Петр абеляр - новый человек средневековья. Абеляр Пьер. Средневековый французский философ, поэт и музыкант Биография Пьера Абеляра

ПЬЕР АБЕЛЯР (также ПЕТР АБЕЛЯР) (1079-1142) — известный французский философ и христианский богослов , которые еще при жизни получил известность как блестящий полемист. Имел много учеников и последователей. Также известен своим романом с Элоизой.

Биография Абеляра.

Биография Абеляра хорошо известна благодаря написанной им самим автобиографической книги “История моих бедствий”. Он родился в семье рыцаря в Бретани к югу от реки Луары. Он пожертвовал свое наследство и отказался от перспективной военной карьеры ради изучения философии и логики. Абеляр разработал блестящую философию языка.

Абеляр по сути был странником, он переезжал из одного места в другое. В 1113 или 1114 он отправился на север Франции, чтобы изучать теологию под руководством Ансельма из Лаона, ведущего библеиста того времени. Однако у него быстро развилась неприязнь к учению Ансельма, поэтому он переехал в Париж. Там он открыто распространял свои теории.

АБЕЛЯР И ЭЛОИЗА

Когда Абяляр жил в Париже, его наняли в качестве наставника для молодой Элоизы, племянницы Фульбера, одного из видных клириков. Между Абеляром и Элоизой возникли отношения. Фульбер препятствовал этим отношениям, поэтому Абеляр тайно переправил возлюбленную в Бретань. Там Элоиза родила сына, которого они назвали Астролябий. После рождения сына Абеляр и Элоиза тайно поженились. Фульбер приказал оскопить Абеляра, дабы тот не смог занять высокую церковную должность. После этого Абеляр от стыда принял монашескую жизнь в Королевском аббатстве Сен-Дени под Парижем. Элоиза же стала монахиней в Аржантее.

В Сен-Дени, Абеляр блистал своими знаниями в теологии, при этом неустанно критиковал образ жизни, который вели его товарищи-монахи. Ежедневное чтение Библии и трудов отцов Церкви позволило ему сделать сборник цитат- несоответствий учения христианской церкви. Он собрал свои наблюдения и выводы в сборник «Да и нет». Сборник сопровождался авторским предисловием, в котором Пьер Абеляр как логик и как знаток языка сформулировал основные правила примирения противоречий смысла и чувств.

В Сен-Дени была также написана книга “Теология”, которая была официально осуждена как еретическая. Рукопись была сожжена в Суассоне в 1121. Диалектический анализ Бога и Троицы Абеляра было признано ошибочным, а он сам был помещен под домашний арест в аббатстве Сен-Медар. Вскоре Пьер Абеляр вернулся в Сен-Дени, но чтобы избежать суда, ушел и нашел убежище в Ножан-сюр-Сэн. Там он вел жизнь отшельника, но его везде преследовали студенты, которые настаивали на том, чтобы он продолжал свои философские изыскания.

В 1135 Абеляр отправился в Мон-Сент-Женевьев. Там он снова стал преподавать и много писал. Здесь он выпустил «Введение в теологию», в котором он проанализировал источники веры в Троицу и прославлял языческих философов античности за их достоинства и за то, что они с помощью разума обнаружили многие из фундаментальных аспектов христианского откровения. Он также написал книгу под названием “Познай самого себя”, короткий шедевр, в котором Абеляр проанализировал понятие греха и пришел к выводу, что человеческие поступки не делают человека лучше или хуже в глазах Бога, ибо дела сами по себе ни хороши, ни плохи. Главное в делах — суть намерения.

В Мон-Сент-Женевьев Абеляр привлекал толпы учеников, среди которых было множество будущих известных философов, к примеру, английский гуманист Джон Солсбери.

Абеляр, однако, вызывал глубокую неприязнь у приверженцев традиционного христианского богословия. Так деятельность Пьера Абеляра привлекла внимание Бернара Клервоского, пожалуй, наиболее влиятельной фигурой в Западном христианском мире в то время. Абеляр подвергся осуждению со стороны Бернара, которого поддержал и Папа Иннокентий II. Его заключили в монастырь Клюни в Бургундии. Там, при умелом посредничестве игумена Петра Достопочтенного, он заключил мир с Бернардом и остался монахом в Клюни.

После его смерти было написано огромное количество эпитафий, что свидетельствовало о том, что Абеляр впечатлили многих из своих современников как один из величайших мыслителей и учителей своего времени.

Произведения Пьера Абеляра.

Основные произведения Абеляра:

  • Введение в теологию,
  • Диалектика,
  • Да и нет,
  • Познай самого себя,
  • История моих бедствий.

Наибольшей популярностью пользуется произведение «История моих бедствий». Это единственная дошедшая до нашего времени средневековая автобиография профессионального философа.

Философия Абеляра.

Пьер Абеляр рационализировал отношения веры и разума. Он считал понимание обязательным условием веры – “понимаю, чтобы верить”.

Пьер Абеляр выступал с критикой авторитетов церкви, ставил под сомнение безусловную истинность их работ. Он считал безусловной лишь непогрешимость и истинность Священного Писания. Теологические измышления отцов Церкви подвергал радикальному сомнению.

Пьер Абеляр считал, что существует две истины . Одна из них – истина о невидимых вещах, находящихся за пределами реального мира и понимания человека. Понимание ее приходит посредством изучения Библии.

Однако, истину достичь, по мнению Абеляра, можно также путем диалектики или логики. Петр Абеляр подчеркивал, что логика работает с языковыми понятиями и способна помочь с истинной высказывание, а не с истинной вещей. Таким образом, мы можем определить философию Пьера Абеляра как критический лингвистический анализ . Также с уверенностью можно сказать, что Пьер Абеляр решает проблемы с точки зрения концептуализма.

Универсалии, согласно Пьеру Абеляру, не существуют в реальности как таковые, они существуют только в божественном уме, однако они обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания, образуя “концептуальный мир”.

В процессе познания человек рассматривает различные аспекты и путем абстрагирования создает образ, которой можно выразить словом. По мнению Пьера Абеляра, слово имеет определенное звучание и одно или более значений. Именно в этом Абеляр видит возможную контекстуальную двусмысленность и внутреннюю противоречивость христианских текстов. Противоречивые и сомнительные места богословских текстов требуют анализа с помощью диалектики. В случае, когда противоречивость неустранима, Абеляр предлагал обращаться в поисках истины непосредственно к Священному Писанию.

