Аномалии психологических состояний и манипуляторские отношения героев романов Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Идиот". Трагедия настасьи филипповны Прототип настасьи филипповны

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Первым произносит это имя молодой купец Парфен Рогожин, рассказывая, как увидел ее и как его «тут и прожгло». У Юрия Олеши сказано: «вздрогнувшее в строчке имя Настасьи Филипповны»; «кажущееся лиловым имя, от которого то тут, то там вздрагивают строчки». Она еще долго не появится, не заговорит. Но князь Мышкин уже узнает, как может «прожечь» женская красота и как Рогожин был бит своим отцом за то, что купил Н.Ф. бриллиантовые «подвески». Рогожин этим рассказом будто вводит героиню в роман. Еще несколько страниц, и князь Мышкин видит ее лицо на фотографии - портрет свой она подарила Гане Иволгину. «Удивительное лицо!., и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а?»

Достоевский - мастер экспозиции. В следующей главе, чтобы объяснить некоторую напряженность в доме генерала Епанчина, он рассказывает, как сблизился с этим генералом некто Тоцкий, человек лет пятидесяти пяти, «изящного характера, с необычайной утонченностью вкуса». Тоцкий хотел было посвататься к одной из генеральских дочерей, однако тут был «один мудреный и хлопотливый случай, из-за которого все дело могло расстроиться безвозвратно». Так под видом «хлопотливого случая», мешающего богатому человеку хорошо жениться, появляется в Петербурге женщина по имени Н.Ф. В коротком (всего на одну страницу) рассказе Достоевский умещает всю ее жизнь. Оказывается, Тоцкий взял когда-то на воспитание двух девочек-сироток (младшая вскоре умерла от коклюша) и, живя за границей, совсем забыл о них, а потом, спустя годы, увидел в своем деревенском доме «прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту». Воспитание ее приняло «чрезвычайные размеры». Не ведая, что ее ждет, девочка училась языкам, музыке и рисованию, в то время как Тоцкий терпеливо поджидал, пока этот бутон не раскроет все свои благоухающие лепестки. Дождавшись, он пожаловал собственной персоной и с тех пор «как-то особенно полюбил ту глухую свою деревеньку, заезжал каждое лето... И так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно». Это «спокойствие» Достоевский внезапно взрывает. До деревеньки дошел слух, что Тоцкий в Петербурге собирается жениться. И тут Н.Ф. обнаружила характер необыкновенный. Она бросила свой деревенский домик, явилась в Петербург к Тоцкому, и тот понял, что перед ним совершенно другая женщина. Она хохотала, излагая ему, что, кроме глубочайшего презрения, ничего к нему не испытывает, а приехала, чтобы не позволить ему жениться - «ну хоть для того, чтобы мне только посмеяться над тобой вволю». И Тоцкий понял, что теперь имеет дело «с существом совершенно из ряду вон».

Героиней романа Достоевский делает женщину, которой движет «ненасытимое чувство презрения, совершенно выскочившее из мерки». Эта женщина для Тоцкого безвредна в смысле «юридическом», но готова самое себя погубить безвозвратно и безобразно, лишь бы надругаться над своим обидчиком. Тоцкий в петербургском окружении Н.Ф. не один, он только богаче других, умнее и осторожнее. Генерал Епанчин и Ганя Иволгин - еще два участника интриги, которая ведется вокруг женщины. Ею торгуют, ее перекупают. На свой день рождения она собирает всех, кто хочет ее купить. Генерал Епанчин, имея свои дальние планы, принес ей роскошный жемчуг. Ганя Иволгин явился, зная, что ему продают женщину, а он клятву дал «доехать» ее, когда купит. И наконец, Н.Ф. ждет Рогожина, который поднял ей цену с восемнадцати тысяч до ста.

Все собравшиеся на этот невероятный день рождения преступают какую-то черту - совершают скверность или преодолевают желание ее совершить. Н.Ф. сознает, что, чем бы тут ни торговали, торгуют ею. И в момент отчаяния вместо себя предлагает другой объект внимания - бросает в огонь пачку денег, принесенных Рогожиным, и искушает Ганю бредовым соблазном: «Вытащишь - твоя».

