Самое любимое блюдо пророка Мухаммада (мир ему) и способ его приготовления. Вы знаете, как Пророк ﷺ принимал пищу

Какой гурман не хотел бы попробовать любимое блюдо своего кумира? В известном питерском ресторане любой посетитель в праве потребовать для себя любимое кушанье Пушкина. Давно не проблема испробовать гурьевскую кашу, мясо по-строгановски, пожарские котлеты, не говоря уже о гоголе-моголе и салате Оливье. Как вы понимаете, все это принадлежность европейской кухни. А чем же славится культура застолья мусульманских народов?

Любимое блюдо пророка Мухаммеда – сарида, которое исламская традиция представляла в качестве арабского национального блюда. Сарид или сарида – «национальное блюдо» арабов в первые годы ислама. Сарид стал олицетворением арабской кухни, потому что «пророк Мухаммед объявил его лучшим из блюд, способным своим совершенством тягаться с любимейшей из жен его, Айшей», пишет Лилия Зауали в книге «Исламская кухня» . Что же представляет собой это потрясающее блюдо? По сути дела – это хлеб.

Кусочки хлеба крошатся в мясной бульон, затем, хорошенько пропитанные бульоном, складываются горкой и обкладываются нарезанным мясом. Любимое лакомство пророка упоминается в Сунне, священном предании о деяниях и изречениях Мухаммеда, которое каждый мусульманин обязан знать и передавать потомкам. Хлеб крошили руками или при помощи терки. Для этого существовал термин – сард. В зависимости от рецепта и достатка повара использовали как черствый хлеб, так и тончайшие лепешки из белой пшеницы. В наваристый мясной бульон для сарида обильно добавляли зелень и специи. Он становился таким густым, что блюдо можно было есть руками без помощи ложки.

Чтобы не обжечь пальцы, сарид подавали остывшим. «Кроме того, мясо от долгой варки должно было стать настолько податливым, чтобы было удобно отделять его костей одной рукой, ведь арабы используют при еде только правую руку», - пишет Лилия Зауали. Рецепты сарида, имеющиеся в кулинарных книгах, различны. Сариды бывают острые и не очень, с сыром, простоквашей, уксусом или сахаром и т.д. Общим остается лишь накрошенный хлеб, пропитанный бульоном. Исключение составляет тунисский сарид: в него крошат жареные на сковороде специальные блины, которые потом разрезают, а потом еще и варят на пару.

Искушенный читатель знает, что древние римляне начинали свою трапезу с яйца, заканчивая её фруктами. Отсюда пошло знаменитое латинское выражение “ ab ovo usque ad mala ” – «от яиц до яблок», т.е. с начала до конца. Халифы из династии Аббасидов начинали с фруктов, отдавая предпочтение финикам, потом ели соленые блюда. Горячие или скорее даже теплые блюда из ягнятины или баранины, домашней птицы, рыбы и прочее подавались с маринованными или солеными овощами. Плоскими лепешками вымазывали тарелки, которые сервировали на низком деревянном столике или на расстеленной на земле скатерти.

Все приготовленные блюда подавались одновременно: горячие и холодные, главные блюда, первые блюда. Соусы мурри и камак с уксусом и пряной солью - в отдельных маленьких пиалах, как это делают в японских ресторанах. Обед завершали сладостями и сиропами. Средневековый араб из Андалузии Ибн Разин советовал начинать с тяжелых блюд, потому что на «дне желудка» они перевариваются легче, чем «вверху». «Тяжелыми блюдами» считались молочные продукты, сарид, макароны, жирную говядину или баранину, вяленое мясо, рыбу, жареные семечки и тому подобное.

После этого переходили к овощам. Вся еда с большим содержанием соли должна «оказаться в середине желудка», а напоследок лучше съесть сладости, спелые фрукты или выпить сладкий шербет.

Правила хорошего тона в эпоху Аббасидов предписывали тщательно мыть руки до и после еды с помощью специальных мыл и порошков. Некрасивым считалось шумно сосать кости, класть обратно на блюдо надкусанный кусок мяса. Аккуратно обсосанные фруктовые косточки незаметно выбрасывались, а от спелых фруктов отрезали ножом небольшие кусочки, стараясь при этом не испачкать руки соком. Вилка упоминается у аль-Джахиза, но, похоже, не пользовалась большим успехом. После еды зубы чистили зубочисткой и сосали пастилки от дурного запаха изо рта, сделанные из мускуса, сандала, амбры, белоуса, гвоздики, дерева алоэ, розы, корицы.

