Анализ стихотворения Тютчева “Осенний вечер. Анализ стихотворения «Осенний вечер Осенний вечер год написания

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев "Осенний вечер"

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

План

1.Вступление

2.Особенности размера, рифмовки и идейного содержания

3.Художественные приемы и их роль в тексте

4.Вывод

Ф. И. по праву считается одним из гениальнейших поэтов- пейзажистов девятнадцатого века. В его стихотворениях не просто изображается красота природы, а еще и проводится незримая параллель её и человеческого мира. И пусть большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности, однако среди его четырехсот стихотворений, каждое непременно является величайшим творением поэтической и философской мысли истинного творца. Данное произведение было написано поэтом в 1830г.

Текст создан пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Удивительна и сама структура стиха, ведь состоит он из одного сложносочиненного предложения, которое читается на одном дыхании. Бесспорно, сделано это не случайно. Образ осени, как момента подготовки к своего рода смерти - сну в природе, столь кратковременен, что как раз и призвана подчеркнуть подобная синтаксическая особенность.

Созданное в романтическом ключе стихотворение является образцом пейзажной лирики, но в то же время наполнено глубоким философским смыслом, который заключен в образной метафоричности осени, как поры определенной зрелости в человеческой жизни. Поэт сумел в унылом осеннем пейзаже разглядеть ту мгновенную красоту, порой неуловимую взором каждого человека, именно поэтому возникает понятие «светлость вечеров».

Использование эпитетов «умильная, таинственная прелесть» - подчеркивает красоту момента, загадочность, происходящих в природе изменений, которые мы воспринимаем как должное. Метафорический эпитет «зловещий блеск» говорит о том, что вся эта красота вот вот исчезнет, в этом и заключено коварство законов мироздания.

Использование ассонансов с «и», «а», «е», «у», создают определенную протяжность поэтических строк, привнося ощущение уныния в душу читателя. Аллитерации с « л», «с», «р» позволяют передать плавность движений, заключенную в падении листа, трепетании ветвей от порыва ветерка. Олицетворение «грустно-сиротеющая земля» так емко изображает осенний пейзаж, в котором сразу представляются оголенные кроны деревьев, словно кто-то нарочно украл эту красоту и убранство у мира.

Но, несмотря на то, что повсюду лирический герой наблюдает ущерб, принесенный осенней порой, в каждой детали он отмечает улыбку. И это неспроста, ведь общеизвестно, что за осенью придет зима, и долгожданная весна, когда природа вновь переродиться и предстанет во всем своем ослепительном блеске. Таков закон жизни, и именно в этом состоит её прелесть. Именно в последней строке поэт проводит параллель всех описанных природных ощущений с человеком. Ведь в жизни каждого из нас наступает своя осень, время мудрости, открытий самого себя, время, когда мы с кроткой улыбкой оглядываемся назад, время, когда мы начинаем ценить каждый миг нашей жизни.

Именно в человеческую осень мы осознаем, как быстротечна жизнь, что она проходит так же мгновенно, как и осень, что нет уж в нас былой красоты и пышности, которой так гордились ранее. Но и человек имеет в своей жизни своего рода весну, новое перерождение, которое он непременно ощутит в своих детях и внуках. Как тонко подмечены Тютчевым такие животрепещущие вопросы в данном стихотворении. Как умело он изобразил единым целым все живое и неживое, наделил их схожими чертами и ощущениями, словно нарочно напомнив нам - читателям об истинных ценностях.

Прекрасные, шедевральные работы Федора Тютчева, посвященные пейзажной лирике, занимают достойное место в обширной русской литературе. В своих стихотворных работах автор умело соединял и традиционно русские мотивы и классические европейские особенности литературного жанра.

Творческое наследство Федора Тютчева, которое переходит из поколения в поколение, достигает 400 работ. Практически все свое время он посвящал дипломатической службе, поэтому, времени на создание литературных шедевров не оставалось. Но, это не помешало автору пополнять копилку русской литературы прекрасными работами, которые можно отнести к классическому романтизму. Одной из таких работ является «Осенний вечер».

На момент написания своего стихотворения, поэт находился вдали от родины и безумно тосковал, скучал по ней. Именно поэтому, в один из осенних вечеров, Федор Тютчев и создал такую волнующую, нежную, изящную стихотворную работу.

С первого взгляда, авторское творение наполнено необычайной грустью, ведь именно осенью природа умирает, жизнь останавливается. Сумрачный вечер навеивает мысли о старости. Однако, автор не желал создавать тоскливое стихотворное произведение, поэтому, уже с первых строк Тютчев пишет про светлость вечеров, за которыми он наблюдает.

Поэт уловил именно тот момент, когда заходящее за горизонт солнышко, дотрагивается своими лучами до крон деревьев, делая их яркими и сияющими. Такой момент автор называл «улыбкой увядания».

В данной работе автор не разделяет природу на живую и неживую. Он думает о том, что человек копирует все, что ежедневно окружает его. Поэтому, для него осень – это период полноценной зрелости, когда каждый из нас может оценить и осознать уходящие жизненные моменты.

