Лития в составе всенощного бдения исторический анализ. Что такое лития. В чем отличие панихиды от литии и отпевания

Словом лития (от греч. lite – моление, просьба) называются в православном церковном богослужении:

1.Часть всенощного бдения в конце великой вечерни. Она следует за ектенией: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Содержание молитв литии указывает на ее происхождение: по случаю общественных бедствий, постигавших Византию, совершалось усердное моление. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен» (Новая скрижаль, ч.II, гл.1). Поэтому священнослужители выходят в притвор храма.

2.Особый род моления об усопших православных христианах. Она совершаться в храме или в другом месте.

Лития буквально значит - усердное общественное моление. Это древний христианский обычай. Еще в первые века Христианства, во время великих общественных бедствий, например - голода, повальной болезни, землетрясений и проч., люди выходили из церкви с хоругвями и образами и всенародно, проходя по улицам, по полям, молили Бога об избавлении от постигшего бедствия. Так водится и теперь у нас, на Руси православной.

Лития в сокращенном виде бывает и на праздничной всенощной. Это именно та часть вечерни, когда священнослужители с певцами выходят в притвор церковный. В древние времена в притворе стояли оглашенные (готовящиеся ко святому крещению) и кающиеся (те, которые несли епитимию за грехи свои); в чувстве глубокого смирения верующие выходят из храма в притвор и здесь, на месте кающихся, приносят свои молитвы Господу.

После праздничных стихир (песнопений) диаконом, а если диакона нет, то самим священником, возглашаются усиленные моления ко Господу, чтобы Господь Бог спас и благословил весь мир, даровал ему Свою милость и щедроты, чтобы возвысил силу христианскую, и послал нам богатые Свои милости - не за какие-нибудь наши заслуги, потому что мы - грешные люди - никаких милостей Божиих не заслужили, - а по молитвам Пресвятой Богородицы, силою честного и животворящего Креста, ходатайством честных небесных Сил бесплотных и всех святых, начиная от святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, выше которого не было между рожденными, по слову Самого Спасителя, и оканчивая тем угодником Божиим, которого имени посвящен храм.

На сии прошения, возглашаемые диаконом или священником, певцы отвечают особо умилительным, многократным «Господи помилуй». Слушая внимательно эту ектению и имена святых Божиих, всегда близких душе христианской - первых Апостолов, трех Святителей и вселенских великих учителей, и святого отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца (так любимого всею православною Россиею), наконец, святых Кирилла и Мефодия, наших славянских просветителей и учителей, первых переводчиков Священного Писания на родной нам язык, наших родных русских святых, которых нетленные мощи почивают на всех концах России, - мы чувствуем в сердцах наших, что все мы, весь мир христианский составляет одно родное семейство Божие, соединенное любовию, и все вместе единодушно ко Господу молятся - и те, которые живут, и те, которые уже давно отошли к Господу, но которых память, как святых, живет и будет жить на земле до конца веков. - Помянув святых Божиих, молимся многомилостивому Господу, чтобы услышал и нашу грешную молитву, и нас недостойных помиловал…

Затем молимся о благочестивейшем Государе нашем, чтобы дал ему Господь победу на всякого врага и супостата (противника), молимся о всем царском Доме, как ближайших сотрудниках Государя в великом деле управления царством, молимся о нашей высшей духовной власти - Святейшем, Правительствующем Синоде, о своем Архипастыре, наших духовных отцах, о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и потому наиболее нуждающейся в милости и помощи Божией; молимся о нашем святом храме, нашем городе или селении и о всех живущих в нем, чтобы Господь Бог умирил и устроил весь мир, чтобы везде было спокойствие и порядок, чтобы святые Божии христианские Церкви (общества) крепко стояли в православной вере; молимся о спасении и помощи для тех, которые с усердием и страхом Божиим трудятся в распространении христианской веры и Божия слова; молимся о тех, которые посланы в другие места, в чужие страны, и которых теперь с нами, в доме Божием, нет, молимся об исцелении в немощах лежащих, о упокоении и блаженной памяти и оставлении грехов всех умерших отцов и братий наших, православных христиан, которые почивают сном смерти близ нашего святого храма, и повсюду, по всему свету, - молимся о избавлении плененных, находящихся в неволе (например, в плену у турок), о братьях наших, которые на службах находятся, которые служат и служили тут, в нашем родном святом храме; обо всех скажем все: «Господи помилуй!» - повторяется сначала сорок раз, потом тридцать, затем пятьдесят и наконец - дважды по трижды.

