Афганская девочка с невероятными глазами. Шарбат Гула. История одной фотографии

В Пакистане за подделку документов арестована знаменитая Шарбат Гула (Sharbat Gula) - "афганская девушка" с обложки National Geographic 1985 года.

Властями Пакистана арестована "афганская девушка" - лицо известной обложки журнала National Geographic 1985 года. Причина задержания - поддельные документы.

Об этом пишет Dawn.

По информации газеты, задержание "афганской девушки" по имени Шарбат Гула произошло в среду в Пешаваре. Ее подозревают в подделке удостоверения личности (Computerised National Identity Card). При себе у нее были найдены афганские и пакистанские документы.

По словам представителя Национального управления баз данных и регистрации Пакистана (NADRA) Шахида Ильяс, власти занимаются поиском людей, которые предоставили девушке документы.

Как отмечает издание, ей может грозить от семи до 14 лет заключения и штраф в размере 3-5 тысяч долларов.

Шарбат Гула (пушту شربت ګله, в переводе «Цветочный шербет») родилась около 1972 года. Афганская женщина, ставшая известной благодаря фотографии, которая была сделана журналистом Стивом Маккарри во время Афганской войны, когда Гула жила на территории Пакистана в лагере беженцев.

Фотография стала узнаваемой после того, как появилась на обложке журнала National Geographic в июне 1985 года. В то время Гуле было приблизительно двенадцать лет.

Шарбат Гула - National Geographic

До того, как личность Гулы была установлена в 2002 году, её называли просто «Афганской девочкой» (Afghan Girl) .

Фотографию иногда сравнивают с портретом Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи и называют «Афганской Моной Лизой» .

Хотя скорее всего, это можно считать своеобразным американским парафразом известному фото вьетнамской девочки Ким Фук фотографа Ника Ута - всемирно известная фотография последствий бомбежки напалмом американской авиацией южно-вьетнамской деревни.

История фотографии "афганской девочки"

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic, и Дебра Денкер (Debra Denker) проникли в Афганистан, а затем посетили лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Маккарри был твёрдо намерен отобразить положение афганских беженцев с женской точки зрения. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из 15-20 присутствовавших учеников.

Учительница согласилась. Внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек, и он спросил учительницу, кто эта девочка. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты. Разумеется, девочке было очень трудно пережить эту ситуацию.

Маккарри сделал снимок Гулы (её имя он тогда не узнал) на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна.

«Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году.

Предпечатная подготовка фото была сделана художественным агентством в городе Мариетта, Джорджия, ныне нефункционирующим. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно.

Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала.

Она цитируется и перетолковывается, например, лауреатом World Press Photo 2010 стал портрет другой афганки, с обезображенным лицом, но снятой с отсылкой к знаменитой фотографии.

Газета USA Today также признала фотографию самым знаменитым изображением с обложки журнала National Geographic за всю историю последнего.

В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

С портретом Моны Лизы фотографию сравнил, в частности, Дэвид Шонауэр, бывший в 2002 году главным редактором журнала American Photo: «О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность».

По состоянию на 2002 год Маккарри был вольнонаёмным фотографом и права на этот снимок принадлежали ему.

Поиски "афганской девочки"

Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет. Всё это время Афганистан оставался закрытым для Западного мира, до тех пор пока Талибанское правительство не было свергнуто американскими войсками и сочувствующими им местными жителями в 2001 году. Несмотря на несколько попыток журналиста в 1990-х годах узнать имя девочки, она оставалась неизвестной.

В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии.

Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. До этого несколько женщин уже ошибочно объявили себя «Афганской девочкой», к тому же после публикации 1985 года многие молодые люди называли Гулу своей женой.

Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году.

Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан) - оба города находятся недалеко от афганистанско-пакистанской границы. Её точное место жительства ни Маккарри, ни National Geographic не стали разглашать по просьбе Гулы и её мужа.

Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы её сфотографировали снова. Также она снялась в документальном фильме под названием «В поисках Афганской девочки», показанном в марте 2002 года. Во время поисков National Geographic создал благотворительное общество «Фонд афганских девушек», призванное помочь девушкам получить образование. В 2008 году было решено переименовать общество в «Фонд афганских детей» для помощи всем нуждающимся детям Афганистана.

Афганская девушка, Стив МакКарри, 1984г.

У Стива МакКарри много замечательных фотографий, он по праву считается одним из лучших фотожурналистов нашего времени, тем не менее, многие знают его как автора одной единственной фотографии.

