Роль женщины в исламской религии. Причины сохранения религиозности

Как должны взаимодействовать государственные и общественные институты с целью упрочения российского гражданского единства и сохранения этнокультурного разнообразия? Какова роль религии в сохранении традиционных ценностей и духовно-нравственном воспитании молодежи? Именно эти вопросы стали ключевыми в рамках прошедшей 16 ноября в Москве научно-практической конференции «Религия в современном мире: культура и практика».

В роли организаторов мероприятия выступили Международная исламская миссия при содействии Федерального агентства по делам национальностей, Межрелигиозного совета России и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Основной целью конференции стали консолидация усилий общества и государства в развитии межнационального и межконфессионального диалога через выстраивание системы духовно-нравственного воспитания молодежи, разработка эффективного механизма взаимоотношений с представителями молодого поколения, донесение важности правильного понимания гражданской идентичности, религиозных прав и свобод.

Как было отмечено в приветственном слове в адрес участников мероприятия от имени руководителя ФАДН Игоря Баринова , на таких конференциях поднимается круг актуальных вопросов, связанных с фундаментальными основами исламской культуры, затрагиваются глубинные аспекты заявленной темы. Ведь главная цель сегодняшнего общества – воспитание мусульманской молодежи.

По мнению Шафига Пшихачева , председателя Международной исламской миссии, председателя правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, крайне важно создать устойчивые площадки, которые станут проводниками идей по сохранению межрелигиозного и межнационального мира.

Крайне важно помнить о взаимодействии с органами власти. Лишь в тандеме мы сможем добиться поставленных целей.

Лейтмотивом встречи стала необходимость расширения имеющегося визуального контента (речь идет о фото, выставках, фильмах), который позволил бы наладить неформальный диалог между представителями различных конфессий, проживающих на территории многонациональной России.

Именно через выставки возникает удивительное, ни с чем несравнимое общение. А создание большой галереи фильмов о представителях разных конфессий позволит избежать возникновения и тиражирования лжи, спекуляции вокруг закрытых вопросов, - отметил в своем приветствии Сергей Белов , помощник председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов по ВЦС и СМИ.

От лица Духовного управления мусульман Республики Татарстан в конференции принимал участие Нияз хазрат Сабиров , руководитель отдела дагвата ДУМ РТ, который отметил важность изучения трудов наших богословов. Ведь они в своих работах поднимали те вопросы, которые и сейчас волнуют людей, но при этом давали ответы, которые и сегодня не теряют своей актуальности.

Хочется напомнить слова известного татарского мыслителя Шигабутдина Марджани: «У народа, который не знает своего прошлого, нет будущего». Мы должны обращаться к нашему богатому духовному наследию, находить там ответы на волнующие нас темы. Мы должны воспитывать добро в себе, в своих родных и близких, в людях, оберегать себя и других от зла.

Немало слов было сказано и о самой работе Международной исламской миссии, ставшей инициатором проведения конференции. Эта организация ставит перед собой такие цели, как духовно-нравственное воспитание мусульманской молодежи; укрепление дружбы между народами независимо от вероисповедания и расовой принадлежности; реализация и защита права на свободу вероисповедания. Причем все эти аспекты реализуются через проведение мусульманских конференций в России с участием представителей зарубежного мусульманского духовенства; распространение информации о религиозной жизни мусульман в России; осуществление издательской деятельности, производство кино-, видео- и аудиоматериалов по мусульманской тематике, организация переводов и реферирование поступающей из-за рубежа мусульманской литературы и материалов; проведение гражданской просветительской работы; организацию дискуссионных клубов; проведение мастер-классов по исламской журналистике и блогерству.

Всего в конференции приняли участие более 100 человек, в том числе представители государственных органов Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым, Москвы; общественных организаций; общественные и религиозные деятели; участники экспертного и научного сообщества; представители высших светских и религиозных учебных заведений; сотрудники средств массовой информации; представители посольств и координаторы региональных проектов Международной исламской миссии.

О том, какие острые вопросы были подняты в ходе работы конференции, какие методы решения обозначенных проблем вывели участники и какими качествами должны обладать журналисты, пишущие на тему Ислама, читайте подробнее в следующем материале.

Введение

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

1.3 Одежда

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

1.4 Понятие о разводе и его условиях

1.4.1 Условия развода

1.4.2 Порядок развода

1.4.3 Нежелательность развода

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия

2.3 Женские движения

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов

2.6 Религия и протест

2.7 Образ женщины в современном христианстве

Заключение

Литература

Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

· определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?

· Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачейработы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

» Положение женщины в мировых религиях

Одним из ложных представлений об исламе, который закрепился в современном обществе, является стереотип «униженного» положения женщины-мусульманки . В этой статье приводятся факты, рассеивающие это заблуждение, и рассказывающие о том, какое место женщина занимает в других религиях.

Женщина — она и мать, и сестра, и дочь, и жена, и бабушка. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин контролируется Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. Вопреки бытующему мнению, ислам отводит женщине особое место и высокое положение в семье и в обществе.

Женщина в древнем мире

«Нет ничего пагубнее женщины», «четыре рабочих вола за одну жену», «Любовь к женщине — это яд», «огонь, женщина и море — три бедствия» — вот, что писали Гомер, Эзоп Сократ и другие великие мужи Древней Греции . В этих кратких фразах ярко охарактеризовано отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в то время была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. Она могла «делить с мужем ложе, но не трапезу», как утверждают историки. Позднее, уже в Древнем Риме , согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и все ее имущество переходило во владение мужа, жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.

