Как сделать анализ работы. Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения - пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора - это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний - главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

  • Восхищение солнечным и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» - это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну - с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле - метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение - это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб - один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтар ным бл еском»;
  • «по утр еннему сн егу»;
  • «прозр ачный л ес»;
  • «н етер пел иво»;
  • «весёл ым тр еском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Инструкция

Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом ?». Стихотворные произведения могут быть , патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.

Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.

Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.

Эта статья будет полезна как школьникам, там и студентам филологических специальностей. Проанализировать стихотворение не так просто: необходимо знать и уметь определять художественные приёмы, стилевые течения, виды рифм, средства поэтической фонетики и синтаксиса.

Отметим, что в университетах в большинстве случаев требуют подробный, детальный анализ, акцентируют внимание на лексике, художественных средствах, типах рифмы и строфики. А в школах важным аспектом остается содержание, идея и образы.

Для упрощения поставленной задачи предлагаем алгоритм, следуя которому, Вы без труда справитесь с поставленной задачей.

  1. Название и автор произведения .
  2. История создания .

    Здесь необходимо указать дату написания, историю публикации, факты из авторской биографии, которые связаны с сюжетом. Если есть посвящение, об этом стоит написать. Важно продемонстрировать, насколько характерно или нетипично стихотворение поэтической манере автора. Если оно написано в традициях какого-либо литературного течения (футуризма или акмеизма), к которому автор принадлежал, это стоит указать.

  3. Тема, идея, основная мысль и сюжет .

    Тема может быть общественно-политической, любовной/интимной, философской. Зачастую возникают трудности с отнесением произведения к той или иной теме, в этом случае принято указывать ведущую тему. Нелишне написать о более узких подтемах – главных мотивах произведения, это могут быть мотивы одиночества, встречи, тоски, изгнания. А сюжет – это событие, с которым связано стихотворение: воспоминания автора, случайная встреча, созерцание природы и прочие.

  4. Композиция произведения .

    В этой части анализа необходимо ответить на вопросы: является ли каждая строфа законченной мыслью? Согласовывается или не согласовывается смысл строф? Имеет ли важное фундаментальное значение последняя строфа для раскрытия идеи стихотворения? Содержит ли она вывод? Обратите внимание на размер, рифму, ритм. Стихотворные размеры имеют двусложный вид (хорей, ямб, спондей) или трехсложным (трибрахий, дактиль, амфибрахий, молосс) и др. Рифма существует парная, перекрёстная, кольцевая, анафоры (одинаковое начало строчек).

  5. Поэтическая лексика .

    Проанализируйте произведение на наличие тех художественно-выразительных средств, которые помогают автору передать его позицию, чувства героев, их настроение.Троп – выражение, которое используется в переносном значении для усиления образности, художественной выразительности речи.

    Аллегория – это иносказание, обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Например, смерть - представляется зачастую посредством косы; как лиса – в значении хитро, льстиво и нагло.
    Гипербола – стилистическое преувеличение, например, «я говорил тебе 100 раз».
    Ирония – скрытая насмешка. – стилистическое преуменьшение.
    Метафора – вид тропа, употребление слова в переносном значении по сходству, например, шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету).
    Эпитет – определение, подчеркивающее его выразительность, например, горячо любить.

  6. Стилистические фигуры .

    Охарактеризуйте поэтическую речь: присутствие антитезы или противопоставления, градации, инверсии, повторов, риторических вопросов, обращений, умолчаний, незаконченных предложений.

  7. Фонетика произведения : аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора или дублирование одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  8. Образ лирического героя .

    Героем может выступать сам автор или некоторый персонаж, от лица которого повествуются события. Выявить лирического героя в том произведении тяжело, где постановка философской проблемы есть основная задача, а не изображение состояния души человека.

  9. Жанр стихотворения : эпиграмма, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и другое.
  10. В заключении необходимо выразить собственное мнение читателя , личную оценку прочитанного стихотворения.

Воспользовавшись представленным алгоритмом, Вы сможете написать анализ любого стихотворения.