Пьер Абеляр рассматривал логику как обязательный элемент христианского богословия. Поддержку своей точки зрения он находит в :

“В начале было слово (Logos)”.

Петр Абеляр противопоставлял диалектику софистике, которая не раскрывает истину, а прячет ее за переплетеньем слов.

Метод Пьера Абеляра предполагает выявление противоречий в теологических текстах, их классификацию и логический анализ. Выше всего Пьер Абеляр ценил возможность строить самостоятельные суждения, свободные от авторитетов. Не должно быть авторитетов, кроме Священного Писания.

Часто, находя противоречия в теологических текстах, Пьер Абеляр давал собственное толкование, разительно отличающееся от общепринятого. Конечно, это влекло за собой гнев ортодоксов.

Пьер Абеляр провозглашал принцип веротерпимости, объясняя расхождения в вероучениях тем, что Бог направляет язычников к истине разными путями, поэтому в любом учении может быть элемент истины. Этические взгляды Пьер Абеляра характеризуются стремлением отказаться от религиозного диктата. Сущность греха он определяет как осмысленное человеком намерение совершить зло или преступить божественный закон.

Эпохи Средневековья - вошел в историю как признанный учитель и наставник, имевший свои взгляды на философию, в корне отличавшиеся от остальных.

Его жизнь была тяжела не только по причине несовпадения мнения с общепринятыми догмами; огромное физическое несчастье принесла Пьеру взаимная, искренняя. Живым языком и понятным словом описал философ свою тяжелую жизнь в произведении автобиографического характера «История моих бедствий».

Начало трудного пути

Ощущая в себе с малых лет непреодолимую тягу к знаниям, Пьер отказался от наследства в пользу родственников, не прельстился многообещающей карьерой военного, отдав себя полностью получению образования.

После обучения Абеляр Пьер обосновался в Париже, где занялся преподавательской деятельностью в области богословия и философии, что впоследствии принесло ему всеобщее признание и славу искусного диалектика. На его лекции, излагаемые понятным изящным языком, сходились люди со всех уголков Европы.

Абеляр был очень грамотным и начитанным человеком, знакомым с трудами Аристотеля, Платона, Цицерона.

Вобрав в себя взгляды своих преподавателей - сторонников различных систем понятий - Пьер выработал собственную систему - концептуализм (нечто усредненное между в корне отличавшуюся от взглядов Шампо - французского философа-мистика. Возражения Абеляра против Шампо были настолько убедительны, что последний даже видоизменял свои понятия, а чуть позже начал завидовать славе Пьера и сделался его заклятым врагом - одним из многих.

Пьер Абеляр: учение

Пьер в своих трудах обосновывал соотношение веры и разума, отдавая предпочтение последнему. По мнению философа, человек не должен верить слепо, лишь потому, что так принято в обществе. Учение Пьера Абеляра заключается в том, что вера должна быть рассудочно обоснованной и совершенствоваться в ней человек - существо разумное - способен, только отшлифовывая имеющиеся знания посредством диалектики. Вера является лишь предположением о вещах, недоступных чувствам человека.

В произведении «Да и нет» Пьер Абеляр, кратко сравнивая библейские цитаты с выдержками из сочинений священников, подвергает анализу взгляды последних и находит противоречивость в приводимых ими высказываниях. А это заставляет усомниться в некоторых церковных догматах и христианском вероучении. Тем не менее Абеляр Пьер не сомневался в основных положениях христианства; он лишь предлагал осознанное их усвоение. Ведь непонимание сочетаемое со слепой верой, сравнимо с поведением осла, который ни капли не понимает в музыке, но усердно пытается извлечь из инструмента красивую мелодию.

Философия Абеляра в сердцах многих людей

Пьер Абеляр, философия которого нашла место в сердцах многих людей, не страдал от чрезмерной скромности и открыто называл себя единственным философом, чего-то стоящим на Земле. Для своего времени он являлся великим человеком: его любили женщины, им восхищались мужчины. Получаемой славой Абеляр упивался в полной мере.

Основными произведениями французского философа являются «Да и нет», «Диалог между философом иудеем и христианином», «Познай самого себя», «Христианская теология».

Пьер и Элоиза

Однако большую славу Пьеру Абеляру принесли не лекции, а романтическая история, обусловившая любовь всей его жизни и ставшая причиной случившегося в дальнейшем несчастья. Избранницей философа неожиданно для него самого стала красавица Элоиза, которая была на 20 лет младше Пьера. Семнадцатилетняя девушка была круглой сиротой и воспитывалась в доме своего дядюшки каноника Фульбера, не чаявшего в ней души.

В своем столь юном возрасте Элоиза была не по годам грамотна и умела говорить на нескольких языках (латинский, греческий, древнееврейский). Пьер, приглашенный Фульбером для обучения Элоизы, влюбился в нее с первого взгляда. Да и его ученица преклонялась перед великим мыслителем и ученым, в своем избраннике и была готова на все ради этого мудрого и обаятельного мужчины.

Пьер Абеляр: биография грустной любви

Гениальный философ в этот романтический период проявил себя также в качестве поэта и композитора и писал для юной особы красивые песни о любви, тут же ставшие популярными.

О связи влюбленных знали все вокруг, но Элоизу, открыто называвшую себя любовницей Пьера, это нисколько не смущало; наоборот, она гордилась доставшейся ей ролью, ведь именно ее, круглую сироту, Абеляр предпочел красивым и знатным женщинам, увивавшимся подле него. Возлюбленный увез Элоизу в Бретань, где она родила сына, которого пара вынуждена была оставить на воспитание чужим людям. Своего ребенка они больше никогда не видели.

Позже Пьер Абеляр и Элоиза тайно поженились; если бы заключенный брак был предан огласке, то Пьер не смог быть духовным сановником и построить карьеру философа. Элоиза, отдав предпочтение духовному развитию мужа и его карьерному росту (вместо обременительного быта с детскими пеленками и вечными кастрюлями), скрывала свое замужество и по возвращении в дом дядюшки говорила, что является любовницей Пьера.

Взбешенный Фульбер не смог смириться с нравственным падением племянницы и однажды ночью вместе с помощниками проник в дом Абеляра, где его, спящего, связали и оскопили. После этого жестокого физического надругательства Пьер удалился в Сен-Денисское аббатство, а Элоиза постриглась в монахини в Аржантейском монастыре. Казалось бы, земная любовь, короткая и физическая, длившаяся два года, закончилась. В действительности она просто переросла в иную стадию - духовную близость, непонятную и недоступную многим людям.