Когда-то Тоцкий удивлялся, как дешево досталась ему эта «нежившая душа». Теперь эта душа оживает и подымает мятеж. В пламени этого мятежа все выглядят ничтожными. Все - кроме князя Мышкина. Он один, плохо разбираясь в происходящем, видит, что перед ними - живая, страдающая душа. «Вы страдали и из такого ада чистая вышли...» - это момент понимания, доступный лишь сверхпроницательному князю.

Чувство стыда в Н.Ф. обострено настолько, что другим это совсем непонятно, разуму недоступно. Отсюда версия, что она сумасшедшая. Иногда это мерещится даже князю. Он самому себе боится сказать, отчего такой гипнотической силой повлекла его за собой женщина. «Она помешанная», - не один раз повторяет князь, то отводя от Н.Ф. суждения толпы, то ужасаясь своей мысли.

Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаем о нем только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали («точки», как говорил Достоевский) намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин ее зарежет (первым про это сказал князь Мышкин, еще не видя Н.Ф.). Или еще подробность - роман Флобера «Мадам Бовари», который князь, разыскивая Н.Ф., нашел в ее комнате.

Н.Ф. - это красота, не дающаяся никому в руки. Ее невозможно присвоить, и на страсть Рогожина она не отвечает, хотя и понимает, что этот человек - единственный, кто любит ее и ради нее пойдет на все. Она мечется от Рогожина к Мышкину, от Мышкина к Рогожину, придумывает для князя свою форму счастья, толкает его к Аглае и обещает Рогожину повенчаться, когда князь женится на Аглае. Ей нужно, чтобы в любви князя не было жертвенности, а было бы молодое и чистое счастье. Обостренным слухом она схватывает какие-то слова и интонации Мышкина, которые убеждают ее в собственной правоте: да, конечно, он любит Аглаю. Но достаточно получасового свидания двух женщин, чтобы всякая надежда на мир распалась и рассеялась. Встреча эта написана Достоевским как поединок. Два его свидетеля - князь и Рогожин, а сражаются две женщины. У них все разное - судьбы, социальное положение, даже ненависть. Аглая ненавидит соперницу, и это обычное женское чувство. Н.Ф. в Аглае ненавидит «чистенькую». Одна женщина - огромной внутренней силы, темперамента и опыта страданий. Другая - девчонка перед ней, очень живая и живучая. Идет яростная борьба за князя. У Аглаи своя бессознательная цель - не пустить Н.Ф. туда, где уже принят князь, указать «беспутной» ее место. А «беспутная» верит только в Мышкина, больше ей верить не во что. И от того, уйдет ли князь вместе с Аглаей или останется, зависит все. Князь метнулся к дверям. «За ней? За ней?» - и Н.Ф. без чувств упала ему на руки. Тут Достоевский первый раз дает мизансцену, которой чуть позже закончит роман. В финале князь утешает Рогожина, а тут - Н.Ф.

Как сказал Достоевский в «Идиоте», «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем». И сам он под финал ограничивается «простым изложением событий», связанных с Н.Ф., не уклоняясь, правда, от невероятного толкования этих событий в слухах и сплетнях. Н.Ф. торопила свадьбу, князь подчинился, но из-под венца невеста сбежала - бросилась опять к Рогожину с криком «Спаси меня!» Она бежала прямо на «нож» и знала это. Ее панические слова о том, что нужно скрыться в Москве, в Орле, Рогожин прекращает ударом ножа - того самого ножа, которым была заложена книга «История России...».

Роман Достоевского много раз инсценировался и экранизировался во всем мире. На первые пьесы, написанные на основе романа, был наложен цензурный запрет. «Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при подаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества» - таково было заключение цензора. Но в 1899 году постановка «Идиота» была разрешена. В Малом театре роль Н.Ф. исполнила М.Н.Ермолова; в Александрийском - М.Г.Савина. В 20-50-е годы эту роль играли Е.Н.Гоголева, В.Н.Пашенная, Е.И.Тиме, Ю.К.Борисова.