Жизнь заставляет нас ежедневно принимать решения. И каждое наше решение, так или иначе оказывает влияние на наше будущее. От некоторых решений зависит наша судьба на годы и даже десятилетия. Для принятия любого важного решения нужен тщательный анализ происходящего, это необходимо как в бизнесе, так и в бытовой жизни. Качественный анализ дело весьма непростое. И несмотря на то что его необходимо уметь делать абсолютно каждому человеку, данной функции менеджмента не учат в школе. Сегодня мы расскажем об одном из самых распространенных способов анализа – методе SWOT.

Что такое SWOT анализ

SWOT анализ – это метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырёх сторон:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы;

Сильные и слабые стороны – это ваша внутренняя среда, то что вы уже имеете на текущий момент времени. Возможности и угрозы – это факторы внешней среды, они могут произойти, а могут и нет, это зависит в том числе и от ваших действий и решений.

Впервые аббревиатура SWOT прозвучала в Гарварде в 1963 году на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). В 1965 году SWOT анализ был предложен для разработки стратегии поведения фирмы.

SWOT анализ помогает составить структурированное описание конкретной ситуации, на основании этого описания можно сделать выводы. Это позволяет принимать правильные и взвешенные решения. SWOT анализ занимает весомую роль в , ему стоит овладеть всем кто занимается управлением персоналом и маркетингом.

Правила проведения SWOT анализа

Перед тем как приступить к составлению SWOT анализа необходимо усвоить ряд правил.

  1. Нужно выбрать максимально конкретную область исследования . Если вы выбрали слишком широкую область, то выводы будут не конкретными и слабо применимыми.
  2. Четкое разделение элементов SWOT . Не нужно путать сильные стороны и возможности. Сильные и слабые стороны – это внутренние особенности организации, ей подвластные. Возможности и угрозы связаны с внешней средой и напрямую неподвластны влиянию организации, организация может лишь менять свой подход и подстраиваться под них.
  3. Избегайте субъективности . Наивно будет опираться на ваше мнение если с ним не согласен рынок. Возможно вы считаете ваш продукт уникальным, но об этом стоит прежде всего спросить потребителей. Без них ваше личное мнение не имеет никакого значения.
  4. Старайтесь использовать мнение как можно большего количества людей . Чем больше выборка, тем точнее исследование. Помните про ?
  5. Максимально конкретные и точные формулировки . Я часто спрашиваю у подчиненных – «что нужно делать чтобы больше зарабатывать?» Почти всегда мне отвечают, что нужно больше работать. Это не конкретная формулировка, не ясно какие конкретные действия в какое время должен совершать человек.

Используя эти не сложные правила можно перейти к составлению SWOT матрицы.

SWOT матрица

SWOT анализ принято использовать, начертив таблицу, её часто называют SWOT матрицей. Такая методика использования не зависит от глобальности решаемой задачи. Не имеет значение решаете ли вы вопрос с кем провести выходные или в какой бизнес вложить свои миллионы, суть и внешний вид SWOT анализа останется не изменой. Выгляди SWOT матрица примерно вот так:

Первая строчка и первый столбец указаны просто для удобства понимания, их рисовать не обязательно если вы хорошо понимаете метод SWOT анализа.

Как использовать SWOT анализ

Итак, перед вами стоит некая задача и нужно понять, как её решить. Прежде всего нужно нарисовать SWOT матрицу. Можно это сделать, поделив лист бумаги на четыре части. В каждую часть нужно написать, как можно больше имеющейся информации. Желательно сначала писать более значимые факторы, потом переходить к менее значимым.

Анализируем сильные и слабые стороны

Как не удивительно, но именно с описанием сильных сторон возникает больше всего проблем у людей, взявшихся за SWOT анализ впервые. В целом вы можете попросить помощи в оценке своих сотрудников, друзей и знакомых, но лучше научиться анализировать самостоятельно. Сильные и слабые стороны оцениваются по одним и тем же параметрам.

В бизнесе сильные стороны оцениваются прежде всего по следующим параметрам:

  • Менеджмент и человеческие ресурсы в целом. Прежде всего компетентность и опыт персонала;
  • Наличие чёткой системы. Бизнес процессы и понимание сотрудников что делать;
  • Финансы и доступ к деньгам;
  • Чётко . Это очень важный фактор успеха, отсутствие отдела продаж - это серьёзная преграда и поглотитель остальных ресурсов;
  • Продуманность маркетинговой политики;
  • Наличие издержек на производство.