Один против богословов

Прожив некоторое время в затворничестве, Абеляр Пьер возобновил чтение лекций, уступив многочисленным просьбам студентов. Однако в этот период против него ополчились ортодоксальные богословы, обнаружившие в трактате «Введение в богословие» противоречащее церковному учению объяснение догмата о Троице. Это стало поводом для обвинения философа в ереси; его трактат был сожжен, а сам Абеляр заточен в монастырь Св. Медарда. Столь суровый приговор вызвал огромное недовольство французского духовенства, многие сановники которого являлись учениками Абеляра. Поэтому Пьеру впоследствии было дано разрешение на возвращение в Сен-Денисское аббатство. Но и там он проявил свою индивидуальность, высказав собственную точку зрения, чем навлек на себя гнев монахов. Суть их недовольства состояла в открытии правды об истинном основателе аббатства. По мнению Пьера Абеляра, им являлся не Дионисий Ареопагит - ученик апостола Павла, а живший в гораздо более поздний период другой святой. От озлобленных монахов философу пришлось убегать; он нашел пристанище в пустынной местности на Сене близ Ножана, где к нему - утешителю, ведущему к истине, присоединились сотни учеников.

На Пьера Абеляра начались новые гонения, по причине которых он намеревался покинуть Францию. Однако в этот период он был выбран аббатом Сен-Жильдского монастыря, где провел 10 лет. Элоизе же отдал Параклетский монастырь; она поселилась со своими монахинями, а Пьер оказывал ей помощь в управлении делами.

Обвинение в ереси

В 1136 году Пьер возвратился в Париж, где снова начал читать лекции в школе св. Женевьевы. Учение Пьера Абеляра и общепризнанный успех не давали покоя его врагам, в особенности Бернарду Клервоскому. Философ вновь стал подвергаться гонениям. Из сочинений Пьера были выбраны цитаты с высказанными мыслями, в корне противоречившими мнению общественности, что послужило поводом для возобновления обвинения в ереси. На собравшемся Соборе в Сансе Бернард выступил в качестве обвинителя, и хотя аргументы его были достаточно слабы, большую роль сыграла влиятельность, в том числе и на папу; Собор объявил Абеляра еретиком.

Абеляр и Элоиза: вместе на небесах

Гонимому Абеляру предоставил приют Петро Достопочтенный - аббат клюинский, сначала в своем аббатстве, потом в монастыре Св. Маркелла. Там страдалец за свободу мысли завершил свой сложный он умер 1142 года в 63-летнем возрасте.

Его Элоиза скончалась в 1164 году; ей также было 63 года. Супруги были погребены вместе в Параклетском аббатстве. Когда оно было уничтожено, прах Пьера Абеляра и Элоизы был перевезен в Париж на кладбище Пер-Лашез. По сегодняшний день надгробный памятник влюбленных регулярно украшается венками.

В юности он учился в двух величайших интеллектуалов того времени: Иоанна Росцелина и Гийома де Шампо. После конфликта с ним и перед тем, как управлять школой при Соборе Парижской Богоматери, он преподавал в парижских школах в Мелюни, Корбели и Сен-Женевьеви. В 1117 году ему пришлось покинуть соборную школу из-за скандала, связанного с его романом с Элоизой. Переезд в разных монастырских учреждений увеличил его литературную производительность и постепенно направил его интересы в сторону теологии и этики. Открытый конфликт с церковной иерархией привел к осуждению его работы на Соборе в Суасоне в 1121 году. В следующем году он основал собственную школу в Куинси, а в 1127 стал аббатом в монастыре в Бретани. После нескольких беспокойных лет, в 1132 году он вернулся в Париж, где продолжил преподавательскую деятельность. Но в 1141 году на Санському соборе учение было осуждено вновь, а самого Абеляра был отлучен от церкви. Этот приговор был снят в 1142 году, незадолго до смерти философа.


2. Учение

Пьер Абеляр при жизни получил известность как блестящий полемист, имевший множество учеников и последователей. Основные произведения: "Да и нет", "Диалектика", "Введение в теологию", "Познай самого себя", "История моих страданий" (единственная средневековая автобиография философа-профессионала).

Пьер Абеляр рационализировал отношения веры и ума , считая обязательным условием веры понимание (?понимаю, чтобы верить?). Исходными принципами критики Пьером Абеляром авторитетов церкви выступали сомнение в безусловной истинности положений веры и тезис о необходимости осмысленного отношения к священным текстам (так "богословы часто учат тому, чего сами не понимают"). Радикальному сомнению Абеляр подвергал любые тексты, кроме непогрешимого Священного Писания : могут заблуждаться даже апостолы и отцы церкви.

Согласно концепции "двух истин", Пьер Абеляр считал, что в компетенцию веры входят мысли о невидимых вещах, не доступны человеческим чувством и, следовательно, находятся за пределами реального мира. Безусловность авторитета Священного Писания в решении спорных вопросов не исключает возможность и даже необходимость существования другого способа достижения истины, Пьер Абеляр видит в диалектике или логике как науке о языке. Развивая свой метод, он подчеркивал, что логика имеет дело только с именами и языковыми понятиями, на отличие от метафизики логику интересует не истина вещей, а истина высказывания. В этом смысле философия Пьера Абеляра является преимущественно критическим лингвистическим анализом. Эта особенность обусловила решение Пьером Абеляром проблемы универсалий в духе "Концептуализма" . Универсалии, за Абеляром, не существуют в реальности как единичные вещи, однако они обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания , образуя своего рода третий - "концептуальный" - мир. (Абеляр не отвергал существование платоновских идей : по его мнению, не существуя в реальности, они существуют в божественном уме как образцы творения.) В процессе познания человек рассматривает различные аспекты индивидуалов и путем абстрагирования создает смешанный образ, который выражается названием , словом, которое, по Абеляром, имеет не только физическое звучание (vox), но также и определенное языковое значение (sermo). Универсалии выполняют функцию предиката (сказуемого , способного определить многие вещи) в наших мыслях о единичных вещах (индивидуалии), причем именно контекстуальная определенность позволяет выявить универсальный смысл, помещен в названии. Слова, однако, могут иметь множество значений, поэтому возможна контекстуальная двусмысленность (determinatio), которая обусловливает и внутреннюю противоречие христианских текстов. Противоречивые и сомнительные места требуют анализа их языка с помощью диалектики. В случае неустранимой многозначности слова или высказывания Абеляр предлагал обращаться в поисках истины к Священному Писанию. Пьер Абеляр рассматривал логику как необходимый элемент христианского вероучения, апеллируя за доказательством к Евангелия от Иоанна : "В начале было слово (Logos)". При этом он противопоставлял диалектику софистике , которая занимается лишь "хитросплетением слов", скорее затемняя, чем открывая истину. Метод Абеляра предполагает выявление противоречий, их классификацию по вопросам и тщательный логический анализ каждого из них. Выше всего Абеляр-диалектик ценил самостоятельность мнения , свободное и критическое отношение к любым авторитетам (кроме Священного Писания). Раскрывая противоречие христианского догматизма , Абеляр часто давал толкование, отличное от общепринятого, что влекло негативную реакцию католических ортодоксов (учение Абеляра было дважды осуждено церковью на соборах в Суассоне и Сансе). Абеляр провозглашал принцип веротерпимости, объясняя различия в вероучениях тем, что Бог направлял язычников к истине другим путем, поэтому в любом учении содержится элемент истины .