В конце 1984 г. Стив МакКарри попал в лагерь афганских беженцев Назир-Багх в Пакистане, где ему разрешили фотографировать в школе в классе для девочек. Позже он вспоминал, что сразу заметил Ее, но подошел в последнюю очередь, так как почувствовал ее смущение и растерянность. Девочка разрешила фотографировать, но ему и в голову не пришло спросить или записать ее имя: «Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал» , – говорил МакКарри позднее.

Но она отличалась. В июне 1985 г. фотография появилась на обложке «National Geographic» и сразу стала символом борьбы афганского народа за независимость. За 20 с небольшим лет со времени публикации фотография «Афганская девушка» стала одним из самых узнаваемых образов этого времени. Фотография была растиражирована другими журналами, появлялась на открытках и плакатах, на спинах борцов за мир в виде татуировки и так далее. По версии Национального Географического общества США она стала одной из 100 лучших фотографий, а в конце 1990-х гг. появилась на обложке сборника фотографий «National Geographic». В 2005 году обложка с «Afghan Girl» («Афганская девушка») вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет».

«Я думаю, что фотография афганской девушки многим нравится благодаря сочетанию нескольких составляющих», – делился своим пониманием причины популярности фотографии ее создатель, – «Во-первых, она очень красива. Во-вторых, ее взгляд завораживает, в нем одновременно чувствуется волнение и решительность, непоколебимость, во всем ее облике сквозит достоинство. Она бедна, но в этой нищете ощущается неподдельное благородство. Оденьте ее на западный манер, и она будет выглядеть подобно большинству членов нашего общества».

Все это конечно так, но девушек подходящих под это описание не так уж и мало, в том числе и на других фотографиях Стива МакКарри . Между тем, воздействие «Afghan Girl» на зрителя уникально; мне кажется, что его невозможно объяснить словами, лучшее, что здесь можно сделать, это сослаться на таинственную «силу искусства».

Долгое время судьба героини фотографии оставалась неизвестной. Сам МакКарри возвращался в Афганистан около двадцати раз, но если он и пытался найти ее, то безуспешно. Наконец в январе 2002 г., через 17 лет после первой публикации фотографии, «National Geographic» организовал экспедицию для поиска «девушки с зелеными глазами». Они показывали фотографию местным жителям в районе лагеря беженцев Назир-Багх, где МакКарри сделал этот снимок. Кто-то узнавал девушку на снимке, но надежда в сердце фотографа сменялась разочарованием после встречи с предполагаемой «моделью». В конце концов, удача им улыбнулась – один из местных жителей узнал ее и обещал привести в лагерь. Это заняло три дня – она жила в горах недалеко от пещер Тора-Бора, которые долгое время служили укрытием для отрядов террористов во главе с Усамой бин Ладеном. Видимо МакКарри не очень надеялся на удачу, но когда молодая женщина вошла в комнату, ему хватило одного взгляда чтобы понять: это она .

Афганская девушка: до и после, Стив МакКарри (слева в 1984г., справа в 2002г.)

Молодую женщину звали Шарбат Гула (Sharbat Gula, в переводе с афганского – «Цветочный нектар»). Во время это встречи с МакКарри ей было 28-31 лет, во всяком случае даже она сама не могла определить свой возраст точнее. В начале войны ее родители погибли под бомбами, несколько недель она вместе с небольшой группой беженцев пробиралась в Пакистан через покрытые снегом горы, без теплой одежды, голодная, прячась в пещерах от налетов авиации. В 1984 г. Шарбат оказалась в лагере Назир-Багх, где ее и встретил МакКарри. Простая арифметика показывает, что ей было от 11 до 14 лет, хотя она и выглядит старше.

Женщина хорошо помнит этот день: тогда ее сфотографировали в первый раз в жизни . Вскоре после этого она вышла замуж, родила четырех дочек, одна из которых умерла в младенчестве. Живут они не богато – муж Шарбат работает в хлебопекарне, зарабатывая менее одного доллара в день! Была ли она когда-либо счастлива? Это кажется весьма сомнительным, уж очень тяжелой была ее жизнь.

Кажется вполне разумным предположение, что основная, если не единственная причина, по которой они согласились встретиться с фотографом и его спутниками – это надежда как-то улучшить свое благосостояние и дать образование детям. Их надежды оправдались, по крайней мере, частично:

«Когда мы начали розыски не было никаких разговоров о деньгах для нее самой или ее семьи», – рассказывал фотограф, – «Однако мы оказали ее мужу и детям необходимую медицинскую помощь. Я купил по ее просьбе швейную машинку, потому что она хотела, чтобы ее дочь выучила какое-нибудь ремесло. Но ничего похожего на оплату за фотографии не было. Однако мне кажется, мы дали ей понять, что мы собираемся предпринять определенные шаги которые изменят ее жизнь к лучшему» .