При проведении SWOT анализа своей личности можно опираться на следующие критерии:

  • Образование и знания;
  • Опыт и ваши умения;
  • Связи в обществе, полезные знакомства и прочие возможности использовать административный ресурс;
  • Узнаваемость и авторитет;
  • Наличие материальных ресурсов;

При анализе сильных сторон стоит ориентироваться на то что вы любите делать и что у вас получается хорошо. Как правило то что мы не любим у нас получается хуже.

Анализ возможностей и угроз

Возможности и угрозы создают изменения среды и те изменения которые можете предпринять лично вы. Стоит отметить что для анализа внешней ситуации на рынке, а тем более для прогнозирования бедующего рынка нужно обладать серьёзной квалификацией. Предугадать что произойдёт очень трудно и стоит опираться прежде всего на текущие факты и тенденции. При этом, делая долгосрочное планирование нужно учитывать, в том числе и самый пессимистичный сценарий развития ситуации.

Возможности и угрозы в бизнесе прежде всего оцениваются по следующим параметрам:

  1. Тенденции рынка. Увеличение или снижение спроса.
  2. Экономическое положение в стране. В годы роста экономики бизнес при прочих равных будет расти соразмерно с ростом экономики, и наоборот.
  3. Конкуренция, отсутствие конкурентов сегодня не гарантирует их отсутствие завтра. Приход на рынок крупного игрока, может перевернуть отрасль с ног на голову.
  4. Изменения инфраструктуры. Крупные изменения в инфраструктуре могут сулить как прибыль, так и убытки.
  5. Законодательство и политические тенденции. Наверное, году так 2003 никто не предполагал, что уже через 5 лет все казино закроются.
  6. Технологические перевороты. Прогресс неизбежно уничтожает целый отрасли, создавая при этом новые.

В любой сфере бизнеса есть свои эксперты и профессионалы, для составления качественной SWOT матрице, можно обратиться к ним за советом и экспертным мнением.

Методика SWOT анализа

Итак, у нас есть заполненная SWOT матрица которая содержит: сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. На основании этой матрице вам нужно по которому вы будете работать. Для этого выполняем следующие действия:

  1. Нужно от ранжировать все факторы по степени влияния;
  2. Все надуманные и не важные факторы нужно исключить;
  3. Разбираем насколько ваши сильные стороны могут помочь избежать угроз, и достичь возможностей;
  4. Смотрим какое влияние ваши слабости могут оказать на возможности и угрозы;
  5. Как сильные стороны могут помочь исправить слабые стороны;
  6. Как мы можем снизить угрозы;

На основе проделанной работы вы составляете основные вектора развития. SWOT анализ этот прежде всего инструмент описательной оценки ситуации. В нём не анализируются большие массивы аналитики и не делается сравнение показателей за прошедшие годы. На основе SWOT количественно не измеряются параметры. И именно поэтому метод SWOT всегда будет достаточно субъективным инструментом анализа.

Применение SWOT анализа

Простота SWOT анализа делает этот инструмент очень универсальным, как мы писали выше его можно использовать как жизни, так и в бизнесе. SWOT анализ применяется как отдельно, так и совокупи с другими инструментами анализа и планирования. Наиболее широкое применение SWOT анализ получил в и менеджменте прежде всего для стратегического планирования деятельности организации.

SWOT самоанализ

Отдельно хочется рассказать про применение метода SWOT анализ для определения приоритетов в личном развитии. Вы можете использовать данный инструмент для определения целей как на работе, например, каким направлением деятельности вам стоит заниматься, так в личных отношениях.

Я настоятельно рекомендую руководителям среднего и высшего звена просить своих подчиненных делать личный SWOT анализ не реже чем раз в год. Так же это отличный инструмент для определения управленческих способностей при приёме на работу нового сотрудника. Впервые я эту идею прочитал в книге Игоря Манна Номер 1. Манн рекомендует давать делать SWOT всем, кто пришёл на собеседование.

Сейчас необходимо уметь правильно делать анализ стихотворения, как школьникам, так и студентам филологических факультетов. В современной школе анализу стихотворений уделяют с каждым годом всё больше внимания, поскольку специфика ЕГЭ обеспечивает высокие требования к знаниям терминологии, практическим навыкам в разных областях. Школьные программы несколько усложняются, ученики должны осваивать объёмные материалы и хорошо ориентироваться во многих литературоведческих нюансах.