Этические воззрения Абеляра характеризуются стремлением решать вопросы морали без религиозного диктата. Суть греха он определяет как осознанное согласие сделать зло , преступить Божий закон, поскольку выбор должного и недолжного является результатом рационального осмысления и моральной оценки.


2.1. Логика

Несомненно важнейшим источником для логической теории Абеляра стало учение Аристотеля, содержавшегося в сочинениях "О толковании" и в меньшей степени - в "Категориях", а также комментарии к ним в Боэция. Абеляр использует так называемое толкование этих робот "in voce", что является, можно сказать, лингвистической интерпретацией. Оправданным предметом логической теории он считает сам язык, а не то, что она описывает. Когда Аристотель говорит о общие термины в высказывании: "Каждый человек является животным", он не является точным относительно того, являются ли эти сроки словами ("человек", "животное") или общими терминами (универсалиями), которым соответствуют эти слова ("человечество", "животность"). Этот пункт вызывает много дискуссий в его комментаторов. Абеляр определяет свою позицию, придерживаясь, где возможно, подхода "in voce".

Логик изучает слова не как пустые звучания, а как звучание, в которые вложен определенный семантический смысл. Слово, которое рассматривается, Абеляр называет значением "sermo". Значение держится на физическом звучании ("vox") так же, как статуя держится на камне, из которого она была вырезана, о статую можно говорить вещи, которые совершенно не связаны с качествами камня. Свойству значение, таким образом, часто отличаются от свойств физического звучания. Видимо, интересным для логики является вопрос, могут общие сроки достигать всеобщности в их значении. Как "человек" может относиться ко всем людям и к каждому отдельному человеку? Если руководствоваться подходом in voce, то ответ на вопрос будет ссылаться на всеобщее "человечество". Абеляр предоставляет всеобщности чисто семантического значения, основная работа которого сделана с помощью представления мысли и понимания ("intellectulus"), которые слово образует в уме слушателя. Intellectus способен примерно запоминать детали вещей, которые он представляет, а потому и иметь общее представление этих вещей. "Человек" достигает всеобщности в отношении всех людей, образуя intellectus, оторванный от индивидуализированных деталей, он не касается ни конкретного человека, и одновременно касается всех. Так возникает всеобщность слова.

На следующем этапе логического анализа внимание уделяется процессу слияния слов в суждения. Основным в этом процессе является функция глагола. Следуя за Аристотелем, Абеляр определяет глагол как признак чего-то, что было сказано чем-то другим. Так оно дарит завершенность всем суждению, не будучи частью его составляющих слов или фраз. Абеляр развивает этот пункт, проводя различие между функцией и содержанием суждения. Тот же смысл может быть сказано утвердительно ("Сократ бежит"), вопросительно ("ли Сократ бежит?") И побудительно ("Я приказываю, чтобы Сократ бег") и так далее, в зависимости от определенной конфигурации глагола. Здесь одинаковое содержание подвергается разные трактовки, и Абеляр находит полезным выделения этого как отдельного семантического компонента суждения. Он называет это диктум.

Понятие диктует остается незавершенной работой. Абеляр признает важность его существования, однако так и не дает ему точного определения. Он определяет его как нечто, что не является intellesctus в связи с суждением, и нечто, не являются вещами, обозначенными сроками суждения. Точно Абеляр утверждает лишь то, что диктум не является вещью вообще. Он описывает диктум, как причину главных семантических особенностей суждение: истинности и ложности, возможности и необходимости, и его противоположности другим суждением. Диктум является тем, что утверждает утвердительное суждение, и если это суждение является истинным, то диктум является то, что делает его истинным. То, что Абеляр имеет в виду, возможно, приближается по значению к таким современных понятий, как "факт" или "положение вещей", особенно к тем, которые воспринимаются, как нечто причинно производное и несуществующее. Такой анализ содержания суждений пробуждает дальнейшее понимание.

(А) Абеляр вынужден продумать заново грамматику таких безличных оборотов, как "Возможно, что...", "Истинно, что..." и "Хорошо, что...", где пустое место заполняется составляющей, выражает диктум ("что Сократ бежит") . С первого взгляда кажется, что часть-диктум здесь является субъектом, в то время как "возможно", "истинно" и "хорошо" является предикатами; но нам уже известно, что диктум не является вещью, и составляющая предложения не может виповняты его функцию. Поэтому Абеляр пытается найти новый способ анализа безличного оборота, который бы установил соответствующие сроки до субъекта и предиката.

(Б) Понимание того, что отрицание касается суждения как такового, а не только предиката, облегчается разбором того содержания суждения, которому соответствует утвердительный функция. В таком случае неприятие рассматривается как отношение к утвердительной функции, а не к одной из частей содержания. Так Абеляр делает различие между "Это не тот случай, когда S есть P" и "S не есть P". Первый вариант он правильно рассматривает как надлежащую форму отрицания.