Стол Пророка Мухаммада был беден, но в помощи людям и в вере в Аллаха он был самым богатым. На его столе никогда не было пищи запрещённой Аллахом. Пророк не любил есть в одиночестве. Если ему не нравилось что-то из еды, он никогда этого не показывал, и запрещал обсуждать еду, учил уважать мнение других людей. Уронив на землю что-то из еды, советовал поднять, сдуть грязь, съесть, ничего не оставлять в тарелке и не объедаться. Пророк сказал: "Никто не может наполнить сосуд хуже чем свой желудок". .

Любимые блюда Пророка:

Он любил мëд и разные сладости. Одно из самых его любимых блюд было суп с хлебом разрезанным на куски (тирит). Он также любил арбуз, незрелые финики, мясные блюда.

Как и у всех арабов, молоко - любимый напиток Пророка, он сам доил коров. У семьи Пророка и у других семей угощение гостей молоком считалось большим почтением.

Трудности и порядок на кухне Пророка:

Пророк имел самую трудную должность (пророчество). Его семья часто переживала трудности. Он не имел время на заработки. Люди, которые были с ним от начала, тоже имели проблемы, в первую очередь материальные. Пророк от голода клал на живот камень. "В день он не ел две разных блюд" говорила умм аль-муминин Аиша.

Разнообразная пища вредна для здоровья. так как еды не хватало Пророк мало кушал. По словам Анаса "Он никогда не ел свежий хлеб и жареную баранину" . .

У Пророка дома ели хлеб с отрубями. В то время мусульмане ещё не добрались до мест, на которых растут оливки, гранаты, инжир и т.д.

В доме у него не было прислуг, жëны всë делали сами. Аиша говорила: "Я нигде не ела такую вкусную еду" . Он всегда отпускал рабов на волю. Он не имел собственного повара, но имел друзей-поворов. Его супруги сами молотили муку. Дочь Пророка хотела иметь раба, но получила отказ, ложилась спать усталой, вспоминая Аллаха.

Пророк запретил использовать золотую и серебрянную посуду. "Я не видел, чтобы он ел с медной тарелки" , говорил Анас, "он всегда ел за скатертью" .

В доме у него сидели на листьях финика, а посуда была деревянной. После еды он советовал использовать салфетку или полотенце.

Еда для нуждающихся и для гостей:

Сам голодный, он помогал другим. Всем, у кого есть возможность, советовал тоже самое.

После того, как власть над частью необработанных земел Бани Надир и Хайбар перешла к нему, Пророк заставлял их помогать нуждающимся. Пророк угощал гостей хлебом, мясом, молоком, маслом и т.д. Абу Хурайра говорит: "Гостей было много, и по этому Пророк оставался голодным" .

Вопрос: Насколько достоверны следующие хадисы:

Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Аль-Бухари.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам не есть всего, что нам захочется. Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Ибн Маджа.

Есть ли запреты на чрезмерность в еде или порицание за то, что человек не может контролировать себя во время еды? Есть ли хадисы, аяты или книги о запрете чрезмерности в еде или о сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и принятия пищи? Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Чревоугодие является одним из величайших грехов, который ведет к погибели и становится причиной болезней, как душевных, так и физических, потому что оно вызывает похоть, страсть к богатству и положению для осуществления этих желаний. Оно также становится причиной душевных недугов, например, лицемерия, зависти, хвастливости и высокомерия из-за увлеченности мирской жизнью. Оно часто приводит к совершению грехов и аморальных поступков, и все из-за этого желания. Арабы говорили в старину: «Желудок – дом болезней, а диета – основа лечения».

Аллах говорит:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды 7:31)

В Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поощряется умеренность в еде, а расточительность крайне порицается.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». Ат-Тирмизи, 2380; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсиля ас-Сахиха» (2265).

Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу. Нафи‘, передававший хадисы с его слов, сказал: «Однажды я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и этот человек ел очень много, а потом Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «О Нафи‘, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь». Аль-Бухари, 5393; Муслим, 2060.

Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис (14/25): «Ученые сказали: «Этот хадис означает, что нужно довольствоваться малым в этой жизни, а также в нем поощряется аскетизм. Довольство малым количеством еды является хорошей чертой, в противовес обжорству. Что касается слов Ибн Умара о бедняке, который много ел: «Пусть он больше не приходит», то он сказал так только потому, что тот вел себя как неверующий, и если человек походит своим поведением на неверующего, то нежелательно смешиваться с ним без необходимости; кроме того, тем количеством пищи, которое он съел, можно было накормить несколько человек».

