Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Богородице-рождественский женский монастырь Рождество богородичный женский монастырь

Года белокаменный собор был освящен. В году он пострадал во время пожара, после чего в году последовало новое великое освящение собора.

Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик , над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон . В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл . До года монастырём управляли игумены , после чего тут была учреждена "великая архимандрия ". В году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться "лаврой ." С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий .

После обособления Русской Церкви

При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах - плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее - старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь - один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен в центре Москвы, на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара по адресу ул. Рождественка, 20. Богородице-Рождественский женский монастырь является одним из 56 объектов культуры национального значения. Монастырь был основан в 1380-х годах матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго, княгиней Марией Андреевной Серпуховской (в схиме-Марфой). Первые сестры монастыря — вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. История монастыря тесно связана с историей России. Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года.

На территории монастыря расположено четыре храма:
.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном древнерусском архитектурном стиле (богослужения совершаются в будние дни):

Храм Казанской иконы Божией Матери (трапезный) Построен в 1904–1906 годах в старомосковском стиле (богослужения совершаются в выходные дни):



Храм святителя Иоанна З атоуста с трап езной и приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Возведен в ХVII веке, на месте прежнего деревянного храма святителя Иоанна Златоуста. В настоящее время храм реставрируется.


Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского. Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата.

Документальный фильм о Богородице-Рождественском монастыре:

Москва. Мифы и легенды (ТК Столица, 2009 г.), Богородице — Роджественский монастырь, ЧАСТЬ 1:

Москва. Мифы и легенды (ТК Столица, 2009 г.), Богородице — Роджественский монастырь, ЧАСТЬ 2:

Следующий фильм из цикла «Двунадесятые праздники» рассказывает о том, как евангельское событие Рождества Пресвятой Богородицы отразилось на жизни последующих поколений людей, живущих в разных странах, в фильме упомянается и о истории Богородице-Рождественского монастыря в Москве:

Более подробная информация на официальном сайте Богородице — Рождественского монастыря: http://www.mbrsm.ru/

Настоятельница монастыря: Викторина, игумения (Перминова Елена Павловна)

Музеи

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г., Виктор Петрович Пензин. Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П. личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором. Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов - а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену. На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны. За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797. 16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.

Краткое описание коллекции музея
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика. Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго - княгиней Марией Констаниновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Первое время находился на территории и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву. Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки , у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

Nikolay Naidenov , CC BY-SA 3.0

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго, она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями.

Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501–1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.

Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678) A.Savin , CC BY-SA 3.0

25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны - жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

userpage , CC BY-SA 3.0

В 1676–1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

Монастырь в XIX-XX вв

В 1835–1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С. И. Штерич).

В начале XX века были построены трехэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903-1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904-1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

Колокольня в стиле классицизма (1835—1836) Sergey Rodovnichenko , CC BY-SA 2.0

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра), часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже - в церковь Знамения в Переяславской слободе. В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители - княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена.

В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов.

Современность

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.

Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года, в нем ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.

С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области.

Фотогалерея




Москва, улица Рождественка, дом 20 Станция метро "Трубная"

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой)

Храмы и часовни монастыря:

1. Рождества Пресвятой Богородицы
2. Казанской Иконы Божией Матери
3. Свт. Иоанна Златоуста
4. Сщмч. Евгения, епископа Херсонского (под колокольней)

Другие постройки монастыря:

5. Усыпальница князей Лобановых-Ростовских (XVII в.).
6. Монастырская постройка
7. Келейный корпус (XIX в.)
8. Настоятельский корпус (XIX в.)
9. Приютский корпус (XIX в.)
10. Гостиничный корпус (XIX в.)
11. Монастырская богадельня (XIX в.)
12. Келейные корпуса (XVIII-XIX вв.)
13. Монастырская постройка
14. Служебное помещение
15. Стены и башни ограды(конец XX в.)
16. Стены и башни ограды (XVIII-XIX в.)
В 17-18 веках назывался "Богородицким на Трубе" (Труба - проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Москва, улица Рождественка, дом 20, строение 14.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Раннемосковский
Год постройки: Между 1501 и 1505.
Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части.
По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры.

План и вид сверху

Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов.

В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница.

Иконостас Собора 2008 год

Придел Сошествия Святого Духа
Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка.
В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.
К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

исповедальня Собора

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана.
В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора.
В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться.
История возрождения храма описана в предыдущих главах книги. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.


Церковь Казанской иконы Божией Матери
Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 6.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Ретроспективизм
Год постройки: Между 1904 и 1906.
Архитектор: П.А.Виноградов

Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек.

Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века

Иконостас

В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии». До революции в храме был великолепный иконостас резного дуба.


В настоящее время храм – действующий. Трапезные палаты восстановлены.

Церковь Иоанна Златоуста
Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 15
Год постройки: Между 1676 и 1687.
Приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века.
Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.


В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского.
После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.
В настоящее время храм реставрируется.


Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 16
Престолы: Евгения Херсонского
Архитектурный стиль: Ампир
Год постройки: Между 1835 и 1836.
Архитектор: Н.И. Козловский
Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.

Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи. В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга к сожалению не сохранившийся.Но некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского
Ближе Настоятельский корпус (XIX в.)

Храм был расписан в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю здания церкви – позднему классицизму.
В 1960-е годы здание колокольни было внешне отремонтировано, но к 90-м годам прошлого века вновь пришло в запущенное состояние: оно использовалось как хозяйственное помещение.

Усыпальница князей Лобановых-Ростовских.

Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.

Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке. Первый этаж игуменского корпуса имеет планировку, типичную для допетровского времени: две палаты располагаются по сторонам сеней, образуя так называемую «тройню». Второй этаж соединен переходом с корпусом, встроенным в монастырскую ограду в ХIХ столетии. Игуменские келлии имели также выход в надвратный храм.

В 30-х годах ХIХ столетия во время ремонта игуменских келлий был возведен еще один настоятельский корпус, расположенный параллельно зданию, встроенному в ограду. Параллельные корпуса объединили, сделав пристройку, так получился дом с внутренним двориком.

Ограда обители.

В конце XVII века территория монастыря представляла в плане квадрат, северная сторона которого проходила вдоль стены Белого города (позднее, с 20-х годов ХIХ века, – вдоль Рождественского бульвара), восточная была обращена на Тупой переулок, южная – на Большой Кисельный переулок, западная – на Рождественку. До 1671 года обитель была окружена деревянной оградой, которая на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была заменена каменной с угловыми башенками и двумя вратами. Главный вход – Святые врата, выходившие на улицу Рождественку, напоминали врата Спасо-Андроникова монастыря, относящиеся к тому же периоду. Другие врата находились в восточной стене179.
В ХVIII веке появилось еще двое врат, «проломных»: одни из них были устроены недалеко от Святых врат, другие – со стороны Белого города.


В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на прежнем месте, на том же основании ХVII века. Северо-восточная и юго-восточная башни перестроили в стиле башен монастырских оград ХVIII столетия: стройные, цилиндрической формы, они не имели ни окон, ни бойниц. Также перестроили и башни западной стены. Позднее юго-западная башня была почти полностью разрушена. За последующие два столетия стены и башни постепенно разрушались, ремонтировались и в результате сохранились далеко не полностью. В XIX столетии в ограду встроили, частично используя ее кладку, два новых жилых корпуса: один – к югу от игуменских келлий (объединенный с ними) по линии Рождественки, другой – со стороны бульвара.
За советский период стены монастыря частью порушились, частью покосились. Единственное, что тогда было сделано для их сохранения, – это реставрация башни, выходящей на Рождественский бульвар, в 1960–1965 годах.

Келлии сестер (строения 4, 7, 8, 9). Первые одноэтажные келлии сестер были построены вдоль восточной стены ограды монастыря. Впоследствии, в течение нескольких столетий, параллельно южной и северной стенам ограды также возникли одноэтажные строения сестринских келлий. На протяжении ХVIII–ХIХ веков были возведены каменные двухэтажные жилые корпуса. В тот же период на месте снесенных келлий вдоль южной стены были построены монастырская гостиница в три этажа и здание богадельни (1 и 2 строения).

Сестринские корпуса, со времени их возникновения и до революции, неоднократно ремонтировались, менялась их кровля. Но их внутренняя планировка оставалась неизменной: корпуса были образованы из одинаковых ячеек, каждая из которых имела отдельный вход; в каждой ячейке по сторонам сеней располагались две палаты. Такая планировка зданий сохранилась и до нашего времени.

Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на рву» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» - арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь насильно постригли в монахини великую княгиню Соломонию, обвиненную в бесплодии. Царственные особы не оставляли обитель без внимания: жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы. В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века - 2424 четверти пашни, в 1678 году - 150 дворов, в 1744-м - 1009 душ, в 1764-м - более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 го-дов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз». В 1958-1965 годах собор был реставрирован. Еще в 1974 году было принято решение передать монастырь Московскому Архитектурному институту, но выполнили его лишь в 1989-м. А вскоре в монастырском соборе возобновились богослужения. В сентябре 1990-го он был освящен. Интересно, что две послушницы Рождественского монастыря - Варвара и Викторина - дожили в своих бывших кельях до конца 1970-х годов. Финал был трагический: Варвару задушил сосед, а через некоторое время на таможне были задержаны ценности из бывшей монастырской ризницы. Выяснилось, что Варвара более полувека хранила монастырские реликвии, которые передала ей перед смертью последняя игумения... В 1993 году при соборе открыта хоровая школа, реставрационные мас-терские. Тогда же возрожден Рождественский женский монастырь. Архитектурные памятники: собор Рождества Богородицы 1501-1505 гг., с пристройками начала XX в. (архитектор Ф. Шехтель); церковь Иоанна Златоуста 1676-1687 гг.; усыпальница Лобановых-Ростовских 1670-х гг.; кельи XVII-XIX вв.; стены и башни XVII-XIX вв.; настоятельский корпус XVII-XIX вв.; колокольня с храмом Евгения Херсонского 1835-1836 гг. (архитектор Н. Козловский); Трапезная с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов).
Из книги Русские монастыри, М.: ИЧП «Очарованный странник-агентство Феоктистова», 1995, с.356

По материалам сайтов