(С) Модальные высказывания могут быть выражены как безличные обороты ("Возможно, что..." и "Необходимо, чтобы...". В таком виде они являются проблематичными и требуют переформулирования. "Возможно, что S есть P" можно легко переформулировать в "S возможно есть P ", эти две формы представляют, соответственно, модальности" de sensu "(или" de dicto "- за сказанным) и" de re "(по факту). Такой подход к безличным оборотов делает Абеляра критическим к важности их различения в целом, и эта критичность проливает свет на весь его подход к модальной теории.

Последний этап логического анализа включает изучение образцов выводов как таковых. Если Абелярова трактовка силлогического логики обнаруживает немного проницательности и новизны формулировок, то в его разработке условных выражений ("Если... то...") мы находим заметные нововведения. Он оспаривает, что логическое следование в условных выражениях является таким же очевидным, как и в стандартных силлогизмах. В силлогизмах логическое следование вывода из посылок вытекает из факта, что содержание вывода уже содержится в посылках; аналогично, в условных выражениях логическое следование консеквента с антецеденту вытекает из факта, что содержание консеквента уже содержится в антецедент. В силлогизмах это следование показано обращением к формальных признаков суждений как таковых. В условных выражениях - к отношению между сроками антецедента и консеквента как такого рода отношения, основывает следования. Например: "Если это человек, тогда это животное". Тот факт, что антецедент содержит в себе консеквент, очевидно в отношении между человеком и животным, это отношение видов, поскольку человек является видом животного. Обнаружение этого отношения является достаточным, чтобы продемонстрировать следования. Абеляр пытается найти другие виды отношения между терминами ("topics"), которые аналогично демонстрируют следование в условных выражениях. Его попытка классифицировать эти топики в систематическую теорию была одной из самых сложных философских задач, за которые он брался.


2.2. Метафизика

На Абелярове учения по метафизике повлияли как "Категории" Аристотеля, так и его собственное углубление в доктрину христианства. Тем не менее, его характерная метафизическая интуиция рождается не из этих источников. Эта интуиция стремится подчеркнуть индивидуальность вещей, существующих, и выступить против любого теоретического подхода, предоставляющий двойного смысла потребностям индивидуальности.

Этот теоретический направление возникает вопреки господству противоположной позиции, что сейчас называют "материально-сущностным реализмом". Сторонники этой позиции не принимали трактовку логики Аристотеля "in voce", а вместо этого интерпретировали общие термины в "Каждый человек является животным" как универсальные "человечество" и "животность". Боэций говорит об этих универсалии, они присутствуют как целое в индивидуальных вещах, и в каждой таким образом, чтобы сделать ее тем, что она есть. Так же животность есть во многих животных, а отличаются они друг от друга лишь разными акциденции. Постоянные нападки на эту теорию занимали центральное место в карьере Абеляра. Индивидуальные животные не могут должным образом отличаться друг от друга, если в основе они все - та же животное, а именно так оно бы и было, если следовать Боэция. И если бы акциденции действительно отличали субстанции друг от друга, метафизически они должны быть предварительным последним, а это бы не имело смысла, учитывая утверждено понимание отношения акциденций к субстанций. Таким образом материально-сущностный реализм был полностью отклонен.

Мы уже знаем, что есть общие термины для Абеляра. Они просто словами. И мы знаем, как они работают. Они указывают на классы, поскольку могут применяться абстрагированным интеллектом ко всем элементам класса. Здесь нет необходимости ссылаться на единую форму, общую для всех элементов. Для животных общим является не животность, универсалия, а лишь бытие животным, Абеляр называет "status" - состояние, в котором находится дело. Ключевым в этом понятии является то, что вещи нельзя сравнивать, не обращаясь к поиску общей формы, и такое сравнение позволяет одному и тому же отвлеченному интеллекта быть применен к множественности вещей.

Абеляр описывает материальные объекты как сочетание материи и формы, но при этом формы любых объектов не являются общими с формами других объектов. Форма каждого объекта индивидуальна: одна животность для одного животного, другая - для другой. Фактически, эти формы являются лишь благоустройством материи в объекте. Они должны полностью материальную основу. То, как материя распределяется по объектам, для Абеляра является важной метафизической проблемой. Ответ он находит в своем объяснении отношения частного к целому, в чем заключаются основные принципы мереологии. Неделимые цели - это предельное состояние для индивидуальных физических объектов. Делимые же цели являются несколько сложнее. Некоторые из них - это просто множественности, чьи части рассеяны в пространстве. Некоторые же имеют части, находящиеся на близком расстоянии друг от друга, но не являются упорядоченными. Другие же имеют части, есть и расположенными близко, и упорядоченными. Главной задачей для Абеляра было определить различие частей последнего вида, он утверждает, что размещение этих частей в благоустройстве и привносит экзистенцию в целое.

В учении Абеляра собраны и другие особенности материального мира, большая часть которых является ответом на Аристотелю "Категории". Это природа отношений, времени, пространства, изменений и т. д. Но теологические интересы Абеляра сосредотачивают его внимание на таких нематериальных сущностях, как душа и Бог. Души животных являются материальными, и они умирают вместе с телом. Души людей не являются материальными, как, собственно, и формы, потому что глупо было бы говорить, что любая форма может иметь безумие, гнев или знания, хотя это было бы вполне приемлемо по душе. Конечно, если бы душа была формой в сочетании формы и материи, она была бы подобна другим формам в таком сочетании и должна чисто материальную основу. Но человеческие души метафизически отличаются от материального порядка мира, и поэтому могут поддерживать мнение, независимо от тела. Таким образом теологическая концепция людей существует бок о бок с материальной концепцией мира.

Абеляру теологические взгляды сугубо детерминистическими: Бог может делать только то, что он делает, и только так и тогда, как он это делает. Так же он ограничен и в вещах, которые он не делает. Это представлено как следствие божественной всеблагости. Божественные действия и недеяние всегда являются лучшими среди других альтернатив действий и недиянь, ни одна из которых не может быть лучше, или даже такой же хорошей. Фактически, Бог никогда и не должен был выбирать из двух равных вариантов, потому что таких для него не существовало. Причиной этого, вероятно, является то, что его всеблагисть никогда не позволяла ему пойти путем столкновения любых равных по значению альтернатив, на его пути нет никаких моральных вилку, здесь каждое благо является лучшим и противостоит другим альтернативам. Это означает, что существует причина для всего, что делает или не делает Бог, и мир является продуктом полностью вызванных действий и недиянь, а значит есть детерминистическим. Конечно, в этом мире существует разрешение на человеческую свободу, поскольку человеческая душа отделена от материального. Люди могут быть свободными, даже если Бог таковым не является. Но это не подвергает сомнительности божественную достоинство? Абеляр утверждает, что нет. Быть свободным - это как есть, гулять и грешить - не те качества, которые мы ожидаем от божественного, и, тем более, не те качества, которые компрометируют божественность Бога.


