Теория социального научения ДЖ. Роттер. Роттер) Теория социального научения д роттера

В центре внимания теории соц. научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагал, что нужно прогнозировать взаимодействия 4-х перемен. Эти перемены включают в себя:

Потенциал поведения. Роттер утверждает, что ключ предсказания т.ч. человек будет делать в данной ситуации лежит в понимании потенциала поведения. Под термином понимается вероятность данного поведения, “встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями”.

Ожидание. По Роттеру ожидание относится к субъективной вероятности т.ч. определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые являются наиболее общими и применимыми к ряду ситуаций. Первые наз. специфическими ожиданиями, они отражают опыт к одной ситуации и не приемлемы к прогнозу поведения. Последние наз. генерализованными ожиданиями, они отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в Роттеровском понимании.

Ценность подкрепления. Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной вероятности получения, предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию он утверждает, что люди различаются по своей оценки важности в той или иной деятельности ее результатов.

Психологическая ситуация . Четвертой переменной, используемой Роттером, является психологическая ситуация. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляют наблюдатели. В этом случае его точка зрения очень близка к подходу Карла Роджерса. Как и Роджерс, Роттер осознает, что если данные обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, независимо от того, насколько странным покажется его трактовка другим.

Основная форма прогноза поведения: потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Локус контроль – термин, используемый Роттером, относится к тому, верят ли люди, что подкрепление зависит от их собственного поведения или контролируются силами из вне (интернальный и экстернальныйлокус контроля).

Основные принципы гуманистической психологии

В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека ине ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.

Метаценности и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. Для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми. Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида.

В рамках данной психологии разработана система понятий и принципов, которые доказали свою практическую эффективность как в психотерапии, так в уяснении сущности человеческой психики и поведения индивида.

Гуманистическая психология – важная составная часть теории и мировоззрения современного гуманизма.

Основные принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.

1. Каждый человек реально живет только в настоящем моменте (здесь-и-теперь), и именно этот момент, включающий в себя прошлое-в-настоящем и будущее-в-настоящем существенно важен для него. «Прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему

2. Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

3. Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то, как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т.е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

4. Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

5. Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания – по крайней мере как урок, который нам, возможно, дорого стоил, но который предохраняет нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

Теория Джулиана Роттера (1916-1995) базируется на предположении, что когнитивные факторы способствуют формированию реакции человека на воздействие окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического бихевиоризма, согласно которой поведение формируют непосредственные подкрепления из окружающей среды, и считает, что основным фактором, определяющим характер деятельности человека, являются его ожидания относительно будущего.

Главным вкладом Роттера в современную психологию стали формулы, на основании которых возможно прогнозировать человеческое поведение. Роттер утверждал, что ключом к прогнозированию поведения наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предположить, рассматривая взаимоотношения человека с значимым для нее окружением.

Основная формула, разработанная Роттер, позволяет прогнозировать целенаправленное поведение в конкретной ситуации, используя понятия "потенциал поведения", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления":

потенциал поведения = ожидания + ценность подкрепления.

"Потенциал поведения" - это возможности поведения в ситуациях с подкреплением. Каждый человек обладает определенным потенциалом пове-динкових реакций, сформировавшихся в течение жизни. "Ожидание" в теории социального научения - это субъективная вероятность того, что в подобных ситуациях в поведении человека наблюдаться подкрепления. "Ценность подкрепления" Роттер объясняет так: разные люди ценят и предпочитают разные подкреплением: кто больше ценит одобрение, уважение со стороны других, кто-то - материальные ценности или более чувствителен к наказанию и тому подобное. Как и ожидания, ценность подкрепления базируется на опыте личности и может меняться со временем, в зависимости от ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание - с познавательными процессами.

Ключевое понятие теории социального научения: - "локус контроля". Понятие базируется на двух основных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделены два полярных типа такой локализации - экс-тернальний и интернальный. 2. Локус контроля, характерный для определенной личности, Надситуативно и универсальный. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как во время неудач, так и в случае достижений.

Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется "Шкала интернальности - экстернальности" Роттера. Локус контроля определяет, испытывает личность себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, или пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.

Личность с экстернальным локусом контроля считает, что ее успехи и неудачи регулируются внешними факторами такими как судьба, успех, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интернальным локусом контроля верит в то, что успехи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями. Интерналы не только сопротивляются внешнему воздействию, но также, когда представляется возможность, стремятся контролировать поведение других. Интерналы более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимые от мнения других.

Экстерналы свойственна конформная и зависимое поведение. Они не могут существовать без общения, лучше работают под контролем. Интерналы, в отличие от экстерналов, не желают быть под контролем других и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить свободы. Интерналы более эффективно работают самостоятельно.

В экстерналов чаще возникают психологические и психосоматические проблемы. им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрации и стрессов, к развитию неврозов. Интерналы проявляют активную позицию в отношении к своему психического и физического здоровья. Установлена связь интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я".

Экстерналы и интерналы различаются также и по способу интерпретации социальных ситуаций, в частности, получением информации и механизмом их каузального объяснения. Интерналы проявляют большую ответственность, осведомленность в проблемах и ситуациях, чем экстерналы, не объясняют поведение эмоциональными и ситуативными факторами (в отличие от экстерналов).

В целом, теория социального научения Дж. Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и пытается выявить, как личность учится взаимодействовать с другими.

Теория социального научения - когнитивная теория личности второй половины XX в., разработанная американским персонологом Роттером. Согласно теории социального научения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью понятий "поведенческий потенциал", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления", "психологическая ситуация", "локус контроля". Под "поведенческим потенциалом" понимается вероятность поведения, встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человек обладает определенным потенциалом и набором действий и поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни. "Ожидание" в Теории социального научения относится к субъект, вероятности того, что определенное подкрепление будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личности В Теории социального научения различаются ожидания, специфичные для одной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие или применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт различных ситуаций. "Психологическая ситуация" такова, какой ее воспринимает личность Особо важным является роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека и на психологическую ситуацию.

Роттер определяет "ценность подкрепления" как степень, с которой личность при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление другому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то - материальные ценности или более чувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивид, различия в личностном предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания, ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течением времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание - с познавательными процессами. Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется на двух основных переменных - ожидании и ценности подкрепления. В Теории социального научения предлагается формула для прогноза поведения личности, базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание + ценность подкрепления.

Поведенческий потенциал включает пять потенциальных "техник существования": 1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основанием социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации, которые используются как техники согласования с требованиями др. людей, обществ, норм и т. д.; 3) защитные поведенческие реакции, используемые в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (например, такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. д.); 4) техники избегания - поведенческие реакции, направленные на "выход из поля напряжения", уход, бегство, отдых и т. п.; 5) агрессивные поведенческие реакции - это может быть и физическая агрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.

Ротгер полагал, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания. Цель определяет направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей, которые обусловливают набор различных типов поведения, включающих, в свою очередь, различные наборы подкреплений.

В Теории социального научения выделяются шесть видов потребностей, применимых к прогнозу поведения: 1) "статус признания", означающий потребность чувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей; 2) "защита-зависимость", определяющая потребность личности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей; 3) "доминирование", включающее потребность влиять на жизнь др. людей, контролировать их и доминировать над ними; 4) "независимость", определяющая потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других; 5) "любовь и привязанность", включающие потребность в принятии и любви других; 6) "физический комфорт", включающий потребность в физической безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий. Все др. потребности приобретаются в связи с названными и в соответствии с удовлетворением основных потребностей личности в физическом здоровье, безопасности и удовольствии.

Роттер предполагал, что каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. В сочетании они составляют основу формулы общего прогноза: потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Потенциал потребности представляет собой функцию от свободы деятельности и ценности потребности, что позволяет прогнозировать реальное поведение личности Человек склонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность.

Базовое понятие генерализованного ожидания в Теории социального научения - интернально-экстернальный "локус контроля", базирующийся на двух основных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации - экстернальный и интернальный. 2. Локус контроля, характерный для опред. личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.

Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется "Шкала интернальности-экстернальности" Роттера. Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой - пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств. Экстернальность - интернальность является конструктом, который следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную "экстернальность", а на другом - "интернальность"; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части всередине.

Личность способна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится в собственных руках. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Интерналы в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.

Личность с экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интервальным локусом контроля верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями.

Экстерналам присуще конформное и зависимое поведение. Интерналы в отличие от экстерналов, не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы. Экстерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.

У экстерналов чаще возникают психологические и психосоматической проблемы, чем у интерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я". Интерналы обнаруживают более активную, чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическому здоровью.

Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналов избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.

В целом в Теории социального научения подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с др. людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич. инструментарий, разработанный в Теории социального научения, активно и плодотворно используется в эксперимент. исследованиях личности.

Основа теоретической концепции А.Бандуры — моделирование или научение через наблюдение. Саморегулирование или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории А. Бандуры.

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры (род. в 1925) Социально-когнитивная теория Бандуры дала толчок большому количеству исследований, подвергающих проверке ее основные концепции и принципы. Эти исследования значительно расширили наши знания о том, как моделирование поведения родителей влияет на социальное развитие детей, как приобретают языковые и мыслительные навыки, как можно использовать самоподкрепление в терапии разнообразных психологических проблем.

А. Бандура полагает, что психологическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимно зависимые детерминанты. Разработанная А. Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть, люди могут оказывать какое-то влияние на свое собственное поведение (табл. 18).

Таблица 18

Модель взаимного детерминизма

А. Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами, люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.

А. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведение и мотивации (табл. 19).

Компоненты научения через наблюдение

Процессы внимания

Процессы

сохранения

Моторно-репродуктивные процессы

Мотивационные процессы

Человек следит за поведением модели и точно воспроизводит это поведение

Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее

Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа

Если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепле-ние) потенциаль-но присутствует, человек совершает моделируемое поведение

Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры:

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.

Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является проблема саморегуляции.

Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Теория социального научения Д. Роттера представляет собой концепцию личности, которая, вслед за теорией А. Бандуры, подчеркивает роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека. Как писал сам Роттер: «Это социально-научающая теория, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми»

Джулиан Роттер считал, что в основе прогнозирования социального поведения человека в сложных ситуациях лежат четыре взаимодействующие друг с другом переменные (приведенный ниже материал основан на изложении теории Роттера, данное Л. Хьеллом и Д. Зиглером):

1. Потенциал поведения . Этот термин описывает вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями» (цит. По Хьелл и Зиглер, с. 412). Эти авторы приводят следующий пример. Например, кто-то оскорбил вас на вечеринке. С позиций рассматриваемой теории возможны несколько ответных реакций. Вы можете: потребовать извинений; не обратить внимание на оскорбление и перевести разговорю другую тему; ударить обидчика по лицу или просто уйти. Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения.

2. Ожидание . Ожидание представляет собой субъективную вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Например, решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, скорее всего, спросите, помогут ли вам эти занятия лучше сдать экзамен. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации и варьирует от 0% до 100%. То есть, если подготовка к экзамену в прошлом помогала вам лучше сдать экзамен, то, соответственно, вы будете иметь высокое ожидание того, что снова успешно его сдадите. Концепция ожидания Роттера заключается в объяснении типичного для человека поведения, которое повторяется потому, что ранее за подобное поведение в данной ситуации человек получал подкрепление. В случае, если человек впервые столкнулся с той или иной ситуацией, то его поведение (и ожидание) будут основываться на имеющимся опыте в сходной ситуации.

Роттер утверждает, что ожидание может привести к постоянным формам поведения, независимо от времени и ситуаций и, по сути, объясняет стабильность и единство личности. Прогнозируя поведение человека, необходимо полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи, а не на оценку кого-то другого.