Н.А.Крымова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Настасья. Настасья Nastazja … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идиот. Идиот Жанр: Роман

    Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Идиот (фильм). Идиот … Википедия

    - (р. 1925), актриса, народная артистка СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1985). С 1949 в Театре им. Вахтангова (Настасья Филипповна в «Идиоте» по Ф. М. Достоевскому, 1958; Валька в «Иркутской истории» А. Н. Арбузова, 1959; Клеопатра в… … Энциклопедический словарь

    Юлия Константиновна Борисова Дата рождения: 17 марта 1925(1925 03 17) (87 лет) Место рождения: Москва, СССР Профессия: актриса … Википедия

    Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), сын князя Валковского. Случайно став соперником отца в делах амурных, был сослан князем в имение Васильевское, где встретил и полюбил дочь управляющего Наташу Ихменеву. После… … Литературные герои

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867 1869). В романе «Идиот» Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. «Главная мысль романа, писал Достоевский, изобразить… … Литературные герои

    Татьяна Васильевна (род. 1933), актриса, народная артистка СССР (1981). С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре, в 1966 72 и с 1983 во МХАТе; после разделения труппы в 1987 художественный руководитель сцены МХАТа по ул. Москвина (с… … Русская история

Книги

  • Идиот , Федор Достоевский , Князь Мышкин, главный герой знаменитого романа Ф.М.Достоевского "Идиот", несет людям проповедь сострадания, прощения, милосердия и братства. Однако надежды его рушатся: становится… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:

Настасья Филипповна Барашкова - одна из главных героинь известного романа русского классика Ф.М. Достоевского «Идиот». Это молодая дворянка, без образа которой невозможно раскрытие главного персонажа произведения, князя Мышкина.

Характеристика персонажа

Настасья Филипповна - человек неоднозначный и противоречивый. Достоевский указывает на двойственность ее образа (с одной стороны - гордячка, с другой - жертва). В семилетнем возрасте она потеряла родителей, и ее приютил богач Тоцкий, который не сильно следил за своим моральным обликом. До шестнадцати лет он ее воспитывал и обеспечивал, однако по достижении половозрелого (по тем временам) возраста сделал из юной девочки содержанку. У Настасьи Филипповны не оставалось ничего другого, кроме как смириться с участью. Однако в 25 лет все меняется. Тоцкий решает жениться, а Настасью Филипповну с колоссальным приданым выдать замуж за богача. На этом моменте читатель тесно знакомится с героиней.

(Настасья Филипповна - всегда элегантная и изящная )

Автор постоянно акцентирует внимание на красоте Настасьи Филипповны. Она стройна, статна, имеет выразительное лицо с толикой надменности, темно-русые волосы, глубокий взгляд. Она всегда ухожена и грациозна. Даже в простом платье и с простой прической она всегда выглядела выигрышнее других дам. Не зря князь Мышкин интересуется ей с первого взгляда на один лишь портрет. При этом у нее дьявольски сложный характер. Героиня вспыльчивая, острая на язык, гордая, непокорная. Часто ее называют бессердечной и высокомерной. И только приезжий князь понял, что истинное лицо Барашковой - страдание, которое она тщательно скрывает.

Образ в произведении

Образ Настасьи Филипповны в произведении куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Эта элегантная и грозная с виду женщина на самом деле - жертва обстоятельств. Все видят в ней высокомерную страстную статую с красивым лицом, но никто, кроме князя Мышкина, так и не смог заглянуть к ней в душу. В детстве ее сломил Тоцкий, взяв не попечение, Тоцкий же сломил ее и второй раз, когда сделал своей содержанкой. Настасья Филипповна понимала, что он приютил ее, чтобы под маской благодетели взрастить себе красивую рабыню, которой можно щегольнуть на балах и пирах, как аксессуаром.

Настасья Филипповна обречена на трагичную судьбу. Автор постепенно подводит читателей к такой развязке. В приступе ревности ее убивает Парфен Рогожин. Почему же должна была оборваться судьба этой женщины? Достоевский намекает, что это было предрешено. Об этом постоянно говорили черные траурные платья героини, ее постоянно печальные глаза.