Тютчев выражает восхищение, которое он испытывает по отношению к явлениям природы. Он говорит об их цикличности. Ведь не стоит грустить. На смену тоскливой осени придет снежная, пушистая зима. А затем, деревья и кустарники снова проснуться, и зазеленеют сочной листвой. А каждый человек, который вместе с природой прошел цикличный круг, приобретет знания и мудрость. И они помогут ему в дальнейшем.

Цель:

  • знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
  • уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;

Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже говорили о том, что поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…

Но природа у поэта имеет и другой лик:

Не то, что мните вы, природа:


Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.

Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.

II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».

Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишите ваши ассоциации к слову ОСЕНЬ. Вспомнить ваши чувства, ощущения вам помогут картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» – на экране демонстрируются картины. После того как ученики напишут свои слова-ассоциации, они их проговаривают, дополняют свои записи. Примерный перечень слов: сентябрь, жёлтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, тёмные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодные ветры, ненастная погода, грусть, тоска, одиночество…Одинокая тёмная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то потере, скорби, как будто что-то ушло безвозвратно…Но могут быть и совершенно неожиданные слова – это зависит от учащихся. Эта работа проводится для того чтобы создать определённое настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, довольно сложного для учащихся якутской школы. Учитель при этом говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке – это подготовка к домашнему сочинению, всё, что они узнают, будут записывать, послужит материалом для сочинения.

Чтение стихотворения (текст демонстрируется на экране, имеется в учебниках)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Приступаем к анализу стихотворения:

Какое настроение вызывает оно? Напишите в тетради ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

  • Что создаёт это настроение, вызывает эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Выпишите эти слова в два столбика – «светлые» и «тёмные» (светлость осенних вечеров, умильная, таинственная прелесть, томный, лёгкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, грустно сиротеющая земля, предчувствие бурь, порывистый ветер, ущерб, изнеможенье, увяданье, страдание)
  • Чтобы лучше понять стихотворение, поработаем с некоторыми из них.
  • Как понимаете слово УМИЛЬНАЯ? Подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.
  • метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?
  • ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев.
  • Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
  • Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг… Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.
  • Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.
  • УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.
  • Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?
  • О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.
  • Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
  • В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Сделаем краткий вывод: стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство – с одной стороны, мы видим прелестную картину тихой осени, когда всё золотится, пестреет яркими красками, слышим лёгкий шелест листьев, чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом, прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И картина эта вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как на картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство скорби, тоски, одиночества – ветер, как предчувствие сходящих бурь, сметает всё на своём пути, срывает листья с деревьев, оголяется лес, пустеют поля, всё увядает, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с человеческой жизнью, когда приходит старость – позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о её смысле. О том, что все мы – дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.

Повторное чтение стихотворения.

  • Не правда ли, что теперь вы по-другому его прочитали?
  • Какие стихи другого поэта напоминает стихотворение Тютчева? – Стихи Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»: много общего в описании природы, осени. Но у Пушкина в центре – лирический герой, его чувства. У Тютчева – природа как живое существо. Сравните: ученики читают стихи Пушкина, которое появляется на экране.

III. Заключение.

Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»

IV. Домашнее задание:

написать мини-сочинение «Читая стихотворение Тютчева…»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» было написано Тютчевым во время его долгосрочного пребывания в Мюнхене, в 1830 году. Поэт скучал по родине и, в особенности, по русской речи. В своем произведении он выразил всю тоску и пустоту души. Заметно сильное увлечение автора русской поэзией 19 века. Свойственными ей одическом стиле повествования, использовании ярких эпитетов (зловещий, багровый) и неполногласных форм (дерев, ветр).

Условно, произведение можно разделить на несколько смысловых частей. Первая, представляет собой зарисовку пейзажа, появляется вступление и основная мысль стихотворения. За ней следует вторая часть, в виде развернутой, драматической картины. Она подробно описывает увядание природы и ее странную, отстраненную красоту. В финальной части проводится очевидная параллель между человеческой жизнью и миром природы.

Поэт подчеркивает неразделимую связь между процессами, протекающими в природе и в жизни человека. С помощью мастерски использованных олицетворений и метафор описывается человеческая осень. В понимании Тютчева, это глубокая зрелость, почти старость. Как за осенью придет безжизненная, суровая зима, так и вслед за старостью приходит неизбежная смерть. Автор пытается показать не только депрессивные, лирические мысли такого исхода событий. Он подчеркивает и положительные моменты: приятную тоскливость вечеров, таинственность происходящего и легкий шелест.

На протяжении стихотворения прослеживается состязание неизбежного увядания всего живого и несгибаемого оптимизма. Автор озабочен происходящими изменениями, он сопереживает им. И в тоже время, ему не хочется поддаваться грусти и меланхолии.

Особенность стихотворения «Осенний вечер» – в неразделимости таких понятий как живая и неживая природа. Поэт считает, что все явления в мире взаимосвязаны невидимой нитью. Все они цикличны: наступит новая пора и в цикле природы, и в жизни человека. За унылой осенью придет зима, по-своему прекрасная и неповторимая. Так и за зрелостью придет старость. Человек станет мудрее, научится ценить каждое мгновение.

Пейзажная лирика Тютчева – особая часть русского литературного наследия. Его поэзия на все времена, она находит живой отклик в сердцах читателей. Поражает их своей глубиной образов и неповторимой, философской образностью. Стихотворение «Осенний вечер» – одна из таких жемчужин в творчестве поэта.