Нарышкин Семён Кириллович (Semyon Naryshkin Kirillovich). Нарышкин Семён Кириллович (Semyon Naryshkin Kirillovich) Нарышкин семен кириллович 1710 1775

› Награды:

Семён Кириллович Нарышкин (5 апреля 1710 года - 27 ноября 1775 года, Москва) - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра, создатель моды на роговую музыку, генерал-аншеф, обер-егермейстер, посол России в Великобритании (1741-1743), кавалер ордена Андрея Первозванного.

Биография

Происходил из близкого императорскому рода Нарышкиных. Родился 5 апреля 1710 года в семье последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина и его жены Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой. Получил домашнее образование. Вскоре был пожалован в камер-юнкеры.

Ходили слухи о его отношениях в этот период с Елизаветой Петровной. Отношения были настолько прочными, что разошлись слухи о возможном браке или даже тайном венчании. Послан узнавшим о связе с цесаревной Петром II за границу. Подвергся опале при императрице Анне Ивановне и бежал во Францию, где жил под именем Тенкина, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Елизаветы Петровны.

Находясь в Париже в мае 1741 года был пожалован в камергеры, а 31 декабря того же года был назначен чрезвычайным посланником в Англию, на место бывшего там князя Щербатова. В рескрипте ему предписывалось: дать понять английскому министерству, что императрица желает продолжения доброго согласия и дружбы между Россией и Англией; не входить в обсуждение подробностей тогдашней европейской политической системы; наблюдать за намерениями Англии относительно войны с Испанией и за тем, какое участие может принять в этой войне Франция .

В Лондоне любили князя Щербатова и были недовольны, что он отозван, а потому отнеслись к Нарышкину несочувственно. По-видимому и Нарышкин, проживший долгое время в Париже, где дружески сошелся с Дидро, с Фальконе и с русским посланником при французском дворе князем Кантемиром, более склонялся на сторону Франции, нежели Англии.

Посланником в Лондоне Нарышкин пробыл лишь полтора года, до июня 1743 года, когда в Англию был снова отправлен князь Щербатов, а Нарышкин отозван в Петербург.

Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин - одни полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева, другие думали, что императрица сделает его президентом Академии наук.

В 1744 году Нарышкин был послан встречать принцессу Цербстскую и дочь её, выбранную в невесты наследнику русского престола, великому князю Петру Фёдоровичу.

30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта. 18 декабря того же года награждён орденом Александра Невского.

В 1757 году Нарышкин был произведен в генерал-аншефы и сделан обер-егермейстером. В 1760 году был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. Примерно в то же время он был назначен присутствовать в Придворной конторе. Умер 27 ноября 1775 года в Москве. Похоронен в Донском монастыре.

Образ жизни

Мария Павловна

Нарышкин вел роскошный образ жизни, имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы. Кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки, изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом. В 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

На «великолепных обедах» у Нарышкина бывал граф Казанова, который с одобрением отзывается о нём в своих записках. В одном из писем знаменитый ловелас обсуждает идею «охотничьей музыки», с которой он познакомился в доме Нарышкина.

Семья

Был женат на Марии Павловне, урожденной Балк-Полевой (1728-1793), внучке Матрёны Монс (сестры любовницы Петра I). Их сын Кирилл (1761-70) и дочь Екатерина (1763-71) умерли в детстве.

Примечания
  1. Елизавета Петровна / Биографический словарь
  2. Балязин Б. В. Тайны дома Романовых. Родственные союзы
  3. Jacques De Seingal Casanova. In London and Moscow: The Memoirs of Casanova . ISBN 9781434484147. P. 510-511.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Род: Нарышкины Отец: Кирилл Алексеевич Нарышкин Супруга: Мария Павловна Нарышкина Награды:

Семён Кириллович Нарышкин (5 апреля 1710 года - 27 ноября 1775 года , Москва) - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра , создатель моды на роговую музыку , генерал-аншеф , обер-егермейстер , посол России в Великобритании (1741-1743), кавалер ордена Андрея Первозванного .

Биография

Происходил из близкого императорскому рода Нарышкиных . Родился 5 апреля 1710 года в семье последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина (внука Фомы Ивановича - брата Полуэкта Нарышкина, деда царицы Натальи Кирилловны) и его жены Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой . Получил домашнее образование. Вскоре был пожалован в камер-юнкеры .