Образ Настасьи Филипповны - это олицетворение страшного душевного надлома. Это образ страдающей, несчастной женщины, которую никто никогда не любил искренне. Любовь Тоцкого и других мужчин - это похоть и разврат. Любовь Парфена Рогожина - это бездумная страсть. Любовь князя Мышкина - обыкновенная жалость. Автор сам избавляет свою героиню от страданий, поскольку сочувствует ей и жалеет, что такая неординарная женщина так и осталась непонятой и одинокой до самого конца.

Главная героиня романа, вокруг которой завязаны основные сюжетные узлы. Князь Мышкин впервые видит её (сначала на портрете) в день, когда ей исполнилось 25 лет. «- Так это Настасья Филипповна? - промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет: - Удивительно хороша! - прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна… <...>

Удивительное лицо! - ответил князь, - и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щёк. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!..»

Затем князь ещё раз, уже наедине, вглядывается в портрет: «Давешнее впечатление почти не оставляло его, и теперь он спешил как бы что-то вновь проверить. Это необыкновенное по своей красоте и ещё по чему-то лицо ещё сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота была даже невыносима, красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота! Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его. Когда через минуту он вошёл в гостиную, лицо его было совершенно спокойно…»

Мышкин как бы угадал всю прежнюю и будущую судьбу Настасьи Филипповны. Он родилась в семье мелкопоместного помещика Филиппа Александровича Барашкова - «отставного офицера, хорошей дворянской фамилии». Когда Насте было семь лет, «вотчина» их сгорела, в огне погибла мать, отец от горя сошёл с ума и умер в горячке, умерла вскоре и младшая сестра, так что девочка осталась одна на всём белом свете. Сосед, богатый помещик Афанасий Иванович Тоцкий, «по великодушию своему, принял на своё иждивение» сироту, она выросла в семье его управляющего-немца. «Лет пять спустя, однажды, Афанасий Иванович, проездом, вздумал заглянуть в своё поместье и вдруг заметил в деревенском своём доме, в семействе своего немца, прелестного ребёнка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный. В этот раз он пробыл в поместье всего несколько дней, но успел распорядиться; в воспитании девочки произошла значительная перемена: приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки. Она поселилась в деревенском доме, и воспитание маленькой Настасьи приняло чрезвычайные размеры. Ровно чрез четыре года это воспитание кончилось; гувернантка уехала, а за Настей приехала одна барыня, тоже какая-то помещица и тоже соседка г-на Тоцкого по имению, но уже в другой, далёкой губернии, и взяла Настю с собой, вследствие инструкции и полномочия от Афанасия Ивановича. В этом небольшом поместье оказался тоже, хотя и небольшой, только что отстроенный деревянный дом; убран он был особенно изящно, да и деревенька, как нарочно, называлась сельцо “Отрадное”. Помещица привезла Настю прямо в этот тихий домик, и так как сама она, бездетная вдова, жила всего в одной версте, то и сама поселилась вместе с Настей. Около Насти явилась старуха ключница и молодая, опытная горничная. В доме нашлись музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка, а чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович... С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно…»

Идиллия кончилась, когда Настасья Филипповна узнала, что Тоцкий в Петербурге «женится на красавице, на богатой, на знатной, - одним словом, делает солидную и блестящую партию». И в судьбе Настасьи Филипповны с этого времени произошёл чрезвычайный переворот. «Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер. Долго не думая, она бросила свой деревенский домик и вдруг явилась в Петербург, прямо к Тоцкому, одна-одинёхонька. Тот изумился, начал было говорить; но вдруг оказалось, почти с первого слова, что надобно совершенно изменить слог, диапазон голоса, прежние темы приятных и изящных разговоров, употреблявшиеся доселе с таким успехом, логику, - всё, всё, всё! Пред ним сидела совершенно другая женщина, нисколько не похожая на ту, которую он знал доселе <…> Эта новая женщина, оказалось, во-первых, необыкновенно много знала и понимала, - так много, что надо было глубоко удивляться, откуда могла она приобрести такие сведения, выработать в себе такие точные понятия. (Неужели из своей девичьей библиотеки?) Мало того, она даже юридически чрезвычайно много понимала и имела положительное знание, если не света, то о том по крайней мере как некоторые дела текут на свете. Во-вторых, это был совершенно не тот характер как прежде, то есть не что-то робкое, пансионски неопредёленное, иногда очаровательное по своей оригинальной резвости и наивности, иногда грустное и задумчивое, удивлённое, недоверчивое, плачущее и беспокойное.