В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта безжалостная традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней. У многих древних народов влиятельный человек, будь то предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, или князь, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и сегодня. Подобная традиция была распространена у многих народов, ныне исповедующих ислам.

В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии , если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрезал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников. В Древней Руси брака не существовало вовсе. Девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве. Подобных примеров можно приводить еще очень много. Однако и перечисленного вполне достаточно, чтобы понять отношение мужчин к женщине в древности.

Женщина в иудаизме

«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Бытие; 3:15) .

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме или если муж найдет другую женщину, красивее нее. В принципе, в иудейском законе доминирует точка зрения, согласно которой муж имеет право на развод без всякой на то причины. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течение десяти лет и т.п. Сама же жена не имеет право на развод.

Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине.

Женщина в христианстве

Рассмотрим предписания Библии, проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, жена должна быть обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: «Обручить жену с собой — значит просто завладеть ею, купив за деньги» . С юридической точки зрения, для легализации ее замужества согласия девушки не требовалось, и необходимость в нем нигде в Законе не указывается.Что касается права на развод, то таким правом обладал лишь мужчина. Вот, что пишет по этому поводу Библейская энциклопедия: «Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею, разумеется, само собой» .

В своей книге Супружество на Востоке и на Западе Давид и Вера Мейс писали: «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства».

Женщина в раннем христианстве представляется «вратами ада», «матерью всех земных зол» , она была обвинена в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Ей приписывались все несчастья, которые она принесла миру. Как говорится в Библии: «…. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2:14-15) . Объясняя эти стихи, христиане говорят: «Понимать нужно так; будет спасена, будет рожать детей (чародие), если будет жить с верой». Пожалуйста — и у женщины, как видим, есть шанс попасть в Царство Небесное. Правда, для этого нужно познать всю прелесть чадородия (материнства). У нерожавшей женщины шанс спастись резко снижается.

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы: «Знаете ли вы, что каждая из вас — Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы — та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога — мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть» .

Как можно вообще говорить о правах женщины в христианстве, если долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу! В 585 г. Маконский церковный собор (г. Маконе, Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души. Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому полу привели к отрицательному, потребительскому отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Женщина в исламе

Целью данной главы не является принижение иудаизма или христианства. Все мусульмане с одинаковым почетом относятся к Моисею и Иисусу (мир им), как к великим пророкам Всевышнего Аллаха. Однако положение женщины в этих религиях существенно отличается от того, что мы наблюдаем в исламе. Всем известно, что у арабов до прихода ислама считалось позором рождение в семье девочки, и существовал обычай хоронить девочек заживо. Даже сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует) застали эту ужасную традицию. Но все изменилось с началом ниспослания откровения.

«О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (Коран,4:1) ;

«Он (Аллах) — тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее» (Коран, 7:189) ;

«Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют?» (Коран, 16:72) .

Исламские ученые, объясняя эти аяты, полагают, что нет текстов, ни древних, ни новых, которые бы рассматривали человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это представлено в Коране.

В отличие от христианства и иудаизма, ислам не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того, всю вину и ответственность Всевышний возлагает на Адама: «Прежде Мы (Аллах) заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли. Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только иблис (сатана) отказался. Мы сказали: «О Адам! Это — враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из Рая, а не то ты станешь несчастным. В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя». Но иблис стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себя райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (Коран, 20:115-121) .

Многоженство в мировых религиях

Другой немаловажный вопрос будоражащий воображение современных обывателей — это вопрос многоженства, или полигамии. В энциклопедии Брокгауза-Ефрона читаем: «Полигамия — многоженство: обычай, существовавший у большинства народов во всех частях света и существующий еще местами и теперь, как у менее культурных племен Африки, Меланезии, Америки и т. д., так и у более культурных, исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Обыкновенно, полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является — по крайней мере, первоначально, а фактически (например, у султанов, шахов и т. д.) еще и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жен (напр. у мусульман — четырьмя). У индусов закон ввел моногамию только у судров, людей низшего и бедного класса; в касте ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов — 2 или 3, в касте браминов — до 4. Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами». Как видно из этого определения многоженство было распространено во многих человеческих обществах.

Талмуд рекомендует иметь не более четырех жен. Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено гражданским законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед гражданским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.

Библия в свою очередь отнюдь не запрещает многоженство, напротив Ветхий Завет подчеркивает законность полигамии. «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены сердце его» (3 Царств 11:1-3) . И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц: «И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (2 Царст 5:13). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены сестер: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (Левит 18:18) .

А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многоженство», «…нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство». Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. В то же время выдающийся церковный деятель, богослов, христианский писатель, Отец и Учитель Церкви Св. Августин (Аврелий Августин (354-430 гг.)) писал: «Сейчас, в наше время и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену». Фактически Римская Церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, институт наложниц и проституцию. Осознавая не каноничность данного запрета, африканские церкви и африканские христиане часто напоминают своим европейским братьям, что запрет на полигамию является не исконно церковно-христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.

Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений: «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной» (Коран 4:3) . Таким образом, именно Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Но не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.

Еще один немаловажный вопрос, о котором забывают все, кто начинают обсуждать вопрос многоженства это то, что многоженство в исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену. Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Бытие 38:8-10) .

Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе, где де-юре отказываются от многоженства, де-факто давно с этим смирились.

Хиджаб

Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации женщин — Хиджаб, или головное покрывало. Действительно ли в иудео-христианской традиции отсутствует такое явление, как покрывание головы женщинами? Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге «Еврейская женщина в раввинистической литературе», у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: «Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой». «Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы… женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия» .

Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается «нагой». При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня, даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов (религиозно-мистическое течение в иудаизме), продолжают носить парик.