Роттер различает ожидания, специфичные для какой-то конкретной ситуации, и те, которые являются наиболее общими или применимыми к ряду ситуаций. Первый тип ожиданий Роттер назвал специфическими ожиданиями, они отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Второй тип ожиданий – генерализованные ожидания, отражают опыт различных ситуаций и могут быть использованы для прогнозирования социального поведения человека. Одним из таких генерализованных ожиданий является интернально-экстернальный локус контроля.

3. Ценность подкрепления. Это понятие определяется как степень, с которой индивид предпочитает одно подкрепление другому при равной вероятности его получения. Так, для одних важен поход в кино, а для других – в оперу. Ценность различных подкреплений, во-первых, основана на опыте индивида, во-вторых, зависит от ситуации, в-третьих, изменяется с течением времени. Кроме того, у каждого человека существуют достаточно устойчивая приверженность к тому или иному виду подкрепления, связанная с предпочитаемой в целом моделью поведения.

4. Психологическая ситуация. Эта переменная представляет собой видение психологической ситуации с точки зрения человека. Значение имеет не объективная трактовка ситуации, а то, как представляет себе ее сам индивид, ведь именно интерпретация ситуации в тех или иных терминах лежит в основе детерминации социального поведения личности. Хьелл и Зиглер, анализируя теорию Роттера, отмечают, что она близка к теории Бандуры, так как в этих теориях «личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека» (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, с. 415).

Таким образом, основной формулой прогноза социального поведения личности в той или иной социальной ситуации, по Роттеру (1967), является следующая формула: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Опираясь на данную формулу, можно предсказать выбор личностью альтернативных возможностей в каждый конкретный момент своей жизнедеятельности. Для этого необходимо знать ценность подкреплений личности, связанных с каждой возможностью и ее ожидания относительно подкреплений каждой из возможностей поведения.

Также, рассматривая людей как целенаправленных индивидуумов, Роттер большое внимание при анализе того или иного социального поведения личности придавал целям и потребностям человека. Именно цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Поэтому, прогнозируя социальное поведение человека, необходимо опираться также на анализ его целей и потребностей. Роттер выделяет шесть категорий потребностей, которые могут быть применены к анализу социального поведения личности:

    Статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в различных сферах жизнедеятельности.

    Защита-зависимость – потребность в защите и помощи в достижении важных для личности целей.

    Доминирование – потребность влиять на жизнь других людей.

    Н езависимость – потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других.

    Любовь и привязанность – потребность в принятии и любви со стороны других людей.

    Физический комфорт – потребности физического здоровья и удовольствия.

Обратимся к общей формуле прогноза социального поведения человека, предложенной Роттером в 1982 году:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

Данная формула содержит два фактора поведения. Первый фактор – свобода деятельности человека представляет собой общее ожидание человека, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор – ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей. Хьелл и Зиглер, поясняя роттеровскую общую формулу прогноза, пишут, что «человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность… При условии, что мы знаем эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек» (с. 419).

Центральным понятием теории социального научения Роттера является понятие «локус контроля» личности. Локус контроля – это личностная переменная, представляющая собой обобщенное ожидание личностью того, что же в большей степени влияет на ее поведение – ее собственные действия (личность с интернальным локусом контроля) или разнообразные внешние факторы (личность с экстернальным локусом контроля). Роттер считал, что экстерналы и интерналы не представляют собой психологические типы, так как каждый индивид может иметь характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Такое представление о локусе контроля личности, как о шкале, имеющей на одном полюсе выраженную «экстернальность», а на другом – «интернальность» и легло в основу сконструированной Роттером «Шкалы интернальности-экстернальности» в 1966 году.

Теория Джулиана Роттера основана на предположении, что когнитивные факторы способствуют формированию реакции человека на воздействия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического бихевиоризма, согласно которой поведение формируется непосредственными подкреплениями, безусловно происходящими из окружающей среды, и считает, что основным фактором, определяющим характер деятельности человека, являются его ожидания относительно будущего.

Главным вкладом Роттера в современную психологию, безусловно, стали разработанные им формулы, на основании которых возможно прогнозирование человеческого поведения. Роттер утверждал, что ключом к предсказанию поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать, рассматривая взаимоотношения человека со значимой для него окружающей средой.