2.3. Этика

На Абелярове учения по этике повлияли этика стоиков и христианская теология. Характерной его чертой является верховенство согласия на действие (или интенции) над самой действием. Особое значение для внутренней жизни верующего имеет чистота мыслей, лежащих в основе его действий - это типично для патристики. Абеляр делает из этого логический вывод, что грех не прибильшуеться и не слишком, если за греховной согласия следует греховное действие. Действие сама по себе является греховной только потому, что порождается согласия на грех. Но как мы понимаем, греховной есть это согласие? Мы не узнаем этого из предыдущих пороков или желаний до тех пор, как вопреки своим порокам и желаниям, не придем к другой, достойной (похвальной), согласия.

Некоторые комментаторы считали, что Абеляр не оставил ни ориентира в определении греховной согласия. Однако в действительности он делает следующее замечание: согласие есть греховной, когда она выражает позицию презрения ("contemptus") к Богу. Это происходит тогда, когда согласие сформирована в пренебрежении Божьих законов. Чтобы дать согласие таким образом человек должен знать, каковы Божьи законы, но эта необходимость может показаться сомнительной, учитывая, что в языческих культурах люди не знают христианского Откровения. Но в Абеляра концепция Божьих законов достаточно широкой. Она включает как Старый Закон Ветхого Завета, так и Новый Закон Нового Завета, а также многие самоочевидных установок естественного права, таких как запрет убийства, лжи, прелюбодеяния и т.д.. Эти установки имеются и как пункты Старого или Нового законов, и существуют независимо в смысле христианского Откровения. Языческие мыслители несомненно имели доступ к таким установок, что подтверждается в их писаниях. Освоение их не требует особых интеллектуальных усилий, для этого достаточно иметь сознание. Таким образом коллективный инстинкт получает доступ к очевидных истин, но не только истин естественного права. Люди в целом имеют этот инстинкт, так что их презрение в пренебрежении к естественному праву и является примером презрения к Богу. Поэтому это презрение является грехом. Те люди, которые почерпнули полезное из Откровения и имеют доступ к тому, что Абеляр называет "позитивным правом" - сначала Старого Закона, а теперь Нового, - имеют гораздо больше возможностей распознать согласие на такое презрение.

Основным понятием этической системы Абеляра есть понятие милосердия ("caritas"), что означает любовь к Богу ради своего собственного блага, блага окружающих и блага самого Бога. Если это понятие отражает состояние всей души, то оно составляет главную добродетель. Если грех есть презрением к Богу, то привычка творить деяния в любви к Богу, должен защищать человека от греха. Абеляр одобряет прошлые подходы к теории добродетелей, где сначала нужно распознать главные добродетели, а затем построить их на основе справедливости. Он делает так же, только заменяя языческую главную добродетель - справедливость - на милосердие. Оно является основным средством достичь достойной согласия, и самое важное - оно является концом человеческой борьбы, высшим благом для людей. Небесной наградой за это видение райского блаженства. Различение достойной согласия райской вознаграждения, к которой она ведет, может показаться интуитивной задачей, однако, по Абеляром и согласие, и награда ведут к тому же: любви к Богу (так же, как греховные согласия и ад приводят к ненависти к Богу). Строго говоря, рай даже не является вознаграждением. Он достигается путем сохранения милосердия во внутренней жизни человека.


3. Переводы украинских

  • Абеляр П. История моих страданий. - Львов: Летопись, 2004. - 136 c.

Пётр Абеляр

Пётр Абеляр (1079-1142) - наиболее яркая фигура западноевропейской средневековой философии. Он интересен не только как философ. Весьма показательна сама его жизнь, большую часть которой он изложил в знаменитом сочинении “История моих бедствий “ (“Historia calamitatum mearum”, между 1132 и 1136 гг.). Это произведение - единственная автобиография средневекового философа.

Старший сын мелкого западно-французского рыцаря (его владения находились недалеко от Нанта), Абеляр отказался от своих наследственных прав в пользу младших братьев, т.к. с юных лет почувствовал неодолимую тягу к знанию, к философии. Первым учителем совсем юного Абеляра стал Росцелин. Затем молодой философ прибыл в Шартр (около 1095 г.), расположенный недалеко от Парижа, город в котором в ту пору уже более столетия процветал научный и философский центр. Братья Бернар и Теодорик (Тьерри) и ученик первого из них Жильбер де ля Порре усилили стремление молодого философа к овладению науками. Из Шартра Абеляр перебрался в Париж, который в ту эпоху становился интеллектуальным центром не только Франции, но и всей Западной Европы.

Здесь он стал слушателем епископской школы, которую тогда возглавлял Гильом из Шампо, пользовавшейся большой известностью. Но очень скоро слушатель стал оспаривать лектора, заставляя его видоизменять свою философскую позицию в направлении крайнего реализма. Дискуссии между ними, подрывавшие авторитет Гильома среди его учеников, привели к изгнанию молодого диалектика из этой школы. Но Абеляр вряд ли жалел об этом, - он открыл собственную школу в Мелене, где и началась его преподавательская деятельность. В дальнейшем его борьба с Гильомом продолжалась и в Париже. Затем Абеляр открыл новую школу на холме св. Женевьевы на окраине Парижа (в дальнейшем здесь возник Латинский квартал, университетский центр Парижа). В 1113 г. Абеляр снова стал студентом в школе города Лана (ведшего в те годы борьбу за своё самоуправление с местным феодалом). Школу эту возглавлял широкоизвестный в те годы богослов Ансельм Ланский. Именно в целях углубления своего богословского образования Абеляр и стал слушателем его школы. Но и здесь философ быстро разочаровался и вступил в напряжённые отношения с Ансельмом.

Перестав посещать лекции Ансельма, молодой диалектик ещё в той же школе показал её слушателям своё собственное умение - довольно критическое, и углублённое - толкование библейских текстов. В многочисленных тёмных местах и местах, вызывающих сомнение в их содержании, Ансельм умолкал, предоставляя слово авторитетам, “отцам церкви” (в сущности так поступали и другие богословы). Абеляр же делал попытки дать собственное толкование, а главное, не скрывал многочисленных противоречий и неувязок, которые имели место по различным вопросам не только в Библии, но и в произведениях “отцов церкви”.