Что касается христианства, то известно, что католические монахини испокон веков покрывали голову. Весьма интересны высказывания Св. Павла в Новом Завете относительно покрывания головы женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:3-9) .

Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен исламом. Однако он был поддержан исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею: «… Скажи (О, Мухаммад) верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что недозволенно им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами вырез на груди…» (Коран 24:30-31) . «О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Коран 33:59) .

Единственной причиной предписания женщинам покрывать голову, тело является их защита. В отличие от христианства, покрывало в исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин. В результате этого краткого обзора становится очевидным тот факт, что ислам определил особенное положение женщине в обществе. Возвеличил ее в качестве, сестры, дочери, жены, матери. А все безосновательные упреки в адрес ислама не более чем «мифы», которые при детальном рассмотрении не выдерживают элементарной критики.

Эльдар Зиганшин.
Специально для сайта » www.whyislam.ru — Почему Ислам?«

Женщины в религии Востока

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

Борьба с религиозным экстремизмом в России и мире

В отличие от отечественного закона “О противодействии экстремистской деятельности” в обществе понятие “экстремизм” трактуется более широко. В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный...

География мировых религий

Существуют разные точки зрения на роль религии в обществе, но ученые сходятся во мнении, что религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации...

Женщины в религии Востока

Женщины в религии Востока

Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее...

Женщины в религии Востока

Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины. Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом споров уже давно, даже среди тех, которые очень грамотны в вопросах религии, богобоязненны и искренни...

Женщины в религии Востока

Образ женщины в Священном Писании Ветхого Завета по книге Бытия

От времен допотопных, нужно перейти к послепотопным. История этого перирода связана с женщинами, чьим призванием стало супружество с такими патриархами Ветхого Завета как Авраам, Исаак и Иаков...

Общественно-политические воззрения протопопа Аввакума

Все сочинения Аввакумом писались тогда, когда над ним уже была занесена рука смерти, когда над ним и в его собственных глазах, и в глазах его приверженцев уже мерцал венец мученичества. Он преисполнен иронии ко всему, смотрит на все как человек...

Религия в контексте культуры

Может ли современная культура быть религиозной? Приведем пример и попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях религии и культуры в сегодняшнем дне. религия культура общество человек Одной из фундаментальных характеристик человека...

Религия в контексте общества потребления

Достаточно вспомнить, например, идеи таких классиков, как К.А. Сен-Симон и О. Конт. Они, как известно, объявили религию пройденной стадией развития человечества, которая потеряла значение в век науки и рационализма. И, в общем-то...

Реформы конца XX века привели к тому, что российское общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения...

Введение

Данная контрольная работа посвящена теме: «Роль женщины в исламской религии».

Актуальность выбора темы определяется тем, что в гендерологии и феминологии, как и вообще в современном праве, психологии и социологии остро стоит проблема женщины в исламском мире. Почти ежедневно из средств массовой информации мы слышим о нарушении прав женщин - мусульманок на их родине, о жестоком обращении с женщинами в исламском мире, а также о нарушении прав мусульманок в Европе, становимся свидетелями жарких дискуссий, многие из кторых ведутся предвзятыми и некомпетентными оппонентами. К тому же и в самой России проживают около 15 млн. мусульман, что делает проблему более близкой для нас.

Важно выяснить истинное отношение ислама к женщине, не искажённое средствами массовой информации, массовой культуры и просто обывательским представлением о данной религии. Если мы сможем определить место женщины в исламе, то получим возможность выявить объективные причины реально имевших место случаев нарушения прав женщин и попытаться найти пути решения данной проблемы. Ведь здоровье и благополучие женщин - это основа процветания любого народа, а понимание сущности иной религии - залог мира и взаимопонимания. Все это, в конечном счёте, должно привести к выработке гендерной, этнической и религиозной терпимости, что актуально для России и мира.

Поэтому мы в нашей работе предпримем попытку объективно оценить основные положения вероучения мусульман, в т.ч. в гендерном аспекте, личность пророка Мухаммада, как основателя ислама, его личные отношения к женщинам. А также постараемся проанализировать положения Корана и других источников ислама о женщинах, определить реальное положение мусульманок в современном мире и дать рекомендации по защите прав женщин в исламском мире.

1. Ислам и личность пророка Мухаммада

Ислам (магометанство, мусульманство) - наиболее молодая из мировых религий, однако численность ее приверженцев составляет 1,5 миллиарда человек по всему земному шару. В переводе с арабского «ислам» означает «послушание», «покорность», «преданность». В современном западном мире эти «послушание» и «покорность», прежде всего, ассоциируются именно с женской покорностью, и даже ущемлением прав женщины в исламе. Однако, так ли это на самом деле? Для начала кратко проанализируем основы исламской религии и историю ее происхождения.

Зародившись в VІІ в. н.э. среди племён Аравийского полуострова, как местное верование, ислам очень быстро завоевал (причём именно в прямом смысле этого слова) Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку. Благодаря новой единой вере разрозненные кочевые племена смогли создать свою культуру, государственность, выработать систему права и общественных отношений. Особенностями ислама стало то, что он формировался на основании христианства и иудаизма, а также то, что процесс становления новой религии был более тщательно зафиксирован в исторических письменных источниках.