Ходили слухи о его отношениях в этот период с Елизаветой Петровной . Отношения были настолько прочными, что разошлись слухи о возможном браке или даже тайном венчании . Послан узнавшим о связе с цесаревной Петром II за границу. Подвергся опале при императрице Анне Ивановне и бежал во Францию, где жил под именем Тенкина, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Елизаветы Петровны .

Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин - одни полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева , другие думали, что императрица сделает его президентом Академии наук .

30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта . 18 декабря того же года награждён орденом Александра Невского .

Образ жизни

Нарышкин вел роскошный образ жизни, имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы. Кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки , изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом . В 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

На «великолепных обедах» у Нарышкина бывал граф Казанова , который с одобрением отзывается о нём в своих записках . В одном из писем знаменитый ловелас обсуждает идею «охотничьей музыки», с которой он познакомился в доме Нарышкина.

Семья

Был женат на Марии Павловне , урожденной Балк-Полевой (1728-1793), внучке Матрёны Монс (сестры любовницы Петра I). Их сын Кирилл (1761-70) и дочь Екатерина (1763-71) умерли в детстве.

Киновоплощения

  • - Великая - Виталий Коваленко .

Напишите отзыв о статье "Нарышкин, Семён Кириллович"

Примечания

Литература

  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Ссылки

  • Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Нарышкин, Семён Кириллович

Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Семён Кириллович Нарышкин
Семён Кириллович Нарышкин
Портрет С. Торелли
обер-егермейстер
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: 5 апреля (1710-04-05 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Москва
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Род: Нарышкины
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Кирилл Алексеевич Нарышкин
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруга: Мария Павловна Нарышкина
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Награды:
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семён Кириллович Нарышкин (5 апреля 1710 года - 27 ноября 1775 года , Москва) - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра , создатель моды на роговую музыку , генерал-аншеф , обер-егермейстер , посол России в Великобритании (1741-1743), кавалер ордена Андрея Первозванного .

Биография

Происходил из близкого императорскому рода Нарышкиных . Родился 5 апреля 1710 года в семье последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина (внука Фомы Ивановича - брата Полуэкта Нарышкина, деда царицы Натальи Кирилловны) и его жены Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой . Получил домашнее образование. Вскоре был пожалован в камер-юнкеры .

Ходили слухи о его отношениях в этот период с Елизаветой Петровной . Отношения были настолько прочными, что разошлись слухи о возможном браке или даже тайном венчании . Послан узнавшим о связе с цесаревной Петром II за границу. Подвергся опале при императрице Анне Ивановне и бежал во Францию, где жил под именем Тенкина, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Елизаветы Петровны .

Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин - одни полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева , другие думали, что императрица сделает его президентом Академии наук .

30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта . 18 декабря того же года награждён орденом Александра Невского .

Образ жизни

Нарышкин вел роскошный образ жизни, имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы. Кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки , изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом . В 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

На «великолепных обедах» у Нарышкина бывал граф Казанова , который с одобрением отзывается о нём в своих записках . В одном из писем знаменитый ловелас обсуждает идею «охотничьей музыки», с которой он познакомился в доме Нарышкина.

Семья

Был женат на Марии Павловне , урожденной Балк-Полевой (1728-1793), внучке Матрёны Монс (сестры любовницы Петра I). Их сын Кирилл (1761-70) и дочь Екатерина (1763-71) умерли в детстве.

Киновоплощения

  • - Великая - Виталий Коваленко .

Напишите отзыв о статье "Нарышкин, Семён Кириллович"

Примечания

Литература

  • Нарышкин, Семен Кириллович // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Ссылки