По всей вероятности именно во время пребывания в богословской школе Лана у Абеляра родился замысел создания его труда “Да и Нет” (“Sie et Non”), составленного им позже и представляющего огромное количество цитат из произведений различных христианских авторитетов, дававших часто противоположные ответы на одни и те же богословские вопросы. Абеляр не считал возможным согласовывать такие ответы и выдвигал “сомнение” в их содержание, что приобретало в некоторых случаях убийственное значение для христианской доктрины.

Абеляр вернулся в Париж, где продолжил свою преподавательскую деятельность в качестве магистра “свободных искусств”. Его слав как весьма острого и искусного диалектика распространилась далеко за пределы Франции. Из различных концов Европы к нему стекались многочисленные ученики. Абеляр в эти годы находился на вершине своих преподавательских успехов.

Но к концу этого периода (к 1119 г.) произошло большое несчастье в личной жизни Абеляра. У него был знаменитый роман с Элоизой Фульбер, племянницей одного каноника, его ученицей, передовой и образованной девушкой той тёмной эпохи. Она стала его женой и родила ему сына, Астролябия, но в возрасте моложе двадцати лет была вынуждена уйти в монастырь после того как над её возлюбленным супругом было совершено (под руководством её дяди)изуверское и позорное надругательство. Сам Абеляр после этого тоже удалился в монастырь, но и здесь он продолжал свои лекции по философии. Их новые успехи возбудили большое недовольство и опасение со стороны руководителей других школ, ученики которых перебегали к Абеляру. В особенности была велика ненависть воинствующих церковников, во главе которых стояли два ученика и последователя Ансельма Ланского Альберик Рейнский и Лотульф Ломбардский, обвинявшие Абеляра в том, что он продолжает читать лекции по философии, не согласующиеся с его монашеским званием, а также лекции по богословию без соответствующего разрешения церковных властей. При поддержки Гильома из Шампо они добились созыва в 1121 г. в Суассоне церковного собора и привлекли здесь на свою сторону папского легата. На соборе развернулась борьба, в процессе которой Абеляра защищали епископ Шартра Годфруа и глава Шартрской школы Тьерри, в прошлом один из учителей Абеляра. Спор разгорелся главным образом вокруг его богословского трактата “О божественном единстве и троичности”. Видя, сколь опасен публичный спор с Абеляром, много раз демонстрировавшим остроту своей диалектики, устроители собора под влиянием наговору Альберика и Лотульфа, а главное, из опасения перед всё возраставшим влиянием Абеляра, в сущности, вынесли своё решение за его спиной. Обвиняемый был приглашён на собор лишь для того, чтобы по приговору бросить свою книгу в огонь и после этого отбыть в другой монастырь с весьма суровыми условиями жизни. Философ до конца дней тяжело переживал своё осуждение и сожжение своей книги собственной рукой.

Учащиеся городских нецерковных школ и магистры, узнавшие об обстоятельствах осуждения Абеляра на Суассонском соборе, начали открыто атаковать его противников и гонителей. Молельня Абеляра была окружена шалашами его слушателей, обрабатывавших его землю и снабжавших учителя всем необходимым. Значительную их часть составляли так называемые ваганты и голиарды - бродячие актёры-поэты и студенты, слагавшие антиклерикальные песенки, в которых нередко высмеивался сам папа римский. Всё это снова восстановило против Абеляра прежних его врагов из теократической партии и создало ему новых.

Абеляру пришлось бежать из злополучного монастыря. Он начал снова думать о возвращении к преподавательской деятельности в Париже. В это время он и написал свою автобиографию, явно предназначенную для многих его доброжелателей и учеников. “История моих бедствий” пронизана отнюдь не монашеским духом.

Учение Абеляра получало всё большее распространение, особенно после того, как он снова (в 1136 г. и позже) появился в Париже, возобновил здесь свою преподавательскую деятельность и имел огромный успех у слушателей. Абеляр написал “Диалектику”, “Ведение в теологию”, этическое произведение “Познай самого себя”. Как эти произведения, так и в особенности преподавательская Абеляра, его возраставшая популярность увеличили число его врагов среди церковников.

Проблема веры и разума - первостепенная проблема, основная в мировоззрении и деятельности Абеляра, именно её решение послужило главным основанием его конфликтов с ортодоксальными церковниками и его осуждения. Абеляровское же решение данной проблемы неотделимо от его позиции горячего и убеждённого сторонника диалектики (т.е. логики). Большего апологета диалектики, чем Абеляр, до тех пор ещё не знала средневековая западноевропейская философия. Древнегреческая философия, стержень которой Абеляр усматривал в диалектике, привлекала его больше христианской теологии. Конечно, Абеляр отнюдь не стремился к замене христианского вероучения философией. Как мыслитель своей эпохи он был убеждён, что первое и шире, и глубже второй. Но вместе с тем он был убеждён и в том, что античные философы ещё до появления христианства пришли ко многим его истинам. Они провозглашали правдивые учения, и у них нет никакой вины в том, что они не были ещё крещёны. Бог направлял их к истине по другому пути, который заслуживает самого внимательного изучения. Так осуществлял Абеляр апологию античной, “языческой” философии.

Самое ценное её достояние - диалектика, ибо “первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание” (Пролог к “Да и Нет”). Можно свести абеляровское понимание диалектики к трём основным положениям: во-первых, сомнение, распространяемое и на священные авторитеты (но всё же не на само Писание); во-вторых максимальная самостоятельность философа-исследователя; в-третьих, его свободное и критическое отношение к теологической проблематике. В силу этих положений философский разум оказывается верховным судьёй и в сокровенной сфере священной таинственности. Абеляр был бессилен понять иллюзорность своих попыток устранить противоречия из христианского вероучения. Именно наличием их религия и отличается от философии. Отождествление теологии с философией, к чему он фактически стремился, - заведомо утопическое предприятие.