Разумеется, швейная машинка не идет ни в какое сравнение с доходами «National Geographic» от продажи образа «Afghan Girl», но для семьи живущей на доллар в день это целое состояние.

Шарбат Гула не выразила особого восторга знаменитой фотографией, более того ей было абсолютно непонятно, что эти чужеземцы могли в ней найти. Ее очень расстроил тот факт, что кто-то увидел ее в дырявой шали. «Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой» , – рассказывал представитель журнала.

Во время их второй встречи МакКарри разрешили сделать еще несколько фотографий Шарбат, которые были напечатаны в «National Geographic», а потом обошли многие издания по всему миру. На одной из фотографий она с открытым лицом постаралась принять ту же позу что и семнадцать лет назад, на другой – на этот раз в парандже – держит в руках свою знаменитую фотографию. Нужно полагать фотосессия далась ей нелегко, ведь ей пришлось позировать перед посторонним мужчиной, показать ему лицо, разговаривать с ним… Конечно все это в присутствии мужа и брата, для которых это мероприятие тоже было нелегким испытанием.

Напоследок отмечу, что в прессе несколько раз поднимался вопрос о возможной ошибке: дескать, у женщин на фотографиях сильно отличаются верхняя губа, нос, пропорции лица, размеры глаз. Тем не менее, фотограф уверен, что он не ошибся: «Мне не нужно никаких научных доказательств – я и так вижу что эта та самая девушка, которую я фотографировал в 1984 году», – заявлял он, – «Чтобы убедиться посмотрите внимательно на ее шрам на переносице, на родинки, которые не меняются с возрастом, да и ведь следует принимать во внимание ее собственные воспоминания о том что происходило в то утро в 1984 году».

Андрей Высоков

Aвтор 1 статей на . По профессии инженер-программист, образование высшее, кандидат технических наук (тема диссертации ни к фотографии, ни к искусству отношения не имеет). Фотография для меня Хобби, но с большой буквы «Х». Серьезно «заболел» в самом начале века (тысячелетия). Автор сайта http://www.buy-books.ru

И мы, в Creu, решили рассказать историю этой фотографии.

Стив Маккари (Steve McCurry) сделал свою самую известную фотографию, «Афганская девочка», в лагере пуштунских беженцев в Пакистане. Сам снимок был назван «самой известной фотографией» в истории журнала National Geographic, и её лицо стало известным после помещения фотографии на обложку номера журнала за июнь 1985 года.

Афганка (пуштунка) по национальности, Гула осиротела во время советской бомбардировки Афганистана и в 1984 году была отправлена в лагерь беженцев в Пакистан.

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic проник в Афганистан, а затем посетил лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Как-то утром, идя по лагерю, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно. Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала. В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет. В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии. Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году. Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.


Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять хиджаб, чтобы её сфотографировали снова. Сейчас у Гулы три дочери: Робина, Захида и Алия, четвёртая дочь умерла вскоре после рождения. Гула надеется, что её дети смогут получить образование, возможности закончить которое у самой Гулы никогда не было.

Помните афганскую девочку, фотография которой покорила весь мир? Теперь спустя годы ее снова можно увидеть. Я просмотрел всю историю популярности и мне кажется в ее глазах что-то изменилось. Не пойму что именно. Вот что удалось узнать.

О пуштунской девчушке с красивым именем Шарбат Гула и большими зелеными глазами мир узнал в 1985 году. Ее имя в переводе звучит как «Цветочный шербет» Всемирной известной ее сделал фотоснимок на обложке июньского номера научно-популярного географического журнала National Geographic. Фотография сделана в 1984 г. фотожурналистом Стивом Маккэри при сборе материалов о советско-афганской войне.

Steve McCurry занимался освещением условий жизни в лагере беженцев Nasir Bagh в пакистанском городе Пешавар.

12-ти летнюю девочку, найденную в горах возле границы с Пакистаном, фотожурналист приметил в шатре, служивший начальной школой. С разрешения учительницы Стив фотографировал несколько находящихся там детей, когда встретился взглядом с широко открытыми прозрачно-зелеными глазами.

Шарбат Гула (фотограф Стив Маккарри)

По словам педагога, родное селение Гулы было атаковано советскими боевыми вертолетами. Родители погибли. Девочка, ее братья, сестры и бабушка бежали и в течение двух недель пешим ходом по горам добирались до границы с Пакистаном. Маккэрри сфотографировал ее, но не спросил, как зовут.