  • Рудаков В. Е. Нарышкины, государственные деятели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Предшественник:
Гарольд же, несмотря на такую испепеляющую, адскую жару, почти что задыхаясь, «честно мучился» в своих раскалённых рыцарских доспехах, мысленно проклиная сумасшедшую жару (и тут же прося прощения у «милостивого» Господа, которому он так верно и искренне уже столько лет служил)... Горячий пот, сильно раздражая, лился с него градом, и, застилая ему глаза, бессердечно портил быстро убегавшие минуты их очередного «последнего» прощания... По-видимому, рыцарь собрался куда-то очень далеко, потому что лицо его милой дамы было очень печальными, несмотря на то, что она честно, изо всех сил пыталась это скрыть...
– Это в последний раз, ласка моя... Я обещаю тебе, это правда в последний раз, – с трудом выговорил рыцарь, ласково касаясь её нежной щеки.
Разговор я слышала мысленно, но оставалось странное ощущение чужой речи. Я прекрасно понимала слова, и всё же знала, что они говорят на каком-то другом языке.
– Я тебя больше никогда не увижу... – сквозь слёзы прошептала женщина. – Уже никогда...
Мальчонка почему-то никак не реагировал ни на близкий отъезд своего отца, ни на его прощание с мамой. Он спокойно продолжал играть, не обращая никакого внимания на взрослых, как будто это его никак не касалось. Меня это чуточку удивило, но я не решалась ничего спрашивать, а просто наблюдала, что же будет дальше.
– Разве ты не скажешь мне «до свидания»? – обращаясь к нему, спросил рыцарь.
Мальчик, не поднимая глаз, отрицательно покачал головкой.
– Оставь его, он просто на тебя злится... – грустно попросила женщина. – Он тоже тебе верил, что больше не оставишь его одного.
Рыцарь кивнул и, взобравшись на свою огромную лошадь, не оборачиваясь поскакал по узенькой улице, очень скоро скрывшись за первым же поворотом. А красивая дама печально смотрела ему в след, и душа её готова была бежать... ползти... лететь за ним не важно куда, только бы ещё раз хотя бы на миг увидеть, хоть на короткое мгновение услышать!.. Но она знала, что этого не будет, что она останется там, где стоит, и что, по капризной прихоти судьбы, уже не увидит и не обнимет своего Гарольда никогда... По её бледным, в миг осунувшимся, щекам, катились крупные, тяжёлые слёзы и сверкающими каплями исчезали в пыльной земле...
– Господи сохрани его... – горько шептала женщина. – Я никогда его не увижу... уже никогда... помоги ему, Господи...
Она стояла неподвижно, как скорбная мадонна, ничего вокруг не видя и не слыша, а к её ногам жался белокурый малыш, теперь уже обнаживший всю свою печаль и глядевший с тоской туда, где вместо его любимого папы только лишь одиноко белела пустая пыльная дорога.....
– Как же я мог с тобой не попрощаться, ласка моя?.. – вдруг прозвучал рядом тихий, грустный голос.
Гарольд не отрываясь смотрел на свою милую, и такую печальную жену, и смертельная тоска, которую, казалось, было невозможно смыть даже водопадом слёз, плескалась в его синих глазах... А ведь выглядел он очень сильным и мужественным человеком, которого, вероятнее всего, не так-то просто было прослезить...
– Не надо! Ну не надо печалиться! – гладила его огромную руку своими хрупкими пальчиками малышка Стелла. – Ты же видишь, как сильно они тебя любили?.. Ну, хочешь, мы не будем больше смотреть? Ты это видел и так уже много раз!..
Картинка исчезла... Я удивлённо посмотрела на Стеллу, но не успела ничего сказать, как оказалась уже в другом «эпизоде» этой чужой, но так глубоко затронувшей мою душу, жизни.
Просыпалась непривычно яркая, усыпанная алмазными каплями росы, весёлая, розовая заря. Небо на мгновение вспыхнуло, окрасив алым заревом каёмочки кудрявых, белобрысых облаков, и сразу же стало очень светло – наступило раннее, необычайно свежее утро. На террасе уже знакомого дома, в прохладной тени большого дерева, сидели втроём – уже знакомый нам, рыцарь Гарольд и его дружная маленькая семья. Женщина выглядела изумительно красивой и совершенно счастливой, похожей на ту же самую утреннюю зарю... Ласково улыбаясь, она что-то говорила своему мужу, иногда нежно дотрагиваясь до его руки. А он, совершенно расслабившись, тихо качал на коленях своего заспанного, взъерошенного сынишку, и, с удовольствием попивая нежно розовый, «вспотевший» напиток, время от времени лениво отвечал на какие-то, видимо, ему уже знакомые, вопросы своей прелестной жены...
Воздух был по-утреннему «звенящим» и удивительно чистым. Маленький опрятный садик дышал свежестью, влагой и запахами лимонов; грудь распирало от полноты струящегося прямо в лёгкие, дурманяще-чистого воздуха. Гарольду хотелось мысленно «взлететь» от наполнявшего его уставшую, исстрадавшуюся душу, тихого счастья!... Он слушал, как тоненькими голосами пели только что проснувшиеся птицы, видел прекрасное лицо своей улыбающейся жены, и казалось, ничто на свете не могло нарушить или отнять у него этот чудесный миг светлой радости и покоя его маленькой счастливой семьи...
К моему удивлению, эта идиллическая картинка вдруг неожиданно отделилась от нас со Стеллой светящейся голубой «стеной», оставляя рыцаря Гарольда со своим счастьем наедине. А он, забыв обо всём на свете, всей душой «впитывал» эти чудесные, и такие дорогие ему мгновения, даже не замечая, что остался один...
– Ну вот, пусть он это смотрит, – тихо прошептала Стелла. – А я покажу тебе, что было дальше...
Чудесное видение тихого семейного счастья исчезло... а вместо него появилось другое, жестокое и пугающее, не обещающее ничего хорошего, а уж, тем более – счастливого конца.....
Это был всё ещё тот же бело-каменный город, и тот же, уже знакомый нам, дом... Только на этот раз всё вокруг полыхало в огне... Огонь был везде. Ревущее, всё пожирающее пламя вырывалось из разбитых окон и дверей, и охватывало мечущихся в ужасе людей, превращая их в кричащие человеческие факелы, чем создавало преследовавшим их чудовищам удачную живую мишень. Женщины с визгом хватали детей, пытаясь укрыться с ними в подвалах, но спасались они не надолго – спустя короткое время хохочущие изверги тащили их, полуголых и отчаянно вопящих, наружу, чтобы насиловать прямо на улице, рядом с ещё не остывшими трупиками их маленьких детей... От разносящейся по всюду копоти почти ничего не было видно... Воздух был «забит» запахами крови и гари, нечем было дышать. Обезумевшие от страха и жары, прятавшиеся в подвалах старики вылазили во двор и тут же падали мёртвыми под мечами жутко гикающих, носящихся по всему городу на конях, звероподобных диких людей. Вокруг слышался грохот копыт, звон железа, и дикие крики, от которых стыла в жилах кровь...