Основателем магометанства стал Мухаммад Бен Абд Аллах (571 - 632 г. н.э.), из рода хашим влиятельного аравийского племени курайшитов. Будущий пророк родился в большом аравийском городе Мекке в семье богатого купца Абдуллааха ибн Абд аль-Муттаалиб аль-Курайши и дочери аравийского вождя Амины бинт Вахб. По различным версиям отец Мухаммада умер до или незадолго после рождения сына. Поэтому имя мальчику, которое в переводе означает «Восхваляемый» дал его дедушка по материнской линии, занимавший значительное положение в обществе Мекки. По его инициативе деда Мухаммад был отдан на воспитание в кочевое аравийское племя на пять лет для того, чтобы ребёнок изучил арабский язык и культуру. Его кормилицей и нянькой стала кочевница Сувайба аль-Аслямия, а за ней другая женщина племени по имени Халима бинт Аби Зуайб.

По истечению пяти лет мать забрала Мухаммада к себе, однако спустя год она скончалась, и маленький сирота снова оказался под покровительством своего деда, после смерти которого, опекуном мальчика стал брат его отца Абу Талиб. Будучи подростком, Мухаммад начал помогать дяде в торговых делах. Среди исследователей нет единого мнения об образовании основателя ислама. Некоторые из историков, а также поддерживающие их оппоненты ислама, утверждают, что Мухаммад не умел читать и писать. Другие же наоборот, ссылаются на тот факт, что в Коране - священной книге мусульман пророка называют «умми», что означает «образованный, умеющий читать и писать». Вполне возможно, что Мухаммад научился письму и чтению уже в зрелом возрасте.

Преуспевающий в коммерческих операциях (а, вероятно, и в военном деле) в возрасте двадцати пяти лет Мухаммад впервые женился на богатой купеческой вдове Хадидже бинт Хувайлид. Согласно преданиям эта женщина была намного старше пророка, но он питал к ней особо сильную любовь до самой ее смерти, и постоянно вспоминал и оплакивал после кончины. В браке с Хадидже родилось шестеро детей пророка. Помимо этого они воспитывали младшего сына Абу Талиба - Али (Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Курайши), будущего Арабского халифа, первого имама (священника) в исламе.

В это же время Мухаммад становится членом «Союза Благородных» - обществе Мекки по защите местного населения и иностранных гостей. Также он помогает ремонтировать Каабу - святилище курайшитов, ставшее впоследствии главной святыней мусульман. То есть, можно заметить, что Мухаммад вёл вполне благополучную жизнь купца, не избегал общественной деятельности и занял некоторое место в обществе, где он слыл как человек честный, открытый, готовый прийти на помощь в трудную минуту.

В сорокалетнем возрасте Мухаммад ощутил потребность в духовном развитии, он стал уединяться и практиковать аскетизм, обращаясь к Богу. Сложно сказать, какие взгляды иудейские или христианские, более повлияли на Мухаммада, но в его представлении Бог, очевидно, был един и неделим. В этот период у Мухаммада начинаются видения. В исламском богословии принято считать, что Мухаммаду являлся архангел Гавриил (Джабраил), который давал пророку божественные откровения, составившие Коран и давшие жизнь новой религии. Джабраил возвестил, что люди неправильно поняли пророка Ису (Иисуса Христа), который не был Богом, но лишь пророком Бога, хотя и очень благочестивым и могущественным. Потому христиане извратили Евангелие, впав в многобожие (поклонение Троице), как и евреи, отвратившиеся от Элохима (еврейское имя Бога) или же Аллаха, и в мир послан последний пророк, «печать пророков» Мухаммад. И он обязан открыть людям по божественным указаниям единоверную религию - ислам.

Новая вера, не отбрасывала Танах или Ветхий Завет, как и часть Евангелия, и на их основе формировала новые догматы и правила, закреплённые в Коране. Все они сформировали пять основ - «столпов веры»: 1) аш-шахада - исповедование веры; 2) асс-салат - молитва; 3) асс-саум - пост; 4) аз-закат - налог в пользу бедных; 5) ал-хадж - паломничество.

Аш-шахада предполагает бескомпромиссную веру в Богу, выраженную в краткой формуле: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад - пророк Его!». Бог велик, всеведущ, милостив, но может быть и грозен, потому люди должны любить и чтить его, исполняя десять синайских заповедей и предписания данные Мухаммадом. Как и в христианстве в исламе есть представлении о Судном дне, когда Аллах воздаст всем людям по заслугам, представлении об аде и рае, воскресении умерших и вечной жизни. При этом в отношениях человека с Аллахом важны богобоязненность (таква) и искренность (ихсан), то есть постоянное стремление к идеалу, приближение к Богу, как к абсолютному добру и удаление от зла на основании свободной воли и выбора человека.

Наряду с этим важная часть богословия отводится учению об имамате - верховной власти правителей, соединяющих светскую и религиозную власть, ведь после смерти Мухаммада укрепление ислама произошло именно за счет расширения политической власти мусульманских племен. Эта же часть учения стала главным камнем преткновения в исламе, породившим различные ответвления. Так сунниты полагают, что имам должен избираться, в то время как их оппоненты - шииты выступают за наследование титула имама.

Молитвы в исламе подразделяются на: обязательные молитвы (фарз и ваджиб), одобряемые молитвы (сунна) и дополнительные молитвы (нафиля). Обязательные молитвы осуществляются пять раз в день с особым ритуалом - намазом. Каждую пятницу (джуму) мусульмане собираются в своем храме - мечети для совершения общей молитвы джумы-намаза и общения. Мечеть - это своеобразный клуб, место для обсуждения важных дел общины, при этом для женщин в мечетях отведено отдельное помещение, и они не обязаны посещать ее регулярно.

