырин, 1989)

Очень добрый и по-своему безумный мультфильм с электронной музыкой про фантастического персонажа по имени Большой Ух, который прилетел на упавшей звезде в лес и познакомился с местным Волчонком. Большой Ух умеет слышать на космические расстояния. Разворачивает свои огромные уши во все стороны и рассказывает Волчонку, что там творится на других планетах и под водой. Там дерутся консервные банки, поют медузы и летают ножницы на сто тысяч лет вперед… У волчонка тоже хороший слух – он слышит, когда кому-то в лесу нужна его помощь. Как думаете, они подружатся?



Большой секрет для маленькой компании (Юлиан Калишер, 1979)

Я отлично помню с детства песню Юнны Мориц про секрет, которую поют кукольные Собака, Лошадь и Кошка голосами Никитиных. Но совсем позабыла сам мультфильм. А там трое животных смотрят в волшебную подзорную трубу и видят секреты, летят на планету огромных черных котов, ленивых собак и в конце встречают караван крылатых коней. Всё это для того, чтобы понять: большой секрет – это их дружба, которую они берегут всем сердцем.

Великий Нехочуха (Юрий Бутырин, 1986)

Жутковатая история о том, как один ленивый мальчик, который на все бабушкины просьбы помочь по дому и сделать уроки отвечал «Не хочу», попадает в страну «Нехочухию». Там ему прислуживает робот, но бесконечные сладости, десятиэкранные телеустановки с мультиками, аттракционы и другие развлечения, скоро надоедают. Мальчик оказывается у Великого Нехочухи в плену. И этот растолстевший, ленивый, разбалованный великан кого-то ему очень напоминает…


Контакт (Владимир Тарасов, 1978)

Совершенно сюрреалистичный мультфильм с музыкой из Крестного отца – о том, как подружились простой землянин-художник и радужный во всех смыслах инопланетянин с треугольными глазами, который способен принимать любые формы. Симпатичный пришелец, который насмерть перепугал художника на пленере, на самом деле полон желания ему помочь и подружиться. Ребята в конце концов находят общий язык – в музыке.



Ух ты, говорящая рыба или Ээх (Роберт Саакянц, 1983)

Самый, на мой скромный взгляд, абсурдный и безумный мультик производства студии «Арменфильм» по мотивам сказки «Золотая рыбка». Старик по просьбе говорящей рыбы отпускает её в море и вздыхает «э-э-х» о том, что теперь ему нечего есть. Из-под земли появляется фантастическое существо по имени Ээх, меняющее каждую секунду свой облик и способное на любые чудеса. Оно дарит старику волшебный столик, который всегда полон еды, но предупреждает – ему с женой придется ответить на все вопросы Ээха в полночь. На выручку старику приходит добрый юноша, который перехитрил чудовище и оказался той самой отпущенной рыбой. По описанию может быть скучно, но посмотреть нужно обязательно – совершенно сюрреалистичные кадры и задумка.


Рассеянный Джованни (Анатолий Петров, 1969)

Очень странный мультфильм в стиле Пикассо кубистического периода, снятый по мотивам сказки «Как гулял один рассеянный» Джанни Родари. Отправившись на прогулку, деревянный мальчик Джованни буквально разваливается на части. Чтобы вернуть его маме, прохожие собирают рассеянного мальчишку по частям.


Крылья, ноги и хвосты (Александр Татарский, 1986)

Любимый многими мультфильм, давно растасканный на цитаты, рассказывает историю страуса, который не умел летать и связался с надоедливым грифом. Полный иронии и с необычной манерой рисунка, этот короткометражный мультипликационный фильм один из самых любимых – и самых странных – в моём детстве.


Чудесница (Александр Иванов, 1957)

Музыкальный мультфильм, воспевающий достоинства кукурузы в сельском хозяйстве. Совершенно чумовые овощи и фрукты, которые поют песни. Кстати, в знаменитом хоре сорняков-разбойников один из голосов принадлежит Владимиру Высоцкому.