Во-вторых: Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) собрал и обобщил из достоверных хадисов сведения, касающиеся Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении еды и питья. Он говорит в книге «Заад аль-Ма’ад» (1/147):

«Обычаем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принимать то, что имелось, и не искать то, чего не было. Когда ему приносили хорошую пищу, то он вкушал ее, если она нравилась ему, в противном случае он не трогал ее, но и не запрещал. Он никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то оставлял ее. Например, так было с мясом ящерицы, которое он не ел, но он не запретил его для своей уммы. Он ел сладости и мед, которые любил. Он ел верблюжатину, баранину, курицу, мясо дрофы, дикого осла, кролика и морепродукты. Он ел жареное мясо, свежие и сушеные финики…Он не отказывался от хорошей еды, но не пытался искать ее, а довольствовался тем, что у него было. Если у него не было еды, то он проявлял терпение и от голода привязывал к животу камень. Можно было увидеть три молодых месяца подряд и за это время в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня».

В-третьих: Ученые перечислили преимущества умеренности в еде, в том числе:

1. Чистота сердца, живость ума и проницательность. Сытость порождает глупость и ослепляет сердце. Поговорка гласит: «Человек с голодным желудком приобретает способность глубоко мыслить и отличается острым умом».

2. Смирение и избавление от тщеславия, празднества и высокомерия, которые являются основой тирании и пренебрежения Аллахом.

3. Человек помнит о гневе Аллаха и Его наказании, а также о тех, кого постигли несчастья. Сытый забывает о голоде и о тех, кто голоден, но благоразумный вспоминает о бедах Следующей жизни, когда видит тех, кто попал в беду в жизни земной.

4. Одно из самых больших преимуществ умеренности – это преодоление греховных желаний и контроль над своим нафсом, который склонен ко злу. Желания и сила являются источником всех грехов, а еда служит топливом для них. Зуль-Нун сказал: «Когда бы я ни наедался досыта, я грешил или думал о грехе».

5. Избавление от сонливости и бодрствование допоздна. Кто много ест, тот много пьет; кто много пьет, тот много спит. Сон отнимает много времени и по этой причине человек пропускает тахаджуд. Он становится вялым, а его сердце черствеет. Время – это самый ценный дар и человеческий капитал, а долгий сон укорачивает жизнь и является смертью.

6. Физическое здоровье и защита от болезней, которые возникают от переедания и смешивания в желудке различной еды. Врачи говорят, что переедание приводит к болезням, а диета лечит.

См. «Ихья Улюм ад-Дин», 3/103-104.

В-четвертых: Оба хадиса, о которых вы спросили, недостоверны.

Первый хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними». Передал аль-Бухари в «Ад-Ду’афа», как сказал об этом аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» (3/335). Этот хадис также передал Аби Дунья в «Аль-Джуу», №22.

Передан через Гассана ибн Убейды аль-Азди аль-Маусили, который сказал: «Рассказал нам Хамза аль-Басри от Хишама ибн Урвы, от его отца, от Аиши».

Я говорю: «Его иснад очень слабый из-за Гассана ибн Убейды. Сказано в его биографии из «Лисан аль-Мизан» (4/418): «Ахмад ибн Ханбаль сказал: Мы записывали от него, а когда он пришел к нам сюда, я сжег все, что записал от него. Ибн Ади сказал: Слабость его хадиса очевидна. Передается от Яхьи ибн Ма’ина, что он слабый…Затем он посчитал этот хадис от Аиши неприемлемым (мункар)».

Поэтому шейх аль-Альбани сказал в «Даиф ат-Таргиб» (1239): «Это отвергаемый хадис».

Обратите внимание: в вопросе этот хадис приписывают аль-Бухари и это серьезная ошибка, потому что слова «передан аль-Бухари» обычно означают, что это хадис из его «Сахиха». Однако имам аль-Бухари написал множество других книг, где он передавал хадисы и их иснады, которые не всегда достоверны, например, в его напечатанной книге «Ду’афа ас-Сагир», или «Ду’афа аль-Кабир», о которой упомянули Ибн ан-Надим и Брокельманн в «Тарих аль-Адаб» (ст.р 65), и которая до сих пор хранится в библиотеке индийского города Патна. Если аль-Бухари передал хадис в любой другой своей книге, помимо «Сахиха» (который, безусловно, является самым великим трудом, написанным ученым в Исламе), то при цитировании хадиса следует отметить: «передан аль-Бухари в «Ат-Тарих», или в «Ад-Ду’афа», или в «Аль-Адаб аль-Муфрад». Тогда следует изучить иснад хадиса и его достоверность, как это делается в других книгах.