Нет: тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо, прямо заявившее ему, что никогда оно не имело к нему в своём сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты, наступившего тотчас же после первого удивления. Эта новая женщина объявляла, что ей в полном смысле всё равно будет, если он сейчас же и на ком угодно женится, но что она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется, и что следственно так и быть должно…»

Тоцкий намеревался жениться на одной из дочерей генерала Епанчина - Александре. Настасья Филипповна не может «юридически» помешать этому браку, но она в состоянии, погубив себя, погубить и его матримониальные планы. Непримиримость, максимализм Настасьи Филипповны, её безграничная гордость вкупе с её ослепительной красотой вовлекают в орбиту её инфернального притяжения всё новых и новых претендентов на её сердце, вернее - тело. Она в прямом смысле слова становится предметом купли, предметом торга. Генерал Епанчин, Ганя Иволгин, купец-миллионщик Парфён Рогожин - все они рассчитывают так или иначе «купить» Настасью Филипповну. И только князь Мышкин видит в этой мятущейся женщине живую, страдающую, легко ранимую душу. Сама Настасья Филипповна, запутавшись в своих чувствах, мечется между Парфёном Рогожиным и князем Мышкиным, соглашается на брак то с одним, то с другим и в финале погибает от ножа Рогожина.

В образе Настасьи Филипповны Барашковой можно усмотреть отдельные черты сходства с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой, а во взаимоотношениях героини романа с Тоцким, годящимся ей по возрасту в отцы, проявились в какой-то мере глубинные психологические мотивы любви-ненависти, составляющие суть взаимоотношений Сусловой и Достоевского.

(«Идиот»)