Есть еще и другие литии в составе наших служб церковных, например, лития в конце литургии, в память усопших, совершаемая по заамвонной молитве; лития в память их же, по отпусте вечерни и утрени; лития в храмовый праздник с крестным ходом кругом храма, или вокруг всего монастыря, с чтением Евангелия, ектениями и осенением крестом народа на всех четырех сторонах храма или монастыря; лития для освящения воды в колодце, в реке, для освящения посевов в поле. Все они полны духовного умиления и располагают сердце к усердной молитве.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Лития является очень важной частью православной службы. В переводе с греческого она означает усердное моление. По церковным канонам она совершается только вне храма. Бывают разных видов, как по содержанию, так и по чину. Но у них всегда есть одно общее схождение — это молитва вне храма.

Если изучить православное богослужение, то можно заметить, что лития для мирян обычно совершается в праздничные субботние дни или во время какого-нибудь массового несчастья или нашествия (например, чумы, холеры). Тогда батюшка поет усердное молитвенное обращение к Господу среди народа в центре города.

Раньше первоначальным назначением литии было помолиться в общественных местах, где произошло какое-то бедствие, угроза, поражение. Но так же существует такие богослужения радостно-торжественного характера, которые обычно проходили за городом. Особенно началось развитие этого вида богослужения в Иерусалимской Церкви, где литиями заканчивались все воскресные вечери в разных святых местах.

На сегодняшний день — это небольшой остаток старых иерусалимских усердных молитвословий. Состоят они с молитв, песней и особых обрядов. Этот обряд состоит в основном только из торжественного выхода священнослужителей в притвор.

Также можно отметить особенный вид литии заупокойной, совершаемой мирянином. Этот вид установлен специально для моления по усопшим, которое совершается при выносе гроба из дома, а также непосредственно в любом другом месте и любое время по желанию родственников.

Наиболее часто лития совершается мирянином дома, на кладбище и по возвращении домой после захоронения.

Заупокойная лития

Когда все приготовлено, тело умершего приносят в храм. При вынесении покойника из дома читается заупокойное последование, которое должно соответствовать чину обычной литии. Когда тело выносят из дома отпуст возглашает «Премудрость», а затем пение «Чистейшую». Раньше наши предки всегда перед выносом совершали семипоклонный начал. На сегодняшний день данной традиции практически не придерживаются

Лития на кладбище и как правильно относится к могиле православного

Кладбища по канонам православной церкви являются святейшими местами. На них покоятся тела усопших до будущего воскресения. Придя на кладбище, обязательно нужно зажечь свечу и совершить литийное молитвословие. Для совершения чина усиленного моления желательно пригласить священника. Тем не менее, краткий чин мирянин может провести и сам.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Как это сделать? Для литии, совершаемой мирянином на кладбище, необходимо:

  • Прочитать акафист о упокоении умерших;
  • Помолчать, вспомнить хорошее о покойном;
  • Прочитать чин литии для кладбища:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)»

Это усиленное молитвенное обращение необходимо проводить три раза день:

  • при выносе тела из дома;
  • на кладбище во время захоронения;
  • при возвращении домой после захоронения.

Еще несколько правил:

  • Нельзя на кладбище в это время пить или есть. Помните, что обычай оставлять на могиле кусок хлеба или рюмку водки пришел к нам от язычества. Это его пережиток. Православные крестьяне не должны соблюдать языческие традиции. В православной церкви данный поступок только оскорбляет память покойного;
  • Не оставляйте на могиле еду — лучше отдайте ее животным или нищим.