Съемки заняли какие-то минуты, фотоаппарат был заправлен цветной пленкой, полностью отсутствовало дополнительное освещение. После возвращения в Вашингтон во время проявления всего отснятого материала Маккэрри поразился необычности полученного снимка Гулы. По словам фотографа, такие моменты, когда единственный кадр получается удачным сразу, очень редкие.

На обложке журнала National Geographic 1985 год

Фоторедактор National Geographic поначалу противился публикации фотоснимка афганской девчушки на обложке из-за его эмоциональной тяжести. Под напором фотожурналиста редактор сдался и только выиграл. Лицом издания в июне 1985 г. стало фото юной афганки с пронизывающим взглядом зеленых глаз - самого узнаваемого за весь период деятельности издания. Из-за неизвестного имени героини снимок стали называть «Афганская девочка», а спустя время «Афганская Мона Лиза». Фотография превратилась в символ афганской войны и беженцев по всему миру.

Поиски знаменитой девочки из Афганистана

Заниматься поисками героини снимка стало возможно с 2001 г., когда правление талибов было низвергнуто американской армией. В 1990-2000 гг. все предпринятые усилия по установлению имени юной афганки не имели успеха.

В январе 2002 г. команда научно-географического издания нашла 30-тилетнюю Гулу. Маккэрри хватило секунды, чтобы понять кто перед ним. Гула тоже вспомнила встречу с фотожурналистом: за весь период жизни она фотографировалась трижды. Тогда она первый раз посмотрела всемирно известный снимок с ее изображением.

На протяжении 17 лет ее поисков Маккэрри ежедневно приходили почтовые или электронные письма либо звонки по телефону. Люди хотели оказать девочке финансовую помощь, думали об ее удочерении и даже о женитьбе.

Гула проживает в деревне между афганским Джелалабадом и пакистанским Пешаваром. Данные о месте проживания засекречены согласно пожеланию Гулы с мужем. Семья следует строгим правилам, но муж все-таки дал разрешение жене слегка приподнять паранджу. Так была сделана вторая фотография уже взрослой «Афганской Моны Лизы».

Кроме этого, Гула приняла участие в съемках документального кинофильма «В поисках Афганской девочки», премьера которого состоялась в начале весны 2002 г. Поиски, организованные журналом, привели к созданию благотворительного общества, первоначально названное «Фондом афганских девушек». Спустя время его переименовали и назвали «Фонд афганских детей».

В июне 2015 г. знаменитой фотографии «Афганская девочка» исполнилось 30 лет.


30 лет назад на обложке журнала National Geographic была напечатана фотография афганской девочки с необыкновенными зелеными глазами. Этот снимок стал самым узнаваемым за всю историю издания. Многие читатели хотели знать, как же сложилась судьба девочки, но, к сожалению, фотограф даже не спросил ее имени. И только, спустя много лет, была организована экспедиция по ее поискам, которая увенчалась успехом.




В 1984 году фотожурналист издания National Geographic Стив Маккарри (Steve McCurry ) занимался сбором материала об афгано-советской войне. Прогуливаясь по лагерю беженцев Насир-Баг, фотограф наткнулся на шатер, в котором обучались дети. С разрешения учителя Стив сделал несколько фото детей. Особенно его внимание привлекла 12-летняя девочка с зелеными глазами.



Процесс съемки проходил всего несколько минут и без какого-либо дополнительного освещения. Когда, по возвращению в Вашингтон, фотограф проявил пленку, он был в восторге от того, каким прекрасным получился снимок.
Появившись на обложке журнала, фото сразу же облетело весь мир. Т. к. имя ребенка не было известно, то ее назвали просто «Афганская девочка», а чуть позже «Афганская Мона Лиза» .



Спустя 15 лет, после публикации снимка, в Афганистан была организована экспедиция с целью: найти девочку, если та смогла выжить. Поиски увенчались успехом и в 2002 году ее нашли в горах на афгано-пакистанской границе. Ее имя Шарбат Гула (Sharbat Gula ), в переводе с пушту оно означает «цветочный щербет». На тот момент ей было примерно 30 лет (точный возраст девушка не знает). С разрешения мужа она открыла лицо и позволила себя сфотографировать. Время и тяготы наложили свой отпечаток на облик женщины. Но глаза остались такими же. Взгляд, который пронзает в самое сердце.
Все это время Шарбат Гула даже и не догадывалась, что она была символом борьбы за свободу и независимость, а ее лицо известно всему миру.



Обычно фотографы, делающие такие шедевральные снимки, остаются по ту сторону объектива. Тим Монтони (Tim Mantoani) решил исправить это недоразумение и создал фотопроект Behind Photographs. Он