Главная героиня романа, вокруг которой завязаны основные сюжетные узлы. впервые видит ее (сначала на портрете) в день, когда ей исполнилось 25 лет. « — Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет: — Удивительно хороша! — прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна... <...>.
— Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!..».
Затем князь еще раз, уже наедине, вглядывается в портрет: «Давешнее впечатление почти не оставляло его, и теперь он спешил как бы что-то вновь проверить. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо еще сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота была даже невыносима, красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота! Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его. Когда через минуту он вошел в гостиную, лицо его было совершенно спокойно...».
Мышкин как бы угадал всю прежнюю и будущую судьбу Настасьи Филипповны. Он родилась в семье мелкопоместного помещика Филиппа Александровича Барашкова — «отставного офицера, хорошей дворянской фамилии». Когда Насте было семь лет, «вотчина» их сгорела, в огне погибла мать, отец от горя сошел с ума и умер в горячке, умерла вскоре и младшая сестра, так что девочка осталась одна на всем белом свете. Сосед, богатый помещик , «по великодушию своему, принял на свое иждивение» сироту, она выросла в семье его управляющего-немца. «Лет пять спустя, однажды, Афанасий Иванович, проездом, вздумал заглянуть в свое поместье и вдруг заметил в деревенском своем доме, в семействе своего немца, прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный. В этот раз он пробыл в поместье всего несколько дней, но успел распорядиться; в воспитании девочки произошла значительная перемена: приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки. Она поселилась в деревенском доме, и воспитание маленькой Настасьи приняло чрезвычайные размеры. Ровно чрез четыре года это воспитание кончилось; гувернантка уехала, а за Настей приехала одна барыня, тоже какая-то помещица и тоже соседка г-на Тоцкого по имению, но уже в другой, далекой губернии, и взяла Настю с собой, вследствие инструкции и полномочия от Афанасия Ивановича. В этом небольшом поместье оказался тоже, хотя и небольшой, только что отстроенный деревянный дом; убран он был особенно изящно, да и деревенька, как нарочно, называлась сельцо "Отрадное". Помещица привезла Настю прямо в этот тихий домик, и так как сама она, бездетная вдова, жила всего в одной версте, то и сама поселилась вместе с Настей. Около Насти явилась старуха ключница и молодая, опытная горничная. В доме нашлись музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка, а чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович... С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно...».
Идиллия кончилась, когда Настасья Филипповна узнала, что Тоцкий в Петербурге «женится на красавице, на богатой, на знатной, — одним словом, делает солидную и блестящую партию». И в судьбе Настасьи Филипповны с этого времени произошел чрезвычайный переворот. «Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер. Долго не думая, она бросила свой деревенский домик и вдруг явилась в Петербург, прямо к Тоцкому, одна-одинехонька. Тот изумился, начал было говорить; но вдруг оказалось, почти с первого слова, что надобно совершенно изменить слог, диапазон голоса, прежние темы приятных и изящных разговоров, употреблявшиеся доселе с таким успехом, логику, — все, все, все! Пред ним сидела совершенно другая женщина, нисколько не похожая на ту, которую он знал доселе <...>. Эта новая женщина, оказалось, во-первых, необыкновенно много знала и понимала, — так много, что надо было глубоко удивляться, откуда могла она приобрести такие сведения, выработать в себе такие точные понятия. (Неужели из своей девичьей библиотеки?) Мало того, она даже юридически чрезвычайно много понимала и имела положительное знание, если не света, то о том по крайней мере как некоторые дела текут на свете. Во-вторых, это был совершенно не тот характер как прежде, то есть не что-то робкое, пансионски неопределенное, иногда очаровательное по своей оригинальной резвости и наивности, иногда грустное и задумчивое, удивленное, недоверчивое, плачущее и беспокойное.
Нет: тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо, прямо заявившее ему, что никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты, наступившего тотчас же после первого удивления. Эта новая женщина объявляла, что ей в полном смысле все равно будет, если он сейчас же и на ком угодно женится, но что она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется, и что следственно так и быть должно...».
Тоцкий намеревался жениться на одной из дочерей — . Настасья Филипповна не может «юридически» помешать этому браку, но она в состоянии, погубив себя, погубить и его матримониальные планы. Непримиримость, максимализм Настасьи Филипповны, ее безграничная гордость вкупе с ее ослепительной красотой вовлекают в орбиту ее инфернального притяжения все новых и новых претендентов на ее сердце, вернее — тело. Она в прямом смысле слова становится предметом купли, предметом торга. , купец-миллионщик — все они рассчитывают так или иначе «купить» Настасью Филипповну. И только князь Мышкин видит в этой мятущейся женщине живую, страдающую, легко ранимую душу. Сама Настасья Филипповна, запутавшись в своих чувствах, мечется между Парфеном Рогожиным и князем Мышкиным, соглашается на брак то с одним, то с другим и в финале погибает от ножа Рогожина.
В образе Настасьи Филипповны Барашковой можно усмотреть отдельные черты сходства с , а во взаимоотношениях героини романа с Тоцким, годящимся ей по возрасту в отцы, проявились в какой-то мере глубинные психологические мотивы любви-ненависти, составляющие суть взаимоотношений Сусловой и Достоевского.

Отношениях между персонажами романа Фёдора Достоевского “Идиот” Тоцким и Настасьей Филипповной довольно загадочны.

С одной стороны, данная тема является малозначащей, если оценивать произведение с точки зрения основного смысла. С другой – не случись этого трагического поворота в судьбе юной Настасьи Филипповны, автору “Идиота” было бы трудно объяснить поступки данной героини.

Как Достоевский описывает знакомство Тоцкого и Настасьи Филипповны? – Родители девочки погибли при трагических обстоятельствах. Тоцкий решил сделать широкий жест и взял Настасью к себе на воспитание. Точнее, она стала жить с семейством одного из управляющих Тоцкого. Позднее Тоцкий приметил, что сирота с возрастом становится всё милей и краше, и устроил Настасью Филипповну в отдельный дом в “глухой деревеньке”, с прислугой и учителями для образования.

Фёдор Михайлович далее пишет: “…А чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович… С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.