Раз в году в исламе наступает пост - Рамадан. На протяжении этого периода правоверным предписано до захода солнца (от утренней до вечерней молитвы) воздерживаться от приема пищи, развлечений и супружеских отношений. Окончание поста знаменуется пышным праздником Ураза-байрам или Ид аль-Фитр, когда вспоминается пост пророка Мухаммада и получение им откровения - Корана. На протяжении всей жизни мусульманину запрещено употреблять алкоголь и наркотические вещества, мясо животных, считающихся нечистыми (например, свинину).

Среди добрых дел обязательным в исламе является пожертвование - налог в пользу бедных (аз-закат). Размеры этого налога, правила его взыскание и категории лиц, которые имеют право на получение средств из него, строго регламентированы.

Паломничества или Хадж включают ежегодные посещения Мекки и Медины, городов, связанных с жизнь Мухаммада, а также мест, связанных с другими великими пророками Ибрагимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем).

В Медине Мухаммад нашел поддержку и создал собственную общину и армию, начав насаждать ислам мечом. Критики ислама обращают внимание именно на этот факт насильственного распространения религии, как предпосылки будущей радикализации ислама.

В 632 г. Пророк Мухаммад умер, передав свою власть тестю Абуу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн Усману аль-Курайши.

2. Женщина в исламе: равенство и неравность

муххамад пророк ислам женщина

Взрослая женщина в исламе имеет все те же ритуальные обязанности, что и мужчина: она должна молиться (хотя не обязательно в мечети), изучать Коран и сунны, поститься, платить налог бедным, совершать Хадж. Во время менструаций, беременности и после родов она может освобождаться от выполнения ритуальных обязанностей. В 16 суре Корана сказано что: «Искренне верующим, совершающим добродеяния в этой, ближней жизни, будь то мужчины или женщины, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь, и они будут довольны и терпеливы к невзгодам жизни и признательны Аллаху за Его милость. А в будущей жизни Мы воздадим им прекрасной двойной наградой за их деяния в ближней жизни!».

Помимо этого уравнения полов, Коран, в отличие от Библии и Торы, не возлагает всю вину за грехопадение людей лишь не женщину. Четвертая сура Корана, посвящённая женщинам, начинается со слов: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из неё сотворил пару ей - жену, а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души». Этим также подчёркивается равенство и ценность всех людей перед Богом независимо от их пола.

Мусульманин может иметь четыре жены, но лишь при условии, что к каждой из них он будет справедлив. Исламские богословы настаивают на том, что Коран позволяет многобрачие, но не поощряет его, а цель подобного разрешения - продление рода (ведь женщина может быть бесплодной) и облегчение жизни самих женщин. При заключении брачного договора приверженец ислама может дать женщине клятву, что она будет его единственной женой. И если он ее не сдержит, жена вправе требовать развода. Также женщина может обратиться в шариатский суд с требованием развода, если муж не обеспечивает ее хорошей одеждой, едой, питьем, если он нанес ей телесные повреждения. А каждая из жен может потребовать отдельный дом для себя и своих детей. Ни муж, ни жена не вправе уклоняться от интимной близости, муж не должен надолго оставлять свою супругу наедине.

Из Корана мы можем понять, что супружеская измена женщины или добрачный секс должны быть наказуемы, однако, мера наказания не определена. Но, по всей видимости, - это не смертная казнь, так как сура 4:16 содержит указание «Если они раскаются после наказания, не напоминайте им о мерзости, совершённой ими, не стыдите и не порицайте их этим».

Далее Коран объясняет, каких женщин, можно брать в жены: незамужних (если это не пленницы), не состоявших в браке с отцом, или не являющихся кормилицами и близкими родственницами. При этом во многих арабских странах часто встречались браки между кузенами и кузинами. Но всякое принуждение женщины к браку считается грехом. Особо тяжким грехом считается и изнасилование женщины, виновный может быть даже казнен, если его вина доказана или может быть позволена кровная месть родных жертвы.

Приданное принадлежит только жене, муж имеет право на него лишь с разрешения супруги. Перед составлением брачного договора жених обязан дать невесте махр - свадебный подарок. А в случае раздела наследства детям мужского пола передается большая часть, если же в семьи остались лишь дети женского пола, то они могут претендовать на две трети имущества. Вдова имеет право оставаться в доме мужа и пользоваться его имуществом. По истечению четырех месяцев с дня смерти супруга, вдова может снова выйти замуж. Единственная дочь или единственный сын получают наследство в полной мере, раздав долю другим родственникам и неимущим.

В ситуации развода мусульманин говорить своей жене: «инти талик», что значить «ты разведена» и с этого момента у женщины начинается особый период - «идда» (около четырёх с половиной месяцев), во время которого супруги уже не вступает в интимную близость, но женщина остается в доме мужчины. В это время решаются многие юридические вопросы, например, вопросы содержания и проживания детей. Также за это время супруги могут помириться. Эта же процедура может быть инициирована женщиной. Чаще всего духовенство, рассматривающее вопрос в суде, старается помирить мужа и жену.

Наряду с богословием в исламских странах специфически развивалась и система права, именуемая шариатом. Шариат состоит из комплекса правил, которые содержатся в Коране и суне (сборнике хадисов - благочестивых рассказов), а также выработанных многовековой практикой исламских богословских школ. Они определяют убеждения, формируют моральные ценности и религиозную совесть верующих, а также определяют конкретные нормы права. Правосудие на основе норм шариата осуществляют мусульманские судьи - чиновники - кади.

Многие современные государства, в которых ислам является официальной религией, до сих пор передают дела семейного и уголовного, а также частично гражданского права под юрисдикцию шариатских религиозных судов. Именно этот факт во многом определяет роль женщины в истории и современном мире ислама.