Основной задачей теории социального научения Роттера является прогноз целенаправленного поведения человека в сложных ситуациях. Будучи интеракционистом, Роттер считает, что люди взаимодействуют со значимой для них окружающей средой. Реакция человека на события окружающей среды зависит от значения или важности, приписываемых этим событиям. Подкрепления зависят не только от внешних стимулов, они получают свое значение благодаря мыслительным способностям человека. Точно так же и свойства личности, такие как потребности или черты, не могут быть единственной причиной поведения. Роттер полагал, что человеческое поведение проистекает из взаимодействия факторов окружающей среды и личностных характеристик.

Согласно предположению Роттера, личность в основе своей едина, то есть обладает относительной стабильностью, однако ее свойства не являются установленными или определенными в какой-то конкретный период развития, наоборот, их можно изменять или модифицировать до тех пор, пока человек способен учиться. Мы учимся на прошлом опыте, но он не является абсолютной константой, а меняется под влиянием новых впечатлений, которые воздействуют на восприятие в каждый данный момент. То есть личность формируется путем научения.

Ключом к предсказанию человеческого поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания. Предсказать поведение можно, рассматривая взаимоотношениячеловека со значимой для него окружающей средой.

Личность формируется путем научения (learning), ее свойства можно модифицировать, до тех пор пока человек способен учиться, но в своей основе личность относительно стабильна и едина.

Мотивация целенаправленна, то есть люди движимы не стремлением уменьшить напряжение или получить удовольствие, а ожиданием, что действия приблизят их к цели.

Роттер считает, что люди могут использовать мыслительные способности для того, чтобы предвидеть последовательность событий, ведущих к некоторой будущей цели, и конечная цель вносит вклад в ценность подкрепления для каждого события в последовательности. В качестве критерия для оценки подкреплений люди используют свое ощущение того, насколько им удалось продвинуться к предполагаемому событию.

Разработанная Роттером основная формула предсказаний позволяет прогнозировать целенаправленное поведение в конкретной ситуации, используя в качестве переменных поведенческий потенциал, ожидания, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Роттер предположил, что достаточно точные предсказания поведения людей в конкретных ситуациях можно сделать, анализируя четыре переменные: поведенческий потенциал, ожидания, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Поведенческий потенциал относится к вероятности реализации данного поведения в конкретной ситуации; ожидания-- мнение человека о том, получит ли он подкрепление; ценность подкрепления -- предпочтение, оказываемое человеком определенному подкреплению; психологическая ситуация представляет собой сложную структуру сигналов, которые личность получает в определенный период времени.

Для того чтобы прогнозировать поведение в более широком диапазоне, Роттер предложил общую формулу предсказаний, в которой используется концепцияпотребностей. Роттер рассматривает потребности не как состояние недостатка чего-либо или беспокойства, а как индикаторы, указывающие направление действий.

Важное значение в теории Роттера имеют обобщенные ожидания. Чтобы предсказать возможность получения подкрепления в настоящем, люди используют подобный опыт прошлого, то есть имеют обобщенные ожидания успеха.

Для описания обобщенных ожиданий человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения, а в какой -- контролируются силами извне, Роттер ввел термин локус контроля. Определить, в какой степени люди осознают связь между собственными действиями и их последствиями в окружающем мире, можно, используя разработанную Роттером для оценки локуса контроля или степени внешнего и внутреннего контроля над подкреплениями Шкалу внутреннего и внешнего контроля.

Пример обобщенных ожиданий -- доверие в человеческих отношениях. Каждый индивид на основе своего опыта вырабатывает обобщенные ожидания относительно того, последуют ли действительно негативные или позитивные подкрепления за обещаниями или угрозами других. Для измерения этих различий Роттер разработал Шкалу доверия в человеческих взаимоотношения. Отличая доверие от доверчивости, Роттер считает, что для выживания цивилизации необходим высокий уровень доверия в человеческих взаимоотношениях.