Сведения о связи Елизаветы с Семеном Нарышкиным (1710–1775) поступают в основном из иностранных источников, имеется даже упоминание, что они состояли в браке. При дворе их действительно одно время называли женихом и невестой, но о том, что было венчание, документов нет.

Обер-гофмейстер императорского двора Нарышкин был близким человеком Елизавете. Они были ровесниками, родственниками. Нарышкин был очень хорош собой и считался первым щеголем в обеих столицах. Петр II невзлюбил Семена Кирилловича – может быть, приревновал к Елизавете. Во всяком случае, его выслали из России, но, слава богу, не в Сибирь, а всего лишь в Париж.

Почему-то во Франции Нарышкин носил фамилию Тенкин, жил очень широко, посещал модные салоны, пополнял образование. В период регентства Анны Леопольдовны он был назначен послом в Лондон (1740–1741). После восшествия на трон Елизаветы он вернулся в отечество, получил чин генерал-аншефа и был назначен гофмаршалом при дворе наследника престола (будущего Петра III). Потом он сменил статус, став егермейстером, то есть начальником царской охоты, – весьма лакомая должность при дворе. О богатстве его ходили легенды, ему завидовали. Во всем – в речах его, повадках, нарядах, образе жизни – чувствовался «французский шик». Когда Семен Кириллович разъезжал по городу, за каретой его бежали зеваки. Виданное ли дело, чтобы колеса между спиц были украшены зеркалами! И еще Нарышкин очень гордился своим крепостным театром, и было за что. Этот театр не раз посещала императрица Екатерина II.

Я бы назвала мужчин Елизаветы возлюбленными, да и не так уж их было много. В своих отношениях с сильной половиной человечества Елизавета никак не похожа на Екатерину Великую. Про молодость цесаревны пишут, закатив глаза: откровенный разврат. Если и «разврат», то вполне в духе эпохи. Гены играют, все это издержки молодости. Все годы после смерти матери Елизавета была занозой в теле и всем мешала. Незаконнорожденная! Замуж бы ее выдать, так не получается! Первый год правления Анны Иоанновны двор пребывал в Москве, а Елизавета удалилась в поселение под названием Александровская слобода. Когда-то здесь лютовал Иван Грозный. Почему Елизавета выбрала это место для проживания – неизвестно, может быть потому, что там находился знаменитый на всю Россию женский монастырь, в стенах которого были похоронены умершие в младенчестве сестры Петра Великого – Марфа и Феодосия. Конечно, матушка Петра I имела здесь собственное подворье, которое унаследовала Елизавета. Может быть, цесаревна решила скрыться здесь от дворцовой жизни; не исключено также, что ее привела сюда любовь к уроженцу этих мест прапорщику лейб– гвардии Семеновского полка Алексею Шубину.