Возможно, хадис от Аиши содержится в «Ад-Ду’афа аль-Кабир». Мы искали его в «Ад-Ду’афа ас-Сагир», но не нашли. В «Ад-Ду’афа ас-Сагир» редко упоминаются хадисы и иснады. И Аллах знает лучше.

Второй хадис: Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чрезмерность – это когда человек ест все, что пожелает». Передали Ибн Маджа (3352); Абу Йала, «Муснад» (5/154); Абу На’им, «Аль-Хилях» (10/213); аль-Бейхаки, «Шу’аб аль-Иман» (5/46) и другие. Хадис марфу (приписываемый Пророку, мир ему и благословение Аллаха) передан через Бакийя ибн аль-Валида, Йусуфа ибн Аби Касира, Нуха ибн Захвана, от аль-Хасана, от Анаса.

Иснад хадиса очень слабый и имеет несколько недостатков, например:

1. Йусуф ибн Аби Касир, о котором Ибн Хаджар сказал: «Один из шейхов Бакийи, который неизвестен». См. «Тахзиб ат-Тахзиб», 11/421.

2. Нух ибн Захван, чьи хадисы отвергаются. В его биографии из «Тахзиб ат-Тахзиб» говорится: «Ибн Ади сказал: «Его хадисы недостоверны». Ибн Хиббан сказал: «Его хадисы полностью отвергаются и их не должны передавать». Абу На’им сказал: «Он передавал сомнительные хадисы от аль-Хасана, и у него есть бумага от аль-Хасана от Анаса»».

Более чем один ученый назвал этот хадис слабым: Ибн Хиббан, «Аль-Маджрухин», 3/47; Ибн Ади, «Аль-Камиль», 8/299; Ибн аль-Джаузи, «Аль-Маудуат», 3/182; аль-Бусайри, «Мисбах аз-Зуджяджя», 2/188; ас-Саххави, «Аль-Макасид аль-Хасана», 515. Аль-Альбани сказал в «Ас-Сильсиля ад-Даифа» (№241): «Выдуманный хадис».

Достаточно тех достоверных хадисов, которые мы привели выше, и нет нужды в этих двух слабых хадисах. Желающие узнать больше по этой теме могут обратиться к следующим книгам: «Аль-Джуу» , Ибн Аби Дунья; «Мухтасар Минхадж аль-Касидин», Ибн Кудама; «Заад аль-Ма’ад», Ибн аль-Кайим; «Шарх Рийяд ас-Салихин», Ибн Усеймин.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, - это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил . Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания» .

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их .

Ученые говорили: «Наихудшее для желудка - это прием пищи поверх той, что еще не переварилась».

Постоянное переедание крайне пагубно как для души человека, так и для его тела. Допускающие такого рода излишества люди пассивны, ленивы и более склонны к грехам и проступкам.

Интересное дополнение к теме. Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий - за семерых» .

Правильное питание - залог здоровья, силы и красоты человека . Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, приводя к нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века».

Рациональное питание - это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Употребление пищи в строго определенное время очень важно потому, что вырабатывается условный рефлекс в деятельности пищеварительных желез желудка. Пища, попадая в желудок, уже «приготовившийся» к ее перевариванию, значительно лучше усваивается. Если же человек не ест вовремя, то выделившийся желудочный сок, находясь в пустом желудке, неблагоприятно влияет на его слизистую оболочку.

В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль принадлежит именно нарушениям режима питания.

Особенно вредно много есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, нарушая функцию дыхания и работу сердца.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехразовое питание в течение суток. Количество пищи и выбор блюд для каждой трапезы зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первой половине дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак - 25–30%; второй завтрак - 10–15%; обед - 40–45%; ужин - 25–10%.

По разным причинам, но большинство людей все же питаются только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

Природа дала человеку способность к естественному самоконтролю в еде. Это выражается чувством насыщения и наполнения желудка. Но никогда не следует есть до явного перенасыщения, при котором возникает ощущение тяжести «под ложечкой».