Лития по усопшим — мощное оружие православного христианина

Сегодня, как и в старые времена, самым действенным оружием против сил зла для верующего православного христианина является молитвенное обращение к Господу. Святые старцы всегда говорили, что верующий человек читает молитву, а лукавый в это время бежит от него и боится приближаться.

Действенным оружием, как для души усопшего человека, так и для нашей является усиленная молитва. В память об умерших людях в церковных богослужениях уделяется особенное внимание. Как говорят священнослужители: молитва — это обращение к Богу, а — это общение с умершими, просьба за них. Такая молитва приближает нас и к Господу, и к близким, дорогим людям.

Помните, что заупокойная лития по умершим имеет очень важный смысл не только со стороны христианской веры, но и духовный и психологический подтекст.

Господь всегда с Вами!

Заупокойная лития - очень важная часть православной службы. Если сделать перевод с греческого, то получится усердное моление. Церковные каноны предписывают совершать ее исключительно за пределами храма. Литии могут различаться как по чину, так и по содержанию.

Если вникнуть в суть православного богослужения, то можно понять, что поводом для совершения литии для мирян, как правило, является либо приход праздничного субботнего дня, либо нашествие какого-либо несчастья, имеющего массовый характер.

В этих случаях на центральной площади города выполняется пение усердного молитвенного обращения к Господу. Исполняется оно священнослужителем при большом скоплении народа.

Об истории литии, совершаемой мирянином

Изначальное назначение литии - молитва, возносимая в общественных местах при возникновении какой-то угрозы, приближении бедствия, понесенном поражении. Однако, помимо этого, существовали также подобные богослужения, имеющие радостно-торжественный характер. Для их проведения выбирались площадки за пределами города.

Особые условия для развития такого вида богослужения были созданы в Иерусалимской церкви. Там чин литии были неотъемлемой частью всех воскресных вечерей, проводимых в отличающихся святостью местах.

В сегодняшних реалиях осталась только незначительная часть процветавших в былые времена на территории Иерусалима усердных молитвословий. В их состав входили молитвы, особые обряды и песни. Сегодня данный обряд в основном заключается только в торжественном выходе священнослужителей в притвор.

Особо надо остановиться на литии по усопшим для мирян. Означенный вид установлен специально для вознесения молитвы по ушедшим в мир иной. Как правило, она совершается в момент выноса гроба из дома, но может быть проведена в любое иное время и в каком угодно месте, если этого хотят родственники.

Самыми подходящими местами для совершения литии мирянами считаются его дом после возвращения с захоронения и кладбище, где оно происходило.

Заупокойная лития

По готовности тело усопшего транспортируется в храм. Когда гроб выносится из дома надлежит читать заупокойное последование, соответствующее чину обыкновенной литии. В это же время провозглашается «Премудрость», после чего поют «Чистейшую». В былые времена нашими предками перед выносом тела совершался семипоклонный начал, однако сегодня эта традиция уже почти никем не выполняется.

Лития на кладбище

Кладбища, в соответствии с канонами церкви, - святейшее место. Они сохраняют в своих недрах тела усопших до наступления грядущего воскресенья. Посещение кладбища в обязательном порядке должно сопровождаться зажжением свечи и совершением литийного молитвословия.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище, как правило, является кратким. А для проведения полноценного чина лучше все-таки привлечь священнослужителя.

Как это делается мирянином на кладбище:

  1. Читается акафист об упокоении усопших.
  2. Некоторое время проводится в молчании. При этом вспоминаются все хорошие поступки и черты характера умершего.
  3. Читается чин литии, предназначенной для кладбища.