Откуда мы «черпаем знания» о любовных похождениях Елизаветы? Во-первых, иностранные дипломаты с их отчетами, в которые собраны все дворцовые сплетни, а если с ответом не сходится, то ведь можно и присочинить – работа такая! Во-вторых, мемуары современников, хотя никто, как говорится, «свечку не держал». В Александровской слободе рядом с церковью во имя Захария и Елизаветы она построила себе летний деревянный дом, был у нее и зимний дом, оба на каменном фундаменте. «Дом, стоящий на окраине города и приобретший весьма дурную славу», – пишет Валишевский. А Елизавете было наплевать на эту «дурную славу». Она умела принимать жизнь такой, какая она есть, а потому, забыв царское происхождение, дружила с крестьянскими девушками, принимала участие в их играх, пела и водила хороводы, была в курсе их сердечных дел, сидела с ними за столом – запросто – и угощала пряниками и прочими сладостями. Любимым развлечением, как всегда, была верховая езда, она знала толк в лошадях. Зимой цесаревна каталась на коньках – рядом был пруд – и охотилась на зайцев. В большом лесу, что рядом с деревней Курганихой, принимала участие в травле волков. Рядом с домом она велела разбить большой сад, – словом, жила в свое удовольствие.

Из доклада прусского посланника Мардефельда своему государю Фридриху, вернее сказать, отчета, написанного звонко и велеречиво, мы знаем о любовной связи Елизаветы с работниками ее конюшни. Конюха звали Никита, из-за «подлого» происхождения фамилии он не имел. Следующий «развратник» – камер-паж Пимен Лялин. Упомянут также некий Ермолай Скворцов – сын другого кучера. Откуда Мардефельд получил эти сведения, бог весть, но князь Щербатов в своем сочинении тоже не обошел их вниманием. Эти сведения подтверждает последующая судьба упомянутых персонажей. С восшествием Елизаветы на трон Никита приобрел фамилию Возжинский, все трое получили дворянское звание, чин камергеров и богатые поместья. Так-то оно так, но и за верность и преданность можно награждать, тем более что преданными эти люди были в самое трудное для Елизаветы время. Впрочем, все знают, молодость – это время великих глупостей.

НАРЫШКИН СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ

Русский политический и государственный деятель.

Род Нарышкиных вошел в русскую историю благодаря тому, что его представители играли важную роль в политической и культурной жизни России. По имени Нарышкиных даже был назван архитектурный и художественный стиль, распространенный в конце XVII начале XVIII века.

По преданию, Нарышкины происходили от татарского вельможи Нарышкина, который в 1463 году перешел на русскую службу. Однако возвышение этой семьи относится лишь к концу XVII века, когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая стала матерью императора Петра I.

Один из членов этой семьи, Семен Кириллович Нарышкин, получил превосходное домашние образование, и, казалось, ничто не могло помешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила Елизавета Петровна, он попадает в опалу, и ему приходится уехать из России.

Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию Тенкин. В Россию он вернулся только в 1741 году, поскольку был пожалован придворным чином камергера. Правда, императрица Елизавета не изменила своего отношения к Нарышкину и немедленно отправила его за пределы страны: Нарышкин был назначен посланником русского престола в Англии.

Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе Ангхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин и не подозревал, что встреча изменила судьбу. Всего через три года ему пришлось встретить принцессу Софью-Фридерику, приехавшую в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III.

Сопровождая будущую императрицу, Семен Кириллович учил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе был не известен. И, тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани оплаты. Известен случай, когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения были не редкостью в поведении Елизаветы.

Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не меньше. Чем его туалеты, был известен его театр, который он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича).

С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века он организовал в своем имении так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту. В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович пригасил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была очень мелодичной, по своему звучанию напоминая органную.

Когда же на престол вступила Екатерина II, Семен Кириллович Нарышкин, наряду с Потемкиным, оказался в числе самых приближенных к императрице людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер-егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжден высшим российским орденом Андрея первозванного.

Тогда же на землях, которые принадлежали семье Нарышкиных, и зародился новый архитектурный стиль – русское или нарышкинское, барокко. Первой постройкой в этом стиле стала церковь Покрова в Филях – подмосковной усадьбе Нарышкина. Позже крепостной зодчий яков Бухвостов построил в стиле нарышкинского барокко церкви в Троице-Лыкове, Рязани, а также храм Спаса в Уборах. Для всех этих построек характерна яркая декоративность, сочетание различных геометрических форм, зрительная легкость. Недаром известный искусствовед И. Грабарь назвал эти строения Бухвостова «кружевной сказкой».