Шкатулка с секретом (Валерий Угаров, 1976)

Музыкальная фантазия по мотивам сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке». Оказывается, это один из первых советских мультфильмов в стиле «Желтой подводной лодки» (рисованный клип группы The Beatles на знаменитую песню Yellow submarine). Неудивительно, что он такой «глючный». Необычная, авангардная музыка, исполненная на аналоговом синтезаторе, и фантазийные изображения.

Фантик (Ефим Гамбург, 1975)

Призрачный и по-хорошему безумный мультик про первобытные времена, когда появился на свет маленький слоненок Фантик. Доброй души животное, он пожалел увядающую колючку и умудрился вырастить из неё великолепное волшебное дерево, назло страшилищу Штуше-Кутуше, которое охотилось за слоненком. Художник Даниил Менделевич изобразил всех персонажей тонкими цветными линиями на чёрном фоне, из-за чего древний лес и его обитатели стали ещё более сказочными и таинственными.

Халиф-аист (Валерий Угаров, 1981)

Снятый по мотивам таинственный сказки Вильгельма Гауфа, это самый серьезный и жутковатый мультфильм из всей подборки. Скучающий халиф мечтает о жизни без забот в облике аиста. Встретив колдуна, он узнаёт тайну волшебного порошка, который позволяет стать любым животным, вдохнув его и произнеся волшебное слово «мутабор». Но есть одно условие – в облике животного ни в коем случае нельзя смеяться, иначе волшебное слово позабудется навсегда и обратно в человеческий облик вернуться будет невозможно.

01.02.2018

Советская мультипликация известна многими потрясающими мультфильмами, созданными скорее для взрослых, чем для детей. Есть среди них такие, которые напугают даже современного зрителя, избалованного многообразием фильмов ужасов. Мрачные, психоделические и страшные мультфильмы мы собрали в одной подборке!

Халиф-аист

«Халиф-аист» Валерия Угарова является переработанной экранизацией таинственной сказки романтика Вильгельма Гауфа. Этот мультфильм рассказывает о разочаровавшемся в жизни всемогущем халифе. Однажды, в его руки попадает волшебный порошок, вдохнув который можно превратиться в любое животное, но есть одно правило - ни в коем случае нельзя смеяться. Если человек, использующий порошок, начнет смеяться, он забудет волшебное слово «Мутабор» и навсегда останется животным. «Халиф-аист» поражает тягостным ощущением безысходности. Это похоже на зловещий ночной кошмар, от которого невозможно избавиться. В этом мультфильме сплетаются таинственность и жажда новых ощущений, красота Востока и отвращение перед безобразными и неестественными опытами злого колдуна. Тревожную атмосферу здесь подчеркивают лирическая музыка Вячеслава Артемова и меланхоличный голос Иннокентия Смоктуновского. «Халиф-аист» - это, несомненно, один из самых прекрасных, мистических и притягательных советских мультфильмов.

Будет ласковый дождь

Мультипликационный фильм «Будет ласковый дождь» режиссера Назима Туляходжаева основан на одноименном постапокалиптическом рассказе Рэя Брэдбери. Это история о том, как все человечество погибло в результате ядерного взрыва. В мультфильме мы видим робота, который заботится о доме, накрывает стол, завет домочадцев на завтрак, будит детей в школу и празднует наступление Нового года. Однако, людей больше нет, от них остался только прах. Ужасно выглядит бессмысленная деятельность робота в мертвом доме. Стихотворение Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь», которое было использовано в рассказе Рэя Брэдбери заканчивается такими словами:
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
2027 год, показанный в мультфильме, наступит уже совсем скоро и сегодня человечеству, определенно, есть над чем задуматься.