В шариате выделяются три раздела: ибадат (религиозные обязанности людей, правила их соблюдения), муамалят (набор сугубо юридических норм, регулирующих общественную и частную жизнь) и укубат (правила применения наказаний за нарушение ибадата и муамалята). Шариат дополняет адат - неписанные нормы права, которые сохранились с доисламских времен.

Официальные нормы шариата устанавливают для женщины социальный статус ниже, чем для мужчины: две женщины равняются одному мужчине. Так за убийство женщины или причинение ей телесного ущерба предполагается меньшая ответственность. При разделе имуществе мужчине выделяется «доля двух женщин». Но собственным имуществом женщины могут распоряжаться вполне свободно: продавать, менять, дарить и т.д.

Женщины, согласно исламу, как и мужчины имеют право и должны получать образование, но в отличие от юношей, обучающихся в общественных школах, она получали образование дома от частных наставников. В этом отношении «слабый пол» Востока имел даже больше прав чем, его сестры христианской Европы, которые вплоть до недавнего времени не могли получить нормальное образование и не допускались во многие научные сферы. И если мусульманин имеет обязанности перед женой, то такие же обязанности он имеет и перед дочерями, о которых он должен хорошо заботиться, в частности учить.

В общественной жизни мусульманство предписывает женщины второстепенную роль: женщина не может быть правителем, священником или судьёй (что, впрочем, характерно и для многих других религий). Большинство публичных профессий в странах ислама - до сих пор сугубо мужская прерогатива. Женщины могут заниматься ремеслами, помогать мужьям вести финансовые дела либо самостоятельно вести торговлю. Но главное предназначение женщины в исламе - это создание уюта в доме, управление бытовыми делами. При этом она должна быть ограждена от тяжелого физического труда. При выходе из дома, желательно, чтобы женщину сопровождал мужчина - махрам (чаще родственник), а сама она прятала лицо.

Отличаются нормы также в зависимости от конфессии, так у шиитов, в отличие от суннитов разрешен временный брак. Помимо того, что шариат не менялся на протяжении столетий, он также поражает западных исследователей своей нелогичностью (например, кражи наказываются более жестоко, чем убийства) и большим числом телесных наказаний. Такие преступления как супружеская измена женщины (но не мужчины), проституция, гомосексуализм, употребление наркотиков и алкоголя, несоблюдение поста, а также неугодная Богу жизнь караются смертью. При этом последнее преступление вообще крайне сложно истолковать. Запрещены аборты и убийства новорожденных, хотя во отдельных исламских странах и сегодня практикуется убийство новорождённых девочек.

Безусловно, особые отношения связывают сына и матерь, сын обязан заботиться о своей матери не хуже, чем о женах, полностью обеспечивая ее всем необходимым, если она овдовела. Как правило, одинокую мать в свой дом принимает старший сын. Благочестивый мусульманин обязан также хорошо относиться к прочим родственницам женского пола, соседкам и вообще уважать женщин.

Помимо шариата и Корана роль женщины в исламской религии определяется суннами, фетвами - юридические акты духовных лиц, решениями, принятыми по аналогии - киясами. Однако, наиболее интересно рассмотреть жизнь жён пророка Мухаммада (именно поэтому мы так подробно описали его биографию и личную жизнь) и святых женщин ислама, иллюстрирующих идеал «прекрасной половины» в исламской религии.

После смерти Хадидже Мухаммад женился на знатной вдове Сауде бинт Заме, ее главной добродетелью было то, что после смерти своего супруга деньги она истратила на помощь бедным. Здесь мы можем наблюдать еще одну характерную черту - ислам наделяет образ женщины добротой, милосердием, столь важными для каждого «угодного Богу человека». Безусловно, Сауда и сама была мусульманкой, а ее первый супруг был новообращённым последователем Мухаммада.

Но после Хадидже наиболее влиятельной женой пророка являлась Аиша бинт Абу Бакр. Считается, что именно эта женщина вдохновляла пророка на насильственное насаждение ислама и была причастна ко многим интригам и убийствам. Но мусульмане также почитают ее как «мать правоверных», которая оставила после себя много хадисов - рассказав о жизни Мухаммада, являющихся образцом для жизни «правоверных». Аиша стала единственной женщиной, не вступавшей в брак до Мухаммада. Легенды гласят, что она терзалась ревностью, к уже умершей Хадидже, память которой так чтил Мухаммад.

Передала хадиса и другая жена основателя ислама Хафса бинт Умар (на ней он был женат одновременно с Сауйдой и Аишей), у которой также хранился первый оригинальный вариант Корана. Хафса отличалась набожностью, проводя много времени в молитвах. Эти примеры показывают, что роль женщины в исламе - это еще и роль хранительницы сакральных знаний. И если в исламе и не существует монашества, то все же пост, молитва, аскетизм, некое удаление от мира приветствуется среди мусульманок.

Набожностью, трудолюбием и милосердием отличались и Зейнаб бинт Хузайма, Зейнаб бинт Джахш, Рамля бинт Абу Суфьян, Райхана бинт Зейд, Маймуна бинт аль-Харис. Последняя также оставила потомкам более семи десятков хадисов о жизни своего супруга и становлении ислама.

Некоторые браки были заключены пророком Мухаммадом из дипломатических соображений, так на Джувайрии бинт аль-Харис он женился с целью обращения в ислам языческого племени, из которого происходила Джувайрия. Весьма интересна история Марии (или Мириам) аль-Кибтии, являвшейся дочерью египетского христианина. Историки не могут с точностью установить, стала ли она законной женой пророка, или являлась всего лишь его наложницей, но именно она кроме Хадидже родила Мухаммаду ребёнка. Считается, что Мария, как и ее сестра добровольно приняли ислам по приезду в Медину, что возводится в ранг особой добродетели этой «матери правоверных». Вообще мужчины - мусульмане могут жениться на «женщинах писания», то есть христианках и иудейках, а вот женщины-мусульманки не имеют права выходить замуж за не мусульманина. Этот обычай сохранился до наших дней.