Ожирение

Одно из часто встречаемых последствий нерационального питания - ожирение. Ожирение входит в число наиболее серьезных проблем, решаемых здравоохранением развитых государств.

Что такое ожирение?

Ожирение представляет собой избыточное отложение жира в организме. Оно может проявляться как самостоятельное заболевание или синдром, развивающийся при некоторых заболеваниях. В последнем случае с излечением или компенсацией основного заболевания устраняется и ожирение.

Люди, страдающие ожирением, подвержены целому ряду тяжелых недугов. Известно, что гипертоническая болезнь развивается у больных ожирением в 2–3 раза чаще, а ишемическая болезнь сердца, стенокардия - в 3–4 раза чаще, чем у людей с нормальной массой тела. Практически все заболевания, включая грипп, острые респираторно-вирусные инфекции, воспаление легких, протекают у больных ожирением более тяжело, требуют более длительного лечения и чаще сопровождаются осложнениями.

Как определить, есть ли у вас ожирение?

С помощью специальных приборов можно точно измерить количество жира в организме. Обычно в качестве показателя берут процентное содержание жира от общей массы тела.

Один из методов оценки количества жира разработан американскими врачами Р. Шмидтом и Г. Тевсом в 1895 г. С помощью инструмента, называемого калипер, измеряют толщину кожных складок в четырех анатомических областях тела. Затем обрабатывают полученные данные и получают процентный показатель содержания жира в организме.

Определив количество жира в организме, можно воспользоваться таблицами и узнать, есть ли у вас ожирение.

Какова основная причина развития ожирения?

Основной причиной ожирения и у взрослых, и у детей является переедание . Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода. Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения. Однако причин, заставляющих человека переедать, очень много. Например, сильное волнение может снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя съедать больше пищи. Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких как чувство одиночества, тревоги, тоски; этому также подвержены люди, страдающие неврозом типа неврастении. В таких случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует развитию ожирения.

Кроме того, в развитии склонности к перееданию и, как следствие этого, ожирения, чрезвычайно большое значение имеет вид и запах пищи: красиво приготовленная, одним своим видом вызывающая аппетит, ароматная пища заставляет человека, преодолевая чувство сытости, продолжать есть.

Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения - возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра голода и насыщения. Для подавления чувства голода с возрастом требуется бо льшее количество пищи, поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать. Кроме того, важную роль в развитии возрастного ожирения играет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

Другим важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность, когда даже нормальное количество пищи становится избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не полностью «сжигаются» и превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть .

Если пища для вас - это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес - ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Переход на рациональное питание должен сопровождаться изменением объема потребляемой пищи, изменением выбора самих продуктов и режима питания.

1) Сокращайте объем привычных порций постепенно. Это первое, что следует сделать.

Для начала, скажем, уменьшите порции на 1/4, и дайте себе возможность привыкнуть к данному объему. Далее на 1/3 от первоначального и т. д. Такой подход обоснован с позиций физиологии. Наш желудок - орган способный увеличиваться и уменьшаться. При постоянном потреблении больших объемов пищи происходит его перерастяжение, при маленьких - сокращение. Например, если даже один раз в день употреблять большой объем пищи (чаще всего это случается вечером за ужином), то перерастягиваются рецепторы желудка, которые передают информацию, связанную с чувством насыщения.

2) Не ставьте себе жестких запретов.

Это приводит к стрессу и не дает желаемого результата. Если вам безумно хочется сладкого, но вы понимаете, что его нужно ограничивать, иногда имеет смысл не отказывать себе, а просто довольствоваться небольшой порцией. Вообще полезно слегка задуматься перед тем как съесть что-либо - действительно ли вы хотите в данный момент есть или рука по привычке тянется к кусочку чего-нибудь вкусненького.

3) Ключ к успеху - умеренность во всем.

Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе должно быть сбалансировано. Конечно, существует много различных мнений по поводу того, каким должно быть правильное питание. Согласно одному, нельзя есть углеводы, согласно другому - белки, по третьему - раздельное питание. Я думаю, что употреблять в пищу можно все, главное - умеренность. В рацион преимущественно нужно включать кисломолочные продукты (йогурты, кефир), овощи, фрукты, нежирные сорта мяса, рыбы, хотя периодически можно позволить себе любые отступления.

4) Пейте больше жидкости.

