Контролируемая иностранная компания (КИК). Контролируемые иностранные компании: важные изменения в законодательстве Контролируемая иностранная компания перевод

Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

1. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Информация об изменениях:

Статья 25.13 дополнена пунктом 3.1 с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 294-ФЗ

3.1. В целях настоящего Кодекса контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15 процентов. В целях настоящего пункта доля участия определяется в соответствии со статьей 105.2 настоящего Кодекса.

4. Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано одним из следующих способов или их комбинацией:

1) через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями;

2) через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких иностранных организациях, акции которых допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (за исключением государств (территорий), включенных в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и при выполнении одновременно следующих условий:

доля прямого и (или) косвенного участия контролирующего лица в каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте, не превышает 50 процентов;

доля обыкновенных акций, допущенных к обращению на иностранных фондовых биржах в совокупности по всем указанным иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций, для каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте.

Положения настоящего пункта не применяются в период до 1 января 2029 года в отношении иностранных организаций, участие лица в которых реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.

5. Для целей пункта 3 настоящей статьи доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 настоящего Кодекса. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

6. В целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации (международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания) также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунктом 3 (пунктом 3.1) настоящей статьи, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

7. Осуществлением контроля над организацией в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

8. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры.

10. Если иное не предусмотрено пунктом 11 настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

Условие, установленное настоящим подпунктом в отношении лица - учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

11. Лицо, указанное в пункте 10 настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 10 настоящей статьи.

12. Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

13. Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или настоящей статьи, или иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 10 или настоящей статьи. В этом случае лицо, признавшее себя контролирующим лицом, направляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление в порядке , предусмотренном настоящим Кодексом.

14. Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (компании) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (компании) контролируемой иностранной компанией, для которой контролирующим является указанное управляющее лицо.

Для целей настоящего пункта управляющими лицами иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) признаются управляющая компания, являющаяся российской или иностранной организацией, управляющий партнер, являющийся физическим лицом или организацией, а также иные лица, осуществляющие функции по управлению активами, прямо или косвенно принадлежащими такому иностранному инвестиционному фонду (паевому фонду или иной форме осуществления коллективных инвестиций).

15. Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении признания контролирующих лиц иностранных юридических лиц, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале.

С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

  • Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
  • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ .

Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

  • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
  • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

  1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)
    В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
  2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости
    Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

Все документы должны быть переведены на русский язык.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год - 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год - 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК - до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

Способы расчета прибыли КИК

Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

  • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
  • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др.

Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

Дивиденды

Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

Пропорциональное определение прибыли

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

Увеличение уставного капитала

Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

Не учитываемые доходы и расходы

При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

  • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
  • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
  • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

Перенос убытка

Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

Избежание двойного налогообложения

Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

Чем мы можем помочь?

Мы можем провети целый комплекс услуг при , в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

  • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое)
    Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное)
    Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
    • имеет долю участия более 25%;
    • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
  • Декларация 3-НДФЛ
    Декларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
  • Декларация по налогу на прибыль
    Декларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.

Партнер

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые «деоффшоризационные» поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ — налогоплательщика — физического лица

Основание для подачи Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:
а) свыше 10%

2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании

3) Прекращение участия (ликивидация, продажа всех акций) в компании

3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется
ст.129.6 НК РФ
50 000 руб. за каждую компаниюСрок давности — 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии — по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля — п.1 ст.113 НК РФ. Для компаний, зарегистрированных ДО 15 мая 2015 г. Уведомление об участии необходимо было подать в срок до 15 июня 2015 г. — с этой даты следует исчислять срок давности. Срок давности привлечения к ответственности по таким компаниям истечет 15 июня 2018 г.
Основание для подачи Приложение документов Ответственность
Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:

1) свыше 25%
2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов — свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми)

до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК 1) прибыль КИК

— меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),
меньше 10 млн руб. (за 2017 г.).

п.6 ст.25.15 НК РФ
Такая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Подача Декларации 3-НДФЛ — не требуется

ВАЖНО: Налоговый орган вправе запросить налогоплательщика представить любые документы, подтверждающие достоверность заявленных в Уведомлении сведений. В связи с чем, считаем, что тем, у кого прибыль КИК не превышает установленных порогов, необходимо быть готовым предоставить соответствующие подтверждающие документы — финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения

2) прибыль КИК
— больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
— больше 10 млн руб. (за 2017 г.)

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Документы прикладывать НЕ требуется

Требуется подача Декларации 3-НДФЛ

3) «активная» компания(а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)

п.1 ст.25.13-1 НК РФ
Необходимо приложить документы , подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее «показывать» в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить. Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:
1) 100 000 руб. за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК
2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было , то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Контролируемая иностранная компания (КИК) - иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Термин "Контролируемая иностранная компания" на английском языке - Controlled Foreign Corporation or Company, (сокр. CFC).