Текст чина литии для кладбища:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесному, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)»

Эта лития заупокойная совершаемая мирянином дома и на кладбище должна проводиться три раза:

  • Когда из дома выносится тело.
  • При захоронении.
  • После возвращения с кладбища домой.
  • Это время на кладбище не предназначено для приема пищи или употребления алкогольсодержащих напитков.
  • Оставляя на могиле накрытую кусочком хлеба рюмку водки, вы отдаете дань языческим обычаям. Ведь этот пережиток пришел именно оттуда. По мнению православной церкви, таким поступком оскорбляется память усопшего.
  • Вместо того чтобы оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим или животным.

Лития по усопшим является сильным оружием православного христианства

Сегодня, как и в былые времена,молитвенному обращению к Господу отведена роль наиболее действенного оружия против злых сил, которым владеет верующий православный христианин. По утверждению святых старцев, от верующего человека, читающего молитву, лукавый бежит сломя голову и даже не предпринимает попыток приблизиться.

Благодатное влияние, как на душу почившего человека, так и на поминающего его является усиленная молитва. Церковные богослужения памяти об умерших людях уделяют особое внимание. Священнослужители говорят, что если молитва является обращением к Богу, то лития - это просьба к Всевышнему за умерших и общение с ними. Посредством такой молитвы человек приближается не только к Господу, но и к ближним своим.

Надо помнить о важном смысле заупокойной литии по умершим — не только, как об атрибуте христианской веры, но и с точки зрения психологического и духовного состояния.

О смысле литии – иерей Андрей Чиженко .

Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды). Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор. По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.

Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники. Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы). На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.

Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир. Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды. С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».

Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв. Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые. Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво. Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны». В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.

Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним. И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.

Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.

Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).

В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья. Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле. И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.

Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).

Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.

Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.

Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания. Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.

Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (1445) раз

- (от греч. litē усердная молитва), 1) часть всенощного богослужения накануне православных праздников. Совершается также во время похорон, поминовения умерших и во время крестного хода. 2) Краткая церковная служба в притворе христианского храма. * … Энциклопедический словарь

- (греч. lite просьба, моление). Краткое молитвословие об упокоении души усопшего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТИЯ в православной Церкви богослужение, совершаемое в придали храма, а также во… … Словарь иностранных слов русского языка

Лития, литии, литии, литий, литии, литиям, литию, литии, литиёй, литиёю, литиями, литии, литиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Молитвенное священнодействие, совершаемое вне храма или в притворе его; краткое молитвословие в успокоение душ усопших (Даль) См … Словарь синонимов

Лития, литии, литией, о литии; мн.литии, литий, литиям (церк. служба) … Русское словесное ударение

- (от греческого lite моление), в христианстве ряд молитвенных прошений, произносимых на праздничной вечерне обыкновенно в притворе; краткая заупокойная служба … Современная энциклопедия

- (от греч. lite просьба моление), 1) обряд в христианстве, отпевание умершего при выносе тела из дома, в ходе погребальной процессии и на могиле.2) Краткая церковная служба в притворе христианского храма … Большой Энциклопедический словарь

Литья молебен, краткая молитва за упокой души, др. русск., ст. слав. литиѩ λιτή (Супр., Син. патер. ХI в.; см. Срезн. II, 24). Из греч. λιτή рrосеssiо ессlеsiаstiса (Дюканж); см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 253; Гр. сл. эт. 115; Бернекер 1, 725; Мi. ЕW … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Ж. Чрезвычайное молебствие (у православных). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Жен., церк. молитвенное священнодействие, совершаемое вне храма или в притворе его. | Краткое молитвословие об упокоении душ усопших. Литийный, к литии относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Фотоиндуцированные процессы в кристаллах ниобата лития , Виталий Максименко. В монографии представлены оригинальные результаты авторов по исследованию фотовольтаического и фоторефрактивного эффектов, фоторефрактивного рассеяния света вкристаллах ниобата лития, а также… электронная книга
  • Изотопные модификации гидрида лития и их растворы с литием , Константин Якимович. На основе оригинальных исследований, а также детального критического анализа опубликованных в научной литературе экспериментальных данных о термодинамических ипереносных свойствах изотопных…