Невнимательный читатель не увидит в этих словах никакого намёка на разврат. Как и я не видел (или не хотел видеть), когда читал роман. Но автором всё разъяснено предельно ясно – конечно, в рамках приличия, хоть и не без иронии: “…Спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.

Что ж, можно до хрипоты спорить, что означает это “со вкусом и изящно”. Ей-богу, это даже на вечный афоризм тянет, можно его использовать в миллионе ситуаций.

Например: “Путин правил страной 33 года, со вкусом и изящно”. – Так могут написать в учебнике истории через 100 лет.

Или: “Американский доллар крепко держит мировую финансовую систему со времени оформления Бреттон-Вудской системы, ничего не опасаясь, со вкусом и изящно”.

Или: “Абрам Абрамов сидит на шее у государства, получая пособие по безработице, со вкусом и изящно”.

Достоевский – мастер таких ёмких выражений. Одно из проявлений его гениальности. Но вернёмся к Настасье Филипповне и Тоцкому.

Вспомним, что Настасья Филипповна (на званом вечере, куда заявился Рогожин со ста тысячами рублей) бросала в лицо Тоцкому гневные слова о развращении им маленькой девочки. Это – ещё одно подтверждение неприглядных действий Тоцкого.

Схожесть с другими произведениями Достоевского

Вспомним “Униженных и оскорблённых” – более ранний роман Достоевского. Одно из действующих лиц – князь Валковский, описывается как безнравственное и беспринципное чудовище, любитель клубнички. В образе князя Валковского можно обнаружить характерные для Тоцкого черты. Эта схожесть двух персонажей не оставляет шансов Тоцкому хоть немного реабилитироваться в глазах читателя.

Конечно, данная параллель с “Униженными и оскорблёнными” может выглядеть натянутой, но, всё-таки, она очень показательна при анализе подобных героев Достоевского, как Тоцкий и князь Валковский. Можно вспомнить и Свидригайлова из “Преступления и наказания” – ещё одного тёмного персонажа Фёдора Михайловича.

Итак, прослеживается сексуальный характер отношений между Тоцким и Настасьей Филипповной. Физическая близость – последний предел для тонко чувствующей и юной девушки, какой была Настасья. Большего ущерба для психики и представить трудно.

Допустим, близости между ними не было. Было “изящное ” времяпрепровождение Тоцкого в компании Настасьи Филипповны, миловидной и образованной. Но и в этом случае легко обнаруживается унижающая девочку ситуация. Она – вещь Тоцкого, рабыня, которая своим присутствием ублажает барина.

Это не отеческое, благородное отношение благодетеля Тоцкого к своей воспитаннице. Тонко чувствующий человек понимает, где благородная поддержка в трудном положении, а где – “изящное ” пользование вещью. Именно такое “пользование ” и “приятное времяпрепровождение ” может воспринимается жертвой даже более остро и негативно, чем, например, физическое насилие.

В данной ситуации мы видим типичную для персонажей Достоевского реакцию – болезненное, острое реагирование героя произведения (Настасьи Филипповны) на “несправедливость”, “обиду”.

В этом отношении обратная ситуация была у князя Льва Николаевича Мышкина, как и Настасья Филипповна, рано осиротевшего. Его взял на попечение помещик Павлищев, который полностью содержал Льва Николаевича и в России, и в Швейцарии во время лечения князя у доктора Шнейдера.

На мой взгляд, нанесённая Тоцким “обида” Настасье Филипповне полностью оправдывает её действия во взрослой жизни. Личность героини в результате пережитого подверглась уродливой трансформации, душевной организации нанесён тяжкий урон. Вспомним слова князя Льва Николаевича про Настасью Филипповну:

“- Да; она – сумасшедшая! — прошептал он [князь Мышкин] бледнея. – Вы наверно это знаете? — спросил Евгений Павлович с чрезвычайным любопытством. – Да, наверно; теперь уже наверно; теперь, в эти дни, совсем уже наверно узнал!”

“Сумасшедшей” в романе Настасью Филипповну называл и генерал Епанчин, и Рогожин (хотя и косвенно).

Безумные, “сумасшедшие” герои милы сердцу Достоевского.

Но это уже тема для отдельной статьи.