Контролируемую иностранную компанию сокращенно называют КИК.

Комментарий

Понятия "Контролируемая иностранная компания", "Контролирующие лица" применяются в российском законодательстве с 1 января 2015 года и регулируются главой 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (часть первая).

Под этим термином обычно обозначают иностранную компанию, которая зарегистрирована в низконалоговом государстве, с целью снижения налогового бремени в своей стране. Так, если учредить компанию в оффшоре (например, Мальдивы, Нидерландские Антилы, Каймановы острова, Британские Виргинские острова (BVI) и т.д.) и перенести международные операции на эту компанию, то налоговая база, которая облагалась бы в своей стране, будет возникать в этой низконалоговой компании, по правилам иностранного государства. Понятно, что многие государства борются с такой легкой возможностью потери своих налогов.

Так, если российские лица владеют акциями (долями) компании New, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, то компания New является контролируемой иностранной компанией.

Понятие "Контролируемая иностранная компания", "Контролирующее лицо" определено в статье 25.13 НК РФ:

1. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

4. Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.

Обязанности контролирующих лиц

Суть введенных с 1 января 2015 года в России правил в том, что российские контролирующие лица обязаны:

Уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки*, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (п. 3.1. ст. 23 НК РФ).

Включать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании в налоговую базу в России**.

24 ноября 2014 г. был принят закон (Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» № 376-ФЗ от 24.11.2014 г.) , направленный на деофшоризацию, в т.ч. содержащий, так называемые, правила КИК (CFC — Controlled Foreign Company rules). Нововведение направлено на пресечение использования низконалоговых юрисдикций с целью получения налоговой выгоды, аналогичная правовая конструкция многие годы применяется налоговыми органами разных стран. Документ вступил в силу с 1 января 2015 г.


Что такое КИК? Контролируемой иностранной компанией признается организация являющаяся резидентом иностранного государства и контролируемая резидентами РФ (как физическими так и юридическими лицами). В сферу применения правил попадают не только офшоры из так называемого «черного» списка, но любые иностранные компании, контролируемые российскими резидентами. Контролирующим является лицо, доля участия которого в организации составляет более 25% (до 1 января 2016 г. -50%); или лицо доля участия которого составляет более 10%, если доля участия всех лиц признаваемых налоговыми резидентами РФ в этой организации составляет более 50%. Заметим, при определении доли участия в соответствии со ст. 105.2 НК РФ рассматривают не только прямое участие, но и косвенное. При этом при определении доли физического лица учитывается его участие совместно с супругом и несовершеннолетними детьми. Важно, что контролирующим может быть признано так же лицо, не удовлетворяющее вышеуказанным критериям участия, но осуществляющее контроль над иностранной организацией (оказывающее влияние или имеющее возможность его оказывать на решения по распределению прибыли после налогообложения).


Налогообложение КИК. По общему правилу прибыль КИК подлежит налогообложению на территории РФ, при этом уплаченные налоги в иностранном государстве, будут учитываться при определении налоговых обязательств в России. Налогоплательщик обязан включать прибыль КИК в налоговую базу. Вместе с декларацией в ФНС необходимо так же подавать отчетность контролируемой компании и если оно имеется аудиторское заключение. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн руб., в 2016 году – 30 млн руб., после 2017 года – 10 млн руб. Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей. Заметим, что при соблюдении критериев установленных УК РФ, за неуплату налога с КИК может грозить уголовная ответственность.
В 2017 г. выпущены методические рекомендации относительно того как надо учитывать прибыль КИК, как признавать доход контролируемой иностранной компании, как переносить убытки КИК на будущие периоды, (письмо Минфина России от 17.02.2017 No 03-12-11/2/9197 и письмо Минфина России от 10.02.2017 No 03-12-11/2/7395)


Исключения. Прибыль КИК освобождается от налогообложения на территории РФ, если контролируемая иностранная компания является резидентом страны с которой у РФ заключен договор об избежании двойного налогообложения (DTT — Double Tax Treaties), данное государство обеспечивает обмен информацией с РФ для целей налогообложения и эффективная налоговая ставка составляет не менее 75% от средневзвешенной налоговой ставки. Средневзвешенная ставка учитывает и доходы от текущей деятельности, и дивидендные доходы (Средневзвешенная налоговая ставка определяется по формуле: СТсрвзеш= (Ст1*П1 + Ст2*П2) / (П1 +П2), где П1 – вся прибыль иностранной компании за исключением дивидендов; Ст1 – ставка налога на прибыль в РФ (20%); П2 – дивиденды, полученные иностранной организацией; Ст2 – российская ставка налога, применимая к дивидендам(9%, 15%). Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации определяется следующим образом: СТэфф= Н/П, где Н – сумма налога, а П – сумма дохода (прибыли) иностранной организации ).