Несколько слов по поводу питьевого режима. Пить полезно! Вода - это молодость. Если в юности организм человека на 80% состоит из воды, то к старости ее содержание уменьшается до 60%. Рекомендуемый объем жидкости 2–3 литра в день (при отсутствии противопоказаний - артериальной гипертензии, заболеваниях почек и т. п.). Вода необходима для нормального функционирования кишечника, для здорового внешнего вида и хорошего состояния кожи.

5) Не пытайтесь самостоятельно заниматься голоданием.

В заключение хотелось бы коснуться вопроса о голодании. Помните, что полное голодание - достаточно серьезное мероприятие, требующее обширных медицинских знаний. Если такими знаниями вы не обладаете, голодание должно проходить под наблюдением врача. Настоятельно рекомендую воздерживаться от подобных экспериментов.

Учитывая современные данные, это такое количество пищи, которое дает примерно 2000 калорий в сутки. Подробнее см. далее.

Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

«Источниками энергии, необходимыми для функционирования, вернее жизнедеятельности организма, являются углеводы, жиры и белки. Естественно, они имеют свое выражение в калориях. К примеру, в одном грамме жира содержится девять калорий, а жир, между прочим, - самый концентрированный источник калорий, и он сильно влияет на калорийность питания. В одном грамме белков, а также углеводов содержится по четыре калории.

Какое количество калорий необходимо человеку в день? Наиболее точное количество калорий определяется для каждого человека индивидуально, так как оно зависит от множества факторов: образа и стиля жизни, физической активности, уровня гормонов в организме и их производства, физической подготовки, термогенеза, связанного с индивидуальной для каждого человека активностью, есть люди малоподвижные, неусидчивые, медлительные и беспокойные. Естественно, это не все факторы, влияющие на расчет калорий.

Для тех, кто хочет похудеть, основным фактором является количество потребляемых калорий. Организм, потребляющий калорий больше, чем он тратит, - набирает вес.

Для информации: употребление всего 100 «лишних» калорий в день ведет к увеличению массы тела на 5 (!) кг в год». См.: http://minus5.ru/articles/49.

Благосклонная Я. В., Бабенко А. Ю., Красильникова Е. И. Проблемы лишнего веса. СПб.: Невский проспект, 2001.

При выборе продуктов мы в первую очередь обращаем внимание на их полезные свойства. Употребление тех или иных даров природы помогает исцелиться от болезней, улучшить работу органов, служит профилактикой заболеваний. Отдельные пищевые рекомендации для мусульман содержатся и в Благородной сунне.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял большое внимание выбору пищи и призывал верующих к этому. Мы подготовили для Вас перечень из семи продуктов, упомянутых в качестве полезных в хадисах.

1. Чёрный тмин

Чёрный тмин, который также именуют чернушкой посевной, представляет собой травянистое растение. Во многих странах он используется в качестве специи. В состав его семян входит немало полезных веществ, которые и придают ему целебные свойства.

В качестве лекарства чёрный тмин, а также масло, изготовленное из его семян, испокон веков использовали в странах Азии и Африки. В он применяется как специя для добавления в кондитерские изделия и выпечку. Кроме того, им сдабривают мясные блюда, рыбу и салаты.

О пользе этой специи говорится в жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.). Так, однажды он сказал: «Употребляйте в пищу чёрный тмин, так как он - лекарство от всех болезней, кроме смерти» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).

Исследования современных учёных подтвердили изречение Божьего Посланника (с.г.в.) Чёрный тмин действительно лечит многие распространённые болезни и недуги людей, такие как простуда, ангина, сосудистые заболевания, раковые опухоли, камни в почках, кишечные черви, геморрой, диарея и др. Также он служит средством профилактики заболеваний.

2. Финики

Немалую пользу приносят человеку и финики. Их основное достоинство - в укреплении здоровья и долголетия.

Целебные свойства фиников известны ещё с давних времён. В химический состав этих плодов входит 23 вида аминокислот, которые отсутствуют в большинстве других фруктов. Кроме того, содержится вещество триптофан, которое препятствует старению организма и обеспечивает функционирование клеток мозга.

Особую пользу финики приносят во время соблюдения в месяц Рамазан. Именно поэтому Пречистая сунна приписывает после уразы разговляться именно этим природным десертом. Употребив в пищу несколько плодов, у человека сразу пропадает чувство голода, что ограждает его от переедания, придаёт силы для совершения вечернего (магриб) намаза.