Устное предание в исламе также восхваляет Амину - мать Мухаммада и Фатиму - его дочь. Именно личности этих женщин заложили основу для культа святых жён, популярного в некоторых течениях ислама. Фатима бинт Мухаммад была младшей дочерью пророка и его жены Хадидже. В переводе ее имя означает «защищённая от зла и огня ада». Она родилась в тяжёлый период борьбы приверженцев новой религии и воспитывалась лично матерью и отцом, став их любимицей. Повзрослев она вышла замуж за своего двоюродного брата Али ибн абу Талиба, того самого, что был усыновлён Мухаммадом. Али выплатил Фатиме щедрый махр, но свадьбу справили скромно, и их брачная жизнь послужила образцом для всех мусульман, исполненная любви, мира и согласия. После смерти Фатимы Али больше не вступал в брак. На протяжении всей своей жизни, Фатима, искренне приверженная исламу, строго следовала правилам благочестия, проявляя кротость, доброту, сострадание к бедным и исполняя все религиозные предписания со своими детьми и мужем. Дочь пророка всячески сторонилась интриг и политических распрей. Шииты даже почитают ее как мученицу (Фатима скончалась после очередного бегства - хиджры), называя Ум абихи, то есть «мать своего отца». Такое почитание открывает еще одну ипостась женщины - мусульманки: верной и любящей дочери, не менее вдохновляющей своего отца, чем жены. Другое имя Фатимы - Марьям аль-кубра, то есть «старшая (или величайшая) Марьям» в знак близости ее образа к образу христианской Девы Марии.

Многих может удивить, но в исламе почитают и Деву Марию, называя ее Мариам, матерью пророка Исы (Иисуса).

Кроме вышеперечисленных женщин, в качестве святых почитаются в исламе Ситта Нафиса из Каира, правнучка халифа Хасана, прославившаяся своим благочестием и тридцатью паломничествами в Мекку, а также совершением чудес. Легендарная Асия, жена фараона, принявшая ислам и мученическую смерть за веру, ветхозаветные праведницы: Сара, жена Авраама, Агарь - мать Измаила, Балькис - царица Савская, Хаууа (Хава) или же Ева - первая женщина, сотворённая Аллахом, и, конечно же, Сувайба и Халима - кормилицы пророка.

В России, а именно в Казани на мусульманском кладбище находится могила семи святых дев, к которой приходят паломники. Вообще следует упомянуть, что у народов Кавказа, исповедующих ислам, существовал обычай, согласно которому девушка - мусульманка могла остановить поединок, сняв покрывало со своей головы. Это указывает на большое уважение к женщине.

Таким образом, мы можем видеть, что роль женщины в исламе весьма противоречива: в ранний период становления религии женщина объявлялась практически равной мужчине, выступая как мать, жена, дочь, верный друг, советчик мужчины, и равный ему исполнитель воли Бога и хранительница тайных знаний, устроительница домашнего уюта. Со временем реформирование ислама, его разделение на ряд течений и укрепление шариата - свода правовых норм, по которым живут мусульмане, роль женщины трансформировалась, становясь более скромной в религиозной и общественной жизни, низводясь до продолжательницы рода и хранительницы домашнего очага. Однако в разных регионах этот процесс протекал различно, поэтому можно говорить о национальных различиях. На сегодняшний день роль женщины в исламе значительно отличается в разных странах мира.

3. Роль женщины в исламе в современном мире: проблемы и пути их решения

Позиция современных умеренных исламских богословов такова: изначально Бог создал мужчину и женщину равными, вместе они жилы во взаимоуважении, рождали детей. Все пророки, еще до Мухаммада, уважали женщин. Зато в Давней Греции, Риме, Индии и других государствах к ним относились как к рабам. В средневековой Европе вообще шли богословские споры: есть ли у женщин душа, или нет.

В доисламские времена в арабских странах мужчины отвечали за свою семью. Но в силу особенностей исторической эпохи, тогдашних обстоятельств (мужчины были кочевниками, охотниками) они не хотели, чтобы в семьи рождались девочки. Нередко девочек закапывали живьём в возрасте пяти лет - самое жестокое явление. Так было до ислама. Когда пришёл пророк Мухаммед, он сказал, что убийство девочек - страшный грех. Не должно быть разницы между юношами и девушками. А сам он очень чтил свою мать, жён, дочерей, родственниц и вообще женщин.

Женщина в исламе занимает важное место относительно Бог и общества в целом. На неё смотрят как на ценность, которая нуждается в защите и заботливом отношении. Мужчина и женщина, согласно исламу, являются равными, что дает им все соответствующие права - на защиту жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права являются неприкосновенными, не ущемляются и не отрицаются. Но ислам устанавливает определённые отличия между мужчиной и женщиной в некоторых правах и обязанностях. Мужчина - глава и кормилец семьи, он отвечает за ее финансовое и материальное обеспечения. Женщина - хранительница домашнего очага, заботливая мать и жена. Конечно, она может выбирать профессию и работать, но не в ущерб семье. К тому же есть тяжелые физические виды труда, запрещённые для женщин. Не позволительно и чтобы женщина работала в развлекательных заведениях, ведь в исламе - они не товар, а душа, личность.

Относительно ношения хиджаба (платка, скрывающего лицо), о котором так часто упоминают западные критики, исламские богословы парируют - в христианстве есть традиция покрытия головы представительниц женского пола.