Так же прибыль КИК освобождается от налогообложения на территории РФ, при условии, что доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, продажа активов) не превышает 20% в структуре их доходов, опять же, при обмене информации между странами и наличии договора об избежании двойного налогообложения. Считаем, что в соответствии с последней тенденцией правоприменения, даже при выполнении вышеназванных условий может возникнуть необходимость доказывать налоговой инспекции и суду, что КИК — резидент страны, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения, не является транзитной компанией между организацией из РФ и офшором и существует не только на бумаге.


Обязанность уведомлять ФНС. Резиденты РФ должны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (в течение одного месяца с даты возникновения/изменения доли участия в иностранной компании) и о наличии у них КИК (уведомления подаются не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором прибыль КИК подлежит учету у российского резидента-налогоплательщика). Подчеркнем, что уведомлять необходимо в случае если организация является КИК, вне зависимости от того попадает ли она под критерии исключения по налогообложению ее прибыли. Заметим, что налогоплательщику необходимо раскрывать не только информация о КИК, но и всю структура владения – все организации, через которые реализуется участие в КИК. При наличии у ФНС информации, в том числе , свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации, но такое лицо не направило в налоговый орган уведомление, ФНС направляет этому налогоплательщику требование представить в течение двадцати дней необходимые пояснения или представить уведомление.
10 января 2017 года приказом ФНС утверждена форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях
и порядок ее заполнения. Таким образом, в 2017 г. необходимо отчитаться о собственном налогооблагаемой доходе за 2016 г., включив в него доход от КИК за 2015 г. Подчеркнем, что на момент представления уведомлений о КИК уведомления об участии в иностранных организациях (учреждении иностранных структур) уже должны быть направлены в налоговые органы. Кроме того, в обновленной декларации по налогу на прибыль необходимо отразить налог, исчисленный с доли в прибыли КИК, а в декларации 3-НДФЛ5 – доход в виде сумм прибыли КИК. В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик так же информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.
Нарушение обязанности уведомления налогового органа, или направление ложных сведений грозит взысканием штрафа: за неуведомление об участии в иностранной организации — в размере 50 000 рублей; за неуведомление о КИК — в размере 100 000 рублей.


Что это означает для Вас? Новые правила правила направлены на деофшоризацию российской экономики и во многих случаях лишают смысла учреждение офшорных компаний. Однако, нововведения относятся не только к тем, кто использует налоговые гавани для целей минимизации налогов, но и к тем, кто использует компании в «белых» юрисдикциях для ведения деятельности и инвестирования. Действие законодательства о контролируемых иностранных компаниях коснется почти всех, кто использует компании-нерезиденты.

Налогоплательщикам необходимо проанализировать свое участие в иностранных организациях, а так же свою возможность влиять на решения таких организаций, базирующуюся на основаниях, отличных от участия в капитале. При анализе необходимо учитывать:

  • в какой юрисдикции, расположена иностранная компания (наличие договора об избежании двойного налогообложение и наличие организации обмена информацией между государствами);
  • какова доля участия в иностранной организации, какова доля участия взаимозависимых, с точки зрения ст. 105.1 НК РФ лиц;
  • положения учредительных документов, положения соглашений между российской и иностранной организацией (договоров управления, акционерных соглашений, договоров займа, лицензионных договоров и т.д.);
  • ставку налогообложения в иностранной юрисдикции; структуру доходов иностранной юрисдикции (пассивные или активные);
  • текущий и планируемый размер прибыли иностранной компании и др.
  • Необходимо выявить риски и рассчитать финансовую целесообразность действующей структуры владения. Разработать схему реструктуризации деятельности. Стоит учитывать, что юридические процедуры, связанные с переводом бизнеса в другие юрисдикции могут занять существенное время.


    P.S.: В случае возникновения у Вас вопросов по данной тематике, Вы можете воспользоваться нашими консультационными услугами. Специалисты Бизнес Развития могут осуществить проверку текущей структуры владения и составить схему реструктуризации в целях .


    Звоните! Тел.: 8-921-786-43-15 Мы ответим на все Ваши вопросы или договоримся о встрече.
    Так же, Вы можете заполнить и наши специалисты свяжутся с Вами в кратчайшие сроки.


    Данная статья была актуализирована в соответствии с нормативными актами о налогообложении КИК в 2017 г.