Келе

Этот мультфильм снят по мотивам чукотской народной сказки. «Келе» совместная работа российского режиссера Михаила Алдашина и эстонского режиссера Пеэпа Педмансона. В чукотской мифологии Келе является злым духом. Келе бывают разных видов, в мультфильме идет речь о чудовище-каннибале, которое пытается съесть двух девочек. Эта история заканчивается хорошо, девочкам удается перехитрить глупого Келе и убежать от него. Наверное, в нашем списке «Келе» самый забавный мультфильм, если, конечно, подобную историю можно назвать забавной. Этот мультфильм очень интересно сделан, такое чувство, что перед собой мы видим рисунки на коже, выполненные народами севера. Колорит дополняет чукотская народная музыка. Забавно, что на дудке Келе девочки наигрывают мелодию из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Одним словом, посмотрите этот мультфильм и решите для себя, он забавный или страшный?

Медведь липовая нога

«Медведь липовая нога» Дмитрия Наумова и Валентина Телегина - это самый настоящий хоррор. В мультфильме пересказывается русская народная сказка. По ее сюжету старик отрезал медведю лапу, а старуха ее сварила, после чего медведь сделал себе липовую ногу, нашел старика и старуху и убил их. В мультипликационном фильме отсутствуют какие-либо цвета кроме мутно-белого и серо-черного. «Медведь липовая нога» - это странные, наслаивающиеся друг на друга тени, персонажи с пустыми глазницами и диким выражением лица. Зрителей преследует гнетущее ощущение приближения монстра и жестокой расправы, от которой нельзя спастись, но, чувствуется, что старик со старухой сами виновны, что они совершили что-то жестокое и постыдное. Этот мультфильм пронизан архаическим страхом народных сказок, которые, как известно, очень жестоки. Сказки отражают древние обряды, верования, магические ритуалы и представления об устройстве мира.

Большой Тылль

Мультфильм эстонского режиссера Рейна Рамаата рассказывает народное предание о богатыре-великане Большом Тылле. По легенде на острове Сааремаа жил могучий богатырь огромного роста по имени Большой Тылль. Он мирно занимался земледелием, помогал своему народу, у него была возлюбленная жена Пирет. Был у него и злейший враг - Нечистый. Однажды, на острове началась война, в которой Тылль потерял сначала Пирет, а затем и свою жизнь. После смерти Тылль превратился в скалу. Видимо, могучий богатырь будет вечно защищать свой народ. Фильм создан в примитивистской манере, его простота и выразительность поражают. Стилистику «Большого Тылля» дополняет звуковой ряд - в мультфильме отсутствуют слова, мы слышим лишь хор, взывающий к главному герою. Рейн Рамаат определил содержание фильма так: герой, преданный Родине, сражается, забыв о собственных горестях, и умирает за свободу народа. В «Большом Тылле» очень жестоко показана война. А самое прекрасное в нем - выразительные и печальные глаза Большого Тылля, в которых можно увидеть его силу и его скорбь.

Диалог. Крот и яйцо

Мультфильм Владимира Пекаря не поражает своим изобразительным рядом, однако, смысл этого мультфильма пугает. На фоне ярких иллюстраций и музыки Франца Шуберта разворачивается диалог между слепым кротом и еще не вылупившимся птенцом в яйце. Неожиданно для себя крот находит в лице яйца прекрасного собеседника, который полностью разделяет его взгляды на жизнь - мир темный и неудобный. Крот поражается, что их взгляды настолько совпадают, ведь обычно все разубеждают его, говорят, что этот мир яркий и прекрасный. В разгар диалога Крот находит яйцо и съедает его. Потом он зовет своего нового друга, но тот не отвечает. «Как все-таки печален этот мир, найти друга и сразу его потерять» - говорит крот и уходит в темноту. Этот мультфильм можно рассматривать, как притчу о слепом, который не ведает, что творит или рассказ о человеке, который не замечает многообразие этого мира, а верит лишь в свою правоту. В любом случае после просмотра «Диалог. Крот и яйцо» у вас будет над чем поразмыслить.