Хотя диалектика не может быть, согласно Абеляру, сведена к вопросу об универсалиях, всё же этот вопрос был у диалектиков всегда одним из важнейших. Универсалия представляет собой абсолютно реальную “вещь”, которая в качестве неизменной сущности присутствует во всех единичных вещах своего класса. Единичность же этих вещей объясняется наличием в них неких случайных внешних форм, индивидуализирующих содержащуюся в них тождественную субстанцию. Универсалия - не просто слово, имеющее только физическое звучание, но слово, обладающее определённым значением; универсалия слово, способное определять многие предметы, быть сказуемым по отношению к ним.

Историческая заслуга Абеляра в истории западноевропейской философии средневековья состоит в том, что он выделил сферу чувственного познания и возникают универсалии, общие понятия, выражаемые в словах, имеющих определённое значение, тот или иной смысл. В процессе познания вещей человеческий ум отвлекается от тех свойств, признаков вещи, которые настолько индивидуальны, что их невозможно “оторвать” от данной вещи. Минуя эти свойства, он как бы “собирает” те их свойства, которые объединяют данную вещь с другими вещами того же “статуса”. В этом и состоит процесс абстракции, отвлечения, образования универсалий.

Содержание статьи

АБЕЛЯР, ПЕТР (Abélard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван «Палатинским перипатетиком» (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности – у Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо (представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении Да и Нет (Sic et non ), давал ему огромное преимущество в спорах, так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101 открыл собственную школу, сначала в Мелёне, а затем в Корбее.

Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться в Бретань, но затем он вновь примкнул к Гильому из Шампо. Абеляр был весьма честолюбивым юношей и мечтал занять место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако в то время об этом еще не могло быть и речи, и ок. 1108 он начал преподавать независимо неподалеку от Нотр-Дам, на горе св. Женевьевы; впоследствии его школа послужила ядром, вокруг которого сформировался Парижский университет. Абеляр обратился к теологии, которую изучал под руководством Ансельма Ланского. Хотя Абеляр был исключительно тонким и искушенным теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего на разум, готовность рассмотреть любую точку зрения в споре, его тщеславие, а также неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси. В 1113 он все же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел священнического сана.

Абеляр и Элоиза.

Абеляр находился на вершине своей академической карьеры, когда его внимание привлекла очаровательная племянница каноника Фульбера – Элоиза. Абеляр добился у ее дяди разрешения поселиться в их доме в качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. Абеляр предложил Элоизе вступить в тайный брак, чтобы смягчить гнев ее родственников. Элоиза возражала против этого брака – не только потому, что он помешал бы академической карьере Абеляра, но и потому, что она, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону и св. Иерониму, была убеждена (по-видимому, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы с браком. Однако Абеляр настоял на своем. Элоиза уехала в Бретань, где в доме сестры Абеляра родила ему сына, Астролябия. Затем она возвратилась в Париж, где Фульбер без огласки обвенчал их в присутствии лишь необходимых свидетелей. В это время Абеляру было около сорока, а Элоизе – восемнадцать лет. Родственники Элоизы остались недовольны тем, что брак был заключен тайно, полагая, что это в большей степени спасало карьеру Абеляра, чем репутацию Элоизы. И когда Абеляр, желая оградить Элоизу от постоянных упреков и оскорблений со стороны членов ее семьи, отослал ее в Аржантей, где в монастыре бенедиктинок она приняла монашеское одеяние (но еще не пострижение), ее родственники, подкупив слугу, ворвались в жилище Абеляра и подвергли его оскоплению. История постигших Абеляра злоключений была рассказана им в автобиографии История моих бедствий (Historia calamitatum mearum ).

Абеляр в бенедиктинском ордене.

После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где продолжал преподавать. Однако его недруги, выразив сомнение в ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и троичности (De unitate et trinitate divina ), добились того, что на Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. По приговору собора Абеляр некоторое время пробыл «на исправлении» в аббатстве св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. Вскоре после этого он навлек на себя немилость настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий Ареопагит , по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом .

Абеляру пришлось бежать из Сен-Дени, и он нашел убежище в небольшом монастыре в Шампани, где жил тихой жизнью вплоть до смерти аббата Адама. Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить в монашестве в любом месте по его выбору. Абеляр поселился отшельником в лесах близ Труа, где устроил часовню, посвященную Параклету (Св. Духу – Утешителю). В 1125 он неожиданно получил приглашение возглавить аббатство от монахов Сен-Жильда в Бретани. Когда монахинь Аржантея обвинили в несоблюдении устава и они были распущены Святым Престолом по просьбе аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего аббатства на земли этого монастыря, Абеляр предложил Элоизе и ее изгнанным из обители сестрам поселиться в Параклете. Письма, составившие знаменитую Переписку Абеляра и Элоизы, относятся к периоду после 1130, когда Элоиза стала настоятельницей нового женского монастыря в Параклете. Эти письма, во многом напоминающие переписку св. Иеронима с благочестивыми женщинами, духовным наставником которых он был, – св. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой и Павлой, – свидетельствуют о все возраставшем стремлении Абеляра к святости и об упорном нежелании Элоизы отказаться от памяти о своей страстной любви.

Абеляр оказался не тем аббатом, который отвечал вкусам монахов Сен-Жильда. Около 1136 Абеляр уже снова преподавал в Париже, где у него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский и Иоанн Солсберийский. Однако его отношение к консервативным церковным кругам оставалось по-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского обратиться к французским епископам с предложением наложить запрет на учение Абеляра. В результате на поместном Сансском соборе (1141) ряд тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно к Иннокентию II с тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. По дороге в Рим он остановился в аббатстве Клюни , где узнал, что папа утвердил постановления Сансского собора. Настоятель Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно принял Абеляра, помирил его с Бернаром Клервоским и добился того, что папа Иннокентий смягчил свое отношение к Абеляру. Приняв приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался в Клюни, где провел следующие два года, обучая молодых монахов в школе аббатства. Умер Абеляр в возрасте шестидесяти трех лет в обители Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. Первоначально Абеляр был погребен в Сен-Марселе, однако позже его останки были перенесены в Параклет. В настоящее время останки Абеляра и Элоизы покоятся под общим надгробием на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Учение Абеляра.

Логические сочинения Абеляра – такие, как его Диалектика , – посвящены прежде всего проблеме универсалий. Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина , понимавшего универсалии как «физическую реальность», и обратиться к проблеме «значений». Тем не менее он так и не пришел к метафизической интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является «значимым» в самих вещах. В области этики Абеляр был занят прежде всего обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду, усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в чистосердечности намерений. Основные разногласия между Бернаром Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.