Основные особенности анализа стихотворения
Увеличение смысловой нагрузки и количества терминов необходимо гармонично сочетать с освобождением учебных часов в школах для преподавания точных наук. Именно поэтому анализ стихотворения является оптимальным способом преподнести материал и привить практические навыки. Делая анализ, дети быстро повторяют все термины, на практике видят, чем отличаются разные поэтические средства.

Чтобы выполнить анализ стихотворений, необходимо знать целый комплекс художественных приёмов, определять стилевые течения, виды рифм, делать графическое изображение поэтического текста, знать средства поэтической фонетики и синтаксиса. Как правило, анализ поэтического произведения занимает достаточно много времени, кажется сложнее описания прозаического текста. Исследование стихотворений, их описание, создание сочинений, посвящённых анализу, обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников. Даже студенты средних курсов лингвистических направлений не всегда способны свободно пользоваться литературоведческим инструментарием, иногда не видят структуру текста и не могут правильно определить тип рифмы, художественные средства, путают образ автора и лирического героя.

Для устранения всех затруднений важно в первую очередь научиться выполнять анализ по строгой схеме, не отступая от заданного алгоритма. При этом нужно опираться только на факты и точно знать значения терминов, когда производится исследование поэтического текста в области его построения. Также зачастую, особенно в рамках школьной программы, требуется осветить собственную читательскую позицию, художественно выразить личные впечатления от прочитанного стихотворения. Обычно это делается в форме мини-сочинения. В таком случае пригодятся навыки грамотного изложения мыслей, умение составить логичный и законченный текст, отвечающий на вопрос, полностью раскрывающий тему.

Таким образом, чтобы выполнить правильный анализ стихотворения, необходим комплекс литературоведческих знаний и практических навыков, умение определять тему, идею текста.

Алгоритм анализа стихотворения
Выполняя анализ стихотворения, рекомендуется придерживаться чёткой схемы. В разных статьях, посвящённых вопросу исследования и описания поэтических текстов, отмечают, что жёсткие рамки могут помешать объективно изучить стихотворение. На самом деле, какой бы тонкой материей ни была стихотворная форма, важно последовательно анализировать текст. В школе и институте желательно просить учащихся выучить схему наизусть, причём подробную, с необходимыми пояснениями. Так будет легче производить анализ, исключая вероятность пропуска нужных пунктов.

Требования и схемы везде имеют свои отличия: в университетах они максимально подробны, в них наблюдается уклон в сторону детального разбора с точки зрения лексики, художественных средств, типов рифм и строфики; в школе больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам.

Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения, дополняя её пунктами, обозначенными в конкретной учебной программе.

  1. В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.
  2. Затем следует рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в творчестве поэта.
  3. Когда можно выделить определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или акмеизма.
  4. Выделяется тема стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.
  5. Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на...». Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в лирических стихотворениях он заметно ослаблен.
  6. На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.
  7. Затем нужно определить основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.
  8. Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.
  9. Далее нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.
  10. Сейчас следует указать, какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.
  11. Важно правильно перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить стихотворный размер. В школе чаще ограничиваются указанием размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий или анапест) и изображением его графического рисунка, определением количества стоп. Пишут основные тропы (эпитеты, сравнения, аллегории, гиперболы, олицетворения, метафоры). Студенты университетов обязательно дают более детальный анализ. Расписывают подробно средства поэтического синтаксиса и интонационные фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, градация, кольцо, стык, антитеза, пропуск, параллелизм, инверсия, бессоюзие, инвектива, сопоставление противоположностей). Также детально пишут о поэтической лексике, подробно обозначают рифму (например, мужская, смежная, точная), указывают ритмообразующие элементы (метрические ударения, концевые паузы, внутренние созвучия и т.д.). Если стихотворение было отнесено к конкретному направлению, важно доказать это примерами, разбирая художественные средства.
  12. Указывается жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая (народно-песенное течение, классическое, агитационное).
Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.

Очень важно уметь правильно выполнять анализ стихотворения. В процессе исследования текста можно открыть в нём много нового, не замеченного при чтении. Анализ развивает память, литературоведческие навыки.