Бескрылый гусенок

Еще один мультфильм из списка, основанный на чукотской мифологии, однако, в отличие от «Келе» в «Бескрылом гусенке» Оксаны Черкасовой совершенно нет ничего забавного. Эту историю рассказывает ворон Кутх, она о бескрылом гусенке, который потерял свою маму, он бродил по свету, попадал в разные ужасные места, пока его однажды не отправили под землю, где он был окружен чудовищами. Во время всего этого путешествия несчастный гусенок ищет свою маму и поет очень нежную и грустную песню. После всех страданий и поисков Кутх сжалился над гусенком и помог ему найти свою маму. Бескрылый гусенок родился заново, ему был дан еще один шанс прожить свою жизнь. Этот мультфильм можно рассматривать, как аллегорию человеческой жизни, попытку самопознания, как путь из ада в рай. Неповторимую атмосферу в «Бескрылом гусенке» создают песни и музыка государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».

Его жена курица

Этот мультфильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» в категории лучший короткометражный фильм. «Его жена курица» Игоря Ковалева чем-то напоминает фильм Дэвида Линча «Голова-ластик» - тема семейной жизни и совершенно сюрреалистическое и безобразное ее воплощение. В мультфильме синий человек живет со своей женой, которая является курицей, у них есть домашний питомец - странная личинка с головой взрослого мужчины. Жена постоянно хлопочет по дому, а муж ничего не делает, только заводит пластинку и пускает игрушечный синий автобус. Но, однажды, к ним приходит таинственный человек, который раскрывает мужчине глаза на то, что в качестве жены у него курица. Ужасная правда разрушает эту странную домашнюю идиллию. Уже одного короткого описания хватает для того, чтобы понять - «Его жена курица», действительно, может напугать. Ко всему этому надо прибавить крайне отталкивающие рисунки и многозначность мультипликационного фильма.

Потец

«Потец» вышел в 1992 году, уже после распада СССР, но он должен был занять свое место в списке, потому что «Потец», наверное, самый гнетущий мультфильм из всех перечисленных. «Обнародуй нам, отец, что такое есть потец» - такими словами начинает мультипликационный фильм Александра Федулова «Потец». Гнетущее приближение смерти совмещается здесь с глубоким подтекстом. Три сына пытаются выяснить у отца, что такое потец. Несколько раз отвечает им старик в иносказательной форме, но сыновья хотят прямой ответ, и они его получают - потец это холодный пот, выступающий на лбу умершего, это роса смерти. Странные и пугающие рисунки в сочетании с гипнотическим голосом Евгения Стеблова и неоднозначным смыслом поэмы Александра Введенского «Потец» создают, по-настоящему, ужасающую философскую притчу. Этот мультипликационный фильм задает множество вопросов, например, что есть наша жизнь и смерть. Он позволяет в иносказательной форме ответить на эти вопросы, поразмыслить о нашем существовании. Несомненно, каждый найдет здесь смысл важный именно для него, и это произведение достойно занимает место в списке страшных мультфильмов

Фру-89. Слева направо

«Фру-89. Слева направо», наверное, самый психоделический мультфильм из этого списка. Есть легенда, по которой некоторые образы для него создавали пациенты психиатрической больницы. Мультипликационный фильм Ивана Максимова рассказывает о состоянии фрустрации. Фрустрация - это психическое состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения каких-либо потребностей, при фрустрации желания не соответствуют возможностям. В «Фру-89. Слева направо» перед зрителями слева направо движутся различные странные организмы или существа, которые очень необычно взаимодействуют между собой, перетекают друг в друга, изменяются. Этот мультфильм также называют «Кошмарными видениями голодного щенка». Возможно, все происходящее привиделось несчастному щенку, который хочет, но не может поесть. Или у всего этого есть другое объяснение. В любом случае мультипликационный фильм «Фру-89. Слева направо», несомненно, достоин вашего внимания. Кстати, у нас тоже есть страшные , советуем обратить внимание на