Если в мусульманских странах есть мужчины, которые унижают женщин, подвергают их насилию, считают, что те их собственность и должны только находиться дома и беспрекословно подчиняться им, то это лишь народная традиция, не имеющая отношения к истинному исламу. Всякое ограничение прав женщин, например, запрет работать, водить авто, является искажением, неверным толкованием ислама. Относительно же полигамии, то лишь 10% мусульманских мужчин имеют более одной жены.

По нашему мнению это объясняется не только искажением ислама, но и сильным влиянием устаревших норм шариата, ведь мы заметили явную разницу между Кораном и шариатом. В тех странах, где активно действуют шариатские суды и распространены эти самые «народные традиции» происходит наибольшее число нарушений прав женщин. К ним относятся Пакистан, Афганистан, часть Индии, Йемен, Иордания, Саудовская Аравия. В них победил исламский фундаментализм. Наиболее резонансными стали случаи жестокого покалеченных пакистанок Наимы Азар, Ирум Салид, Наджаф Султан, Шаназ Усман и Шаназ Биби (примечательно, что все они пострадали от руки мужчин - родственников), облитие кислотой афганских школьниц, групповые изнасилования и убийства на этно-религиозной почве в Индии.

В таких же государствах, как Турция, Тунис, где оформилось светское государство, и действуют Конституции, законы, отвечающие международным нормам права, случаев нарушения прав женщин намного меньше.

Все это говорит о том, что роль женщины в исламе - это почётная роль, не ущемляющая прав, а нарушения последних и гендерное неравенство происходит из-за игнорирования базовых прав и свобод человека, искажения не только религиозных, но и светских моральных и юридических норм. Соответственно вопрос защиты прав женщин исламского мира должен решаться через юридическим путем: требуется постепенное упразднение антигуманных норм шариата, внедрение демократических законов. В начале ХІХ ст. исламские мыслители Саид Джамаль Аб-Дин Асадабади (аль-Афгани), Мухамед Абду, Рашид Реза и особенно Касим Амин и организация «Сестринское движение» в арабских странах стремились создать модерную, либеральную и феминистическую интерпретацию ислама. Наиболее ранний пример принципиальной дискуссии относительно прав женщин был изложен в статье выдающегося османского писателя Намика Кемаля, опубликованной в газете «Tasvir-I Efkâr» (1867). В 1899 г. на арабском языке была выдана книга Касима Амина «Освобождение женщины».

Отчасти эти призывы были реализованы лишь в ХХ в. На сегодняшний день в мире должны создаваться и активно действовать международные правозащитные организации, которые бы сотрудничали с исламскими женскими союзами наподобие «Женщин, Живущих под Мусульманским Правом» для влияния на законы, обычаи и конкретную действительность жизни женщин - мусульманок. И, конечно же, необходим международный межэтнический, межрелигиозный диалог, устраняющий нетерпимость, проявления фундаментализма, милитаризации и нарушения прав человека.

Заключение

После написания данной контрольной работы мы можем убедиться в том, что роль женщины в исламе не совпадает с западным стереотипом об угнетении и унижении. В Коране - священной книге мусульман закреплено равенство мужчины и женщины перед Богом, а значит, и равенство в обществе. Основатель ислама - пророк Мухаммад очень любил своих жён и дочерей, ставших образцом для мусульманок, «матерями правоверных». Первые века установления ислама стали настоящим освобождением для женщин аравийских племён, которые до этого страдали от жёсткого обращения. Женщина в исламе - это друг и партнёр мужчины, заботливая мать, жена, дочь, сестра, благочестивая молитвенница и утешительница, милосердная кормительница бедных, почитаемая и превозносимая. И хотя она не может в полной мере участвовать в религиозной жизни, ее социальная роль не должна быть умалена.

Однако постепенно с распространением ислама в мусульманских государствах закрепилась система шариата - исламского права, которое установила что «один мужчин равен двум женщинам» и многие другие ограничения, нарушающие права женщин. В отдельных государствах эти тенденции совпали с консервацией доисламских гендерных традиций и формированием фундаментальных течений религии. Так, например, произошло в Иране, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии, исламских регионах Индии. Здесь и сегодня права женщин регулярно нарушаются.

Следовательно, нарушение прав женщин - мусульманок - это искажение ислама и грубое нарушение прав человека. Для борьбы с подобными явлениями создаются специальные организации, например международное общество «Женщин, Живущих под Мусульманским Правом». Во многом им помогают западные правозащитные организации и фонды. И если будут приложены общие усилия для юридических реформ и изменения гендерного мировоззрения в некоторых исламских государствах, то проблема нарушения прав мусульманок исчезнет.

Список использованной литературы

1.Али Шариати. Фатима - дочь пророка. - М.: Исток, 2010. - 168 с.

2.Анкушина Г.А. Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. №34. С. 561-565.

.Аникин Д.А. Религиоведение. - М.: Юрайт, 2012. - 208 с.

.Коран. - СПб.: Диля, 2013. - 576 с.

.Магомедов А.М. Права женщин в исламском праве // Евразийский юридический журнал. 2011. №41. С. 57-62.

.Магомерзоев М. Ислам. Основы. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

.Муртаза Мутаххари. Правовой статус женщины в исламе. - М.: Садра, 2013. - 400 с.

.Муфтий Р. Гайнутдин. Ислам. Ответ на вызовы времени. - М.: Эксмо, 2011. - 752 с.

.Мухаммад Реза Мошфеги. Исламское право. Перевод Зейналова Н. - М.: Исток, 2010. - 112 с.

.Пророк Мухаммад. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.