Известен хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), который, в частности, наставлял: «Финики являются исцелением от отравления» (Тирмизи).

3. Оливки

О пользе оливок (маслин) свидетельствует уже один тот факт, что они упоминаются в нескольких сурах Священного Корана. Как известно, оба продукта представляют собой плоды одного и того же дерева - оливы. Различаются они лишь цветом и степенью созревания. Их польза обусловлена содержанием большого количества витаминов и минералов.

Благодаря своему составу плоды оливы незаменимы при некоторых заболеваниях: атеросклероз, нарушение пищеварения, анемия, артрит, артроз, ожирение. Кроме того, оливки улучшают работу половых органов человека, стимулируя кровообращение.

В сунне Пророка (с.г.в.) говорится о множестве полезных свойств масла из плодов оливы. Один из хадисов гласит: «Употребляйте в пищу масло оливы, мажьте им своё тело, ибо в нём исцеление от 70 болезней, включая проказу» (Табарани). В другом хадисе можно встретить следующий совет: «Ешьте оливковое масло, умащайтесь им, так как оно - от благословенного дерева» (Тирмизи, Ахмад).

4. Мёд

Мёд служит одновременно сладким лакомством и полезным нектаром. Его активно используют для приёма в пищу как в сыром виде, так и в обработанном. Он незаменим при приготовлении , кондитерских изделий. Кроме того, продукты пчеловодства используют в лечебных препаратах.

В химический состав мёда вошла целая кладезь полезных элементов и витаминов, в особенности витамина В. Он способствует улучшению работы печени и почек, стимулирует кровообращение.

Великий арабский целитель Абу Али Хусейн (в западном мире известный как Авиценна) в своём труде «Трактат об уксусомёде» называл нектар продуктом долголетия. Он советовал принимать мёд при нарушениях пищеварения, а также для наружного применения. Это природное лакомство активно используется при лечении простуды, боли в горле и кашля.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «Целительная сила есть в трёх вещах: в глотке мёда, (кровопускании - прим. IslamGlobal ) и прижигании, но я запрещаю последнее» (Бухари). В другом хадисе сказано: «Обращайте особое внимание на два лекарства: Коран и мёд» (Ибн Маджа).

Тот факт, что Посланник Аллаха (с.г.в.) употребил мёд рядом со Священным Кораном, говорит сам за себя.

5. Гранат

Гранат испокон веков был популярен у арабов, которые использовали его кору для заживления ран. Кроме того, его принимали при головных болях. В состав этого фрукта входит большое число минералов и витаминов, в особенности витамина С, способствующего повышению иммунитета.

Рекомендуется принимать его при туберкулёзе, дизентерии, расстройстве желудка, проблемах с кровообращением, болезнях сердца и щитовидной железы. Косточки плода полезны при повышенном давлении и гормональных сбоях.

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) тоже призывал верующих употреблять гранат в пищу, поскольку он обладает полезными свойствами. Пророк (с.г.в.) однажды сказал: «Вкушайте мякоть граната, так как она - средство очищения желудка» (Ахмад).

6. Айва

Это фрукт, который по вкусу напоминает яблоко и грушу. В его составе большое количество калия, фосфора и кальция, он улучшает работу головного мозга, мышечной и нервной систем, костной ткани и кожи. Одна айва содержит суточную норму меди и железа.

В хадисе, передаваемом со слов Абу Зарра, упоминаются полезные свойства айвы. «Как-то раз я пришёл к Пророку (с.г.в.) и увидел Его с другими сподвижниками. В руках он держал айву. Протянув её мне, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «О, Абу Зарр! Это тебе! Она улучшает работу сердца, улучшает дыхание, а также устраняет тяжести в районе груди» (Насаи).

7. Арбуз и дыня

Наиболее любимым продуктом многих людей в жаркое время становятся сладкие бахчевые - арбуз и дыня. Оба плода содержат заметную долю вещества фолат, которое рекомендуют употреблять беременным женщинам. Дело в том, что фолат вдвое снижает риск врождённых дефектов у малыша и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) любил есть арбузы и дыни в сочетании с финиками, о чём свидетельствует хадис, дошедший до наших дней через Аишу бинт Абу Бакр. «Наш Пророк употреблял в пищу арбузы с дынями одновременно с финиками и пояснял: «Сухость одного мы сочетаем с влажностью другого, холод одного - с жаром другого» (Тирмизи, Абу Дауд).